Открытый урок по народно-сценическому танцу
план-конспект урока

Бутырева Антонина Петровна

Конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» с.Кослан

Открытое занятие по «Народно – сценическому танцу»

Тема: Применение инновационных (нетрадиционных) методов работы на занятии по народно-сценическому танцу

Составитель:

Бутырева Антонина Петровна

преподаватель

с.Кослан 2019г.

Год обучения:  4 год обучения по программе учебного предмета «Народный сценический танец» по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе области хореографического искусства «Хореографического творчества»

Возраст учащихся: 12 – 13 лет

Цель: Выявление роли нетрадиционных методов обучения на занятии по народно-сценическому танцу в процессе формирования и развития у обучающихся инициативности, способности самостоятельно и творчески мыслить, воспитания коммуникативной культуры.

Задачи занятия:

Обучающие:

-дальнейшее освоение терминологии, элементов народно-сценического танца.

-выработка умения самостоятельно контролировать степень усвоения полученных знаний.

-обучение новым способам получения знания, а также расширения и закрепления известного знания.

Развивающие:

-развитие произвольного внимания и памяти.

-развитие способности к самоанализу, комментированию и обоснованию своих действий.

-развитие умения анализировать поступающий материал, сравнивать его с имеющимся, находить общее и отличное.

-развитие умения определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи, опираясь на уже известный алгоритм действий.

Воспитательные:

-воспитание настойчивости, работоспособности, терпения, ответственности.

-воспитание самостоятельности, познавательной активности, инициативности, целеустремлённости, сообразительности.

-воспитание культуры общения, критичности и самокритичности, самообладания, дружелюбия.

Место проведения занятия: хореографический класс.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Материально-техническое обеспечение:

-оборудованный станком и зеркалами хореографический зал;

-баян;

-нотный материал;

-танцевальная форма;

-компьютер;

-флеш-карта;

-USB-проигрыватель.

Методы обучения:

Традиционные - словесный;

- наглядный;

-практический;

- рефлексивный.

Нетрадиционные - самостоятельная оценка;

- обучение в сотрудничестве;

- взаимообучение;

- ролевая игра;

- сочинение;

- соревнование;

Ожидаемый результат:

-освоение обучающимися нового учебного материала и закрепление пройденного;

-проявление обучающимися способности мыслить и действовать самостоятельно;

-проявление детьми коммуникативных умений и навыков, востребованных на данном занятии;

-положительное отношение обучающихся к нетрадиционным формам работы на занятии;

-понимание детьми вспомогательной роли этих форм работы в процессе обучения народно-сценическому танцу.

Ход занятия.

п/п

Этапы занятия

Время

Организационно-методические указания

1.

Подготовительная часть занятия.

Построение и поклон в характере русской кадрили: музыкальное сопровождение – «Московская кадриль»; шаг с каблука;

построение в три линии; поклон с притопом.

Вступительное слово педагога.

-объявление темы занятия;

-краткий обзор предстоящих этапов и форм работы;

-обозначение целей занятия (ожидаемый результат).

7 мин

Создание атмосферы безопасности, работоспособности и праздника.

Эмоциональная поддержка на всех этапах занятия.

2.

Основная часть занятия.

Задание 1: 

Работая у станка, оценить собственное исполнение каждого упражнения по пятибалльной шкале.

1.Педагог объявляет задание и порядок его выполнения:

-обучающиеся ставят себе оценку после выполнения каждого упражнения;

-обучающиеся (по выбору педагога) комментируют оценку, называя допущенные ошибки;

2.Педагог напоминает критерии оценки:

-методическая грамотность исполнения;

-знание комбинации;

-скоординированность работы различных частей тела;

-выразительность и др.

Экзерсис у станка:

-plie – в характере русского танца;музыкальный размер – 4/4, занимает 8 тактов;

-battementtendu – белорусский танец, 2/4, 16 т;

-battement tendu jete – гуцульскийтанец, 2/4, 16 т;

-rond de jambe par terre – эстонскийтанец, 3/4, 16 т;

-подготовка к «верёвочке» - русский танец, 2/4, 16 т;

-adajio – молдавский танец, 3/4, 24 т.

Задание 2: 

Сотрудничая с педагогом и одноклассниками, освоить новую комбинацию у станка – grandbattementjete в характере украинского танца.

1.Педагог объявляет задание.

2.Актуализация известного знания:

-взаимосвязь нового материала с известным;

-педагог задаёт вопросы по известному материалу (правила исполнения GBJ) – дети отвечают;

-участники исполняют изученную ранее комбинацию.

