Беседа Хозяйство и быт ненцев
материал

Сэротэтто Алла Алексеевна

разработка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_hozyaystvo_i_byt_nentsev.docx108.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

     

Час общения

«Хозяйство и быт»

                                                                                        Подготовила: Сэротэтто А.А.,

                                                                                                   воспитатель группы - семьи №2

с Панаевск, 2017 г.

         Цель: профориентация воспитанников интерната.

Задачи:

  • информирование воспитанников  о хозяйстве и быте в условиях Крайнего Севера;
  • формирование положительного эмоционального отношения к традиционному образу жизни;
  • Воспитание  национальное самосознание, уважение к культуре, традициям и образу жизни народов Крайнего Севера.

Хозяйство и быт

Воспитатель: Основным типом старого ненецкого жилища является конический чум (мя). Чум сооружался из 30 - 50 (в зависимости от размера чума) шестов, покрывался двумя слоями покрышек, сшитых из оленьих шкур с подстриженной шерстью. Внутренние покрышки клали шерстью внутрь чума, верхние - шерстью наружу.

Летом чум покрывался покрышками, сшитыми из вываренной бересты.https://lh4.googleusercontent.com/woyau2bGCKXFePVfW7mjJOw374riE6echNQWzV_ddL08aLBw0M-V1mE3CG4-C5WnWb-KAooOoJm9bksJnF2ARfQ3CG4gX7ZPKfYbvYaKrb0QE0drQHZ1v0_JK4Cekmxz5l_OS2hWdxQ

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif     Очаг находился в центре чума на железном листе. По диаметру чума на высоте 1,5 м. подвешивали две жерди, на них укладывались короткие поперечины, к которым на крюках подвешивались котлы и чайники. По обеим сторонам очага укладывались 1 - 4 доски, служившие полом. Место по обе стороны очага - слева и справа - составляло жилую и спальную часть жилища. На земле раскладывали циновки из ивовых прутьев, на них клали другие циновки, сплетенные из сухой травы. Поверх циновок расстилали целые оленьи шкуры. Постелью служили зимние шкуры оленей. Противоположная от входа часть жилища считалась "чистым" местом. Там хранились домашние святыни, посуда и некоторые продукты.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif    Размеры чумов были различны. Богатые хозяйства ставили большие, постоянно подновляемые чумы. Летние берестяные покрышки могли использовать. Так же только зажиточные хозяева, которые имели возможность выменивать у таежного населения нужную для летних покрышек бересту.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif  Чум полностью перевозился при перекочевках. Таежные ненцы оставляли остовы чумов на местах стоянок, так как в тайге легко найти материал для шестов. Установка и разборка чумов производилась женщинами, мужчины помогали только при плохой погоде.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   В лесотундре и тайге, а иногда и в тундре, на путях кочевок сооружались амбары на высоких подпорках (тин). В них оставляли временно зимний охотничий инвентарь, меховую одежду, пушнину, продукты и т.п.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   На зимних и летних стоянках строили дощатые настилы на высоких столбах-подпорках (паре), куда складывали запасы мяса, рыбы, упряжь и т.п.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif    Топливом служили в тайге и лесотундре валежник и сухостой, а в тундре - плавник или кустарник. В местах, где редок даже кустарник, топливом служил черный мох (вид лишайника).

  • Освещался чум жировыми светильниками, свечами из оленьего жира, замороженного в формах из оленьего пищевода, а чаще всего, только огнем из очага.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif Пища. Основным продуктом питания ненцев - было мясо домашнего оленя, оно составляло 85% всей пищи. У малооленных ненцев - рыба, которую ели преимущественно сырой (свежей и мороженной), меньше вареной. Из рыбы приготовлялась так же юкола. Вследствие постоянного недостатка соли, рыбу впрок солили редко, поэтому рыба сохранялась плохо. Частым блюдом был жир, вываренный из внутренностей рыбы и смешанный с икрой, кусочками рыбы или ягоды. Употреблялся также нерпичий жир и оленье сало. Мясо только варили. Часто его ели просто сырым (парное или мороженное). Консервировали мясо копчением.https://lh3.googleusercontent.com/tCZSZnJFF2e0YoWtJIYYuTU0-d4eRD6Nl4fIsDj7FmwFrD4Ap3y6KKe9AVcZToOLl5bmqRBLrM3jK5Bdm2A4c7QA9vwJpyELTecxJh2GFo9kQIlSvGm5iJUjxGC21tadiDbwuaRTIkk

