Дополнительная общеобразовательная программа «Букварёнок»
материал
Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительное образование | 469.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы_______________________________________________2
1.Целевой раздел _________________________________________________ 3
1.1 Пояснительная записка _____________________________________________3
1.1.1. Актуальность и новизна программы ________________________________4
1.1.2. Цели и задачи программы ________________________________________5
1.1.3. Характеристика возрастных особенностей детей 5-7 лет__________________5
1.2. 4 Реализация программы __________________________________________ 6
2. Содержательный раздел ________________________________________7
2.1 Учебно- тематический план ________________________________________ 7
2.2. Содержание программы ___________________________________________8
3.Организационный раздел _______________________________________9
3.1 Календарно – тематическое планирование занятий по обучению чтению __ 9
3.2. Методическое обеспечение _______________________________________ 21
3.3.Перспективный план по взаимодействию с родителями_________________26
3.4.Список литературы для педагогов:__________________________________27
3.5.Список литературы для воспитанников: _____________________________28
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
«Испокон века книга растит человека»
(русская пословица)
Чтение – уникальный феномен культуры, и в каждой стране оно выполняет функции, далеко выходящие за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей общества. Специалисты в области чтения отмечают, что оно является очень чутким, надёжным, универсальным показателем состояния в обществе в целом. Грамота у всех народов, как отмечал еще Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения - это и средство, и одно из условий общего развития детей, это ключ к жизни в современном информационном пространстве.
Направленность программы:
по содержанию – речевое развитие
по функциональному предназначению – дополнительное образование
по форме организации – кружковая работа
Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13);
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва « Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
- Устав МАДОУ д/с «Планета детства»
- Актуальность и новизна программы
Новизна заключается в том, что Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Актуальность
Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой воспитывается ребенок. В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к чтению являются игровые технологии.
Игровые технологии позволяют:
• поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;
• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,
• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.
Таким образом, исходя из актуальности использования игровых технологий во время занятий разработана рабочая программа кружка «Букварёнок».
Педагогическая целесообразность: заключается в том, что программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что в процессе освоения программы дети в игровой форме знакомятся с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру каждого занятия входят специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи, поскольку развитие фонематического слуха является одной из важных составляющих обучения чтению, а также игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
1.1.2. Цель программы – построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5 до 7 лет, создание условий для овладения детьми навыками осмысленного и осознанного чтения.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с понятием «буква» и сформировать представление о том, чем звук отличается от буквы;
- познакомить с буквами русского алфавита, сформировать умение правильно называть их;
- учить работать с полным составом звуков и букв русского языка, аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.
Развивающие:
- развивать мыслительные процессы (элементы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способность слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
- формировать навыки осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях: узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв;
- развивать навыки выкладывания букв из палочек, шнурка, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе;
Воспитывающие:
- воспитывать культуру общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.
- воспитывать старательность, любовь к чтению.
1.1.3. Характеристика возрастных особенностей детей 5-7 лет
К 5 годам ребенок должен различать все звуки речи на слух, определять характер их звучания, давать характеристику звуку (гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий), определять последовательность звуков в слове (осуществлять звуковой и звуко-буквенный анализ слова),понимать разницу между понятиями ЗВУК-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
5-6 летний ребенок должен иметь богатый словарный запас (почти все слова русского языка кроме специально-профессиональной лексики), уметь подбирать антонимы, синонимы, эпитеты, активно использовать в речевом высказывании все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, числительные, предлоги.
Речевое высказывание 5- 7 летнего ребенка похоже на небольшой рассказ, он много и с удовольствием рассказывает, владеет навыками монологической и диалогической речи, у него достаточный речевой опыт, который позволяет ему грамматически правильно строить речевое высказывание, не нарушая связь слов в предложение, используя навыки словоизменения и словообразования.
5-7 летний ребенок знает много стихов, рассказов, сказок, может составить рассказ по картинке, пересказать текст.
Так как старший дошкольный возраст является подготовительным к школе, именно в этом возрасте закладываются предпосылки к обучению грамоте и другим предметам в школе.
1.2.4.Реализация программы
Режим реализации программы:
Возрастная группа | Количество занятий | Длитель - ность занятий | Форма организа-ции | Срок реализации | Наполняемость групп | ||
в год | в месяц | в неделю | |||||
Для 5 - 7 лет | 72 | 8 | 2 | 20 – 30 мин | групповая | 1 год | 6 -12чел. |
Состав кружка «Букварёнок» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на занятиях.
