Методическая разработка в области дополнительного образования детей
методическая разработка (6 класс)
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ШКОЛАХ, ЛИЦЕЯХ, ГИМНАЗИЯХ
Автор: Бовина А.С., студентка магистратуры ИТМО, педагог дополнительного образования, педагог-организатор ГБОУ СОШ №547.
В образовательном процессе любого общеобразовательного учреждения важную роль играет воспитательная деятельность, которая направлена на общее развитие личности, создание условий для самоопределения обучающегося и приобщения его к социокультурным, духовным, морально-нравственным ценностям, устоям и нормам поведения, существующим в обществе. В современности условия взаимодействия с учениками в рамках общеобразовательного учреждения изменились – расширилась методологическая база, появились новые технологии (например, информационные). Предметом исследования является воспитательная внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях в рамках Отделения дополнительного образования детей среди учеников старших классов. Метод исследования – анкетирование обучающихся старших классов, глубинное интервью с заместителем директора по воспитательной работе.
Ключевые слова: педагогика, воспитательная работа, внеурочная деятельность старшеклассников.
Цель исследования заключается в изучение современных тенденции преобразования воспитательной работы в рамках внеурочной деятельности старшеклассников. Гипотеза исследования заключается в утверждении, что для учеников старших классов приоритетными являются отделения, кружки и курсы ОДОД, имеющие профориентационную направленность.
Задачи исследования можно сформулировать следующим образом:
1) Сформулировать наиболее конкретизированное определение внеурочной деятельности;
2) Изучить основные направления внеурочной деятельности в рамках ОДОД в ГБОУ СОШ №547;
3) Провести социологическое исследование – глубинное интервью с заместителем директора по воспитательной работе ГБОУ СОШ №547;
4) Провести социологическое исследование – анкетирование обучающихся 10-11 классов ГБОУ СОШ №547.
В рамках поставленных задач были сформированы такие методы исследования как: глубинное интервью с заместителем директора по воспитательной работе на тему: «Приоритетные направления работы с учениками 10-11 классов ГБОУ СОШ №547 в рамках ОДОД». В ходе работы был сформирован гайд из 16 вопросов, которые дополнялись по мере беседы с интервьюируемым.
Также был разработан опросник (анкета) из 6 вопросов закрытого и полузакрытого типа с выбором одного или нескольких вариантов ответа для учеников 10-11 классов ГБОУ СОШ №547 с целью выявления их заинтересованности в участии во внеурочной деятельности в рамках общеобразовательного учреждения.
В ходе проведения глубинного интервью с заместителем директора по ВР ГБОУ СОШ №547 были получены следующие результаты:
Респонденту был предложен ряд вопросов, который поспособствовал бы выявлению степени включенности обучающихся младшего, среднего и старшего звена в досуговую деятельность в рамках учебного учреждения, а именно – посещение организованных форм досуговой активности (секций, кружков, клубов) и участие в организации и проведении культурно-массовых мероприятий. На вопрос о заинтересованности обучающихся старших классов в посещении кружков в школе Дарья Алексеевна ответила положительно, однако обучающимся выпускных классов недостаточно свободного времени для осуществления досуговой деятельности на базе учебного заведения. Приоритетной же целевой аудиторией школьных объединений педагог-организатор выделила обучающихся 1-6 классов.
Заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ СОШ№547 утверждает, что в школе каждую неделю проходит минимум 2 небольших мероприятия, а каждый месяц 2-3 масштабных события, которые требуют привлечения к участию обучающихся всех звеньев школы. Это свидетельствует о насыщенной социально-культурной деятельности в рамках общеобразовательного учреждения.
Тип исследования: количественное исследование, опрос методом снежного кома с закрытыми и открытыми типами вопросов.
Выборку составили обучающиеся 10-11 классов ГБОУ СОШ №547.
Опрос был проведен в формате Google форм и распространен через приложение WhatsApp среди обучающихся, которые вошли в генеральную совокупность выборки.
Цель исследования: выявить степень заинтересованности обучающихся средней школы (10-11 классов) в досуговой активности в рамках ГБОУ СОШ №547.
