Методическая разработка занятия "Нитяная графика"
план-конспект
Нитяная графика – один из видов декоративно-прикладного искусства, развитие которого происходило несколько столетий. Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.
Актуальность проведения занятий по данной теме состоит в том, что они способствуют развитию у ребенка:
- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления;
- воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_smirnooy.docx | 36.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» муниципального образования город Новороссийск
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
занятия на тему: «Использование техники «изонить» на примере изготовления поделки «Грибок».
Педагог дополнительного
образования МБУ ДО «ЦДТ» С.В. Смирнова
2014 г.
г. Новороссийск
Пояснительная записка.
В системе дополнительного образования детей трудовая деятельность является одним из важных факторов развития ребёнка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Декоративно-прикладная деятельность в силу ее творческого характера создает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, его самореализации.
Изонить – один из видов декоративно-прикладного искусства, развитие которого происходило несколько столетий. Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.
Актуальность проведения занятий по данной теме состоит в том, что они способствуют развитию у ребенка:
- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления;
- воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца);
- художественных способностей и эстетического вкуса.
Также на занятии дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют знания о геометрических фигурах.
В ходе занятия прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями: черчение, рисование, математика
Условия для проведения занятия – хорошо освещенный кабинет, наличие необходимых инструментов (иголка с широким ушком, цветные нитки, ножницы, цветной картон). Количественный состав участников занятия – 10-12 человек в возрасте 7-8 лет.
Цель занятия: формирование элементов знаний использования техники «Изонить» (обработка угла).
Задачи: - познакомить с историей возникновения техники «изонить»;
- научить правильно и безопасно пользоваться иглой и ножницами;
- научить детей отличать лицевую и изнаночные стороны изделия;
- способствовать развитию мелкой моторики кисти рук, глазомера;
- способствовать формированию эстетического вкуса.
Оборудование: линейка, картон, карандаши, ножницы, цветные шерстяные или хлопчатобумажные нитки, иголка, схема угла, презентация.
По окончании занятия участник занятия должен:
Знать: понятие техники «Изонить», правила техники безопасности при работе с иглой, шилом и ножницами, алгоритм выполнения угла в технике «изонить».
Уметь: правильно и безопасно работать с иглой и ножницами, отличать лицевую и изнаночные стороны изделия, выполнять угол в технике изонити.
План проведения занятия
№ | Этап занятия | Оперативные задачи педагога | Способы, приемы организации деятельности |
1 | Организационный момент, объявление темы занятия. | Организовать внимание детей, настроить на предстоящую работу, объявить тему занятия, проверить готовность участников и наличие инструментов. | Беседа |
2 | Предъявление нового материала, теоретическая часть | Рассказать о технике изонити, вспомнить понятие угла. | Рассказ, беседа. |
3 | Подготовка к практической работе. | Проанализировать образец изделия, повторить правила техники безопасности. | Беседа, фронтальный опрос. |
4 | Практическая работа. | Показать детям на образце лицевую и изнаночную стороны, совместно выполнить заполнение угла стежками. | Демонстрация и показ, совместное выполнение практической работы. |
5 | Анализ выполненных работ. | Проанализировать с детьми готовые работы. | Показ, анализ и оценка каждой работы. |
6 | Подведение итогов. | Обобщить и кратко повторить полученные знания. | Беседа. |
План – конспект занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Вячеславовна. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с новым видом декоративно-прикладного творчества. Для этого нам понадобятся инструменты. У вас все готово?
Дети: Да!
Педагог: Как можно изобразить предмет?
Дети: Нарисовать, слепить, сделать аппликацию или поделку.
Педагог: А я изобразила его вот так. (Показывает образец) Какой предмет я изобразила?
Дети: Грибок!
Педагог: Правильно! Почему вы так быстро догадались?
Дети: Изображены шляпка, ножка и трава.
Педагог: Этот гриб я изобразила в незнакомой для вас технике. Называется эта техника «Изонить». Как вы думаете , почему она так называется?
Дети: Предмет изображен нитками.
Педагог: Действительно. Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Такой техникой можно изобразить не только грибок, но и другие предметы и даже сюжеты. Эта техника очень интересна и занимательна, но требует терпения, усидчивости и упорства. Я надеюсь , что вы терпеливы, старательны и внимательны в любом деле.
Педагог раздает каждому заготовку. Дети рассматривают образец педагога.
Педагог: Дети, у каждого изделия есть лицевая и изнаночная сторона.
Чем отличается расположение нитей на лицевой и изнаночной сторонах?
Дети: На лицевой стороне нити пересекаются, а на изнаночной только стежки.
Педагог: Давайте рассмотрим наши заготовки. Возьмите в руки свой картон. Какого он цвета?
Дети: Зеленого, желтого.
Педагог: Как вы думаете, где у вашего изделия будет лицевая сторона, а где изнаночная? Чем они отличаются?
Дети: На лицевой стороне одни дырочки, а на изнаночной нарисован угол и дырочки.
Педагог: Кто сможет объяснить, что такое угол? Изобразите угол с помощью рук.
А теперь на заготовке укажите левую и правую стороны угла. Найдите вершину. Посчитайте отверстия-дырочки по обеим сторонам угла. Сколько их?
Дети: Двенадцать.
Педагог: Откуда начинается отсчет?
Дети : От вершины угла.
Педагог: Какой вывод можно сделать?
Дети: Откуда бы ни начали отсчет, все равно будет двенадцать. Обе стороны имеют одинаковое количество отверстий.
Педагог: Я заранее изобразила угол на изнаночной стороне и проколола отверстия. Вам нужно будет самим вышить этот угол. А теперь загадки, которые помогут вам догадаться, что нам понадобится для работы.
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Дети: Иголка с ниткой.
