Роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства
статья на тему
В данной статье рассматривается роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства
Аннотация. В настоящее время, в связи с динамично развивающейся системой дополнительного образования в области хореографического искусства, резко возросло внимание к проблеме «педагог-воспитанник». Сейчас педагог должен не только раскрыть творческий потенциал ребенка, реализовать и преобразовать его в конечный продукт, но и проводить свою работу в соответствии с индивидуальными качествами воспитанника, учитывая все факторы формирования и развития его как личности в общественной среде. В современном мире существует множество проблем, с которыми может столкнуться ребенок. В настоящее время необходимо обратить внимания на уровень подготовки педагогов дополнительного образования в области хореографического искусства. Реализация педагогического процесса ставит педагога дополнительного образования в области хореографического искусства перед необходимостью овладевать инновационными, дополнительными профессиональными качествами. При формировании содержания и методик воспитания на всех этапах системы дополнительного образования в области хореографического искусства, с соблюдением преемственности во всех формах, методах и средствах необходимо руководствоваться как классическими педагогическими методами, так и перспективными.
Ключевые слова: педагог дополнительного образования, хореографическое искусство, система дополнительных образовательных услуг, инновационные методы.
Современная система дополнительного образования отличается постоянной, динамично развивающейся направленностью на потребности общества, интересы молодежи, инновационные разработки. В современных условиях большое значение приобретает образ всесторонней гармонично развитой личности, возведение человека к нормам духовности и морально-нравственным идеалам, образцам эстетичной направленности, где место культурного воспитания имеет огромное значение, так как всесторонне развитый индивид способен стать хорошим специалистом в любой отрасли.
Раскрыть потенциал ребенка, комплексно организовать процесс обучения, систематизировать полученные знания в конечный продукт умения-навыки – основные задачи педагога. Но в последнее время, недостаточно простого взаимодействия в рамках схемы «педагог-воспитанник». Необходимо полное всестороннее погружение не только в педагогический процесс, но и в полноценное общение, контакт ребенка и взрослого, анализ привычного окружения и естественного поведения воспитанника в нем.
Опытный педагог – это не только высококвалифицированный специалист, но и личность, способная почувствовать тонкую душевную организацию каждого ребенка.
Такой педагог активно участвует в межличностном общении со своими воспитанниками, дает советы, оказывает психологическую помощь. В таких отношениях системы «педагог-воспитанник» основополагающим фактором является доверие обучаемого своему наставнику, старание и желание оправдать надежды педагога.
Большое значение в воспитательном процессе в системе дополнительного образования в области хореографического искусства имеет мотивация ребенка на хорошую, продуктивную работу, и, как следствие, получение желаемого результата.
Мотивационный фактор для каждого ребенка свой. В то время, как одного заинтересует сам процесс, другой будет ориентирован на конечный результат, третьего же подстегивает «соревновательный» момент внутри группы.
Задача педагога – определить те субъекты, которые влияют на мотивационную активность обучающегося в области хореографического искусства.
Сделать это помогают следующие средства и приемы:
- анкетирование;
- устный опрос;
- визуальное наблюдение;
- анализ работы ребенка индивидуально и в группе;
- тестирование;
- психологические тесты на определение особенностей характера и темперамента;
- инновационные методики.
Дальнейшая педагогическая деятельность при работе с детьми в системе дополнительного образования в области хореографического искусства должна строиться на основании выводов, полученных вследствие изучения особенностей личности каждого ребенка. Данные результаты позволяют педагогу выбрать и соответствующую структуру занятия для конкретных групп и каждого ребенка в частности:
- урок-игра;
- урок-конкурс;
- урок-лекция;
- урок-практика;
- комбинированный урок.
Огромное значение в работе педагога дополнительного образования в области хореографического искусства играет вовлечение родителей и опекунов в учебный процесс детей. Эмоциональная подготовка взрослых людей к возможным вариантам развития подросткового образования не просто необходима, скорее обязательна, ведь несоответствие ожидания родителей конечным результатам воспитательной деятельности – явление довольно распространенное. Для каждого родителя свой ребенок всегда будет самым лучшим, талантливым, перспективным и способным, отсюда и завышенные требования к своим детям. Педагог дополнительного образования в области хореографического искусства должен максимально приблизить результат обучения воспитанника к требованиям их родителей, в тоже время если данное уравнение невозможно свести к максимально благоприятному результату, сгладить реакцию взрослого человека на конечный результат образовательной программы.
В современном мире существует множество проблем, с которыми может столкнуться ребенок. Расовая дискриминация, соблазны современного общества, материальное неравенство, неблагополучная обстановка в доме - все это заставляет ученика замыкаться в себе, провоцирует на агрессию, ставит в рамки ограниченности мышления и действий.
Национальная принадлежность зачастую становится причиной конфликтов среди детей и даже учителей. Телевидение, радио и другие СМИ, в связи со сложившейся политической обстановкой, диктуют нам, что расовые различия вносят раскол в современное общество. Подрастающее поколение, еще не способное сформировать свое личное мнение, воспринимает получаемую ими информацию извне, как норму, своего рода аксиому, не требующую доказательств. Задача педагога заключается в сглаживании «острых» углов в отношениях внутри группы, стабилизации эмоционального фона детей, разработке способов сплочения разрозненного коллектива средствами хореографического искусства. Остро выраженная проблема современного общества, ставит актуальные задачи перед педагогами дополнительного образования в области хореографического искусства.