Формы реализации программы:
- групповая и индивидуальная работа с детьми
- консультации для родителей и педагогов
- публикация информации на сайте МДОУ
- оформление пространственной предметно – развивающей среды
Методы и приемы реализации программы:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание)
Cпособы и средства реализации программы:
- пальчиковая гимнастика
- дидактические игры
- физкультминутки
- интегрированная деятельность
- сюрпризные моменты
Целевые ориентиры освоения программы:
Главным результатом реализации программы является овладение детьми навыками осознанного чтения.
К концу года дети должны знать и уметь:
- достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
- правильно согласовывать слова в предложении;
- понимать смысл прочитанного.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов:
Мониторинг детского развития проводится два раза в год. В начале и в конце обучения чтению проводится диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи, на основании которой строится работа педагога.
Диагностическая карта
выявления уровня практического осознания элементов языка и речи
для детей старшего дошкольного возраста:
/по Д.Б. Эльконину/
В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.
1. Скажи одно слово.
2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.
3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.
При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.
№ п/п | Фамилия и имя ребенка | Количественная оценка в баллах | Общая оценка | ||
выделение слова | фонемный анализ | анализ предложений | |||
Обработка и интерпретация результатов исследования.
6-7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;
4-5 баллов – среднему;
3 балла – низкому уровню осознания языковых элементов.
На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития. Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.
2. Содержательный раздел
- Учебно - тематический план
№ | Название раздела | Общее количество часов |
1. | Знакомство с понятиями «предложение», «слово», «звук», «буква» | 8 |
2. | Знакомство с гласными звуками и буквами их обозначающими; анализ и синтез гласных звуков | 11 |
3. | Знакомство с согласными звуками и буквами их обозначающими; анализ и синтез гласных и согласных звуков, слогов и слов; чтение слогов, слов | 33 |
4. | Знакомство с гласными звуками II ряда и буквами их обозначающими; анализ и синтез звуков, слогов и слов с этими буквами; чтение слогов, слов | 7 |
5. | Знакомство с буквами «[Ь], [Ъ]», анализ и синтез слогов и слов; чтение слогов, слов | 4 |
6. | Повторение и закрепление полученных навыков. Обобщающее занятие | 9 |
Итого: | 72 |
2.2. Содержание программы:
Раздел 1. Знакомство с понятиями «предложение», «слово», «звук», «буква»
Познакомить с понятиями «слово», «предложение», «звук», «буква», «слог»; формируется умение делить слова на слоги; усваиваются акустические характеристики звуков (согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные).
Раздел 2. Знакомство с гласными звуками и буквами их обозначающими
Закрепить понятие о букве как о графическом символе звуков; развивать навыки звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний; проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятие «гласный звук»; развивать фонематический слух и восприятие.
Раздел 3. Знакомство с согласными звуками и буквами их обозначающими
Закрепить знания об акустической характеристике согласных звуков, упражнять в умении давать характеристику звуку; учить определять место звука в слове; продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний; обучать умению соединять буквы; упражнять в чтении закрытых и открытых слогов и одно- и двусложных слов.
Раздел 4. Знакомство с гласными звуками II ряда и буквами их обозначающими
Познакомить с гласными звуками II ряда и буквами, их обозначающими; познакомить с правилами чтения слогов и слов с этими буквами (смягчают впереди стоящий согласный); уточнить акустическую характеристику гласных звуков II ряда; продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний с данными звуками; продолжать обучать умению соединять буквы в слоги; упражнять в чтении слогов и слов с гласными звуками II ряда.
Раздел 5. Знакомство с буквами «[Ь], [Ъ]»
Познакомить с буквами «твердый разделительный знак», «мягкий разделительный знак»; познакомить с правилами чтения слогов и слов с данными буквами; упражнять в чтении слогов и слов с твердым и мягким разделительными знаками.
Раздел 6. Повторение и закрепление полученных навыков
Закрепить зрительные образы букв обозначающих гласные и согласные звуки; умение давать акустические характеристики звуков; упражнять в звуко – буквенном анализе и синтезе слогов, слов; закрепить умения и навыки чтения; учить применять полученные знания и умения на практике.