Педагог: Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет.
Дети: Ножницы.
Педагог: Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
Дети: Карандаш.
Но сначала давайте повторим правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.
Дети: Рабочее место нужно содержать в порядке.
Игла всегда должна быть с ниткой.
Нельзя вкалывать иглу в одежду.
Руки во время шитья держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам.
Никогда не брать в рот нитки, иголки и другие предметы.
Ножницы передают кольцами вперёд, а иглу – тупым концом (ушком).
Педагог: Итак, работу будем выполнять вместе со мной. Сначала вденем нитку в иголку, цвет нитки подберите сами.
Сначала вводим иглу с изнанки в нижней стороне угла, вытягиваем нить на лицевую сторону и вводим иглу в вершину угла. Смотрим, как легла нить на лицевой стороне.
С изнанки вводим иглу в следующее отверстие от вершины на другой стороне угла. С лицевой стороны направляем иглу на противоположную сторону вниз и смотрим, что получилось.
С изнанки поднимаемся на одну дырочку вверх. Обратите внимание, что стежки на изнанке с одной стороны угла идут сверху вниз, а с другой – снизу вверх.
И так постепенно добираемся до последнего отверстия на обеих сторонах угла. Каждый раз надо смотреть, как располагается нить на лицевой стороне. Она идет в направлении другой стороны угла поверх всех предыдущих нитей, пересекается с ними.
Дети работают самостоятельно.
Офтальмологическая пауза.
Закрываем мы глаза,
Вот какие чудеса,
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
( Открыв глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву О,
Получается легко.
(Глазами рисуют букву О)
Вверх поднимем,
Глянем вниз,
Глаза вверх, вниз,
Вправо, влево, повернём
(Глаза смотрят вправо-влево)
Заниматься вновь начнём.
Педагог: Продолжим нашу работу. У нас получилась шляпка грибка. Чего не хватает?
Дети: Ножки и травки.
Педагог: Дорисуйте карандашами у ваших грибков ножку и травку.
А теперь давайте посмотрим, какие грибки у нас получились. ( Дети выставляют все свои работы у доски)
Педагог: Ребята, вот какие замечательные грибочки у нас есть. Молодцы! Все справились! Собрали вот такой урожай грибов!
А как называется искусство, с которым мы сегодня познакомились?
Дети: Изонить!
Педагог: А что это такое?
Дети: Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в изображении предмета путем пересечения цветных нитей на картоне.
Педагог: Было интересно?
Дети: Да!
Педагог: Я хочу пожелать вам - дерзайте, повышайте своё мастерство и помните:
«Если человек делает трудное дело и делает его хорошо, он никогда не потеряет к себе уважение» (Джордж Бернард Шоу)
Методические рекомендации.
Предлагаю в процессе проведения занятия использовать схемы заполнения угла нити (на плакате или в презентации)
Эффективность занятий невозможна без заинтересованности детей данным видом прикладного искусства - изонить. С целью развития интереса к этой технике на занятиях проводится выставка - показ работ детей, обучавшихся ранее. Задаю вопросы: Как думаешь, сможешь ты сделать такую же поделку? Почему ты так думаешь? После, предлагаю посмотреть работы с изнаночной стороны и сравнить переплетение нитей на лицевой стороне. При рассмотрении работ акцентирую внимание на соотношение цветов с фоном. Обязательно проводится инструктаж детей по технике безопасности при работе с изонитью. В последующей работе перехожу к показу технического закрепления изонити. Перед практической частью делаю акцент на подбор цветного картона и ниток, соответствующих к выбранному фону. Выбор самостоятелен, но на начальном этапе допускается корректировка педагогом. Во время занятий дети свободно общаются друг с другом. Занятия сопровождаются музыкой, подобранной совместно с детьми из детского репертуара. Разнообразие вношу играми, по цветотерапии, для развития умений соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием, особенностями, закрепление знаний названия цветов и их оттенков.
Список литературы
1. Бурундукова Л.И. Волшебная нить. АСТ - Пресс, 2017.
2. Виноградова Е.А. 1000 загадок для самых умных. М.: АСТ; СПб.: Сова, 20017.
3. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием. Методические рекомендации для учителя. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2019.
4. Гусарова Н.Н. Техника изонити для младших школьников. Методическое пособие. СПб.», Детство - Пресс», 2018.
5. Леонова О.В. Рисуем нитью. Ажурные картинки. С.-П.:Литеро, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Натюрморт . Графика"
Методическая разработка "Натюрморт . Графика"...
Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"
Пояснительная записка Характеристика учебной группы. Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...
методическая разработка урока "Графики функции"
Методическая разработка урока "Графики функции" для 7 клааса по учебнику под ред. Макарычева. Целью урока: ввести понятие функции, научиться строить и читать графики функции...
Методическая разработка " Пушкиниана. Графика в шерсти"
Данная разработка представляет опыт, полученный в 2014 г , когда мне паришла мысль поддержать тему "Творчество А. С. Пушкина", которая изучается на уроках литературы в 9-ом классе, творческой работой ...
Методическая разработка "Создание графиков математических функций"
Возможности ЭТ Мiсrоsоft Excel весьма многогранны. Всем известно, что Excel является мощным вычислительным инструментом, позволяющим производить простые и сложные расчеты в различных областях человече...
Методическая разработка дистанционного урока в 7 классе на тему "График линейного уравнения с двумя переменными. Построение графика уравнения ах + ву = с, где а≠0 и в≠0."
Тип урока: урок открытия новых знанийЦель: пополнение знаний учащихся о графике линейного уравнения с двумя переменными; научить строить такие графики.Задачи:Отрабатывать знания, умения, навыки у дете...
Методическая разработка Векторная графика
Урок информатики в 7 классеТема: векторная графика...