Урок математики в 5 классе (специальной (коррекционной) школы VIII вида) по теме "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Данный урок относится к теме: «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд». Раздел «Внетабличное умножение и деление». Тип урока – урок закрепления знаний. Направлен на закрепление вычислительных навыков, совершенствование умения решать задачи, правильно определять порядок действий в примерах, сравнивать числа, выражать крупные меры в более мелких, а мелкие в более крупных. конспект урока сопровождается пояснительной запиской и самокнализом урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_5klasse.docx | 61.56 КБ |
Предварительный просмотр:
(Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд)
Раздел «Внетабличное умножение и деление». 5 класс
Тип урока: урок закрепления знаний
Задачи урока:
Образовательные:
- Продолжить работу по формированию умения выполнять умножение и деление круглых десятков на однозначное число;
- Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки при решении различных заданий.
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса;
- Развитие логического мышления, памяти, внимания.
Воспитательные:
- Воспитание активности;
- Привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
- Воспитание настойчивости в достижении цели;
- Воспитывать интерес к математике, соединяя игровую и обучающую форму деятельности.
Методы обучения: репродуктивный метод обучения, самостоятельная работа
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, сигнальные карточки, переносная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе, все здоровы:
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту сегодняшнего дня. Я желаю вам хорошего настроения, активности и внимательного отношения друг к другу на уроке.
- Садитесь!..
II. Основная часть
Сегодня, мы продолжим работу по теме «Умножение и деление круглых десятков на однозначное число», откроем что-то новое, повторим знания, полученные на предыдущих уроках.
- Проведем мы наш урок в гостях...
Слайд № 1- в гостях
- Как вы думаете у кого? (У сказки)
- Вы любите сказки?
- За что вы их любите? (Добро побеждает зло, много сказочного, увлекательного, коротенькие по содержанию)
Сегодня мы в гостях у сказки. А может быть сказка в гостях у нас. Словом …
Слайд № 2 – деревня (куплет и припев)
В некотором царстве, в некотором государстве на далёкой стороне жили-были старик со старухой, и было у них три сына.
Слайд № 3 – три сына
Старшие – хозяйственные, сноровистые, только вот в учебе далеко не пошли. Младший же – Емелюшка – учился в далеком городе. С детства он полюбил решать примеры да задачи. Решает он их день-деньской и даже поздней ноченькой.
Приехал на каникулы Емелюшка домой, а дома все работают от зари до зари. Емеля же на печи сидит, решает, всю печь исписал.
Слайд № 4,5 – Емеля на печи
Давайте ребята, посмотрим, какими заданиями исписал печь Емеля, и решим их.
Слайд № 6, 7 – задания печки
Устные задания
1.
2.
3дм 1см = см
10см 7мм = мм
5м 40см = см
9м 6дм = дм
12см 5мм = мм
8 дм 9мм = мм
Слайд № 8 – город
Решил Емеля погулять, на гармони поиграть, на людей посмотреть и себя показать. Ходил, бродил и начал прохожими вопросы задавать, а ответить на них никто не может.
Учитель: А вы ребята сможете ответить на вопросы Емели?
Вопросы по теоретическому материалу.
Игра "Да - нет"
Вопросы:
- На улице весна?
- Математика изучает жизнь животных и растений?
- При сложении число увеличивается?
- Произведение это ответ при сложении?
- В числе 385 - 8 десятков?
- Произведение 30 и 4 равно 160?
- Частное это ответ при делении?
- Число 350 больше70 в 6 раз?
- Часть от числа находим действием деления?
- Вы готовы к работе на сегодняшнем уроке?
(Если ответ «да», то дети хлопают руками над головой, «нет» - приседают)
Подведение итогов по игре.
Учитель:
Погулял Емелюшка и вернулся домой. А дома дела. Решил Емеля братьям своим помочь, взял ведра и пошел к реке. Набрал воды из проруби и хотел уже домой идти, да смотрит, а ведре тощуку. Заговорила щука голосом человечьим.
Слайд № 9 – щука
Не губи меня, Емелюшка, отпусти назад в реку – мало нас, щук, сейчас в реке, а таких как я математических, - одна. К тому же у меня детки малые. А за это я тебе подарю свои математические чешуйки. Как решишь все задания, так и преодолеешь первую ступеньку на пути к счастью.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, а сможем ли мы решить задания, которые приготовила щука для Емели.
(Далее учитель по своему усмотрению или по желанию ребят выбирает чешуйки на спине у щуки. Каждой чешуйке соответствует задание, которое появляется на отдельном слайде, с возвратом на слайд с изображением щуки).
