Патриотическое воспитание обучающихся средствами народнопоэтического песенного творчества донских казаков
статья по литературе
В статье ставится цель: показать безграничные возможности народно-песенного донского творчества в воспитании у подростков чувства патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества и Дона, в приобщении к историческому прошлому своего края через лучшие его образцы.
Были использованы методы: обработка информации сайтов, анализ научной литературы, метод систематизации материала, метод анализа статистических данных, полученных в результате анкетирования обучающих школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_patrioticheskoe_vospitanievospitanie.docx | 823.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОПОЭТИЧЕСКОГО ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДОНСКИХ КАЗАКОВ.
Сазонова Светлана Леонидовна
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Муниципальное бюджетное образовательное учреждение казачья СОШ №10, Ростовская область, г. Красный Сулин.
Сегодня у настоящего фольклора много конкуренции: по радио, телевидению, с компакт-дисков звучит очень много низкопробных подделок, неудачных стилизаций под народную песню. Эта волна захлестывает сознание детей, не даёт им развиваться духовно. Ребёнок оказывается на распутье: он не может определить, что действительно ценно, не может самостоятельно выработать систему ориентиров в мире музыки, портит музыкальный вкус, а настоящим народным песням отводится незаслуженно мало места в жизни нашего общества. Остроактуальной становится проблема формирования национального, этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян, воспитания любви к Отечеству, к своей "Малой родине" - донскому краю, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.
Не секрет, что молодые люди в настоящее время недостаточно хорошо знают народно-песенное творчество донских казаков, что приводит к потере своих корней. Средством сохранения и развития культурных ценностей в России стали песни донских казаков, являющиеся частью традиционной народной культуры. Процессы современного культурного развития общества определяются стремлением этносов сохранить свою национальную индивидуальность, проявляющуюся в сохранении песенного творчества Дона и в бережном отношении к нему, развитии и преумножении его богатств. Только это и может привести к высокому понимание патриотизма, нравственности, верности гражданскому и общественному долгу современного человека.
Песни донских казаков - это рассказ о славных походах, о громких победах, о горечи неминуемых утрат, о раздолье и великолепии донской степи, о доме, о Великой реке Дон, которую в своих песнях казаки величают: "Кормилец, наш батюшка православный Тихий Дон-Иванович". Богатейший донской песенный репертуар отличается большим разнообразием жанров, сюжетов и мотивов. В фольклорных праздниках казаков органично переплетены древнеславянские обычаи, представлены земледельческо-календарные обряды, сопровождающиеся песенным фольклором.. Чаще всего песни пели за праздничным столом, на гуляниях, свадьбах. Только в свадебном обряде казаков было около тысяч песен, причем их знали и пели все.
Казачьи песни создавались при особых исторических условиях. Составители казачьих песен – это «воровские люди», «вольница казацкая», - одним словом люди, которые не мирились с холопством, рабством, крепостным правом. Вот почему песня казака никогда не носит «тоски, близкой к отчаянью», вот почему она у казака широка и раздольна, вот почему она и задорна, и весела, и свободна в мелодиях и ритмах своих, и свободен и весел никогда не унывающий ее сочинитель – казак. Есть, конечно, песни и с грустными напевами, но это и не грусть, а «дума - раздумье». Удивительный оптимизм казачьих песен подмечен и отмечен был В. Г. Белинским, который с большой похвалой отозвался об исторических казачьих песнях: «Донские казачьи песни можно причислить к циклу исторических, и они, в самом деле, более заслуживают названия исторических, чем так называемые собственно исторические русские народные песни. В них весь быт и вся история этой военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгулье нашли себе гнездо широкое, раздольное и привольное. Их и числом несравненно больше, чем в последних, в них и поэзия размашистей и удалее».
В нашей школе уделяется большое значение возрождению казачьих традиций. В рамках регионального компонента реализуется такой предмет как литература Дона. Среди разделов, входящих в программу этого предмета, особый интерес вызывает «Фольклор Дона». Одна из тем этого раздела – Народнопоэтическое песенное творчество донских казаков. На этих уроках обучающиеся знакомятся с жанрами донских песен, говорят о поэтической их красоте и отличительных чертах, определяют их идейно-нравственный смысл. На обобщающий урок даётся задание выполнить и представить проект об одной из понравившихся казачьих песен. Цель исследования песни – выявить особенности поэтики и проследить основные изменения происходящие со временем в её структуре и содержании. Анализ народно-эпического текста проводится по следующим вопросам:
1. Какова история создания и тема песни?