В процессе исследования был опрошен 71 ученик 10-11 классов ГБОУ СОШ №547 методом снежного кома в формате Google Форм. Большинство опрошенных давало положительные ответы на вопросы о желании посещать организованные формы досуговой активности на базе ГБОУ СОШ №547 и принимать участие в организации культурно-массовых мероприятий (деятельность школьного актива). При этом обучающиеся 10 классов не выявляли для себя весомых преград в участии в досуговой активности в школе, однако не находили интересных форм досуговой активности. А обучающиеся 11 класса выделяли основными причинами: подготовку к ОГЭ, отсутствие достаточного количества свободного времени и высокую степень загруженности школьными предметами. А также обучающимися была поддержана идея включения в программу досуговой деятельности профориентационных курсов и узкоспециализированных объединений: по журналистике, маркетингу, SMM, менеджменту и т.д.
Наиболее оптимальным решением проблемы снижения интереса к внеурочной деятельности среди старших классов является организация культурно-массовых или праздничных мероприятий с возможностью творческого самовыражения учащихся. Как правило, большинство праздничных событий в образовательных учреждениях приурочены к значимой дате для страны: День снятия блокады Ленинграда (27 января), День победы (9 мая), Новый Год и т.д. Так же в школах нового поколения развивается тенденция преемственности культурных традиций стран-партнеров (например, Китая). Таким образом, через культурно-массовое мероприятие в школе реализуется как просветительская, так и воспитательная функцию по направлениям:
1. Патриотическое (любовь и уважения к Родине) и толерантное воспитание (уважение к культурным традициям и особенностям других стран и народов);
2. Воспитание чувства уважения к истории своей страны и к судьбе предков (старшего поколения);
3. Сохранение и трансляция культурных традиций.
Также интересной и весьма полезной практикой выступает организация клубов образовательной и околопрофессиональной направленности для обучающихся старших классов, что в дальнейшем поспособствует выбору будущей профессии. Например, клуб журналистики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. С. 157;
- Гуткина Л.Д. «Планирование и организация воспитывающей деятельности в школе в рамках ФГОС общего образования второго поколения». – М.: Педагогический поиск, 2014;
- Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика» - 1974г.;
- Рудик Е.Л., Шинчуковская В.М. «Особенности организации внеурочной деятельности в школе». – М.: Учитель, 2015;
- Терри Пратчетт, Иэн Стюарт, Джек Коэн «Наука Плоского мира. Цикл «Плоский мир: подцикл о Ринсвинде, Коэне и волшебниках», №6.1, 2015г.;
- Тони Бьюзен, Барри Бьюзен «Супермышление» - 2014г.
Статья предложена к публикации в журнале «Научный диалог: молодой ученый».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Техника вязания, виды петель» Методическая разработка раздела программы дополнительного образования детей «Волшебная петелька» для детей 10-12 лет
Техника вязания – виды петель: раздел первого года обучения,образовательной программы "Волшебная петелька",включает изучение технологии вязания крючком. Работа по схеме, искусство составления ко...
Методическая разработка - Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования
Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования детей состоит в том...
Методическая разработка - деятельности педагога дополнительного образования в условиях образования.
Кислова Н.А., педагог дополнительного образованияГБОУ школа №589 Колпинского районаСанкт-ПетербургаЦелеполагание на занятиях в системе дололнительного образованияК учебному занятию детского объединени...
Методическая разработка в сфере дополнительного образования на тему: «Игровые упражнения по ритмопластике для детей 5-9 лет».
Данная методическая разработка поможет педагогам дополнительного образования для подготовки к занятиям по ритмопластике. В работе изложены содержание и примеры практического материала, которые бы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПРЕПОДАВАНИЕ В ОДНОЙ ИЗ ОБЛАСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
В программе представлены несколько разделов....
«Приоритетные направления в области дополнительного образования детей и обновление практики воспитания.»
Публикация...
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей
Работы проектной и иследовательской деятельности в области дополнительного образования...