Рабочая программа дополнительного образования по волейболу
рабочая программа
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе
«Волейбол»
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Форма обучения: групповая
Год обучения: 2 год обучения
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Цель :
- досуг, оздоровление;
- пропаганда здорового образа жизни;
- привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств,
- выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях.
Задачи:
Обучающие:
- освоить технику игры в волейбол;
- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
- ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте; - ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.
Развивающие:
- содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;
- повышение уровня физической подготовленности, совершенствование технико-тактического мастерства;
- развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству.
Воспитательные:
- подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов;
- воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к общечеловеческим ценностям;
- воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.
Формы занятий: групповая, тренировочные занятия, участие в соревнованиях, занятия общей физической подготовкой, игровые занятия, спортивные мероприятия по различным видам спорта, беседы, теоретические занятия.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа на базе МКОУ «Тарутинская СШ», количество учебных часов по программе – 136 часов.
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр Ачинского района»
Рассмотрено и рекомендовано методическим советом МКОУ ДО Протокол № 1 от «01» октября 2019 г. | Утверждаю Директор МКОУ ДО _______ Л.В.Нечипоренко Приказ №20 от «01» октября 2019 г. |
Рабочая программа
на 2019-2020 учебный год
к дополнительной общеобразовательной программе
«Волейбол»
Разработчик программы:
Карелин Кирилл Сергеевич
педагог дополнительного образования
Составитель и реализует программу:
Карелин Кирилл Сергеевич,
педагог дополнительного образования
Ачинский район
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» является общеразвивающей модифицированной программой физкультурно-спортивной направленности.
Разработана программа в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта.
Форма обучения – групповая.
Год обучения - второй
Возраст обучающихся, участвующих в данной программе: 10 - 16 лет
Отличительные особенности в текущем году
На втором году обучения групп начальной подготовки происходит логическое продолжение изучения технического, тактического арсенала и физической подготовленности занимающихся.
По-прежнему основное внимание уделяется физической и технической подготовке, но уменьшается количество часов на физическую подготовку и увеличивается — на тактическую.
Основной задачей работы в учебно-тренировочных группах является дальнейшая техник тактическая подготовка юных волейболистов, а также знакомство с игровой специализацией по функциям игроков. 1. Чередование подготовительных и подводящих упражнений к техническим приемам.
- Чередование подготовительных упражнений для развития специальных качеств и выполнения изученных технических приемов.
- Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях: в нападении, в защите, в нападении и защите.
- Чередование изученных тактических действий: индивидуальных, групповых, командных - в нападении, защите, в нападении и защите.
- Многократное выполнение изученных технических приемов - отдельно и в сочетаниях.
- Многократное выполнение изученных тактических действий.
- Учебные игры с заданиями на обязательное применение изученных технических приемов и тактических действий.
- Контрольные и календарные игры с применением изученного технико- тактического арсенала в соревновательных условиях.
В процессе занятий в этих группах решаются следующие задачи: укрепление здоровья и закаливание организма учащихся; содействие правильному физическому развитию, повышение общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка; дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики игры; приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований; подготовка и выполнение нормативов по видам подготовки.
Цели программы:
- досуг, оздоровление;
- пропаганда здорового образа жизни;
- привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств,
- выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях.
Задачи
- Познакомить с историей возникновения данного вида спорта и его развития, с правилами игры и соревнований;
- Научить специальным упражнениям для овладения первоначальными навыками игры;
- Знакомство с игровой специализацией по функциям игроков;
- Укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся;
- Содействие правильному физическому развитию детей и подростков;
- Повышение общей физической подготовленности;
- Развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;
- Развитие двигательной активности, координации движений, выносливости;
- Развитие навыков игры в волейбол, тактических знаний, приёмов владения мячом и игровой ситуацией;
- Приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований;
Подготовка и выполнение нормативных требований по видам подготовки.
Режим занятий: На реализацию программы запланировано 136 часов в год (2 раза в неделю по 2 часа). Согласно Приложения №3 к СанПиНу 2.4.4.1251-03 рекомендуемый режим занятий по программе таков: одно занятие по 45 минут с 10 минутным перерывом.
