Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Вокал"
рабочая программа
Программа «Вокал» включает в себя музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие подрастающего поколения. Она позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ananeva_3goda.docx | 65.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление.
Пояснительная записка………………………………………………………2
Новизна рабочей программы………………………………………................2
Актуальность программы…………………………………………………......2
Отличительные особенности…………………………………………..………2
Педагогическая целесообразность программы……………………..…..……3
Адресат программы…………………………………………………………….3
Возрастные особенности обучающихся…………………………..…………..4
Объём программы………………………………………………………..……..4
Формы организации образовательного процесса…………………………….4
Цель программы……………………………………………………………..….4
Задачи программы………………………………………………………..……..4
Планируемые результаты………………………………………………………5
Формы подведения итогов………………………………………………..……5
Условия реализации программы………………………………….…………..5
Тематическое планирование…………………………………………..…… 6
Учебный план 1-го года обучения и его содержание………………….……..6
Учебный план 2-го года обучения и его содержание………………………...8
Учебный план 3-го года обучения и его содержание…………………...…..11
Методическое обеспечение………………………………………………… 14
Список литературы……………………………………………………….….16
Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг. К общей проблеме совершенствования методов воспитания относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение обучающихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса. На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому обучающемуся проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.
Программа «Вокал» включает в себя музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие подрастающего поколения. Она позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Новизна программы состоит в том, что занимаясь в вокальной группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (дом творчества, районные конкурсы, фестивали). Обучающиеся придут на занятия, чтобы получить общие музыкальные представления, заполнить свободное время, побороть стеснительность и научиться выступать на сцене, что, безусловно, очень важно для благополучия ребенка при его дальнейшей социализации во взрослую жизнь. Другие – приобретут музыкальную грамотность, вокальный, концертный опыт, которые, возможно, будут использовать в своей будущей профессии.
Актуальность программы обусловлена реализацией социального заказа родителей и обучающихся. Проведённый мониторинг среди родителей показал, что 81% родителей удовлетворены содержанием данной программы и 86% обучающихся готовы заниматься в объединении.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной программы заключаются в том,
что она также ориентирована и на воспитание у более одарённых детей способности демонстрировать свое вокальное искусство не только на детских праздниках, но и в концертных программах, фестивалях и конкурсах.
Эффективность данного метода заключается в том, что обучающимся предлагается на практических занятиях самостоятельно импровизировать на заданную тему (музыкальные импровизации, ритмические, пластические). Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных особенностей детей. Использование традиционных и современных методов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.
Программа также предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Подбор репертуара осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Педагогическая целесообразность программы:
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что современная модель образования направлена на создание условий, в которых каждый ребенок смог бы получить условия для развития своих способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей. Задача дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку реализовать свой творческий потенциал. Важную роль в этом играют занятия музыкальным творчеством, в том числе вокальным. Вокальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает еще и мощным оздоровительным потенциалом. Певческая деятельность играет большую роль в здоровьесбережении детей. Она помогает формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. При регулярной и правильной певческой деятельности улучшается и физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать как физиологический процесс. Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья является пение. Народная мудрость гласит: «Кто много поет, того хворь не берет!».
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокал» предназначена для
обучающихся от 7 до17 лет. Это достаточно большой отрезок времени, за который обучающиеся проходят путь от младшего возраста до старшего подросткового.
Педагог в своей деятельности должен обязательно учитывать возрастные
психолого-педагогические особенности обучающихся. Выбор форм и методов
обучения должен опираться на ведущую деятельность данной возрастной группы,
её особенности.
Возрастные особенности обучающихся.
Первый год обучения – 7-9 лет.
Второй год обучения – 10-13 лет
Третий год обучения – 14-17 лет
Одарённые дети принимаются в группы согласно своему возрасту.
Объём программы.
Программа рассчитана на 3 года.
Формы организации образовательного процесса.
