Программа внеурочной деятельности
рабочая программа (9 класс)
Программа внеурочгой деятельности в 9 классе "Русский язык и культура речи" на 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Покровская средняя общеобразовательная школа»
Черемисиновского района Курской области
«Рассмотрена» на заседании МО «_____»_______20___г. Руднева В.В. | «Согласована» заместитель директора по ВР ______________ Щербинина Г.З. | «Принята» на заседании педсовета от «____»_________20__г. протокол № ____________ |
Утверждена
приказом № ______
от « ___»_______20__
Директор школы: _______ /Р.М.Чаплыгина/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Русский язык и культура речи»
(9 класс, 1-й год обучении)
Составитель:
Чакалова Оксана Ивановна
2020-2021 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» разработана на основе следующих документов:
− Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
− Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12 2014 № 1644);
− Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
− планируемых результатов основного общего образования;
− требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
− СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
- примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. - (Стандарты второго поколения), с учетом авторской программы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Методическое пособие по основам проектной деятельности школьника»;
− Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»;
- Устава МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа», утвержденного приказом Управления образования Администрации Черемисиновского района Курской области.
Цель курса: развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.
Задачи курса:
- обогащение словаря;
- развитие устной и письменной речи;
- работа над содержательной стороной слова;
- активизация познавательных интересов;
- развитие творческих способностей и мышления;
- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» для 9 класса реализуется в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Направление внеурочной деятельности «Тайны текста: от чтения к пониманию» - общеинтеллектуальное.
Методы, формы работы, используемые технологии
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемное изложение изучаемого материала;
4) частично-поисковый или эвристический;
5) исследовательский.
Используемые технологии:
1) развивающее обучение;
2) проблемное;
3) развитие критического мышления через чтение и письмо;
4) здоровьесберегающие.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- готовность к самостоятельной творческой деятельности;
- толерантное сознание и поведение в обществе;
- навыки сотрудничества со сверстниками;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
- умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- умение ориентироваться в различных источниках информации;
- умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
- умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
- владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные:
- сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
- способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
- свободное использование словарного запаса;
- сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
- научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
- научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- уметь работать с бланками экзаменационной работы;
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Ученик научится:
Коммуникативные:
- пользоваться разными видами чтения, слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
- с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.
Регулятивные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- искать, выделять и преобразовывать необходимую информацию;
- грамотно составлять таблицы;
- проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.
Познавательные:
- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.
- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.
- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения создания оригинального текста.
- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения текста.
Учение получит возможность научиться:
- формулировать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждения. Проводить стилистический анализ текста.
- определять типологическое строение текста, авторскую интонацию, используя приемы сжатия текста, уметь производить его компрессию. Соблюдать основные языковые номы.
- понимать процесс эволюции языковых норм. Применить приемы написания сочинения данного типа.
- правильно употреблять знаки препинания в зависимости от различных значений и соответствующей интонации между частями сложного предложения.
Составлять схемы, моделировать предложения по заданным схемам, проводить синтаксический анализ разных типов предложений. Находить сложные предложения в художественных текстах; употреблять в речи подобные предложения.
- правильно применять полученные орфографические, пунктуационные, лексические, морфологические, орфоэпические, грамматические нормы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Язык и речь.
Языковая норма как историческая категория. Понятие нормы в современной лингвистике. Формирование норм литературного языка. Понятие вариантов норм.
Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи. Типология норм. Ошибки грамматические и речевые.
Качества хорошей речи. Основные качества хорошей речи. Правильность как основа хорошей речи. Содержательность хорошей речи. Выразительность и гибкость, уместность и доступность хорошей речи. Точность речи.
Орфоэпические нормы. Тексты разных стилей. Лексика. Лексические нормы.
Акцентологические нормы. Словообразовательные нормы. Орфография.
Морфологические нормы и их особенности.
Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности. Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка. Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. Употребление вводных слов, обращений и междометий. Употребление знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Синтаксический минимум
Функциональные стили. Стилистические нормы. Функционально-смысловые типы речи. Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.
Итоговое занятие.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34ч.)
№ п/п | дата | Тема занятий | Кол-во часов | Примечания | |
план | факт | ||||
1. | Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. | 1 | |||
2 | Язык и речь. | 1 | |||
3 | Языковая норма как историческая категория. | 1 | |||
4 | Понятие нормы в современной лингвистике. | 1 | |||
5 | Формирование норм литературного языка | 1 | |||
6 | Понятие вариантов норм. | 1 | |||
7-8 | Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи. | 1 | |||
9-10 | Типология норм. Ошибки грамматические и речевые. | 1 | |||
11 | Качества хорошей речи. | 1 | |||
12 | Основные качества хорошей речи. | 1 | |||
13 | Правильность как основа хорошей речи. | 1 | |||
14 | Содержательность хорошей речи. | 1 | |||
15 | Выразительность и гибкость, уместность и доступность хорошей речи. | 1 | |||
16 | Точность речи. | 1 | |||
17 | Орфоэпические нормы. Тексты разных стилей. | 1 | |||
18 | Лексика. Лексические нормы. | 1 | |||
19 | Акцентологические нормы. | 1 | |||
20 | Словообразовательные нормы. Орфография. | 1 | |||
21 | Морфологические нормы и их особенности. | 1 | |||
22 | Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности. | ||||
23 | Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка. | ||||
24 | Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. | ||||
25 | Употребление вводных слов, обращений и междометий. | ||||
26-27 | Употребление знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. | ||||
28 | Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. | ||||
29 | Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. | ||||
30 | Синтаксический минимум | ||||
31 | Функциональные стили. Стилистические нормы. | ||||
32 | Функционально-смысловые типы речи. | ||||
33 | Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы. | ||||
34 | Итоговое занятие |
Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение
1. ОГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых. Ю.Н. Гостева.- М.: Издательство «Экзамен», 2018.
2. ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М. Пахнова. -М-.: Издательство «Экзамен», 2018.
3. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 9 класс / под ред. И.П. Цыбулько. «Национальное образование», 2017. - ФГОС. Новый образовательный стандарт.
4. Русский язык. 200 экзаменационных сочинений на отлично. / Г.Т. Егораева. – М.: издательство «Экзамен». 2017.-222, (1т.2т.). Серия «Реальные экзаменационные темы сочинений».
Электронные образовательные ресурсы.
- gia.edu.ru/ - Официальный портал Государственной итоговой аттестации, содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные материалы, нормативные документы.
- reshuoge.ru - образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
- ege.yandex.ru — официальный проект Яндекс. ЕГЭ. Здесь опубликованы пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения онлайн. Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ и ГИА-2018: они помогут получить представление о содержании и формулировках заданий, оценить свои знания и уровень подготовки, научиться решать отдельные типы вопросов. Все задания разработаны специально для Яндекса группой экспертов и соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.
- 4ege.ru - ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ и ОГЭ. Вся информация о ЕГЭ и ОГЭ 2018.
- examen.ru/ — Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.
- school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа
- alleng.ru/ - сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и экзаменам в электронном виде и многое другое
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...