Формы занятий: тренировочные занятия, участие в соревнованиях, занятия общей физической подготовкой, игровые занятия, спортивные мероприятия по различным видам спорта, беседы, теоретические занятия.
Методы работы: повторный, непрерывный, серийный, игровой, соревновательный, словесные методы, работа в группах.
Ожидаемые результаты 1 год обучения
По окончании первого года обучения, обучающийся должны:
- Знать общие основы волейбола;
- Расширять представление о технических приемах в волейболе;
- Научиться правильно распределять свою физическую нагрузку;
- Уметь играть по упрощенным правилам игры;
- Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;
- Получить навыки технической подготовки волейболиста;
- Освоить техники перемещений, стоек волейболиста в нападении и в защите; 8.Освоить технику верхних передач;
9.Освоить технику передач снизу;
10.Освоить технику верхнего приема мяча;
11.Освоить технику нижнего приема мяча;
12.Освоить технику подачи мяча снизу;
Оценка результатов.
Оценке подлежит уровень теоретических знаний, технической и физической подготовки. При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал - не сделал" ("получилось - не получилось"). Эффективность обучения может определяться и количественно - "сделал столько-то раз". Оценка результатов может проводиться на контрольном или соревновательном занятии. Если оценивается минимальный достигнутый уровень физической подготовки, то устанавливается ряд контрольных упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих единицах (секундах, метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня).
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.
Посещение соревнований по волейболу и другим видам спорта.
№ п/п | Контрольные нормативы | Этап начальной подготовки (на конец учебного года) | Учебно-тренировочный этап (на конец учебного года) | |
2-й год | 2-й год | |||
1. | Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4 | 4 | 5 | |
2. | Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4 | - | 4 | |
3. | Передача сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование) | - | 4 | |
4. | Подача на точность: 10-12 лет - верхняя прямая; 13-15 летверхняя прямая по зонам; 16-17 лет- в прыжке | 3 | 4 | |
5. | Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5 (в 16-17 лет с низкой передачи) | - | 3 | |
6. | Нападающий удар с переводом из зоны 2 в зону 5, из зоны 4 в зону 1 (14-16 лет с передачи за голову) | - | 3 | |
7. | Прием подачи из зоны 5 в зону 2 на точность | - | 3 | |
8. | Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность | 3 | - | |
9. | Блокирование одиночное нападающего из зоны 4 (2) по диагонали | - | 2 |
По физической подготовке
Юноши
№ п/п | Контрольные нормативы | Группы начальной подготовки | Учебно-тренировочные группы |
2-й год | 2-й год | ||
1. | Длина тела, см | 164 | 180 |
2. | Бег 30 м, с | 5,3 | 4,8 |
3. | Бег 30 м (5х6м), с | 11,5 | - |
4. | Бег 92 м с изменением направления, «елочка» | - | 25,5 |
5. | Прыжок в длину с места, см | 200 | 230 |
6. | Прыжок вверх с места толчком двух ног, см | 45 | 63 |
7. | Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м: -сидя -стоя |
6,6 11,5 | 8,2 13,8 |
8. | Становая сила, кг | 86 |
Девушки
№ п/п | Контрольные нормативы | Группы начальной подготовки | Учебно-тренировочные группы |
2-й год | 2-й год | ||
1. | Длина тела, см | 162 | 176 |
2. | Бег 30 м, с | 5,8 | 5,6 |
3. | Бег 30 м (5х6м), с | 11,9 | - |
4. | Бег 92 м с изменением направления, «елочка» | - | 28,0 |
5. | Прыжок в длину с места, см | 175 | 210 |
6. | Прыжок вверх с места толчком двух ног, см | 38 | 50 |
7. | Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м: -сидя -стоя |
5,0 9,0 | 6,5 13,5 |
8. | Становая сила, кг | 61 | 94 |
По игровой подготовке
Этап начальной подготовки.
- Мини-волейбол (по специальным правилам).
- Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6.
