Кружок "Огород круглый год"
рабочая программа (8 класс)
Кружок "Огород круглый год" - выращивание зелени методом гидропоники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogorod_kruglyy_god.docx | 38.07 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Многие растения можно выращивать совсем без почвы. Выращивание се-мян в воде, а не в почве называется гидропоникой. Гидропоника - одно из перспективных направлений. Создание оптимальных условий для роста и раз-вития растений обеспечивает получение очень высоких урожаев, лучшего каче-ства и за более короткие сроки. Выращивание растений методом гидропоники менее трудоёмко, чем в почвенной культуре, вода и питательные вещества рас-ходуются экономнее.
Такая простая гидропонная система открывает очень широкие перспективы как для экспериментов с различными растениями, так и использование их результатов в решении «продовольственной программы» семьи.
Прикладной, практико-ориентированный курс по гидропонике пройдёт в 8-ом классе в рамках внеурочной деятельности школьников. ГИДРОПОНИКА – прикладная наука, поэтому занятия будут также носить прикладной характер. Начало занятий будет информационным, по материалам, подготовленным учи-телем, а затем - практическая часть, состоящая в создании гидропонной уста-новки, выращивания растений данным методом и реализации продукта.
В ходе работы ученики наблюдают, сравнивают, анализируют, про-водят исследования, способствующие развитию понимания, расширению знаний из различных областей химии, биологии, техники. Это способствует развитию инженерного мышления, межпредметных знаний, а деятельность школьников, будет направлена на формирование инженерных компетенций. Результатом будет выработка навыка выращивания растений гидропонным методом и умение реализовать полученную продукцию.
- Цели, задачи курса
Цель: Обеспечить учащихся начальными теоретическими знаниями и практи-ческими навыками беспочвенного выращивания культур с использованием со-временных технологий. Показать значение биологических знаний для пользы человека и развития технического прогресса. Способствовать воспитанию эко-логической культуры и профессиональной ориентации учащихся; создать педагогических условий для освоения экологически грамотных технологий выращивания и использования овощных культур, способствующих развитию ответственного отношения к своему здоровью и сохранению земельных ресурсов.
Основные задачи программы:
- развивать интерес к экологически грамотному использованию земельных ресурсов.
- способствовать овладению экологически грамотными, современными технологиями выращивания, использования и сохранения овощных культур.
- развивать потребности в сохранении здоровья на основе организации правильного питания.
- развивать эстетический вкус и гармонию взаимоотношения человека с ближайшим природным окружением.
- мотивировать подростков на активное творческое участие в различных видах деятельности: трудовой, эстетической, исследовательской, познавательной.
- развитие личностных качеств обучающихся, способствующих оптимальному выстраиванию жизненных планов и достижению жизненной успешности.
- расширять кругозор школьников;
- развивать конструкторские умения учеников;
- решать инженерные задачи;
- развивать творческие способности школьников;
- развивать коммуникативные навыки школьников;
3.Результаты освоения курса
предметные:
- учащиеся систематизируют знания о проектировании и моделировании;
- имеют представление об альтернативных методах выращивания растений;
- научатся применять методы беспочвенного выращивания растений;
- готовы к освоению метода – гидропоника;
- осуществляют поиск применения инженерных компетенций;
- формируют систему знаний и практических навыков по основам
предпринимательской деятельности и бизнес-планирования.
метапредметные:
- учащийся освоит навыки проектной и исследовательской деятельности, навыки поиска, сбора информации;
- умеет наблюдать, сопоставлять, сравнивать;
- умеет анализировать обобщать и оценивать результаты;
- умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- приобретает опыт моделирования;
- освоит методику поиска инновационных идей;
- научится основам конструирования;
- пополнит знания из предметных областей физики, химии, биологии, эко-номики, информатики;
- будет готов к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;
личностные:
- практическая самореализация учащихся в образовательном и профессио-нальном пространстве;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в поддержании политики протекционизма;
- приобретение навыков сотрудничества с предпринимателями, взрослыми
- образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
- Содержание курса
Тематический блок «Выращивание растений»
Тема 1. Введение
Физиология растений - наука о производстве, основанная на исследовании процессов жизнедеятельности растительных организмов. Успехи и перспективы физиологии растений. Роль русских и советских ученых в развитии физиологии растений.