  • Ели обычно три раза в день. Утром и днем пили чай с хлебом и жиром, вечером после чая ели мясной или рыбный отвар и вареное мясо или рыбу. Дети с двухлетнего возраста питались также как взрослые. Переходной пищей после материнского молока служило жеванное вареное мясо и вареный мозг.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   Одежда и обувь. Мужской верхней одеждой у всех групп ненцев была малица - глухая одежда и пришитым капюшоном. Шилась преимущественно из шкур молодых оленей. Малицу делали из двух шкур мехом внутрь; она представляла собой длинную широкую рубаху, суживающуюся к плечам и расширяющуюся к низу. Двойной капюшон и широкую полосу, пришитую по подолу, делали мехом наружу. К рукавам малицы пришивали камусные рукавицы с разрезами для вынимания рук. Малица одевалась через голову. В Канинской и Тиманской тундрах была распространена малица без капюшона, с высоким стоячим двойным воротником мехом наружу. Капюшон заменяла шапка. Такая малица кроилась из двух шкур, в бока вставлялись дополнительные полотнища, перегнутые вдоль.https://lh3.googleusercontent.com/8nru0f9zX_Uu_3LgUR8V-PETKDDIykyI08xtVu5AvYo1SaOJcxOsIkor_m4JebfmDn2ld6eqmUmDMWaPOlNJG_a4y8Cjb3l_RYX4_sR4nsf6tc51QLT2PWzarUg8HQdN5eSJnXNgi3Y

    http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif Поверх малицы обычно надевают чехол из плотной материи, иногда из сукна, предохраняющий мездру от сырости и грязи. Малица носилась на голое тело. Штаны, доходившие до середины голени, шились из ровдуги. В середине XIX в. в обиход вошли покупные штаны из сукна или бумажной материи, почти полностью вытеснившие ровдужные.

  • В сильные холода и при снегопаде поверх одевался совик, известный у русских также под названием "гусь". Эта одежда шилась мехом наружу и отличалась по покрою от малицы. Совик был снабжен пришивным капюшоном, но не имел рукавиц.    

         Летней одеждой служили старые малицы или суконные совики. Специальной летней одежды не было.

         Женской одеждой являлась ягушка. Шилась из оленьего меха в виде двойной распашной шубы, мехом наружу или внутрь. Ягушка имела низкий воротник из оленьего или песцового меха и пришивными рукавицами. Летней одеждой служила аналогичная одежда из сукна.

    Женской верхней одеждой большеземельских и восточных ненцев являлась шуба (паны) - распашная, длинная, широкая, прямоспинная, двойная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами. Верх и подклад шубы делали из оленьего меха; к рукавам пришивали рукавицы.https://lh5.googleusercontent.com/F8yjd6_8ckj-svpDPsxz1M1ZXj_GMnqjF2ihU7SZOksPzn8HONjB3C9LVFGAjBhx0ivTeFpgv3xEZioruLJqmkjO9kU4s5CTsg1pmEmcGTuXhE8-y6wdjFAjbXdmMqxdPDl78LwPu-4

        Под влиянием русских ненецкие женщины широко стали использовать платки в качестве головных уборов,    завязывая их на русский манер. Маленьким детям шили двухслойную меховую одежду с капюшоном, по покрою напоминающую малицу. Детские штаны делали сразу вместе с обувью. Такую одежду дети носили до 4—5 лет, затем переходили на одежду взрослого типа только меньшего размера. Изготовлением одежды и обуви занимались женщины, преимущественно летом.

                 Шубу орнаментировали полосками узоров, выполненных меховой мазаикой, причем полоски вшивали вдоль всех основных швов одежды. Подол шубы оторачивали широкой полосой короткошерстного оленьего меха. Подобной же полосой меха надставляли полы шубы. К воротнику пришивали опушку из собачьего или песцового меха. При надевании шубы правая пола заходила на левую, и подпоясывалась.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif   Головным убором в сильные холода служил меховой капор. К капору прикреплялись металлические (медные) прорезные бляхи и бусы.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif  Праздничная одежда отличалась от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом, белые или темные совики - (у мужчин), пимы из пестрых камусов и т.д.