Форма обучения – очная. В ходе реализации программы используется групповой (работа в вокальной группе) и индивидуальный (одарённые дети) методы работы.
В первый год обучения занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Во второй и третий годы обучения два раза в неделю по 3 часа. Количество часов по программе 144(первый год обучения) и 216(второй и третий). При меньшем объёме часов (по календарю) программа будет реализована за счёт переноса занятий на дни ранее закончивших групп.
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Цель программы
Формирование исполнительских навыков и устойчивого интереса к пению через активную музыкально-творческую деятельность.
Задачи:
Образовательные:(предметные)
1.Обучение певческим навыкам (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, верная артикуляция, четкая дикция, мягкая атака звука, чистая интонация и т.д.).
2.Обучение выразительному исполнению современной отечественной, эстрадной вокальной музыки. 3.Обучение музыкально-ритмичным движениям, танцевальным элементам.
4.Обучение приемам сценического движения, актерского мастерства.
Развивающие:(метапредметные)
1.Развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма.
2.Расширение диапазона.
3.Развитие обще-эстетического кругозора. 4.Развитие творческих способностей и раскрытие потенциала.
Воспитательные:(личностные)
1.Формирование устойчивого интереса к пению.
2.Обогащение внутреннего мира ребёнка, образно-эмоционального восприятия окружающего мира через пение.
3.Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества, в отчетных концертах, во всех тематических концертах).
4.Формирование общей культуры личности ребенка. 5.Развитие потребности в культурном проведении своего свободного времени.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Планируемые результаты
1-й год обучения
- петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
- петь чисто и слаженно в ансамбле в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
-уметь чувствовать исполняемые произведения;
- уметь правильно двигаться под музыку;
- уметь вести себя в коллективе.
- проявлять интерес к вокальному искусству;
2-й год обучения
- соблюдать при пении певческую установку;
- уметь петь на цепном дыхании;
- уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях;
- уметь петь выразительно, осмысленно напевные песни;
- уметь держаться на сцене;
- испытывать потребность к певческой деятельности.
3-й год обучения
- уметь пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком;
- уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы;
- уметь управлять интонацией голоса;
- уметь петь на два голоса с сопровождением, без сопровождения;
- обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
При проверке результатов используются следующие формы: педагогические наблюдения, фронтальный опрос, викторины, исполнение песен.
Формы подведения итогов:
- Тестирование.
- Концертные выступления.
- Конкурсы, фестивали, смотры.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо определенное обеспечение:
кабинет для размещения не менее 15 обучающихся; стол педагога, стулья; пианино, радиомикрофоны,стойки для микрофонов, микшерский пульт, активные колонки, ноутбук. Свободный доступ занятий на сцене актового зала.
Формы аттестации.
В середине учебного года (декабрь) проходит промежуточная аттестация; в конце учебного года итоговая. Выявляется уровень теоретических знаний и практических умений по предмету. Результаты заносятся в диагностическую карту. (Приложение).
Учебный план
Первый год обучения
№ | Тема занятий | Всего | Кол-во часов | Формы аттестации контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | беседа, прослушивание, наблюдение | |
2 | Аттестация. Промежуточная в середине года Итоговая в конце года Мониторинг (в начале, середине и конце года) | 4 | 2 | 2 | тестирование, концертная деятельность |
3 | Певческая установка. Певческое дыхание. | 14 | 7 | 7 | беседа, устный опрос, наблюдение |
4 | Дикция и артикуляция. | 14 | 7 | 7 | беседа, устный опрос, наблюдение |
5 | Знакомство с произведениями различных жанров: -песни из мультфильмов -песни из детских кинофильмов | 8 | 4 | 4 | беседа, устный опрос |
6 | Вокальные навыки. | 16 | 8 | 8 | беседа, устный опрос, наблюдение |
7 | Работа над песнями. | 74 | 8 | 66 | беседа, наблюдение, концертная деятельность |
8 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 10 | 4 | 6 | беседа, наглядный контроль |
9 | Итоговое занятие | 2 | 2 | отчётный концерт | |
Итого | 144 | 42 | 102 |
Содержание программы
Первый год обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с детьми. Входная диагностика музыкальных данных, Ознакомление с правилами гигиены и охраны голоса. Знакомство с задачами на текущий год. Режим занятий. Правила по технике безопасности.