2. Кто главный герой? Какую роль он выполняет?
3. Каким образом представлен сюжет? Как отражены в песне сюжетные элементы?
4.Присутствует ли в песне вымысел? В чём он заключается?
Ребята с удовольствием берутся за работу и находят много интересных сведений о выбранной ими песне. Хочется поделиться материалом, который раздобыли обучающие о песне «Не для меня придёт весна».
Этот популярнейший романс относится к теме казак и война и имеет множество вариантов. В конце XIX и в начале ХХ века он неоднократно издавался с указанием "слова и музыка А. Гадалина" и в обработке Я. Пригожего входил в репертуар выдающейся эстрадной певицы Анастасии Вяльцевой. Как и "Хас-Булат удалой", этот романс не утратил своей актуальности и в других войнах. Вяльцева с наибольшим успехом исполняла его во время Русско-японской войны, когда, организовав на свои средства санитарный поезд, отправилась на Дальневосточный фронт, к раненому мужу. При этом последние строки романса были изменены - вместо "к берегам абхазским" Вяльцева пела: "На фронт германский я умчуся". Подобные изменения происходили и в гражданскую войну, когда "Не для меня придет весна..." стал одним из самых популярных "белогвардейских" романсов. Биографические данные об. "А. Гадалине" не установлены; под этой подписью романс появился в печати на грани XIX-XX веков. Вообще, он более ранний. Текст восходит к стихотворению А. Молчанова, написанного в 1838 году, во времена Кавказской войны, на флагмане Черноморского флота "Селистрия" - а потому есть предположение, что Молчанов был морским офицером. Музыку создал в начале 1840-х Николай Девитте. К концу XIX века информация о первоначальных авторах затерялась. Романс подвергся фольклоризации и стал популярной народной песней, причем герой гибнет не обязательно на войне - иногда при побеге на каторжном этапе. В популярных ныне вариантах обычно упоминается река Дон ("не для меня Дон разольется..."), но известны и другие версии - "Не для меня Буг разольется", "Не для меня Дунай разольется" (в русской среде Бессарабии) и так далее. Подвергаясь разнообразной фольклоризации, романс дожил до наших дней. Популярным он был и в годы Великой Отечественной войны. Празднуя победу, наши солдаты пели ее так: «И для меня придет весна». Об этом впервые написал краевед из Петропавловска А. Н. Сендецкий. Он же указал на первую его публикацию в журнале «Библиотека для чтения», где под стихами стояла подпись: На корабле Селистрия. 1838 г. А. Молчанов. По предложению Сендецкого, он служил офицером флагманского корабля Черноморского флота, руководимого Павлом Степановичем Нахимовым – будущим легендарным героем Севастополя. Стихотворение появилось в весеннем номере журнала в 1839 году, накануне боевой экспедиции корабля «Селистрия» к берегам Кавказа, о чем говорится и в стихах, в состав песни, правда, не вошедших:
Не для меня придёт весна!
Я поплыву к брегам Абхазским,
Сражусь с народом Закавказским…
Там пуля ждет давно меня!
С середины 19-го века русского народное сознание все более чутко прислушивается к индивидуальным жалобам, вдумывается и вживается в индивидуальную судьбу. Тогда-то и романсы начинают сближаться с народными песнями, а некоторые просто и уверенно входят в народный репертуар. К их числу, как показала история, принадлежит и романс «Не для меня придет весна».
Песни, рождённые на донской земле, отражают души народа – их создателя и хранителя, рассказывают о истории нашей малой родины; они не могут оставить равнодушным ни одного человека, а тем более того, кто вскормлён этой землёй. Велика любовь народа Дона к казачьей песни, поэтому, желая её возродить, в 2007 году и было решено создать в нашей первой казачьей школе Красносулинского района ансамбль казачьей песни «Лазорики», который стал спутником казачьего хора «Станичники» Районного Дворца культуры. Руководителем ансамбля стала Михалева Л.П.- воспитатель казачьих классов нашей школы, солистка хора «Станичники».