3.Определение частной познавательной задачи:

-педагог показывает новую комбинацию;

-предлагает сравнить новый материал с известным, выделить новый элемент (бросок ноги с окончанием в demiplie на каблук), задать вопросы;

-участники делятся своим мнением, при необходимости – задают вопросы;

-разбор комбинации под руководством педагога.

4.Работа по усвоению материала:

-самостоятельная работа над упражнением;

-по предложению педагога дети задают вопросы и делятся проблемами (предположительно, по уточнению схемы упражнения), вносят предложения (пройти ещё раз вместе с педагогом);

-педагог совместно с детьми проходит комбинацию;

-по предложению педагога (если не предложено детьми) дети разбиваются на пары для отработки комбинации с ПН и разбора с ЛН (зеркально), помогая друг другу в работе;

-дети исполняют новую комбинацию с двух ног.

5.Подведение итогов:

-оценка участниками меры своего продвижения в освоении новой комбинации;

-выделение педагогом положительных качеств, проявленных детьми при выполнении задания (умение быстро «взять» материал, способность к сотрудничеству и др.)

Задание 3: 

Используя известный алгоритм действий, отработать на середине зала комбинацию «Верёвочка» (русский танец), действуя группой и без участия педагога.

1.Педагог объявляет задание и порядок его выполнения:

-перечисление элементов комбинации, требующих отдельной отработки –

«верёвочка» простая;

«верёвочка» двойная;

«верёвочка» с переступанием;

«верёвочка» с «переборами»;

-назначение ведущих (личное желание или выбор педагога), играющих роль руководителя и контролирующих работу участников над одним из движений;

-последний ведущий назначается педагогом (сильный ученик), т.к. он контролирует отработку всей комбинации;

-исполнение движения ведущим;

-исполнение движения группой;

-ведущий даёт советы, делает замечания детям по ходу исполнения или после него;

-исполнение комбинации всей группой.

2.Участники выполняют задание.

3.Подведение итогов:

-оценка общего уровня выполнения задания;

-выделение положительных качеств, проявленных детьми при выполнении задания (инициативность, ответственность, доброжелательность и др.)

Задание 4: 

Работая в малых группах, самостоятельно сочинить этюд на материале итальянского народно-сценического танца «Тарантелла».

1.Педагог объявляет о задании и условиях его выполнения:

-обучающимся было дано домашнее задание – найти в интернете видеозапись танца «Тарантелла», исполненного другим танцевальным коллективом, отыскать изученные движения и самостоятельно выучить новое движение;

-участники разбиваются на две группы;

-используя разученные самостоятельно и в классе движения итальянского танца, каждая группа сочиняет небольшой этюд (5-6 элементов);

-совместное обсуждение, выбор лучшего этюда.

2.Повторение изученных движений танца «Тарантелла»:

-бег с подскоком;

-jete-pique;

-pasemboite;

-движения рук с тамбурином.

3.Разделение на две группы.

4.Групповая работа по созданию этюда.

5.Исполнение этюдов.

6.Подведение итогов:

-обсуждение проделанной работы;

-оценка уровня исполнения задания каждой группой;

-выбор лучшего этюда;

-выделение положительных качеств, проявленных детьми при выполнении задания (подготовленность к заданию, культура делового общения и др.)

Задание 5: 

Провести презентацию на тему «Польский национальный костюм».

1.Недавно группа начала работу над польским танцем. Детей всегда интересуют костюмы, в которых им предстоит выступать. Обучающимся была предложена идея создать (с помощью родителей) небольшую по объёму материала презентацию на вышеназванную тему. Работу провела группа из трёх человек.

2.Дети проводят презентацию.

3.Подведение итогов: выделение положительных качеств, проявленных детьми при выполнении задания (инициативность, стремление узнавать новое и др.)

Самостоятельная оценка

-У обучающихся на момент проведения открытого занятия должен быть опыт самостоятельного оценивания своей работы.

- Педагог фиксирует самостоятельную оценку детей и свою.

- Комментировать все упражнения на открытом занятии не обязательно.

- Здесь педагог исполняет роль наблюдателя, но готов вмешаться в процесс при необходимости (помочь ведущему,

если он растерялся;

ускорить темп выполнения работы; поддержать эмоционально).

- Ведущие должны иметь опыт взаимодействия с концертмейстером.

Новый метод:

сочинение,

взаимообучение, соревнование

- Педагог заранее проверяет (можно - индивидуально) выполнение домашнего задания

- Педагог сам формирует группы, учитывая потенциал детей.

Новый метод:

презентация.

- Педагог осуществляет общее руководство в работе над пр

3

Заключительная часть занятия.

1.Подведение итогов занятия:

-степень выполнения запланированного объёма работы;

-степень реализации цели занятия;

-общая оценка результатов эффективности занятия;

-положительная оценка деятельности каждого участника.

2.Поклон.