2. Аттестация.
Промежуточная аттестация в середине года проводится для того, чтобы проследить динамику развития творческих способностей детей, развития музыкального слуха и памяти, выявить знания, полученные на занятиях.
Итоговая аттестация в конце года проводится для того, чтобы узнать, усвоена ли программа первого года обучения.
3.Певческая установка. Певческое дыхание.
Теория.
Понятие о певческой установке и певческом дыхании.
Правильное положение корпуса, шеи и головы во время пения. Мимика лица при пении. Основные типы дыхания: ключичный, грудной, брюшной, смешанный. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Практика.
Навыки пения сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Упражнения, формирующие певческое дыхание «Ладошки», «Погончики». «Насос» и др..
4.Дикция и артикуляция.
Теория.
Понятие о дикции и артикуляции. Знакомство с артикуляционным аппаратом.
Подготовка артикуляционного аппарата к работе.
Практика.
Формирование гласных и согласных звуков. Отчётливое произношение слов, внимание на ударные слоги. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Разучивание и использование скороговорок. Упражнения для развития мышц языка, подвижности губ, а также всего артикуляционного аппарата.
5. Знакомство с произведениями различных жанров.
Теория.
Прослушивание музыки из детских мультфильмов и кинофильмов. Краткая биография авторов и композиторов.
Практика.
Беседа и анализ о настроении и характере произведений.
6. Вокальные навыки.
Теория.
Понятие о певческих навыках и их взаимосвязь между собой.
Практика.
Приобретение навыков уверенного пения. Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных. Музыкальные «буквы».Скороговорки и поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующие широкого раскрытия рта.
7. Работа над песнями.
Теория.
Рассказ о песне как об одной из видов музыкального искусства в интересной для детей форме, её характере, содержании и замысле, сообщение об её авторах.
Практика.
Разучивание песен, детальная работа над фразами, трудными местами; разучивание с сопровождением и без него; доведение до уровня, пригодного для концертного выступления.
8.Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.
Теория.
Беседа о необходимых для исполнителя качествах для концертной деятельности. Понятие сценической культуры.
Практика.
Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения. Умение изобразить настроение песни в различных движениях для создания художественного образа.
9.Итоговое занятие.
Проверка знаний, полученных в течении года. Выступление на отчётном концерте. Подведение итогов.
Учебный план
Второй год обучения
№ | Тема занятий | Всего | Кол-во часов | Формы аттестации контроля | |
теория | практ. | ||||
1 | Вводное занятие. | 3 | 3 | беседа, прослушивание, наблюдение | |
2 | Аттестация Промежуточная в середине года. Итоговая в конце года Мониторинг (в начале, середине и конце года) | 6 | 2 | 4 | тестирование, концертная деятельность |
3 | Использование певческих навыков. Певческое дыхание. | 18 | 6 | 12 | беседа, устный опрос, наблюдение |
4 | Знакомство с основными музыкальными жанрами.Известные детские вокальные коллективы. | 12 | 8 | 4 | беседа, устный опрос |
5 | Работа над песнями. | 138 | 14 | 124 | беседа, наблюдение, концертная деятельность |
6 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 21 | 7 | 14 | беседа, наглядный контроль |
7 | Работа над дикцией и артикуляцией | 15 | 5 | 10 | беседа, устный опрос, наблюдение |
8 | Итоговое занятие | 3 | 3 | отчётный концерт | |
Итого | 216 | 45 | 171 |
Содержание программы
Второй год обучения
1.Вводное занятие.Знакомство с вновь прибывшими детьми. Входная диагностика музыкальных данных. Ознакомление с правилами гигиены и охраны голоса. Знакомство с задачами на текущий год. Режим занятий. Правила по технике безопасности.
