Доклад "Развитие духовно-нравственного воспитания обучающихся в Центре творчества"
материал
Доклад
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр творчества с. Чехов
Доклад
Тема: «Развитие духовно-нравственного
воспитания обучающихся в Центре творчества».
Методист:
Синькова
Ольга Николаевна
2022г.
Доклад по теме: «Развитие духовно-нравственного воспитания обучающихся в Центре творчества»
Духовно-нравственное воспитание в ЦТ – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных ценностей.
Целью духовно- нравственного воспитания в ЦТ является –воспитание детей мыслящими, доброжелательными, милосердными.
Применительно к духовно-нравственному воспитанию, основываясь на концепцию дополнительного образования, выделяют следующие высшие духовные ценности:
- индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
- семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
- национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
- общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле).
В Центре творчества с 2001 года разработана и успешно реализуется воспитательная программа «Мир грез».
Цель программы – создание целостной среды, способствующей становлению и развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся; самоопределению, освоению системы социально-культурных и нравственных ценностей человека Данная программа включает в себя 6 направлений.
Одно из приоритетных направлений является «Отечество».
В рамках этого направления ежегодно проходят патриотические квест-игры «Сталинградская битва», «Освобождение Будапешта», «Дорогами войны». С недавнего времени стала традицией акция «Блокадный хлеб». В этот день ребятам выдается кусочек 125 гр. черного хлеба. Ребята трепетно и с большим удовольствием, не уронив не одной крошки, съедают его. Так же создаются условия по регулярному проведению экскурсий для детей, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике.
Следующим из приоритетных направлений «Закон и порядок». В рамках этой воспитательной системы проходят беседы: «Телефон доверия», тематические уроки: «Законы по которым мы живем!», «Права ребенка по закону и по жизни». В рамках связи и социального партнерства ЦТ осуществляет взаимодействие с сельской библиотекой совместная организация и проведение мероприятий, выставок: «Многоликая опасность», «Мы самые воспитанные».
Еще одно важное направление воспитательной программы «Родной очаг».
В этом направлении работа выстраивается через непосредственное взаимодействие с родителями посредством организации совместной досуговой деятельности. Ежегодно проходят выставки рисунков, фотовыставки, конкурсные мероприятия, концерты: «День матери», «День отца», «8 марта», «Встреча Нового года», «День пожилого человека», «23 февраля» и т.д.
Как показала практика, совместная работа устанавливает теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в объединениях.
В рамках воспитательной системы Центра развивается такое направление как «Голубая планета». Очевидно, что в становлении экологического сознания велика именно экологическая направленность Центра она и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие. В рамках образовательно-просветительского проекта «Дели на три» стало традиционно в течение года проходит викторину «Сортируй на три». Центр творчества принимает активное участи в природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята - молодые защитники природы».
Не мало важным направлением в нашей воспитательной системе является «36 и 6». Оно направлено на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха. С обучающимися проходят спортивные соревнования и квест-игры на свежем воздухе: «Веселые потехи», «Летние приключения» и т.д.
Художественно-эстетическое направление «Палитра» ориентировано на развитие многоуровневости, ориентации обучающихся с различным познавательным, творческим потенциалом. Художественно-эстетическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии с другими видами воспитания: нравственным, трудовым, правовым, экологическим, физическим.
Концепцией развития дополнительного образования до 2030 года определена задача об усилении воспитательной составляющей в содержании дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и организации воспитательного процесса на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства для формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности.
В соответствии с этой задачей педагоги Центра дополняют программы соответствующими разделами, темами по направленности объединений. Например, программа «Шаг за шагом к мастерству» технической направленности содержит разделы «Из истории государства Российского», «Начало Русского судостроения», «Небо и авиация России», знакомит с темами «Автотранспорт и дороги России», «Инженерно-техническое будущее России», на практических занятиях обучающиеся изготавливают модель объекта культурного наследия Российской Федерации бронепалубного крейсера «Аврора».
Программа «Музыкальная каруселька» художественной направленности направлена на формирование у детей познавательного и личностного развития. Раскрывает роль народной сказки в формировании нравственных эталонов у дошкольников, поэтому работу по духовно-нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам. Перед педагогом стоит задача: посредством событий в сказке помочь усвоить детьми духовно-нравственные категории: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень, содействовать обогащению словаря, милосердие, развивать эстетический вкус и т.д.
Программа «Чудеса из чудес» художественной направленности приобщает обучающихся к народной художественной культуре через использование пейзажей известных русских художников в качестве образцов для выполнения работ из природного материала, знакомит с традициями и обычаями русского народа, укрепляет связь с семьей при изготовлении и дарении сувениров-оберегов из природного материала. Отдельной темой в содержании программы запланировано выполнение творческой работы «Аист на крыше – мир на Земле».
Целью программы «Игрушечный мир детства» является воспитание художественного эстетического вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям посредством изготовления мягкой игрушки. Содержание данной программы предусматривает беседы: «История народной игрушки», «Русская самодельная игрушка», «Обереги. Обрядовые куклы» и непосредственно изготовление кукол «Берегиня», «Сударушка», «Кукла в русском костюме».
Программа художественной направленности «Твори, выдумывай, пробуй» знакомит обучающихся с творчеством народных умельцев, с народным творчеством Гжели, Жестовскими узорами. На практических занятиях используется роспись предметов дымки, хохломы, Семенова. Дети рисуют по произведению А.С. Пушкина.