Формой подведения итогов 1-го года обучения являются: тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2 год обучения | |
Количество часов в неделю по годам обучения | 4 |
Количество учебных недель | 34 |
Количество учебных часов по программе | 136 |
Количество учебных часов согласно расписанию | 128 |
Тема: «ОРУ с предметами, без предметов, на месте, в движении.» перенесено на 05.10.2019 | 2 |
Тема: «Групповые действия, индивидуальные действия – выбор места, тактика подачи, тактика передачи, тактика нападающего удара» перенесено на 25.02.2020 | 2 |
Тема: «Специальная физическая подготовка (СФП) Двухсторонние игры соревновательного характера. Отработка навыков судейства, ведение протоколов, жестикуляция, терминология» перенесено на 10.03.2020 и 02.05.2020 | 4 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-ого года обучения
№ п/п | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||
Теория. | Практика | Всего | ||
Введение. (Вводное занятие, правила техники безопасности на занятиях. История развития волейбола в России. Личная гигиена, закаливание, режим питания, режим дня. Врачебный контроль. Ознакомление с правилами соревнований. Спортивная терминология). | 4 | 4 | ||
Общеразвивающих упражнения (ОРУ) Общая физическая подготовка. Повторение правил выполнения разминки: ОРУ с предметами, без предметов, на месте, в движении. | 20 | 20 | ||
Общая физическая подготовка (ОФП) Упражнения с набивными мячами. Беговые упражнения, ускорения, прыжки, много скоки. Упражнения на силу, выносливость, с отягощениями. Упражнения на ловкость. | 50 | 50 | ||
Техническая подготовка и тактическая подготовка (ТТП). Техника владения мячом нижняя прямая подача нижняя боковая подача верхняя боковая подача верхняя прямая подача верхняя передача мяча передача мяча в прыжке прямой нападающий удар Техника овладения мячом прием мяча снизу двумя руками прием мяча снизу одной рукой прием мяча сверху двумя руками блокирование Техника игры в нападении командные действия система нападения со второй передачи игрока первой линии через игрока зоны 3, 2, 4 групповые действия индивидуальные действия – выбор места, тактика подачи, тактика передачи, тактика нападающего удара Тактика игры в защите система защиты 3-1-2 углом вперед, 3 -2-1 углом назад, смешанная защита групповые действия взаимодействие защитников взаимодействие блокирующих взаимодействие страхующих индивидуальные действия: выбор места, прием подачи, прием нападающего удара, одиночное блокирование. Итоговый контроль – подача на точность. | 14 | 14 | ||
Специальная физическая подготовка (СФП) Двухсторонние игры соревновательного характера. Отработка навыков судейства, ведение протоколов, жестикуляция, терминология | 36 | 36 | ||
Тактическая подготовка (ТП) (Тактика подач. Тактика нападающего удара. Тактика передач. Тактика приёмов мяча). | 8 | 8 | ||
Контрольно-оценочные и переводные испытания | 4 | 4 | ||
Итого: | 4 | 132 | 136 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 года обучения
№ | Дата проведения занятия планируемая// фактическая | Тема занятий | Количество часов | Форма проведения | |
Теория | Практика | ||||
04.10 | Введение. (Вводное занятие, правила техники безопасности на занятиях. История развития волейбола в России. | 2 | - | Лекция | |
07.10 | Личная гигиена, закаливание, режим питания, режим дня. Врачебный контроль. Ознакомление с правилами соревнований. Спортивная терминология). | 2 | - | ||
11.10 14.10 | Общеразвивающих упражнения (ОРУ) | - | 4 | Практикум | |
18.10 21.10 | Общая физическая подготовка. | - | 4 | ||
25.10 28.10 | Повторение правил выполнения разминки: | - | 4 | ||
01.11 05.11 08.11 11.11 | ОРУ с предметами, без предметов, на месте, в движении. | - | 8 | ||
15.11 22.11 25.11 29.11 02.12 | Общая физическая подготовка (ОФП) | - | 10 | Практикум | |
06.12 09.12 13.12 16.12 20.12 | Упражнения с набивными мячами | - | 10 | Практикум | |
23.12 27.12 | Беговые упражнения, ускорения, прыжки, много скоки. | - | 8 | Практикум | |
30.12 | Промежуточная аттестация | - | 2 | ||
10.01 13.01 17.01 20.01 24.01 | Упражнения на силу, выносливость, с отягощениями. | - | 10 | Практикум | |
27.01 31.01 03.02 07.02 10.02 | Упражнения на ловкость | - | 10 | Практикум | |