2. Аттестация.
Промежуточная в середине года
Итоговая в конце года
Промежуточная аттестация в середине года проводится для того, чтобы проследить динамику развития творческих способностей детей, развития музыкального слуха и памяти, выявить знания, полученные на занятиях.
Итоговая аттестация в конце года проводится для того, чтобы узнать, усвоена ли программа второго года обучения.
3.Использование певческих навыков. Певческое дыхание.
Теория.
Разучивание упражнений.
Практика.
Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента или фонограммы. Работа над точным звучанием унисона. Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Упражнения на развитие певческого дыхания («Ладошки», «Обними плечи», «Маленький маятник», «Большой маятник», «Кошечка» и др.) Музыкальные упражнения на расширение диапазона.
4.Знакомство с основными музыкальными жанрами. Известные детские вокальные коллективы.
Теория.
Знакомство с простейшими музыкальными жанрами – песней, танцем, маршем.
Прослушивание современных детских вокальных коллективов, как яркий пример качественного исполнения песен для формирования культуры восприятия таких, как «Волшебники двора», «Великан», «Непоседы», «Домисолька», «Волшебный микрофон».
Практика.
Анализ прослушанного материала в форме беседы.
5. Работа над песнями.
Теория.
Прослушивание песни. Рассказ о её характере, содержании и замысле, сообщение об её авторах.
Практика.
Раскрытие содержания музыки и слов, особенностей художественного образа, замысла произведения.Расширение диапазона песенного материала. Работа над точным звучанием унисона.
6.Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.
Теория.
Знакомство с элементами ритмики и движений под музыку на примере популярных вокальных ансамблей и исполнителей современности.
Практика.
Развитие чувства ритма. Развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку для передачи образа.
7.Работа над дикцией и артикуляцией.
Теория.
Разучивание новых скороговорок. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой при условии свободы движений артикуляционных органов.
Практика.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
8.Итоговое занятие.
Проверка знаний, полученных в течении года. Выступление на отчётном концерте. Подведение итогов.
Учебный план
Третий год обучения
№ | Тема занятий | Всего | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | |
теория | Практ | ||||
1 | Вводное занятие. | 3 | 3 | беседа, прослушивание, наблюдение | |
2 | Аттестация Промежуточная в середине года. Итоговая в конце года Мониторинг (в начале, середине и конце года) | 6 | 2 | 4 | тестирование, концертная деятельность |
3 | Знакомство с произведениями различных жанров. Типы голосов. | 9 | 6 | 3 | беседа, устный опрос |
4 | Работа над дикцией и артикуляцией. | 9 | 3 | 6 | беседа, устный опрос, наблюдение |
5 | Звукообразование и дыхание. | 9 | 3 | 6 | беседа, устный опрос, наблюдение |
6 | Работа над песнями. | 150 | 13 | 137 | беседа, наблюдение, концертная деятельность |
7 | Двухголосье. | 18 | 1 | 17 | беседа, наглядный контроль |
8 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. | 9 | 3 | 6 | беседа, наглядный контроль |
9 | Итоговое занятие. | 3 | 3 | отчётный концерт | |
Итого | 216 | 34 | 182 |
Содержание программы
Третий год обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с вновь прибывшими детьми. Входная диагностика музыкальных данных, Ознакомление с правилами гигиены и охраны голоса. Знакомство с задачами на текущий год. Режим занятий. Правила по технике безопасности.
2. Аттестация.
Промежуточная в середине года
Итоговая в конце года
Промежуточная аттестация в середине года проводится для того, чтобы проследить динамику развития творческих способностей детей, развития музыкального слуха и памяти, выявить знания, полученные на занятиях.