Слайд № 10,11,12,13,14,15 –задания
Учащиеся выполняют задания. При выполнении используют сигнальные карточки:
- НУЖНА ПОМОЩЬ
- РАБОТА ЗАКОНЧЕНА
Задания для решения на уроке
- Решите примеры
(731 - 331): 2 =
(1000 – 400) : 3 =
(900 - 100):4 =
(820 - 320) : 5 =
(48 + 331) х 9 =
(34 + 66) х 7 =
(21 + 79) х 6 =
(85 + 15) х 4 =
316+ 116) х 2 =
(850 - 450) х 2 =
(130 + 70) х 4 =
(240 + 60) х 3 =
- Сравните. Поставьте знаки >,<,=
30 х 4 … 40 х 5
50 х 6 … 30 х 10
70 х 2 … 90 х 3
120 : 3 … 160 : 2
540 : 6 … 270 : 3
630 : 9 … 150 : 3
Посмотрите хорошенько на таблицу(1). На ней 9 фигур. Постарайтесь их запомнить.
Через 1,5 минуты посмотри на другую таблицу, где фигур значительно больше. Постарайтесь отыскать среди них те, которые были на первой таблице и запишите их номера.
- Поставьте знак действия в примерах
100 … 5 = 500
800 … 10 = 80
60 … 3 = 180
3 … 200 = 600
80 … 4 = 320
400 … 2 = 200
5кг … 20 = 100 кг
90ц … 3 = 30ц
20мин … 2 = 40мин
- Задача.
Задача. Емеля проходит пешком за один час 6км, а на печи проезжает на 18км больше. Во сколько раз больше проезжает Емеля на печи, чем проходит пешком?
- Ученики решили в классе 19 примеров, а дома 25 примеров. Сколько всего столбиков примеров решили ученики, если в каждом столбике по 4 примера?
(По усмотрению учителя после выполнения второго или третьего задания можно провести физкультминутку).
Физкультминутка
Учитель: А что же там по сказке дальше? Давайте, ребята, послушаем.
Слайд № 16 – царь, Марья
Поехал Емеля на печи кататься, едет по улице, а около царского дворца гостей знатных видимо - невидимо. Подъехал он на своей печи и видит, стоит царь и Марья – царевна, просят гостей о помощи.
Гости хоть и важные, а помочь не могут. Обрадовался Емелюшка, что он может своими знаниями оказать услугу царю и важным гостям, и стал объяснять.
Слайд №17 – старинные меры длины
Подведение итогов.
Домашнее задание № стр142 № 603
Учитель:
- Ну, что, ребята, понравилась вам сказка? Говорят: «Сказка - ложь, да в ней намек».
- Чему же мы с вами научились на уроке, прослушав эту сказку?
Я желаю и вам и дальше быть любознательными, стремитесь к знаниям, чтобы приносить своими знаниями пользу обществу на благо нашей великой Родины.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Говорят, что заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными.
Проявление интереса к предмету, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти у учащихся с ограниченными возможностями здоровья можно добиться путём применения новых современных или, как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении.
Практика показывает, что если у детей появляется интерес, то и значительно повышаются познавательные способности.
Тема «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд» изучается в самом начале III четверти. Для её изучения отводится 10 часов:
- Умножение круглых десятков на однозначное число
- Решение примеров, требующих выполнения нескольких действий
- Деление круглых десятков на однозначное число
- Решение примеров типа: 30 : 3 × 7
- Нахождение неизвестного числа
- Умножение круглых сотен на однозначное число
- Решение задач на кратное сравнение.
- Деление круглых сотен на однозначное число
- Порядок действий в примерах с 2-мя, 3-мя арифметическими действиями.
- Закрепление пройденного материала по теме «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число»
Работа ведётся по программе специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Г.М.Капустиной, М.Н. Перовой «Математика» 5 класс.
Количество часов по программе 204
Количество часов в неделю по учебному плану 6
Количество часов в год 204
Умножение и деление круглых десятков и сотен основывается на знании учащимися нумерации, а также табличное умножение и деление.
Дети должны понять, что при данном типе умножения происходит раздробление сотен или десятков в единицы и наоборот. (Например: сколько сотен составляет 300 единиц; сколько единиц в 7 сотнях?).
Цель – отработать до автоматизма весь алгоритм вычисления.
От того, как усвоил ученик учебный материал, зависит успешное освоение следующей темы.