3.Организационный раздел
3.1. Календарно – тематическое планирование занятий
по обучению чтению
Месяц | Тема занятия | Программные задачи | Навыки чтения | Фомы занятий | Формы подведения итогов | ||
раздел 1 | |||||||
сентябрь | 1 неделя | 1 | «Знакомство с предложением, словом» | познакомить детей с понятием «слово», «предложение» | подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям | Подгрупповая | Беседа с родителями: «Ознакомле-ние с методикой» |
2 | «Знакомство с предложением, словом» | закрепить и уточнить понятие «слово», «предложение» | подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям | ||||
2 неделя | 3 | «Слог, ударение» | формировать умение делить слова на слоги, ставить ударение | развитие речевого и фонематического слуха дошкольников | |||
4 | «Слог, ударение» | закрепить умение делить слова на слоги, ставить ударение, выделять ударный слог | развитие речевого и фонематического слуха дошкольников | ||||
3 неделя | 5 | «Знакомство со звуками» | формировать представление о гласных и согласных звуках | развитие речевого и фонематического слуха дошкольников, совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников | |||
6 | «Встреча Звука и Буквы» | познакомить детей с алфавитным обозначением букв | |||||
4 неделя | 7 | «Повторение. Закрепление. Обобщающее занятие» | закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении | подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям; развитие речевого и фонематического слуха дошкольников, совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников | |||
8 | «Повторение. Закрепление. Обобщающее занятие» | закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении | |||||
раздел 2 | |||||||
1 неделя | 9 | «Звук и буква «А» | познакомить дошкольников с буквой «А» | развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков |
Подгрупповая | Оформление папки - передвижки для родителей "Игры и упражнения по подготовке дошкольников к обучению грамоте" | |
10 | «Звук и буква «У» | формировать у детей стойкие представления о букве «У» | |||||
2 неделя | 11 | «Сочетание «АУ» | развивать навыки звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний | синтез звуков [У] и [А], чтение сочетания «АУ» | |||
12 | «Сочетание «УА» | закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза | синтез звуков [У] и [А], чтение сочетания «УА» | ||||
3 неделя | 13 | «Звук и буква «О» | познакомить со звуком и буквой «О», совершенствовать артикуляционную моторику | развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков, совершенствова-ние артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи | |||
14 | «Звук и буква «И» | познакомить со звуком и буквой «И», совершенствовать артикуляционную моторику | |||||
4 неделя | 15 | «Сочетание «ИА» | развивать навыки звуко - слогового анализа и синтеза, совершенствовать тонкую моторику пальцев рук | синтез звуков [И] и [А] | |||
16 | «Звук и буква «Ы» | познакомить дошкольников с буквой «Ы» | развитие фонематического восприятия; закрепление верно произношения звуков | ||||
1 неделя | 17 | «Звук и буква «Э» | сформировать представления у детей о звуке и букве «Э» | ||||
18 | «Закрепление изученного. Гласные звуки» | закрепить зрительные образы букв, обозначающих гласные звуки, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятие «гласный звук», навыки звуко-слогового анализа и синтеза развивать слуховое внимание | синтез гласных звуков | ||||
2 неделя | 19 | «Закрепление изученного. Гласные звуки» | закрепить зрительные образы букв обозначающих гласные звуки, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятие «гласный звук», навыки звуко-слогового анализа и синтеза развивать слуховое внимание | синтез гласных звуков | |||
раздел 3 | |||||||
20 | «Звуки [М] и [М'], буква «М» | научить дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М'], различению буквы «М» | чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм чтение слов: ум, мама, мимо, му-му | Подгрупповая | Заполнение рубрики в уголке для родителей "Учимся читать"; Консультация для родителей «Домашняя библиотека» | ||
3 неделя | 21 | «Звуки [Б] и [Б'], буква «Б» | сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], познакомить с буквой «Б» | чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би чтение слов: бум, бом, бам, бим | |||
22 | «Звуки [П] и [П'], буква «П»» | сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], их графическим обозначением | чтение слогов: ап, оп, уп, ып, эп, ип. чтение слов: папа, пума, пимы | ||||
4 неделя | 23 | «Закрепление изученного. Звуки [Б] и [Б'], [П] и [П'] и буквы их обозначающие» | закрепить представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], [П] и [П'], их графическом обозначении | развитие фонематического слуха и слухового внимания анализ и синтез слогов чтение слогов
| |||