Итоговая аттестация в конце года проводится для того, чтобы узнать, усвоена ли программа третьего года обучения.
3. Знакомство с произведениями различных жанров. Типы голосов.
Теория.
Знакомство с творчеством А.Пахмутовой.
П.И.Чайковский «Щелкунчик».
Типы голосов-драматические и лирические. Голоса: мужские – тенор, баритон, бас; женские – сопрано, меццо-сопрано, контральто; детские – дискант, альт.
Практика.
Понимание настроения и характера произведений. Обсуждение своих впечатлений.Беседа по пройденному материалу.
4.Работа над дикцией и артикуляцией.
Теория.
Разучивание более сложных музыкальных и речевых скороговорок.
Практика.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок.
5.Звукообразование и дыхание.
Теория.
Повторение пройденного материала. Типы певческого дыхания.
Звукообразование. Правила выполнения новых упражнений.
Практика.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыков певческого дыхания и правильного звукообразования. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения для совершенствования певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf.
6.Работа над песнями.
Теория.
Прослушивание песни. Рассказ о её характере, содержании и замысле, сообщение об её авторах.
Практика
Согласованность пения и музыкального сопровождения.
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
7. Двухголосье.
Теория
Понятие единства музыкального звучания. Понятие двухголосого пения.
Практика
Пение на два голоса.
8.Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.
Теория.
Воплощение вокальных образов через пластику. Ощущение гармонии голоса итела.
Практика.
Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Формирование культуры поведения на сцене. Пантомимические упражнения для развития артистических способностей.
9.Итоговое занятие.
Проверка знаний, полученных в течении года. Выступление на отчётном концерте. Подведение итогов.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | ||||
Название раздела | Форма занятия | Приёмы и методы | Форма подведения итогов | |
1 | Вводное занятие | Беседа | Словесные методы. Вводный инструктаж по технике безопасности. | Фронтальный опрос. |
2 | Певческая установка. Певческое дыхание. | Беседа. Практическая работа. | Словесный метод (беседа) Практический метод(тренировочные упражнения) Наглядный метод (исполнение педагогом) | Тестирование. Индивидуальный контроль выполнения задания. |
3 | Вокальные навыки | Беседа. Практическая работа. | Словесный метод (беседа) Практический метод(вокально-тренировочные упражнения) Наглядный метод (исполнение педагогом) | Тестирование. Индивидуальный контроль выполнения задания. Концерт. |
4 | Дикция и артикуляция | Беседа. Практическая работа. | Информационно-рецептивный метод. Практический метод (тренировочные упражнения) | Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль выполнения задания. |
5 | Использование элементов ритмики и сценической культуры | Беседа. Практическая работа. | Практический метод (тренировочные упражнения) Исследовательский метод (творческая импровизация) Частично-поисковый метод (коллективная импровизация) | Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль выполнения задания. Концерт. |
6 | Знакомство с произведениями различных жанров | Беседа | Словесные методы (анализ музыкального произведения) Исследовательский метод. Информационно-рецептивный метод. | Фронтальный опрос. Музыкальные викторины. |
7 | Репетиционный период | Практическая работа | Практический метод. Наглядный метод. Исследовательский метод. | Концерт. |
Доступность программы для детей, проявивших выдающиеся способности.
Если ребенок проявляет выдающиеся способности по вокалу, то для него имеется возможность заниматься не только в группе, но и индивидуально.Такие дети принимают участие не только в концертах, но и в различных фестивалях и конкурсах .
Доступность дополнительной общеобразовательной программы для детей находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для реализации программы специальное оборудование и материалы не требуется индивидуально для каждого ребёнка. Поэтому по программе могут заниматься дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Использование современных образовательных технологий, форм, методов, приемов обучения и воспитания.
Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств позволяет мне активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить мотивацию к обучению вокалу, создают дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и певческих навыков обучающихся.Использование даннойтехнологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.
