Методическая разработка занятия "Нитяная графика"
план-конспект

Смирнова Светлана Вячеславовна

Нитяная графика – один из видов декоративно-прикладного искусства, развитие которого происходило несколько столетий. Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.         

         Актуальность проведения занятий по данной теме состоит в том, что они способствуют развитию у ребенка:

-        мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления;

-        воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_smirnooy.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» муниципального образования  город Новороссийск

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 занятия на тему: «Использование техники «изонить» на примере изготовления  поделки «Грибок».

   Педагог дополнительного

   образования МБУ ДО «ЦДТ»                                 С.В. Смирнова

   

2014 г.

г. Новороссийск

                                      Пояснительная записка.   

       В системе дополнительного образования детей трудовая деятельность является одним из важных факторов развития ребёнка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Декоративно-прикладная  деятельность  в  силу  ее  творческого   характера  создает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, его самореализации.

                  Изонить – один из видов декоративно-прикладного искусства, развитие которого происходило несколько столетий. Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.          

         Актуальность проведения занятий по данной теме состоит в том, что они способствуют развитию у ребенка:

-        мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления;

-        воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца);

-        художественных способностей и эстетического вкуса.

Также на занятии дети приобретают практические навыки  (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют знания о геометрических фигурах.

      В ходе занятия  прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями: черчение, рисование, математика

        Условия для проведения занятия – хорошо освещенный кабинет, наличие необходимых инструментов (иголка с широким ушком, цветные нитки, ножницы, цветной картон).  Количественный состав участников занятия – 10-12 человек в возрасте 7-8 лет.

     Цель занятия:   формирование элементов знаний использования техники «Изонить»  (обработка угла).

    Задачи:  -  познакомить с  историей возникновения техники «изонить»;

                   - научить правильно и безопасно пользоваться иглой и ножницами;

                  - научить детей отличать лицевую и изнаночные стороны изделия;

                  - способствовать развитию мелкой моторики кисти рук, глазомера;

                  - способствовать формированию эстетического вкуса.

Оборудование:   линейка, картон,  карандаши, ножницы,  цветные шерстяные или хлопчатобумажные нитки,  иголка,  схема  угла, презентация.

 

По окончании занятия участник занятия должен:

 Знать:      понятие техники «Изонить», правила техники безопасности при работе с иглой, шилом и ножницами, алгоритм выполнения угла в технике «изонить».  

 Уметь: правильно и безопасно работать с иглой и ножницами, отличать лицевую и изнаночные стороны изделия, выполнять угол в технике изонити.

                                 План проведения занятия

Этап занятия

Оперативные задачи педагога

Способы, приемы организации деятельности

1

Организационный момент, объявление темы занятия.

Организовать внимание детей, настроить на предстоящую работу, объявить тему занятия, проверить готовность участников и наличие инструментов.

Беседа

2

Предъявление нового материала, теоретическая часть

Рассказать о технике изонити, вспомнить понятие угла.

Рассказ, беседа.

3

Подготовка к практической работе.

 Проанализировать образец изделия, повторить правила техники безопасности.

Беседа, фронтальный опрос.

4

Практическая работа.

Показать детям на образце лицевую и изнаночную стороны, совместно выполнить заполнение угла стежками.

Демонстрация и показ, совместное выполнение практической работы.

5

Анализ выполненных работ.

Проанализировать с детьми готовые работы.

Показ, анализ  и оценка каждой работы.

6

Подведение итогов.

Обобщить и кратко повторить полученные знания.

Беседа.

                             

План – конспект занятия.

       

  Педагог: Здравствуйте, ребята!    Меня зовут  Светлана Вячеславовна. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с новым видом декоративно-прикладного творчества. Для этого нам понадобятся инструменты. У вас все готово?

Дети: Да!

Педагог: Как можно изобразить предмет?

Дети: Нарисовать, слепить, сделать аппликацию или поделку.

Педагог: А я изобразила его вот так. (Показывает образец) Какой предмет я изобразила?

Дети: Грибок!

Педагог: Правильно! Почему вы так быстро догадались?

Дети: Изображены  шляпка, ножка и трава.

Педагог: Этот гриб я изобразила в незнакомой для вас технике. Называется эта техника «Изонить».  Как вы думаете , почему она так называется?