Вот уже почти 10 лет существует ансамбль, и за это время им было воспитано немало юных любителей и талантливых исполнителей казачьих песен. В их репертуаре есть такие песни: «Дон, ты вольный», «Ты донской, привольный край!», «Я сама героя провожала», «А пчёлочка златая» и другие.
С большим удовольствием занимаются в этом ансамбле все желающие и радуют своими концертами жителей города и района, выступая на школьных праздниках и праздниках детского сада №14 «Аленький цветочек», педагогических форумах и семинарах в Центре дошкольного воспитания «Досуг», в Центре обслуживания пенсионеров, на епархиальных праздниках«Слава казачья».
Епархиальных праздниках«Слава казачья». Школьный праздник, посвящённый Дню победы.
В наградном «багаже» «Лазориков» немало грамот, Благодарственных писем и дипломов. Особую гордость вызывает Диплом епископа Шахтинского и Миллеровского Игнатия.
Слушая пение юных артистов, понимаешь, что никакие современные ансамбли и музыкальные группы не смогут вытеснить своими модными песнями из донской души любовь к народному творчеству своих предков.
Чтобы выяснить, как ребята нашей школы относятся к народнопоэтическому творчеству донских казаков, было решено провести анкетирование. В нём участвовали ребята среднего и старшего звена. Всего приняло участие 90 человек.
Собрав воедино результаты анкетирования и обработав информацию, мы получили следующую статистику:
90% опрошенных знают казачьи песни.
Самыми популярными песнями среди обучающихся нашей школы стали: «По Дону гуляет», «Солдатушки», « Вышел казак на войну», « А у нас на Дону»
42% ответили, что любят петь и слушать казачьи песни.
На вопрос: Чем вам нравятся казачьи песни?
21% опрошенных ответили – широтой распева
33% - богатством голосов и подголосков
38% - отражением жизни и души казаков.
Данные результаты ещё раз убеждают в том, что начатая нами работа по развитию интереса к народно-песенному донскому творчеству должна продолжаться. Казачьи песни, передаваясь из поколения в поколение, отражая подлинные события, рассказывая о настроениях и думах живых людей, чувствовавших ответственность за судьбу своей Родины, являются проводником от наших предков казаков к нам – молодому поколению. А мы, в свою очередь, чтобы быть достойными приемниками истории, культуры, ценностей и традиций своего края, должны сохранить и передать следующим поколениям этот драгоценный дар наших предков – казачьи песни, сделать всё, чтобы они жили вечно!
Список используемой литературы:
- Гегузин И.М., Влюбленный в песню, - Ростов на-Дону, 1974.
- Екимов Б.П., Песни донских казаков, – Волгоград, 1982
- Кравченко И., Песни донских казаков, - Сталинград, 1936.
- Листопадов А.М., Песни донских казаков, - М., 1953.
- Любимый край казачий. – Сост. А.Г. Пахомова. – Михайловка, 1995
- Пивоваров А., Донские казачьи песни, - Новочеркасск, 1885.
- Рокачев-Вешенский И.Я., Песни над Доном –. Ростов-на-Дону, 1980
- И.Н.Иванов Альманах «Русская традиционная культура» выпуск «Казачьи песни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного творчества»
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего учреждения. Данный проект был представлен и на Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций ...
Патриотическое воспитание обучающихся в Санкт-Петербургском центре детского (юношеского) технического творчества
Методическая разработка посвящена одной из самых важных проблем - патриотическому воспитанию детей и молодёжи в современном мире. Цель - формирование патриотического чувства ребёнка через участие в ме...
Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.
Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...
Технологии социальной работы по развитию патриотического воспитания обучающихся девиантного поведения как средство становления личности в условиях ФГОС
Тема военно-патриотического воспитания очень важна в системе общегражданского воспитания подрастающего поколения нашей Родины. Будущее страны - дети. Сегодня современная жизнь предъявляет человек...
Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования
Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования...
Школьный музей Великой Отечественной войны как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея ВОв МАОУ «СОШ № 1» г. Нурлат
Статья о деятельности школьного музея...
«Краеведение как средство патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате»
Из опыта работы в коле-интернате для слабослышащих обучающихся...