Использование игровых технологий.
Упражнения игрового характера обогащают обучающихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую - либо одну задачу (совершенствование дикции, развитие музыкальной памяти и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать певческие навыки, сценическое мастерство и т.д. Одни игры выполняются обучающимися индивидуально, другие – коллективно.Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент занятия, коллективные – желательно проводить в конце занятия, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется творческая наполняемость игры, способ ее организации и проведения.
Использование дистанционных образовательных технологии при реализации программы.
При необходимости определённые темы можно изучать, используя дистанционные образовательные технологии. Дети совместно с родителями (первый год обучения) или самостоятельно выполняют задания в домашних условиях. Результаты выполнения задания проверяются педагогом.
Материалы по дистанционному обучению по программе представлены на официальном сайте ДДТ (http://ddt-vyazma.ru/) в разделе «Дистанционное обучение». уточнить!!!!!!!!!!!
Способы проверки знаний. Теоретические знания будут выявляться при помощи тестов, викторин, игровых элементов и др.
Практические навыки будут выявляться в процессе выступления детей на различных мероприятиях.
Рекомендуемая литература:
1.Емельянова В.В. Фонопедический метод развития, 2016
2. Методики Стрельниковой А.Н., Учитесь правильно дышать, 2017
3. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия, 2015
4. Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
5. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей», 2001г.
6. Программа педагога дополнительного образования. Составитель Синявская Н.Н. – М.: 2001г.
Промежуточная аттестация
Первый год обучения
Теоретическая часть:
1.Зачеркните один лишний элемент.В состав артикуляционного аппарата входят: щёки, губы, зубы, язык, челюсти, нёбо, уши, глотка, гортань.2.Как называется чёткое, ясное, разборчивое произношение слов.(выбери правильный ответ) а) модуляция б) дикция в) терция3. Что помогает работать над дикцией. (выбери правильный ответ) а) сказки б) пословицы в) скороговорки 4. Самый распространённый жанр в вокале.(выбери правильный ответ)а) танецб) песняв) марш5.Как правильно брать вдох перед началом пения?(выбери правильный ответ)а)жадно набрать полные легкие воздуха, выпятив грудную клетку;б)бесшумно взять вдох в живот, плечи и грудную клетку не поднимать;в)набрать немного воздуха, подняв плечи;
Практическая часть:Выступление на новогоднем концерте.
Второй год обучения
Теоретическая часть:
1. Звуковые возможности певческого голоса, объём между самыми высокими и низкими звуками голоса.
(выбери правильный ответ)
а) интервал
б)гамма
в)диапазон
2. Специфическое качество . характерная окраска звука голоса.
(выбери правильный ответ)
а) жанр
б)тембр
в) мелодия
3. Логичный интонационный переход в другую тональность.
(выбери правильный ответ)
а) модуляция
б)импровизация
в) дикция
4.Звонкость, полётность, разборчивость, ровность по тембру, пение с вибрато – это
(выбери правильный ответ)
а) средства музыкальной выразительности
б) свойства певческого голоса при правильном звучании
5. Чистое» интонирование это -
(выбери правильный ответ)
a)когда голос «сливается» с заданной нотой
б)когда поют без сопровождения инструментов
в)пение повторяющейся ноты
Практическая часть: Выступление на новогоднем концерте.
Третий год обучения
Теоретическая часть:
1. Крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей для хора, солистов и оркестра.
(выбери правильный ответ)
а) этюд
б) кантата
в)песня
2.Работа над нужной подачей выдыхаемого воздуха, который, прорываясь через голосовые связки, ведёт за собой образование звука и не только одного звука, но целой фразы или предложения.
(выбери правильный ответ)
а) работа над динамикой
б) работа над дыханием
в)работа над звуковедением
3. Сольная песня с инструментальным сопровождением(отметить)
(выбери правильный ответ)
а) рондо
б) баритон
в) романс
4.Сочинение музыки сразу во время исполнения
(выбери правильный ответ)
а) импровизация
б) интерпритация
в) композиция
5.Что такое голосовой зажим?