 Дети:  Предмет изображен нитками.

Педагог: Действительно.  Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа  путем пересечения цветных нитей на картоне. Такой техникой можно изобразить не только грибок, но и другие предметы и даже сюжеты. Эта техника очень интересна и занимательна, но требует терпения, усидчивости и упорства. Я надеюсь  , что вы терпеливы, старательны и внимательны в любом деле.  

Педагог раздает каждому заготовку. Дети рассматривают образец педагога.

Педагог: Дети, у каждого изделия есть лицевая и изнаночная сторона.

Чем отличается расположение нитей на лицевой и изнаночной сторонах?

 Дети: На  лицевой  стороне  нити  пересекаются, а на изнаночной только стежки.

Педагог: Давайте рассмотрим наши заготовки. Возьмите в руки свой картон. Какого он цвета?

Дети: Зеленого, желтого.

Педагог: Как вы думаете, где у вашего изделия будет лицевая сторона, а где изнаночная? Чем они отличаются?

Дети: На лицевой стороне одни дырочки, а на изнаночной нарисован угол и дырочки.

Педагог: Кто сможет объяснить, что такое угол? Изобразите угол с помощью рук.

А теперь на заготовке укажите левую и правую стороны угла. Найдите вершину. Посчитайте отверстия-дырочки по обеим сторонам угла. Сколько их?

Дети: Двенадцать.

Педагог: Откуда начинается отсчет?

Дети : От вершины угла.

Педагог: Какой вывод можно сделать?

Дети: Откуда бы ни начали отсчет, все равно будет двенадцать. Обе стороны имеют одинаковое количество отверстий.

Педагог: Я заранее изобразила угол  на изнаночной стороне и проколола  отверстия. Вам нужно будет самим вышить этот  угол. А теперь загадки, которые помогут вам догадаться, что нам понадобится для работы.

                 Маленького роста я,

                 Тонкая и острая.

                 Носом путь себе ищу,

                 За собою хвост тащу.

Дети:     Иголка с ниткой.

  Педагог:  Инструмент бывалый –

                   Не большой, не малый.

                   У него полно забот:

                   Он и режет и стрижет.

Дети:      Ножницы.

 Педагог:  Не похож на человечка,

                  Но имеет он сердечко,

                  И работе круглый год

                  Он сердечко отдает.

                  Пишет он, когда диктуют,

                  Он и чертит, и рисует.

                  А сегодня вечерком

                  Он раскрасит мне альбом.

Дети:  Карандаш.

 Но сначала  давайте повторим правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

Дети: Рабочее место нужно содержать в порядке.

Игла всегда должна быть с ниткой.

Нельзя вкалывать иглу в одежду.

Руки во время шитья держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам.

Никогда не брать в рот нитки, иголки и другие предметы.

Ножницы передают кольцами вперёд, а иглу – тупым концом (ушком).

 

Педагог: Итак, работу будем выполнять вместе со мной. Сначала вденем нитку в иголку, цвет нитки подберите сами.

       Сначала вводим иглу с изнанки в нижней стороне угла, вытягиваем нить на лицевую сторону и вводим иглу в вершину угла. Смотрим, как легла нить на лицевой стороне.

       С изнанки вводим иглу в следующее отверстие от вершины на другой стороне угла. С лицевой стороны  направляем иглу на противоположную сторону вниз и смотрим, что получилось.

      С изнанки поднимаемся на одну дырочку вверх. Обратите внимание, что стежки на изнанке с одной стороны угла идут сверху вниз, а с другой – снизу вверх.

      И так постепенно добираемся до последнего отверстия на обеих сторонах угла. Каждый раз надо смотреть,  как располагается нить на лицевой стороне. Она идет  в направлении другой стороны угла поверх всех предыдущих нитей, пересекается с ними.

         Дети работают самостоятельно.

                                 Офтальмологическая     пауза.
Закрываем мы глаза,

Вот какие чудеса,
(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
(
Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
( Открыв глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву  О,
Получается легко.
(Глазами рисуют букву О)
Вверх поднимем,
Глянем вниз,
Глаза вверх, вниз,
Вправо, влево, повернём
(Глаза смотрят вправо-влево)
Заниматься вновь начнём.
Педагог: Продолжим нашу работу.  У нас получилась шляпка грибка. Чего не хватает?

