Методическая разработка " Пушкиниана. Графика в шерсти"
методическая разработка по технологии (9 класс) по теме
Данная разработка представляет опыт, полученный в 2014 г , когда мне паришла мысль поддержать тему "Творчество А. С. Пушкина", которая изучается на уроках литературы в 9-ом классе, творческой работой на уроках технологии.
Ранее у меня был опыт создания с детьми живописных шерстяных панно, но теперь хотелось изобразить графику в шерсти. Я попробовала сама создать полотно по мотивам автопортрета Пушкина, а затем предложила ребятам тему "Пушкиниана. Графика в шерсти". На эту работу нас вдохновила графика Нади Рушевой.
К моей радости ребята работали увлеченно, спокойно, вдумчиво, а результатом стало панно, составленное из их работ. Оно уже победило на районной выставке и теперь украшает стены рекреации школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа № 658
Кировского района г. Санкт- Петербурга
Методическая разработка
«Графика в художественном войлоке на уроках технологии»
(Способ активизации познавательной деятельности
учащихся 9-го класса и интеграции уроков технологии с уроками литературы
на примере цикла «Пушкиниана»)
Автор: Жукова Татьяна Владимировна ,
учитель технологии высшей категории ГБОУ СОШ №658 г. Санкт Петербурга
Санкт- Петербург
2014-2015 гг.
Пояснительная записка.
Данная разработка описывает, анализирует и обобщает опыт проведения экспериментальной темы «Графика в войлоковалянии» на уроках технологии в 9 классе школы №658 в феврале 2014 г.
Актуальность.
Целью данной работы было активизировать познавательный интерес к образованию через синтез, интеграцию предметных областей литературы и технологии при работе в новой технике «графика в войлоке».
В задачи входило как знакомство учащихся с литературным, биографическим, иллюстративным материалом, так и знакомство с новой технологией для воплощения своего замысла, получение готового продукта- коллективного панно для украшения школьной рекреации.
Также эта работа стала подготовкой к следующей теме «Валяние шапок» по индивидуальным проектам, так как давала опыт плоскостного войлоковаляния.
Среди педагогических задач стояла также задача укрепления личности учащихся, уверенности в себе через опыт продуктивной и результативной творческой деятельности.
Для педагога выбор данной темы был обусловлен сложными техническими условиями работы после переезда школы в новое здание: невозможность проведения курса шитья в данных условиях с одной стороны, и желанием апробировать новые идеи и технологии с учащимися - с другой стороны.
При этом часть учеников группы выбрала в последствии работу над цветными шерстяными иллюстрациями на тему « Времена года в романе «Евгений Онегин».
Но в данной разработке рподробно рассматривается только технология «Графика в шерсти»
Средства
Среди информационных средств были использованы копии графических работ Нади Рушевой, рассказана ее биография, продемонстрированы копии зарисовок и автографов А. С. Пушкина,иллюстрации к «Евгению Онегину», зачитаны поэтические фрагменты из романа «Евгений Онегин».
Для практической части были приготовлены: бумага, тушь и перья для собственных зарисовок; пластины шерсти Гатчинской войлочной фабрики для основы панно, черная шерстяная пряжа и непряденая черная шерсть, иглы для фильцевания, губки ля фильцевания; оборудование для мокрого валяния (пленка, мыло, тазики, вода, тряпочки, полотенца).
Описание методики.
Задание | Действия учителя | Действия учеников | Рекомендации | Результат |
Урок первый Понятие графики. Ознакомить с биографией юной художницы-графика Нади Рушевой | Заинтересовывающий рассказ учителя, демонстрация иллюстраций , пояснения понятия «Графика» | Слушание, просмотр наглядного материала, вопросы по рассказу | Начинать тему только после погружения в нее на уроках литературы. Иметь магнитную доску для иллюстраций или презентацию, раздаточный материал-ксерокопии | Учащиеся взволнованы биографией художницы, ее ранним уходом. Желание попробовать графику тушью и пером с одного росчерка |
Знакомство с автографами и зарисовками Пушкина на полях рукописей. Примеры графических иллюстраций к роману, | Рассказ учителя и демонстрация рисунков Пушкина и других иллюстраций в графике( Добужинский) | Слушание, просмотр, вопросы по рассказу | Иметь ксерокопиии разных иллюстраций, разных художников и времен | Интерес к графике и многообразию стилей художников -иллюстраторов |
Урок второй Практическая часть: Собственные попытки графического изображения, зарисовок пером по мотивам биографии Пушкина или к роману | Организация процесса: бумага тушь, перья Наблюдение,консультации, | Рисование пером набросков по мотивам Пушкинианы | Иметь в классе несколько книг с романом « Евгений Онегин» Начинать работу, когда на уроках литературы учащиеся уже вчитаются и будут ориентироваться в тексте | Опыт приобщения к художественной деятельности, осознание, что графика-это язык линий. Поиск выразительной линии. |