Тема 2. Методы беспочвенного выращивания растений.
История возникновения гидропоники. Гидропоника – технология выращивания растений на питательных средах. Задачи метода. Гидропоника и аэропоника. Связь с другими науками.
Выращиваемые на гидропонике овощные культуры (помидоры, огурцы, перец). Гидропонное выращивание цветов. Особенности выращивания зеленных и культур на гидропонике. Опыт выращивания семян сельскохозяйственных культур на гидропонике.
Практическая работа:
Подбор семян растений для выращивания.
Тема 3. Техника выращивания растений на искусственных средах
Типы используемого субстрата. Подготовка субстратов к заполнению установки.
Укладка субстрата в гидропонный сосуд.
Состав питательных растворов. Питательные растворы определенной концентрации – универсальные питательные растворы. Замена растворов. Расчёт площади питания растений и плотности посадки. Выбор оптимальной мощности и качества освещённости растений.
Практическая работа:
Заполнение ёмкостей субстратами.
Приготовление питательных растворов нужной концентрации.
Заполнение сосудов, замена растворов.
Установление источников освещения.
Тема 4. Выращивания растений на искусственных средах.
Гидропонные установки и методы подачи питательного раствора к корням растений. Методы гидропоники для промышленного выращивания растений. Подбор и оценка качества семян. Всхожесть семян. Закладка семян для проращивания. Устройство и работа гидропонной установки, её обслуживание. Результаты выращивания растений их обработка и анализ.
Практическая работа:
Изготовление гидропонной установки в лабораторных условиях.
Проверка семян на всхожесть и закладка семян для проращивания.
Высадка растений в гидропонную установку.
Тематический блок «Проектирование и создание гидропонной установки выращивания»
Тема 5. Оснащение помещения для гидропонной установки.
Перечень необходимых технических условий и способы их реализации. Проек-тирование. Опорные рамы, лотки для растений, подводка воды и питательных веществ. Расчеты водо- и энергопотребления гидропонной установки. Правила техники безопасности при проведении монтажных работ.
Практическая работа:
Конструкторская разработка и сборка опорной рамы для гидропонной установки
Изготовление лотков для выращивания растений (из пластиковых канализационных труб с герметизацией торцевых диаметров и отверстиями под горшки).
Монтаж системы для циркуляции питательных веществ (с применением фитингов, муфт и подключением насосов).
Установка светоотражающих ламп.
Тема 6. Овощи – источник здоровья, благополучия.
Овощи – источник витаминов и других питательных веществ.
Овощи – основа рационального питания и здорового образа жизни.
Отрицательное влияние недостатка овощей в рационе питания.
Содержание в овощах витаминов, минеральных солей и других ценных веществ. Витамины А, В, С, Д, Е и др. и их влияние на здоровье человека. Значение видов современного овощеводства:
- товарное;
- потребительское;
- приусадебное. Практические работы:
- Расчет необходимого количества овощей в рационе по наличию в них витаминов.
Целебные свойства овощей.
Роль овощей в защите человека от болезней.
Овощи в народной медицине, косметике, пищевой промышленности.
Диетическое значение овощей
Практические работы:
- «Овощная диета».
Тема 7. Свет, тепло, влага.
Свет, тепло, влага – важнейшие факторы роста, развития и плодоношения овощных культур.
Классификация овощных культур по отношению к свету, теплу, влаге:
- светолюбивые;
- теневыносливые;
- влаголюбивые;
- засухоустойчивые;
- теплолюбивые;
- морозоустойчивые.
Тема 8. В любое время года с урожаем.
Выращивание овощей зимой в домашних условиях. Условия выращивания.
Витамины круглый год.
Методы выращивания овощей в зимний период – посев, выгонка, доращивание.
Правила выращивания.
Виды овощных культур для выращивания в зимних условиях.