       Украшалась одежда вставками широких вертикальных и горизонтальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде. Широко распространены покупные металлические украшения: узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы, бусы и совсем редко - бисер.

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif    Мужчины чаще всего постригали волосы в кружок, реже отращивали и заплетали их в две косички. Женщины расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в две косы, иногда удлиненные ложными косами из полосок цветного сукна и шерстяных шнурков с прикрепленными к ним медными звенящими украшениями. У женщин было распространено расшитое бисером налобное украшение (судыр), с подвешенными к нему металлическими цепочками.

          Новая одежда шилась раз в два-три года, обувь — гораздо чаще.

Обувь. Обувью служили торбаса или пимы (пива) - высокие меховые сапоги из камуса с подошвами из "щеток" (шкура между большим и малым копытом оленя), реже из кожи, снятой с оленьего лба. Внутрь пимов вкладывали стельки из сухой травы. Пимы надевали с меховым чулком, известным у русских под названием "чижи", "тяжи". Женская обувь отличалась только деталями выкройки. Летом и осенью мужчины носили пимы из нерпичьей шкуры или обычные, но уже поношенные. 

http://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif  

Список литературы

       1. Богоявленский Д. Д., Пика А. И. Насильственная смертность у народов Севера (на примере Камчатки и Чукотки) // География и хозяйство. Вып. 4. Районы проживания малочисленных народов Севера. Сб. научных трудов / Отв. ред. А. И. Чистобаев. Л., 1991. С. 162-182.

       2. Демографический энциклопедический словарь /Редкол.: Валентей Д. И. (гл. ред.) и др. М., 1985. С. 608

       3. Чистобаев А. И. Концепция устойчивого развития этноценозов Севера // Национальные и демографические процессы в республиках и регионах Европейского Севера Российской Федерации. Тезисы докл. региональной научно-практической конференции. Сыктывкар, 1994. С. 49-50

       4. Хомич Л.В. Ненцы. М – Л.  1966г.

       5. Хомич Л.В. Религиозные культы у ненцев.

       6. Чистобаев А. И., Хрущев С. А., Громова Ю. В. Л. Н. Гумилев и этноценозы Российского Севера // Вестник С. -Петербургского ун-та. Сер. 7: Геология, география. 1994. Вып. 2 (№ 14). С. 40-46

       7. Ямал – грань веков и тысячелетий. Народы Ямала. Энциклопедия.

       8. Ямал: Энциклопедия.Ямало-Ненецкого автономного округа, Т. 1. Тюмень.  Издательство   Тюменского  государственного  университета,  2004.

С. 368

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие "Народная медицина ненцев"

Профориентация является одной из задач, которые преследует школьное образование в старших классах. Ведь в задачи педагогов входит не только предоставление ученикам необходимых сведений и знаний ...

Конспект занятия на тему «Чум - жилище ненцев» по развитию ненецкой разговорной речи для детей, не владеющих ненецкой речью.

Конспект занятия на тему «Чум - жилище ненцев» по развитию ненецкой разговорной речи для детей, не владеющих ненецкой речью....

Исследовательская работа "Роль оленей в жизни ненцев"

Данная работа была написана ученицей 7 а класса после посещения стойбища оленей в Пинежском районе Архангельской области.Материал может быть использован на уроках географии и природоведения, а также к...

Программа курса по технологии "Одежда и украшение ненцев", 9 класс

Программа позволит глубже изучить традиции народа ненцы и изготовить творческую работу в традициях ненецкого народа....

Ненцы

презентаация "Ненцы"...

Игра на командообразование «В гостях у Большого Ненца».

Игра на командообразование «В гостях у Большого Ненца» - это практикум для волонтерских отрядов, проходившим обучение по образовательному курсу «Школа волонтерских наук»...

Технологическая карта воспитательного мероприятия "Традиции народа ненцы и игры детей севера"

Воспитание патриотизма к своей родине, расширение знаний о культуре и традициях народа ненцы....