Вовлечение ребенка в творческую среду способствует укреплению личностной позиции, дает свободу выбора в принятии решений, полностью реализует скрытый потенциал и совокупность возможностей.
В настоящее время необходимо обратить внимание на уровень подготовки педагогов дополнительного образования в области хореографического искусства.
Разработка долгосрочной стратегии связана с определением методологических и теоретических основ педагогической системы данного типа, выработкой достаточно универсальной модели решения этой задачи.
При этом уровень подготовки к профессиональной деятельности может быть существенно повышен, если:
- созданы, аргументированы и поняты педагогическими кадрами методологические и теоретические основы системы дополнительного образования в области хореографического искусства;
- готовые методологические и теоретические основы педагогического процесса обеспечивают его индивидуальную ориентацию, учитывают логику системы дополнительного образования в области хореографического искусства, совместно с воспитательными целями;
- процесс образования в системе дополнительного образования в области хореографического искусства приведен в соответствие с закономерностями и тенденциями современного общества;
- система обучения предусматривает вектор на решение профессионально-ориентированных задач на основе использования педагогических средств, методов, принципов, приемов и опирается на логику системы дополнительного образования в области хореографического искусства [1].
Педагог дополнительного образования в области хореографического искусства должен стремиться к активности, к «саморазвертыванию», к саморазвитию, самосовершенствованию, динамичности, умению добиваться успеха, быть широко образованный, профессионально подготовленный, творческий, способный решать сложные профессиональные задачи в быстро изменяющихся условиях, смело принимать новаторские решения и проводить их в жизнь на протяжении всей жизни.
Реализация педагогического процесса поставит педагога дополнительного образования в области хореографического искусства перед необходимостью овладеть инновационными, дополнительными профессиональными качествами: психолого-педагогического профиля, разнопланового хореографа (современному, классическому, народно-сценическому, бальному танцу). Специфика проявления обусловлена широкой эрудированностью педагога-воспитателя, внутренней собранностью, готовностью к экспромту и импровизации, построению учебно-воспитательного процесса, убедительного, на высоком уровне наглядного показа и способностью творчески развивать познавательные эстетические потребности в обучении искусству танца [2].
Перспективный, всеохватывающий, многоуровневый образовательный процесс воспитания и обучения предполагает владение педагога навыками комбинирования, составления, разработки многообразия возможностей проведения программы, особенностей хореографической направленности, возможности научить воспитанника. Для этого они должны обладать такими профессиональными качествами личности, как:
- собственное видение;
- эстетический вкус;
- разносторонность, обширный кругозор;
- фантазия при работе с музыкальным мате¬риалом, ритмичность;
- приятная внешность;
- большие творческие амбиции;
- владение актерским мастерством;
- интуиция;
- коммуникативные навыки.
Выделенные профессиональные качества личности педагога дополнительного образования в области хореографического искусства выражают идею приоритетности свободной формы сотрудничества педагога и воспитанника, перспективность форм работы, обмен культурными и профессиональными ценностями не только опытного хореографа и подростка, но и самих подростков между собой. Содержание образования в области хореографического искусства должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации.
При формировании содержания и методик воспитания на всех этапах, системы дополнительного образования в области хореографического искусства, с соблюдением преемственности во всех формах, методах и средствах необходимо руководствоваться как традиционными педагогическими методами, так и инновационными.
Литература
1. Чванова М. С. Инновационная концепция непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / М. С. Чванова, С. В. Шанкина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. № 1 (57). С. 270-275.
2. Шанкина С. В. Непрерывная подготовка специалистов спортивных бальных танцев как научно-педагогическая проблема // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. № 12 (68). С. 104-113.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ «Профессиональная готовность современных педагогов дополнительного образования детей к профилактике асоциального поведения в семье»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детейДворец детского (юношеского) ТворчестваМосковского района Санкт-Петербурга Тема«Профессиональная ...
Современные образовательные технологии в практике педагога дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству
В докладе дается обзор современнных педагогических технологий, внедренных в практику работы педагога дополнительного образования...
«Тольятти – рождение нового города» . Выступление на Областном Форуме «Творчество молодых педагогов дополнительного образования Самарской области» в секции «Педагогический дебют»
Я - молодой педагог дополнительного образования, Головлева Анна Сергеевна, реализую программу «Школа молодого журналиста». Пришла во Дворец детского и юношеского творчества с искренним убеждение...
Программа дополнительного образования в области хореографического искусства для дошкольников
Данная программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа разработана для физического и эмоционального развития обучающихся дошкольников, ...
Примерная структура теоретической подготовки учителей физкультуры, руководителей физического воспитания, тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования по направлению «Боевые искусства (спортивно-боевые единоборства) и самооборона»
Боевые искусства (БИ) и спортивно-боевые единоборства (СБЕ) - популярные направления в дополнительном образовавнии и внеклассной работе. Помимо практических умений и обще-педагогических представлений ...
Формы взаимодействия учителей – предметников и педагогов дополнительного образования в области художественного творчества
Основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются: возможная индивидуализации обучения в рамках всего класса; работа с одарёнными детьми; использование системно-деятельн...