24 | «Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф» | познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф'], с обозначаемой их буквой «Ф». | чтении слогов: фа, фо, фу, фы, фэ, фи чтение слов: Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы | ||||
1 неделя | 25 | «Звуки [В] и [В'], буква «В» | научить дошкольников различению звуков [В] и [В'], познакомить с соответствующей буквой «В» | синтез слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви синтез слов: ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам | |||
26 | «Звуки [Ф] и [Ф'], [В] и [В'], буквы «Ф», «В» | закрепить представления дошкольников о звуках [Ф] и [Ф'], [В] и [В'], их графическом обозначении | развитие фонематического слуха и слухового внимания анализ и синтез слогов чтение слогов | ||||
2 неделя | 27 | «Звуки [Т] и [Т'], буква «Т» | познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], соответствующим этим звукам графическим символом | чтение слогов: ат, от, ут, ыт, эт, ит чтение слов: : боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти | Подгрупповая | ||
28 | «Звуки [Д] и [Д'], буква «Д» | обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д». | чтение слогов: да, до, ду, ды, дэ, ди чтение слов: дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди | ||||
3 неделя | 29 | «Звуки [Т] и [Т'], [Д] и [Д'], буквы «Т», «Д» | закрепить представления дошкольников о звуках [Т] и [Т'], [Д] и [Д'], их графическом обозначении | развитие фонематического слуха и слухового внимания анализ и синтез слогов чтение слогов | |||
30 | «Звук [Н], [Н'], буква «Н» | познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], буквой «Н» | синтез слогов: ан, он, ун, ын, эн, ин синтез слов: Ната, Нина, мина, тина, пони, пан, тон, нам, Дон, туман | ||||
4 неделя | 31 | «Звуки [К] и [К'], буква «К» | сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К» | чтение слогов: ак, ук, ок, ык, эк, ик чтение слов: Капа, мука, Кама, кума, Куба, маки, кино, куда, кипа, Ника | |||
32 | «Звуки [Г] и [Г'], буква «Г» | научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепить представления о букве «Г» | синтез слогов: га, го, гу, гы, гэ, ги синтез слов: гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам | ||||
1 неделя | 33 | «Звуки [Х] и [Х'], буква «X» | познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], с их графическим обозначением – буквой «Х» | чтение слогов: ах, ох, ух, эх, ых, их чтение слов: хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот | |||
34 | «Звуки [К] и [К'], [Г] и [Г'], [Х] и [Х'], буквы «К», «Г», «X» | закрепить представления дошкольников о звуках [К] и [К'], [Г] и [Г'], [Х] и [Х'], их графическом обозначении, закрепить умение различать их | развитие фонематического слуха и слухового внимания анализ и синтез слогов чтение слогов | Подгрупповая | |||
2 неделя | 35 | «Звуки [С] и [С'], буква «С» | сформировать представления детей о звуках [С] и [С'], об их графическом символе - букве «С» | синтез слогов: са, со, су, сы, сэ, си чтение слов: совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки, гуси | |||
36 | «Звуки [З] и [З'], буква «3» | познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З'], обозначаемой их буквой – «З» | чтение слогов: за, зу зо, зы, зэ, зи чтение слов: зубы, тазы, козы, ваза, газон, бизон, музыка, низина, мимоза, Зина | ||||
3 неделя | 37 | «Звук и буква «Ц» | сформировать представления детей о звуке и букве «Ц» | синтез слогов: ац, оц, уц, эц, ыц, иц синтез слов: овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица | |||
38 | ««Закрепление изученного. Звуки [С] и [С'], [З] и [З'], [Ц]» | закрепить навыки правильного произношения и различения звуков [С] и [С'], [З] и [З'], [Ц] упражнять в звукослоговом анализе слогов, слов | развитие фонематического слуха анализ и синтез слогов, слов чтение слогов, слов | ||||
4 неделя | 39 | «Звук и буква «Ш» | сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш» | синтез слогов: ша, шу, шо, шэ, ши чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши | |||
40 | «Звук и буква «Ж»» | сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж» | чтение слогов: жа, жу, жо, жи, жэ синтез слов: жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди | ||||
1 неделя | 41 | «Закрепление изученного. Звуки «Ш», «Ж» | закрепить навыки правильного произношения и различения звуков «Ш», «Ж», упражнять в звукослоговом анализе слогов, слов | развитие фонематического слуха анализ и синтез слогов, слов чтение слогов, слов | |||
42 | «Звук и буква «Ч»» | научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук | чтение слогов: ач, оч, уч, эч, ич чтение слов: чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок | ||||
2 неделя | 43 | «Звук и буква «Щ»» | научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ» | чтение слогов: ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ чтение слов: щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу | |||