При изучении данной темы используются разнообразные формы работы: нестандартные уроки (урок-сказка), разыгрывание ситуаций по замыслу педагога, проведение математических диктантов, решение круговых примеров, использование в ходе урока карточек, таблиц, тестов, загадок, «шифровок», ребусов, стихов и пословиц, средств ИКТ. В таких формах обучения усматривается возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся. У детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно; развивается внимание, стремление к знаниям. Они чувствуют себя увереннее и комфортнее на уроке. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже те, кто в другое время просто бы не реагировал на урок.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес и пытливость ребенка.
Представленный сценарий урока проведен в форме известной сказки «По щучьему веленью». Данная форма урока позволила более эффективно и интересно организовать учебную деятельность учащихся. Красочные рисунки, используемые в презентации, создали иллюзию нахождения в сказке. Путешествие по сказке помогло в ненавязчивой форме обобщить знания учеников по изученной теме, увидеть на каком уровне у учащихся сформированы умения и вычислительные навыки.
В результате такой работы по теме «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число» все учащиеся смогли достигнуть обязательный уровень овладения ЗУН. У них сформировался устойчивый познавательный интерес, что отразилось на качестве знаний.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Данный урок относится к теме: «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд». Раздел «Внетабличное умножение и деление». Тип урока – урок закрепления знаний. Направлен на закрепление вычислительных навыков, совершенствование умения решать задачи, правильно определять порядок действий в примерах, сравнивать числа, выражать крупные меры в более мелких, а мелкие в более крупных.
Урок рассчитан на средних учеников. Так как реальные возможности учащихся средние. Из 12-ти учеников, только 3 сильных. При планировании урока были учтены следующие особенности учащихся: по поведённым психологическим тестам, у большинства класса средняя работоспособность и средний уровень нервной системы. То есть, ребята более активно работают в начале урока, а к концу урока работоспособность снижается. Для того, чтобы учащиеся смогли отработать весь урок в достаточно быстром темпе, к нам на помощь пришла любимая всеми сказка «По щучьему веленью».
Также в ходе урока использовалась переносная доска, чтобы сильные учащиеся, решив задание, могли помочь тем, у кого возникли затруднения и исправить ошибки, если таковы имеются. Учащиеся работали в парах, что способствовало товарищескому отношению и сплочению коллектива.
На уроке решались следующие задачи:
образовательные
- Продолжить работу по формированию умения выполнять умножение и деление круглых десятков на однозначное число;
- Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки при решении различных заданий.
развивающие
- Развитие познавательного интереса;
- Развитие логического мышления, памяти, внимания.
Воспитательные
- Воспитание активности;
- Привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
- Воспитание настойчивости в достижении цели;
- Воспитывать интерес к математике, соединяя игровую и обучающую форму деятельности.
Цель урока - закрепить устные и письменные приёмы умножения и деления круглых десятков и сотен на однозначное число.
Все задачи урока проговаривались и были взаимосвязаны между собой. Был логический переход от одного этапа урока к другому.
Урок проходил в необычной форме – урок - сказка, что сразу активизировало познавательный интерес у детей. Сказочная атмосфера поддерживалась в течение всего урока, все задания исходили от лица героев сказки. Использование в ходе урока ИКТ позволило мобилизовать учащихся, поддерживать весь урок достаточно высокий уровень работоспособности, а значит, более эффективно использовать время урока.
Ребята хорошо ориентируются в учебном материале, могут оперировать математическими терминами, достаточно бегло прошёл устный счёт, быстро справились с решением задач. Каждое задание давалось учащимся дифференцированно, тем, кто решает медленнее – давалось задание меньшего объёма. У детей была возможность самим выбрать сколько решить.
Весь урок действовали сигнальные карточки, которые позволили быстрее, не создавая лишнего шума, получить или новое задание, или помощь. Учитель сразу может сделать вывод о том, с кем нужно ещё поработать.
Все поставленные цели и задачи урока достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".
В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....
Конспект урока для 8 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Различение окончаний глаголов I и II спряжения".
С целью привития интереса к данной теме на уроке использован прием активизации учащихся - путешествие в сказочную страну....
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...
Урок математики в 5 классе коррекционной школы VIII вида "Умножение круглых десятков и круглых сотен на однозначное число"
Конспект обобщающего урока математики по данной теме с использованием ИКТ...
Игры, используемые при формировании счетных операций на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
Немаловажная роль отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтерн...
Игра как средство развития познавательного интереса на уроках в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Основные функции и условия проведения дидактических игр....
Конспект урока по математики 6 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: «Все арифметические действия с числами».
Материал подобран в соответствии с Адаптированной Программой по математике для детей с ограниченными возможностями здоровья...