14.02 | Техническая подготовка и тактическая подготовка (ТТП). Техника владения мячом, нижняя прямая подача, нижняя боковая подача, верхняя боковая подача, верхняя прямая подача, верхняя передача мяча, передача мяча в прыжке, прямой нападающий удар. | 2 | Практикум | ||
17.02 | Техника овладения мячом, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча снизу одной рукой, прием мяча сверху двумя руками, блокирование. | 2 | Практикум | ||
21.02 | Техника игры в нападении, командные действия, система нападения со второй передачи игрока первой линии через игрока зоны 3, 2, 4 | 2 | Практикум | ||
25.02 | Групповые действия, индивидуальные действия – выбор места, тактика подачи, тактика передачи, тактика нападающего удара | 2 | Практикум | ||
28.02 | Тактика игры в защите, система защиты 3-1-2 углом вперед, 3 -2-1 углом назад, смешанная защита. | 2 | Практикум | ||
02.03 | Групповые действия взаимодействие защитников взаимодействие блокирующих взаимодействие страхующих индивидуальные действия: выбор места, прием подачи, прием нападающего удара, одиночное блокирование. | 2 | Практикум | ||
06.03 | Итоговый контроль – подача на точность. | 2 | Практикум | ||
10.03 13.03 16.03 20.03 23.03 27.03 30.03 03.04 06.04 10.04 13.04 17.04 20.04 24.04 27.04 02.05 04.05 08.05 | Специальная физическая подготовка (СФП) Двухсторонние игры соревновательного характера. Отработка навыков судейства, ведение протоколов, жестикуляция, терминология | 36 | Практикум | ||
11.05 15.05 18.05 22.05 | Тактическая подготовка (ТП) (Тактика подач. Тактика нападающего удара. Тактика передач. Тактика приёмов мяча). | 8 | Практикум | ||
25.05 | Аттестация обучающихся. Контрольно-оценочные и переводные испытания | 2 | Практикум | ||
29.05 | Итоговое занятие | 2 | |||
Итого: 136 | 4 | 132 |
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Материально-техническое оборудование:
№п/п | Наименование | Количество |
Стойка волейбольная | 1 | |
Сетка волейбольная | 1 | |
Мяч волейбольный | 2 | |
Мяч для метания | 2 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Волейбол в школе, пособие для студентов вузов Составитель Железняк Ю. Д. Москва 1990г.
- Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста. Методическое пособие. Составитель Муравьев В. А., Назарова Н. Н.
- Железняк Ю.Д. Волейбол. У истоков мастерства Москва "Фаир-пресс" 1998 г. 336 стр.
- Настольная книга учителя физической культуры. Составитель Г. И. Погадаев, - М.: Физкультура и спорт, 2000г. 496 стр.
- Общеразвивающие и специальные упражнения, методические рекомендации по общей и специальной физической подготовке. Составитель А. П. Колтановский., г. Москва 1979г.
- Соловьева.Н.И. Волейбол. Основы методики обучения.Учебно- методическое пособие. Ярославль, издательство ЯГПУ им. Ушинского 2008, 32 стр.
- Учебник для студентов высших педагогических учреждений под редакцией Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. 2-е издание Москва 2004г. 520 стр.
5.Настольная книга учителя физической культуры. Составитель Г. И. Погадаев, - М.: Физкультура и спорт, 2000г. 496 стр.
6. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста. Методическое пособие. Составитель Муравьев В. А., Назарова Н. Н.
Волейбол в школе, пособие для студентов вузов Составитель Железняк Ю. Д. Москва 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года
Образовательная программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная, трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...
Программа дополнительного образования секция "Волейбол" 5-11 класс
Программа секция "Волейбол"...
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Волейбол»
Общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Уровень освоения программы общекультурный.Занятия в объединении волейбола призваны сформировать у обучающихся устойчи...
Рабочая программа дополнительного образования "Волейбол"
Рабочая программа дополнительного образования "Волейбол" для 6-11 классов...
Рабочая программа дополнительного образования "Волейбол"
Внеурочная деятельность " Волейбол"...
Рабочая программа дополнительного образования "Волейбол"
Рабочая программа дополнительного образования "Волейбол" содержит описание целей и задач курса, содержания программы, тематическое планирование...