44 | «Закрепление изученного. Звуки «Ч», «Щ» | закрепить навыки правильного произношения и различения звуков «Ч», «Щ» упражнять в звукослоговом анализе слогов, слов | развитие фонематического слуха анализ и синтез слогов, слов чтение слогов, слов | ||||
3 неделя | 45 | «Закрепление изученного. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]» | закрепить навыки правильного произношения и различения звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] упражнять в звукослоговом анализе слов | развитие фонематического слуха анализ и синтез слогов, слов чтение слогов, слов | |||
46 | «Звуки [Л] и [Л'], буква «Л»» | познакомить детей со звуками [Л] и [Л'], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л» | чтение слогов: ал, ул, ол, эл, ыл, ил чтение слов: лак, лама, лапа, лупа, луна, лужа, мыло, лопата, полка, ландыш | ||||
4 неделя | 47 | «Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»» | обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Р] и [Р'] | синтез слогов: ра, ро, ру, ры, рэ, ри синтез слов: руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск | |||
48 | «Закрепление изученного. Звуки [Л] и [Л'], [Р] и [Р']» | закрепить навыки правильного произношения и различения звуков [Л] и [Л'], [Р] и [Р'] упражнять в звукослоговом анализе слогов, слов | развитие фонематического слуха анализ и синтез слогов, слов чтение слогов, слов | ||||
1 неделя | 49 | «Звук и буква «Й»» | познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й» | чтение слогов: ай, ой, уй, эй, ый, ий чтение слов: дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка | |||
50 | «Закрепление изученного. Согласные звуки» | закрепить зрительные образы букв обозначающих согласные звуки, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятия «согласный звук», «твердый – мягкий звук», навыки звуко-слогового анализа и синтеза, развивать слуховое внимание | анализ и синтез слогов чтение слогов, слов | ||||
2 неделя | 51 | «Закрепление изученного. Согласные звуки» | закрепить зрительные образы букв обозначающих согласные звуки, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятия «согласный звук», «твердый – мягкий звук», навыки звуко-слогового анализа и синтеза, развивать слуховое внимание | анализ и синтез слогов чтение слогов, слов | Подгрупповая | ||
52 | «Закрепление изученного. Согласные звуки» | закрепить зрительные образы букв обозначающих согласные звуки, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятия «согласный звук», «твердый – мягкий звук», навыки звуко-слогового анализа и синтеза, развивать слуховое внимание | |||||
раздел 4 | |||||||
3 неделя | 53 | Буква «Е» | познакомить детей со звуком и буквой «Е» | буква для чтения: «Е» Слова для чтения: ем, еда, Ева, Егор, пена, Вера, небо, сено, перо, лес. |
Подрупповая | Консультация для родителей "Учимся, играя" | |
54 | Буква «Ё» | познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ё» | буква для чтения: «Ё» чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл. | ||||
4 неделя | 55 | Буквы «Я» | сформировать представления у детей о звуке и букве «Я» | буква: «Я» чтение слов: Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясно, няня, ястреб. | |||
56 | Буква «Ю» | научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук | буква для чтения: «Ю» чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, союз, Люба, юрта. | ||||
1 неделя | 57 | «Закрепление изученного. Буквы «Е», «Ё», «Я», «Ю» | закрепить навыки правильного различения звуков и букв «Е», «Ё», «Я», «Ю» упражнять в звукослоговом анализе слогов, слов | анализ и синтез слогов чтение слогов, слов | |||
58 | «Закрепление изученного. Буквы «Е», «Ё», «Я», «Ю» | закрепить навыки правильного различения звуков и букв «Е», «Ё», «Я», «Ю» упражнять в звукослоговом анализе слогов, слов | анализ и синтез слогов чтение слогов, слов | ||||
2 неделя | 59 | «Закрепление изученного. Буквы «Е», «Ё», «Я», «Ю» | закрепить навыки правильного различения звуков и букв «Е», «Ё», «Я», «Ю» упражнять в звукослоговом анализе слогов, слов | анализ и синтез слогов чтение слогов, слов | |||
раздел 5 | |||||||
2 неделя | 60 | «Буква [Ь]» | сформировать стойкие представления у дошкольниках о букве [Ь] | слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь | Подрупповая | Выставка книг для домашнего самостоятельного чтения | |
3 неделя | 61 | «Буква [Ъ]» | сформировать стойкие представления у дошкольниках о букве [Ъ] | слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела | |||
62 | «Закрепление изученного. Буквы [Ь], [Ъ]» | закрепить стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь], [Ъ] | анализ и синтез, чтение слов (с «ь», «ъ») | ||||
4 неделя | 63 | «Закрепление изученного. Буквы [Ь], [Ъ]» | закрепить стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь], [Ъ] | анализ и синтез, чтение слов (с «ь», «ъ») | |||