Одной из задач программы «Юный финансист» является воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, уважение к труду людей разных профессий, бережливого отношения ко всем видам собственности. Для решения этой задачи в программу включены темы «Труд и продукт труда», «Профессии», «Полезные и вредные экономические привычки в быту».
В перспективе работу по усилению воспитательной составляющей в содержании дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ педагоги продолжат.
Используемая литература:
- ФЗ № 273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
- Концепция дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
- Концепция Федеральной программы развития образования на 2016–2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29.12. 2014 года № 2726-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
- Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. 2005. №11. С. 68-71.
- Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. М. : Издательство ПСТГУ, 2008. 240 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года: Одной из задач дополнительного образования является «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности» усилить воспитательную составляющую в содержании дополнительных общеобразовательных программ и организовать воспитательный процесс на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей российского общества и государства для формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности создать условия по регулярному проведению экскурсий для детей, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике
Воспитательная программа «Мир грёз» Цель: создание целостной среды, способствующей становлению и развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся, самоопределению и освоению системы социально-культурных и нравственных ценностей человека. Задачи: сформировать систему досуговых мероприятий в ЦТ; создать условия для эффективного использования обучающимися и совершенствования культуры проведения свободного времени; содействовать социальной адаптации обучающихся к современным условиям жизни, развитию инициативы, предприимчивости, развитию идеи гражданского общества среди подрастающего поколения для формирования активной жизненной позиции; способствовать развитию творческого потенциала обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей; создать комфортные условия, способствующие развитию доброжелательного общения в процессе взаимодействия педагога и обучающегося; сформировать убеждения о необходимости ответственного отношения к своему здоровью; создать условия для эффективного взаимодействия ЦТ с родителями (законными представителями) обучающихся, выработать позитивное отношения родителей (законных представителей) к деятельности ЦТ; воспитать дружеское отношение друг к другу, умение слышать и видеть радости и успехи своих товарищей.
Закон и порядок 36 и 6 Палитра Голубая планета Отечество Родной очаг Воспитательная программа «МИР ГРЁЗ»
«отечество» Цель направления: формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гражданской ответственности, самостоятельности и толерантности. Задачи: – воспитать потребности в сохранении и развитии исторического и культурного прошлого села, страны; – изучить историю природы, культуры, традиций родного села; – обеспечить готовность к участию в разнообразных формах социально- культурной краеведческой деятельности.
Квест-игра «Сталинградская битва», «Освобождение Будапешта»
Акция «Блокадный хлеб» Акция «Блокадный хлеб»
Экскурсия к доске памяти погибших ВОВ
«Закон и порядок» Цель направления: профилактика безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и молодёжи села. Задачи: – воспитание ответственности за благополучие, безопасность и радость жизни; – привитие навыков культуры поведения, культуры общения, правовой культуры, воспитания, изучение правовых и законодательных норм; – формирование толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания; – умений и навыков противодействовать асоциальным проявлениям.
«родной очаг» Цель направления: содействие в укреплении кровных уз, развитие понимания святого прошлого и доброго будущего. Задачи: – познакомить родителей с деятельностью центра в целом; – внедрение опыта лучших традиций семейного воспитания; – установить пути взаимодействия центра и семьи; – выявить взаимоотношения семьи и ЦТ; – создать условия для развития творческих способностей и доброжелательной обстановки в семье; – выявить особенности семейного воспитания, взаимоотношения детей и родителей; – способствовать совместному решению выявленных проблем в процессе воспитания детей.
«Голубая планета» Цель направления: формирование экологической культуры и экологического сознания обучающихся. Задачи: – воспитание понимания Родины, как не проходящей ценности; – развитие понимания истоков земли; – формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
«36 и 6» Цель направления: воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда здорового образа жизни, формирование убеждений в необходимости и важности серьезного отношения к своему здоровью. Задачи: – создать условия для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни; – популяризация преимущества здорового образа жизни, расширение кругозора в области физической культуры и спорта; – сформировать систему спортивно-оздоровительной работы центра; – сформировать отрицательное отношения к вредным привычкам.
Спортивные соревнования
Акция «Мы против СПИДА!» Беседа «
«Палитра» Цель направления: гармоническое развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений; нравственное становление. Задачи: – сформировать духовно-нравственные качества личности на основе разнообразной творческой деятельности; – развить индивидуальные творческие способности обучающихся; – создать условия для творческой самореализации и социализации обучающихся; – способствовать получению новых знаний в области культуры и искусства; – способствовать формированию внутренней культуры личности.
Танковый биатлон
Осенний природный материал Весенний природный материал Оберег Веничек- домовушка
Кукла-масленица
Традиционные обрядовые куклы
Дымковская игрушка Роспись Гжель
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
«Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности обучающихся»
В статье приводится обоснование для включения в систему внеурочной деятельности программ духовно-нравственного направления с использванием фольклорного материала, что даёт возможность расширить образо...
ПРОЕКТ "ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОБУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ".
Проект "Десять заповедей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся МОБУ "Центр образования" в современных условиях"....
Отчет о работе в рамках проекта «Десять заповедей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования»
Отчет о работе в рамках проекта "Десять заповедей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся МОБУ "Центр образования"...