(выбери правильный ответ)
а) тяжесть при пении высоких нот
б) болит горло
в) оба варианта подходят
Практическая часть: Выступление на новогоднем концерте.
Итоговая аттестация
Первый год обучения
Теоретическая часть:
(выбери правильный ответ)
1. Разминка, упражнение для голосовых связок
а) артикуляция
б) распевка
в) ритмика
2. Скорость исполнения музыки
а) темп
б) ритм
в) доля
3. Установи соответствие:
художник сочинит мелодию
композитор сочинит текст
поэт нарисует иллюстрацию к песне
4. Во время пения необходимо учитывать следующие правила:
(отметь правильные утверждения)
а) Не пытайтесь петь громче, чем вам надо.
б) Не злоупотребляйте слишком долгим использованием голоса.
в) Даже при абсолютном, правильном пении связки устают.
г) Громко звучащую фонограмму старайтесь перекричать
5. Дикция в пении нужна для чёткости произношения слов.
а) правильно
б) неправильно
в) не знаю
Практическая часть: выступление на отчётном концерте
Второй год обучения
Теоретическая часть:
1. Строение голосового аппарата (лишнее зачеркнуть) а) дыхательный аппарат б) мышцы живота в) резонаторная область г) брюшной пресс д) артикуляционный аппарат е) гортань и голосовые связки ж) позвоночник
2. Средства музыкальной выразительности: (лишнее зачеркнуть) а)мелодия б)лад в)гармония г)темп д)ритм е)динамика ж)тембр з)регистры к) гамма
3.Как называется один исполнитель?
(выбери правильный ответ)
а) квартет;
б) хор;
в) солист;
4.Что происходит в результате вибрации голосовых связок?
(выбери правильный ответ)
а) возникает улыбка
б) звучит голос
в) поднимаются плечи
5. Осмысленно-выразительная одноголосная последовательность звуков, объединённых посредством ритма и лада.
(выбери правильный ответ)
а) мелодия
б) звук
в) громкость
Практическая часть:Выступление на отчётном концерте.
Третий год обучения
Теоретическая часть:
1.Женский голос
(выбери правильный ответ)
а) бас
б) сопрано
в) тенор
2.Коллектив из пяти исполнителей
(выбери правильный ответ)
а) квартет
б) дуэт
в) квинтет
3. Репетиция
(Выбери несколько вариантов)
а) отработка навыков вокального исполнения
б) многократное повторение сложных фрагментов песни
в) исполнение произведения на концерте
4. Что нужно для подготовки выступления
(выбери правильный ответ)
а) артикуляционная работа
б)вживание в образ исполняемого произведения
в) комплекс вокальных упражнений
г)всё вышеперечисленное
5. Сила звучания в музыке
(выбери правильный ответ)
а) динамика
б)мощность
в) громкость
Практическая часть: Выступление на отчётном концерте.
Критерии оценки
Теоретическая часть:
Усвоили материал на «5» – 5 правильных ответов.
Усвоили материал на «4» – 3-4 правильных ответа.
Усвоили материал на «3» - 2 правильных ответа.
Практическая часть:
«5» - Обучающийся владеет техникой исполнения, подвижностью голоса, развит навык работы с микрофоном. Исполняет песню выразительно, чисто, слаженно в ансамбле. Красиво и ритмично двигается.
«4» - В процессе исполнения песни обучающийся контролирует чистоту пения, строй, ансамбль, но допускает незначительные ошибки. Красиво и ритмично двигается, но с небольшими недочётами.
«3» - Обучающийся в процессе исполнения песни не может контролировать чистоту пения (фальшивая интонация, отсутствие ансамбля, строя). Навык сценического выступления отсутствует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...
"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»
quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...