раздел 6 | |||||||
4 неделя | 64 | «Обобщающее занятие. Гласные и согласные звуки» | закрепить зрительные образы букв обозначающих гласные и согласные звуки, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук», «твердый – мягкий согласный звук», навыки звуко-слогового анализа и синтеза, развивать слуховое внимание | анализ и синтез слогов чтение слогов, слов | Подрупповая | Развлечение. Викторина "Папа, мама, я - читающая семья" | |
1 неделя | 65 | «Обобщающее занятие. Гласные и согласные звуки» | закрепить зрительные образы букв обозначающих гласные и согласные звуки, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук», «твердый – мягкий согласный звук», навыки звуко-слогового анализа и синтеза, развивать слуховое внимание | анализ и синтез слогов чтение слогов, слов | |||
1 неделя | 66 | «Обобщающее занятие. Алфавит» | закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении; умения и навыки чтения | анализ и синтез слогов чтение слов и коротких фраз | |||
2 неделя | 67 | «Обобщающее занятие. Алфавит» | закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении; умения и навыки чтения | чтение слов и коротких фраз | |||
68 | «Обобщающее занятие. Алфавит» | закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении; умения и навыки чтения | чтение слов и коротких фраз | ||||
3 неделя | 69 | «Обобщающее занятие. Алфавит» | закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении; умения и навыки чтения | чтение слов и коротких фраз | |||
70 | «Повторение. Закрепление. Обобщающее занятие» | закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения | чтение слов и коротких фраз | ||||
4 неделя | 71 | «Повторение. Закрепление. Обобщающее занятие» | закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения | чтение слов и коротких фраз | |||
72 | «Повторение. Закрепление. Обобщающее занятие» | закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения | чтение слов и коротких фраз |
3.2.Перспективный план по взаимодействию с родителями
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний. Поэтому на протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса.
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Опрос, анкетирование родителей. Знакомство с методикой | сентябрь |
2. | Оформление папки - передвижки для родителей "Игры и упражнения по подготовке дошкольников к обучению грамоте" | октябрь |
3. | Беседа: "Какую работу можно проводить дома по этой теме?" | ноябрь |
4. | Заполнение рубрики в уголке для родителей "Учимся читать" | декабрь |
5. | Беседа о важности и пользе игр с буквами и словами | январь |
6. | Консультация «Домашняя библиотека» | февраль |
7. | Беседа "Учимся, играя" | март |
8. | Выставка книг для домашнего самостоятельного чтения | апрель |
9. | Развлечение "Папа, мама, я - читающая семья" | май |
3.3. Методическое обеспечение:
Для успешной реализации данной программы необходимо:
| Магнитофон и аудиозаписи, DVD проигрыватель, диски с записью развивающих игр и программ, компьютер, проектор, белый экран для демонстрации слайд-шоу и презентаций. |
| Наглядные пособия, схемы, магнитная азбука; рабочие тетради, кассы букв и слогов; демонстрационный материал (картинки), раздаточный материал (домики для звуков) |
3.4.Список литературы для педагогов:
Бондарева Л.Ю. «Упражнения на каждый день: обучение грамоте дошкольников и младших школьников». – Ярославль: Академия развития, 2008г.
Волина В.В. «Занимательное Азбуковедение». Москва 1991г. Волина В.В. «Учимся играя». Москва 1994г.
Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997г.
Жукова Н.С. «Домашний букварь». Екатеринбург 1998г.
Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. М.: «Акалис», 1996г.
Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве (из опыта работы)». – М.: Издательство «Ювента», 2003г.
Лапухина И.С. «Логопедия -550 занимательных упражнений для развития речи» Москва 1995г.
Маханева М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Владос, 2002 г.
Полякова М.А. Как научить ребенка читать и писать. – М.: Айрис – пресс, 2008г.
Управителева Л.В. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2007г.
Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подотовка к школе. Сценарии занятий. – М.: Издательство «Экзамен», 2009г.
3.5. Список литературы для воспитанников:
Коноваленко В.В. «Пишем и читаем» рабочая тетрадь № 1 – 3. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.
Куликовская Т.А. «Мастерская букв». – М.: Издательство «ГНОМ – ПРЕСС», 1997г.
Лапухина И.С. «Логопедия -550 занимательных упражнений для развития речи» Москва 1995г. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997г. К.И.Чуковский «От двух до пяти» сочинение в двух томах, 1 том. Москва, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа
Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...