Практические работы:
- Подготовка семян для проращивания.
Тема 9. Рассадный и безрассадный способы выращивания овощей.
Подготовка семян овощных культур к посеву – очистка, сортировка, протравливание, предпосевное замачивание, закаливание, драпировка, барбортирование, яровизация. Рассадный способ выращивания овощных культур, его недостатки и преимущества. Пикировка, ее значение и правила. Сроки посева семян овощных культур в открытый грунт в связи с их биологическими особенностями. Принципы подбора овощных культур при посеве на одну грядку. Смешанные посевы.
Практические работы:
- Посев семян и выращивание рассады. Уход за рассадой. Пикировка.
Тема 10. Вредители и болезни овощных культур.
Способы защиты от них.
Виды вредителей – насекомые, клещи, нематоды, слизни, грызуны.
Возбудители болезней – грибы, бактерии, вирусы.
Вред, наносимый вредителями и болезнями.
Способы защиты овощных культур:
- химический;
- механический;
- биологический;
- агротехнический.
Народные средства борьбы с вредителями и болезнями.
Практические работы:
1.Определение вредителей и болезней по внешнему виду.
Тематический блок «Технопредпринимательство»
Тема 11. Основы предпринимательской деятельности
Понятие «предпринимательство» как один из важнейших факторов экономиче-ского развития страны. Современный успешный предприниматель. Деятель-
ность предпринимателя. Доход предпринимателя. Проблемы, стоящие перед предпринимательством в настоящее время в России
Практическая работа:
Тестирование: «Оценка своих предпринимательских способностей и перспектив успешного начала дела», «Оценка предпринимательских качеств».
Тема 12. Маркетинг
Презентация о маркетинге, маркетинговом анализе. Анализ товара (услуг). Ана-лиз российского рынка товаров (услуг). Сегментация рынка товаров (услуг). Оценка конкурентоспособности товара (услуги). Реклама. Формирование спроса и стимулирование сбыта. Жизненный цикл товара. Концепция нового товара и основные этапы его создания.
Практическая работа:
Маркетинговый анализ рынков гидропонных установок и гидропонной продукции.
Тема 13. Бизнес-план
Понятие о бизнес-плане, его необходимости. Десять основных правил, как сде-лать свои идеи прибыльными. Этапы составления бизнес-плана
Практическая работа:
Написание бизнес плана
Формы деятельности:
Познавательная деятельность: мини-лекции и семинары с элементами дискус-сий, практикум по работе и обслуживанию гидропонной установки, проведение опытов по выращиванию растений, диагностика материалов оценки и корректи-ровки результатов.
Проблемно-ценностное общение: создание эвристических ситуаций, встречи с учеными, инженерами, занимающимися гидропонным выращиванием растений.
Деятельность свободного общения: практические и экспериментальные сов-местные работы, самостоятельное выполнение отдельных заданий, связанных с работой по выращиванию растений.
Календарно-тематическое планирование.