Урок третий и четвертый Выбор своего полюбившегося сюжета, копирование рисунка Нади Рушевой в шерсти | Подготовка необходимых материалов, проведение инструктажа по ТБ ар работе с иглой для фильцевания, Объяснение технологии работы при сухом валянии Знакомство со свойствами шерсти Консультирование и наблюдение | Выбор темы и рисунка для перевода его в шерсти. Размещение рисунка на пространстве шерстяного полотна-основы в нужной пропорции | Корректировка пропорций рисунка учащихся перед прибиванием нитей к основе | Готовность работ для мокрого валяния |
Урок 5-6 Мокрое валяние работ | Подготовка необходимого инвентаря, оборудования, объяснение особенностей мокрого валяния, ТБ и организация труда на рабочем месте | Смачивание работ мыльным раствором, валяние | Проверка смоченности работ мыльным раствором( избыточная или недостаточная), следование последовательным шагам при мокром валянии от нежного к сильному воздействию на шерсть | Готовые фрагменты панно учеников в мокром виде. |
Примеры.
Вдохновляющим примером для учеников стала пробная работа учителя по мотивам автопортрета А . С. Пушкина, выполненная в такой технике впервые.
Учащиеся 9-го класса охотно откликнулись на предложенную тему. После собственных попыток создать графическую иллюстрацию они убедились, что легкости и лаконичности линий достичь нелегко, и охотно решили попробовать перевести по возможности точно графику Нади Рушевой. Ими были выбраны портрет юного Пушкина с пером в ожидании Музы, Пушкин на балу, портрет Анны Керн, профиль юного Пушкина, вид Петербурга по мотивам иллюстрации М. Добужинского.
Урок прошел в удивительной тишине и сосредоточенности на переводе линий. Учащиеся были действительно увлечены и поглощены работой, сконцентрированы, что бывает не так уж часто.
Диагностика
Успешность темы и «попадание в возраст» можно было наблюдать по
- заинтересованном внимании учащихся при рассказе учителя о биографии Нади Рушевой и просьбе о ссылках в интернете.
- Спокойной и сконцентрированной работе по точности перевода графики в шерстяной черно-белый рисунок
- По конечному продукту творческой деятельности: коллективному панно
«Пушкиниана», ставшему победителем районной выставки детского творчества в ДДЮТ Кировского района Санкт - Петербурга» «По страницам любимых книг» весной 2014 года и украшающему теперь стены школьной рекреации.
Выводы
Идея, возникшая казалось бы случайно из-за трудности организации другой темы по курсу технологи в данных условиях, оказалась вдруг очень удачной и по форме-перевод графики в шерстяные картины, и по содержанию- приобщение к творчеству Пушкина, изучаемого на уроках литературы.
Очень важным является выбор правильного момента для начала темы, согласование его с учителем литературы. Ученики должны уже погрузиться в поэтический материал на уроках литературы.
Продукт творческой деятельности является презентабельным и может сослужить хорошую службу в становлении подростка, в его самоуважении и уверенности и самореализации.
Используемая литература и ссылки на интернет-источники.
1.Пушкин А.С. Избранные сочинения, М.: ОГИЗ, 1946 - 254 с., с ил.
2.Тамручи Н.О. Пространство картины М.: Сов. Художник, 1989- 368 с., с ил.
3.Кокарева И. Живописный войлок: Техника . Приемы. Изделия.: Энциклопедия»-М.:Аст- Пресс книга. 2012 - 120 с.: ил.
4.Смирнова Е. Оригинальный войлок. Техника мокрого валяния.- СПб : Питер, 2013.- 128с.:ил.
http://www.bukvitsa.com/20103/bpp_170620750_18_petrunina_pushkin.html
http://www.raruss.ru/excellent/page-excel2/2827-dobuzjinsky-eugeny-onegin.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Натюрморт . Графика"
Методическая разработка "Натюрморт . Графика"...

Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"
Пояснительная записка Характеристика учебной группы. Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...

методическая разработка урока "Графики функции"
Методическая разработка урока "Графики функции" для 7 клааса по учебнику под ред. Макарычева. Целью урока: ввести понятие функции, научиться строить и читать графики функции...

Методическая разработка занятия кружка "Все об искусстве валяния шерсти"
Данная методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования. Предложенное занятие - конференция может быть также полезна классным руководителям для проведения внеурочных меропри...

Методическая разработка "Создание графиков математических функций"
Возможности ЭТ Мiсrоsоft Excel весьма многогранны. Всем известно, что Excel является мощным вычислительным инструментом, позволяющим производить простые и сложные расчеты в различных областях человече...

Методическая разработка "Валяние из шерсти. Особенности изготовления портретной куклы"
Методическая разработка предназначена для педагогов доп.образования. В материале описана техника сухого и мокрого валяния, история валяния из шерсти. Более подробно описан процесс изготовления портрет...
Методическая разработка Векторная графика
Урок информатики в 7 классеТема: векторная графика...