Программа курса по технологии "Одежда и украшение ненцев", 9 класс
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему

Программа позволит глубже изучить традиции народа ненцы и изготовить творческую работу в традициях ненецкого народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma._odezhda_i_ukrasheniya_nentsev.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С. САМБУРГ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

«Утверждаю» Директор МОШИ с.Самбург

___________А.М.Муравьёва

«___»_____________200__г.

Программа курса по технологии

«ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ НЕНЦЕВ»

Разработчик программы – учитель технологии

МОШИ с.Самбург

Енкова Наталья Евгеньевна

село Самбург – 2009 год

Пояснительная записка

Примерная программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс «Одежда и украшения ненцев» составлена по программе: «Технология. Трудовое обучение», автор Ю.Л. Хотунцев и В.Д. Симоненко.

Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных связей и внутрепредметных связей, логике учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа «Одежда и украшения ненцев» содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывает творческие инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательного учреждения, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

Примерная программа для 9-х классов разработана для обучения школьников и рассчитана на 34 часа. Базовыми для программы по направлению «Технология, обслуживающий труд» являются разделы: «Материаловедение», «Изготовление швейного изделия», «Декоративно прикладное творчество».

В разделе «Материаловедение» учащиеся узнают о материалах используемых при изготовлении одежды и украшений ненцев. Столкнутся с историей предков и способов обработки материала для изготовления одежды.

В разделе «Изготовление швейного изделия» основное внимание учащихся сконцентрировано на приобретение умений работать с готовыми выкройками и выполнять элементы моделирования. Процессы раскроя и изготовления швейного изделия оказались востребованы.

В разделе «Декоративно прикладное творчество» учащиеся получат знания, как плести и вышивать из бисера орнамент, где его можно применить в одежде и украшениях.

Данная программа может быть в равной степени использована как в городской, так и в сельской школе.

В целом обучение по данной программе позволяет сформировать творческую, социально – активную и технологически грамотную личность.

Цель программы: сформировать у учащихся знания и умения основным направлениям изготовления швейного изделия, украшений, дополнений к одежде и интерьеру, которые пригодятся им в будущем; развитие их индивидуальных творческих особенностей, развивать умения целесообразно искать, добывать и использовать нужную информацию; формирование творчески мыслящей, активно действующей и легко адаптирующейся в современных социально-экономических условиях личности.

Задачи программы:

  • изучение учащимися основных видов трудовой деятельности;
  • освоение знаний и умений в области конструирования и моделирования, пошив швейного изделия, изготовлении украшений и аксессуаров в стиле декоративно-прикладного творчества;
  • формирование навыков художественного и эстетического мышления и анализа, способности делать логически обоснованные выводы и оценки композиционных работ;
  • развитие самостоятельности учащихся и способности решать творческие задачи;
  • воспитания трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, культуры поведения.

Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры.

Занятия по программе должны проводиться на базе школьных мастерских. Реализация программы предполагает личностно-ориентированный подход к учащимся: учёт их возможностей, интересов, развитие самостоятельности при выполнении творческих работ. Итоговые работы, самостоятельно выполненные учащимися и являющиеся законченными, могут быть использованы в их личных целях; их планируется представлять на смотрах, выставках, школьных ярмарках.

Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

Из истории одежды и украшений ненцев.

3

-

Материалы, используемые при изготовлении одежды и украшений.

1

-

Ненецкие орнаменты.

1

1

Моделирование одежды ненцев.

3

-

Декоративно-прикладное творчество.

1

2

Работа над творческим проектом.

2

20

Итого:

11

23

Всего часов:

34

Основное содержание программы

В результате изучения этой программы ученик должен:

знать/понимать историю предков, название одежды и украшений ненцев; основные стили в одежде и современные направления национальной одежды;

уметь выбирать вид ткани для определённых типов швейных изделий; создавать эскиз и моделировать национальные костюмы на основе лекала; выполнять не менее трёх видов художественного оформления швейных изделий; выполнять оформления изделия национальным орнаментом;

использовать приобретённые знания и умения о практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления изделий из текстильных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий; выполнение различных видов художественного оформления изделий.  

Содержание программы

Из истории одежды и украшений ненцев (3 часа).