Дети: Ножки и травки.

Педагог: Дорисуйте карандашами у ваших грибков ножку и травку.

А теперь давайте посмотрим, какие грибки  у нас получились. ( Дети выставляют все свои работы у доски)

Педагог: Ребята, вот какие замечательные грибочки  у нас есть. Молодцы! Все справились! Собрали вот такой урожай грибов!

   А как называется искусство, с которым мы сегодня познакомились?

Дети:    Изонить!

Педагог: А что это такое?

Дети:  Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в изображении предмета  путем пересечения цветных нитей на картоне.

Педагог:  Было интересно?

 Дети: Да!

Педагог: Я хочу пожелать вам - дерзайте,  повышайте своё мастерство и помните:

«Если человек делает трудное дело и делает его хорошо, он никогда не потеряет к себе уважение» (Джордж Бернард Шоу)

                    Методические рекомендации.

Предлагаю  в процессе проведения занятия использовать  схемы  заполнения угла  нити (на плакате или  в презентации)

 

Эффективность занятий невозможна без заинтересованности детей данным видом прикладного искусства - изонить. С  целью развития  интереса к этой технике   на занятиях проводится выставка - показ работ детей, обучавшихся ранее. Задаю вопросы: Как думаешь, сможешь ты сделать такую же поделку? Почему ты так думаешь? После, предлагаю посмотреть работы с изнаночной стороны и сравнить переплетение нитей на лицевой стороне. При рассмотрении работ акцентирую внимание на соотношение цветов с фоном. Обязательно проводится инструктаж детей по технике безопасности при работе с изонитью. В последующей работе перехожу к показу технического закрепления изонити. Перед практической частью делаю акцент на подбор цветного картона и ниток, соответствующих к выбранному фону. Выбор самостоятелен, но на начальном этапе допускается корректировка педагогом. Во время занятий дети свободно общаются друг с другом. Занятия сопровождаются музыкой, подобранной совместно с детьми из детского репертуара. Разнообразие вношу играми, по цветотерапии, для развития умений соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием, особенностями, закрепление знаний названия цветов и их оттенков.

  Список литературы

 1.        Бурундукова Л.И. Волшебная нить. АСТ - Пресс, 2017.

 2.        Виноградова Е.А.  1000 загадок для самых умных.     М.: АСТ; СПб.: Сова, 20017.              

 3.        Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием.   Методические рекомендации для учителя. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2019.

4.        Гусарова Н.Н. Техника изонити для младших школьников.   Методическое пособие. СПб.»,   Детство - Пресс», 2018.

 5.        Леонова О.В. Рисуем нитью. Ажурные картинки.  С.-П.:Литеро,  2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Натюрморт . Графика"

Методическая разработка "Натюрморт . Графика"...

Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"

 Пояснительная записка               Характеристика учебной группы.  Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе  по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...

методическая разработка урока "Графики функции"

Методическая разработка урока "Графики функции" для 7 клааса по учебнику под ред. Макарычева.  Целью урока:  ввести понятие  функции, научиться строить и читать графики функции...

Методическая разработка " Пушкиниана. Графика в шерсти"

Данная разработка представляет опыт, полученный в 2014 г , когда мне паришла мысль поддержать тему "Творчество А. С. Пушкина", которая изучается на уроках литературы в 9-ом классе, творческой работой ...

Методическая разработка "Создание графиков математических функций"

Возможности ЭТ Мiсrоsоft Excel весьма многогранны. Всем известно, что Excel является мощным вычислительным инструментом, позволяющим производить простые и сложные расчеты в различных областях человече...

Методическая разработка дистанционного урока в 7 классе на тему "График линейного уравнения с двумя переменными. Построение графика уравнения ах + ву = с, где а≠0 и в≠0."

Тип урока: урок открытия новых знанийЦель: пополнение знаний учащихся о графике линейного уравнения с двумя переменными; научить строить такие графики.Задачи:Отрабатывать знания, умения, навыки у дете...

Методическая разработка Векторная графика

Урок информатики в 7 классеТема: векторная графика...