№ | сро | Тема | Общее | Кол-во | ||||
п/п | ки | кол-во | занятий | |||||
теор. | прак. | |||||||
Введение. 1 час | ||||||||
1 | Физиология растений как наука, применение открытий в | 1 | 1 | |||||
сельскохозяйственных и агрономических производствах. | ||||||||
Методы беспочвенного выращивания растений (3 часа) | ||||||||
2 | Знакомство с разными методами беспочвенного выращивания | 1 | 1 | |||||
растений | ||||||||
3 | Гидропоника как технология выращивания растений на | 1 | 1 | |||||
питательных средах. | ||||||||
4 | Сельскохозяйственные культуры, выращиваемые | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
на гидропонике | ||||||||
Техника выращивания растений на искусственных средах (5 часов) | ||||||||
5 | Субстраты для выращивания растений без почвы. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
6-7 | Химический анализ питательных растворов, используемых в | 2 | 1 | 1 | ||||
гидропонике | ||||||||
8 | Площадь питания растений. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
9 | Искусственное освещение. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
Выращивание растений на искусственных средах. Польза овощей (11 часов) | ||||||||
10 | Овощи – источник здоровья, благополучия | 1 | 1 | |||||
11-12 | Свет, тепло, влага. | 2 | 1 | 1 | ||||
13- | В любое время года с урожаем. | 2 | 1 | 1 | ||||
14 | ||||||||
15-16 | Рассадный и безрассадный способы выращивания овощей. | 2 | 1 | 1 | ||||
17-19 | Закладка семян для проращивания | 3 | 1 | 2 | ||||
20 | Вредители и болезни овощных культур. Способы защиты от них. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
Выращивания растений на искусственных средах (10 часов) | ||||||||
21 | Оборудование и установки для питания растений на гидропонике | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
22-27 | Уход за растениями | 5 | 1 | 4 | ||||
28- | Обслуживание установки, оформление результатов. | 3 | 1 | 2 | ||||
30 | ||||||||
Основы предпринимательской деятельности (2 часа) | ||||||||
31- | Деятельность предпринимателя. | 2 | 1 | 1 | ||||
32 | ||||||||
Маркетинг (1 час) | ||||||||
33 | Маркетинговый анализ рынков гидропонных установок и | 2 | 1 | 1 | ||||
гидропонной продукции. | ||||||||
Бизнес-план (2 часа) | ||||||||
34- | Написание бизнес плана | 2 | 1 | 1 | ||||
35 | ||||||||
ИТОГО | 35 | 17 | 18 |
- Материально-технические условия реализации программы.
Для организации успешной работы необходимо имеется оборудованное помещение (кабинет), в котором смонтирована гидропонная установка, хоро-шее освещение, наличие необходимых инструментов и материалов, коллекции семян, концентраты питательных растворов, набор субстратов.
В кабинете биологии, технологии в достаточном объёме имеются наглядно-информационные материалы. Помещение: зал (учебный кабинет), рассчитан-ный на учебную группу до 12 учащихся - из расчета 2 м2 на человека (Сан-ПиН). Стулья по количеству учащихся в группе; желательно, парты. Оборудо-вание для демонстрации презентаций, аудио- и видеоматериалов, ПК с воз-можностью выхода в сеть Интернет, мультимедиа-проектор, экран.
Использованные источники:
- http://advanced-growing-systems.pulscen.ru/
- http://www.ponics.ru
- https://gidrostore.ru/gidroponnye_ustanovki
- https://www.gidroponika.su/
- Александрова И. С. Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС основного общего образования // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1
- Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, ЧИППКРО, 2014
- Головин В.Д., Платонов В.Н., Полионов И.А. Роль и место инженерных знаний в структуре среднего общего образования// Интерактивное образование, выпуск 55-54, 2014 г. http://io.nios.ru/articles2/55/2/rol-i-mesto-inzhenernyh-znaniy-v-strukture-srednego-obshchego-obrazovaniya
10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности организации и жизнедеятельности плоских, круглых червей. Их роль в природе и жизни человека»
Проект по теме«Особенности организации и жизнедеятельности плоских, круглых червей. Их роль в природе и жизни человека» направлен на формирование навыков проектной деятельности ...
Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...
Круглый стол "Международный день памяти жертв фашизма"
Организация и проведение данного круглого стола даёт возможность учащимся познакомиться с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»; изучить ряд исторических фактов, произошедших в годы В...
Круглый стол "Битва под Москвой"
Данное мероприятие направлено на изучение переломных исторических событий во времена Великой Отечественной Войны (битва под Москвой); воспитывает чувство любви к Родине, чувств...
Урок математики в 5 классе коррекционной школы VIII вида "Умножение круглых десятков и круглых сотен на однозначное число"
Конспект обобщающего урока математики по данной теме с использованием ИКТ...
Урок математики в 5 классе (специальной (коррекционной) школы VIII вида) по теме "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд"
Данный урок относится к теме: «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд». Раздел «Внетабличное умножение и деление». Тип урока – урок закрепл...
Открытый урок по математике в интегрированном классе - 6б «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число»
Открытый урок по математике. Путешествие в страну чисел...