Основная цель раздела формирование знаний из истории традиций создания одежды и украшений предков, как выглядит одежда мужчин, женщин, детей, какие бывают дополнения и украшения к одежде. Воспитание уважение к личности, упрочнение семейных и национальных традиций.

Материалы, используемые при изготовлении одежды и украшений (1час).

Дать учащимся основные сведения о материалах используемых при изготовлении национальной одежды ненцев, из чего её изготавливают. Виды фурнитуры, применяемой для отделки одежды и украшений.

Ненецкие орнаменты (2 часа).

История национального орнамента. Виды орнамента и смысловое их значение, где и как правильно его применить. Выбор орнамента для последующего оформления изделия орнаментом.

Моделирование одежды ненцев (3 часа)

Теоретические сведения. 

Виды чертежей используемых для создания одежды ненцев и способы их моделирования. Правила расчета количества ткани для изготовления изделия и приёмы подготовки выкройки  к раскрою. Способы контроля качества выкройки.

Практические  работы

Создание эскиза мужского и женского национального костюма, выполнение его моделирования.

Декоративно-прикладное творчество (3 часа).

Основные теоретические сведения

Материалы и инструменты для выполнения национального орнамента. Виды орнамента. Декоративная отделка изделий бисером, паетками, мехом.

Практические  работы

Выбор материала и орнамента для фрагмента украшения. Нанесение орнамента на ткань и его вырезание. Оформление изделия орнаментом и мехом.

Работа над творческим проектом (22 часа).

Основные теоретические сведения

Способы определения лицевой и изнаночной сторон ткани. Способы раскладки выкроек заданного изделий на ткани в зависимости от эскиза и ширины ткани. Экономические требования. Припуски на швы. Состав деятельности по раскрою изделия. Технология выполнения ручных операций: вымётывание деталей швейного изделия; высекание среза деталей швейного изделия. Технология выполнения машинных операций: стачные, настрочные, обтачные, втачные швы. Технология выполнения влажно-тепловой обработки: дублирование деталей швейного изделия, оттягивание и отпаривание деталей. Технология обработки швов. Технология и способы плетения, вышивания национального орнамента. Способы контроля качества готового изделия. Расчёт материальных затрат на изготовление изделия.

Практические  работы

Составление индивидуального плана изготовления проектного изделия. Раскрой изделия. Разметка выкройки на ткани. Выкраивание деталей швейного изделия. Плетение и вышивание орнамента. Изготовление проектного изделия по индивидуальному плану. Придание окончательной формы изделия. Расчёт материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта.

Литература для учителя:

  1. Оценка качества. Подготовки выпускников основной школы. Технология. В.М. Казакевич, А.В. Марченко  – Москва «Дрофа», 2000.
  2. Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы.  Ю.Л. Хотунцев и В.Д. Симоненко. – Москва «Просвещение», 2005.
  3. Технология. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области. Колусева Е.И. – Волгоград «Учитель», 2006.

Литература для учащихся:

  1. Бисер в вышивке. – издательство «Ниола-пресс».
  2. Обработка тканей. 9-10 классы. Л.В. Мельникова, М.Е. Короткова, Н.П.Земганно– Москва «Просвещение», 1986.
  3. Приходько М.С. Хомаку. Картинный словарь русско-ненецкого языка. – Санкт-Петербург МОРСАР АВ, 2000.
  4. Технология обработки ткани. 7-9 классы. Чернякова В.Н. - Москва «Просвещение», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса «Занимательный русский язык» для 5 класса.

Программа составлена с учетом психологических особенностей, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по вс...

Рабочая программа курса английский язык в 10-11 классах.

Программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерных программ по ИЯ .Преподование ведётся по учебно-методичес...

Программа курса "Учимся общаться" для учащихся 5 классов

Программа курса "Учимся общаться" предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 32 часаю Целью данной программы явлвется развитие коммуникативной компетентности как одной из важнейших компетенц...

Программа курса "Познай себя" для учащихся 7 классов.

Программу «Познай себя» мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся 7 классов в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов тво...

Рабочая программа курса «Иностранный (английский) язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень)

1. Пояснительная записка к рабочей учебной программеЦелями реализации образовательной программы основного общего образования по английскому языку являются:— обеспечение планируемых ре...

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....