Упоминая об ошибках, допущенных детьми, педагог не называет фамилий, а рекомендует способы их устранения.

Рекомендации педагога.

Методы и формы обучения должны соответствовать целям и задачам открытого занятия, отличаться разнообразием, вызывать интерес и познавательную активность детей, быть доступными для них.

Преподаватель на открытом занятии должен суметь создать условия для развития творческого потенциала обучающихся, самостоятельной деятельности, самовыражения, саморазвития детей.

Используя свои коммуникативные, ораторские и актёрские способности, преподаватель должен стремиться к созданию и поддержанию на открытом занятии атмосферы заинтересованности и доброжелательности.

Преподаватель должен стимулировать проявление позитивных личностных качеств обучающихся.

Заключение.

Традиции – залог высокой культуры и мастерства. Они не являются простым повторением опыта прошлого - традиции развиваются и обновляются в связи с требованиями времени.

Современная жизнь требует современного подхода к организации процесса обучения и доставки знаний. Создавая условия для раскрытия и развития творческого потенциала детей, обучающихся хореографии, формирования у них устойчивой положительной мотивации к занятиям и достижения ими высокого творческого результата, я использую традиционные и нетрадиционные (инновационные) методы обучения.

Если традиционные методы обучения и воспитания на занятии по народно- сценическому танцу направлены на приобретение детьми профильных знаний и умений, формирование навыков коллективной и самостоятельной образовательной деятельности, воспитание лучших личностных качеств, то нетрадиционные методы повышают эффективность этого процесса.

Результаты использования нетрадиционных методов обучения:

-повышение мотивации к учебной деятельности;

-развитие умений и навыков самостоятельной работы;

-активизация деятельности учащихся;

-Более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;

-становление новых отношений между педагогом и обучающимися, формирование навыков делового общения.

В своей работе я использую комплексный способ – сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания, где главная роль отводится традиционной методике. Роль же нетрадиционных методов работы в нашей деятельности очень важна, полезна, но второстепенна.

В открытом занятии приведено много примеров использования нетрадиционной методики, поэтому наблюдается некоторый перебор с творческими заданиями, обсуждениями и самостоятельной работой. Но это для того, чтобы дать более полное представление об инновациях в системе обучения хореографии. Обычные занятия проходят гораздо традиционнее, с вкраплениями нетрадиционных элементов.

Помимо вышеназванных нетрадиционных методов, применяем и такие:

-просмотр видеоматериала из интернета (манера исполнения, костюмы);

-использование на занятиях видеосъёмки (для домашней работы, для анализа работы).

Литература и интернет-ресурсы:

1.Зацепина К., Климов А.- Народно-сценический танец. – М: «Искусство»,1976г.

2.Ермак Н.И.- Педагогические технологии на уроках хореографии:

3.https://infourok.ru/pedagogicheskie-tehnologii-na-urokah-horeografii-1095706.html

4.Составление план-конспекта урока:http://aliis-homo.ucoz.ru/publ/poleznoe/pedagogika/sostavlenie_plan_konspekta_uroka/6-1-0-14

5.Нестеров А.- Нетрадиционные формы урока: http://na55555.ru/pomosz_studentam/netradicionnye-formy-uroka.html

6.Сулим С.Л.- Нетрадиционные формы организации уроков: http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/netradicionnye_formy_organizacii_urokov/1-1-0-405

7.Шиханова Н.Ю.- Воспитание детей искусством хореографии с использованием инновационных методов: http://pedakademyru/konferenciya/115.docx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ открытого урока по спортивнм бальным танцам

30 декабря 2013 года прошел открытый урок по спортивным бальным танцам в возрасте 10-13 лет...

Подробный конспект урока по народно-сценическому танцу в русском характере.

Данное учебное пособие с подробным описанием комплекса комбинаций у станка и на середине зала в русском характере по народно-сценическому танцу ориентировано на 4 год обучения школы хореографии....

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танцу "Приглашение на кадриль"

Методическая разработка по русскому народному  танцу предлагает в увлекательной форме подготовиться и провести открытый урок. Вы получаете приглашение не только на кадриль, но и совершите путешес...

Открытый урок по народно-сценическому танцу "Башкирская народная хореография-жемчужина национальной культуры"

Представляем вашему вниманию открытый урок «Башкирская народная хореография – жемчужина национальной культуры», посвященный 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР и Респуб...

Методическая разработка открытого урока по народно-сценическому танцу

Данная методическая разработка представляет собой;- План открытого урока,- Ход урока,- Содержание урока,- Технологическую карту урока....

Конспект открытого урока по народно сценическому танцу

План открытого урока, проводимого в рамках конкурса "Педагог года среди преподавателей ДШИ" г.Нижневартовска...