Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Азбука волонтера".
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Азбука волонтера".
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать, активно включаться в проект, получать и передавать информацию - это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе обучения по данной программе. Предмет изучения - основы волонтерской деятельности: история возникновения и развития, направления, формы деятельности; социальные технологии; основы социального проектирования. Данная программа открывает возможности каждому учащемуся с разными способностями реализовать себя как в массовой проектной, так и в индивидуальной работе, выбрать самому роль и зоны ответственности в команде, участвовать в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_av.docx | 91.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»
Рассмотрена на методическом совете протокол № ___ от _________________ г. Принята на педагогическом совете протокол № ___ от _________________ г. | Утверждаю Директор МБУ ДО ЦРТДиЮ им. А. Гайдара _______________ Е.В. Жиганова «___» _______________ 20 ___ г. |
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Азбука волонтёра»
Уровень – базовый
Направленность – социально-педагогическая
Возраст учащихся – 12-15 лет
Срок реализации – 1 год.
Князева Надежда Альбертовна педагог дополнительного образования
г. Арзамас
2020 г.
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………………………………..с. 3
- Планируемые результаты……………………………………………………………………..с. 6
- Содержание программы………………………………………………………………………с. 7
- Учебный план………………………………………………………………………………….с. 10
- Учебно-тематический план…………………………………………………………………...с. 11
- Календарный учебный график………………………………………………………………..с. 14
- Формы аттестации и оценочные материалы………………………………………………....с. 15
- Организационно-педагогические условия…………………………………………………...с. 15
- Список литературы…………………………………………………………………………….с. 16
- Приложения…………………………………………………………………………………….с. 17
1. Пояснительная записка
Развитие добровольческого (волонтерского) движения в России входит сегодня в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольческая (волонтерская) деятельность – это безвозмездная деятельность, которая ориентирована на предоставление социально значимых услуг. Добровольчество (волонтерство) является одним из эффективных способов получения подростками новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции, опыта проектной деятельности. Волонтёрство - это доступный, массовый способ профилактики асоциального поведения в
обществе, вредных привычек и активная пропаганда неконфликтного взаимодействия с
различными группами людей, способствует активизации жизненной позиции каждого. В
процессе деятельности волонтеры активно взаимодействуют с внешним миром.
Актуальность программы
Соотносится с тенденциями развития дополнительного образования, и согласно концепции развития дополнительного образования, обусловлена потребностью общества в ресурсах для приобретения подростками определенного жизненного и практического опыта, реализации ими своего творческого потенциала, развития нравственных ценностей, воспитание духовно здоровой личности. Социальные компетенции подростка формируются через включение в социально-значимую деятельность. Данная программа позволит учащимся избежать саморазрушительного поведения и действий, т.к. альтернативой будет являться позитивное, творческое отношение к действительности, общее созидательное дело, воспитывающее и поддерживающее в молодом человеке жизненную активность, позитивные жизненные навыки.
Направленность программы
Программа «Азбука волонтера» имеет социально - педагогическую направленность. Предмет изучения – основы волонтерской деятельности: история возникновения и развития, направления, формы деятельности; социальные технологии, основы социального проектирования.
Новизна. Отличительные особенности
Новизна образовательной программы «Азбука волонтёра» состоит в системном и комплексном подходе к реализации подростков в качестве волонтера (добровольца) и использовании инновационных образовательных технологий: личностно-ориентированного подхода, применение игровых и здоровьесберегающих технологий, новых информационных технологий, проектной деятельности. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать, активно включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе обучения по данной программе. Программа представляет собой целостную систему взаимосвязанных занятий, объединенных в разделы: «Основы волонтерской деятельности», «Социальное проектирование», «Психологическая подготовка волонтеров», «Игровые технологии», «Школа социальных технологий», «Практика проведения социальных дел».
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы заключается в том, что она открывает возможности каждому учащемуся с разными способностями реализовать себя как в массовой проектной, так и в индивидуальной работе, выбрать самому роль и зоны ответственности в общем проекте или мероприятии, участвовать в конкурсах и фестивалях разных уровней.
Педагогическая целесообразность
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Азбука волонтера» педагогически целесообразна, т.к. поставленные в ней цели и задачи отвечают социальному заказу общества и современным тенденциям развития дополнительного образования. Ознакомление с основами волонтерской деятельности и активное участие в социально-значимых событиях и мероприятиях будет способствовать решению важнейшей на сегодняшний день задачи формирования у молодежи социального опыта, морально-нравственных ценностей, воспитания гуманности.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 12-15 лет на основе базового и углубленного модулей.
Форма обучения: очная, дистанционная.
Объем и сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения – 144 часа.
Формы и методы организации занятий
Основными формами организации образовательного процесса являются: групповая и индивидуальная. Формы проведения занятий: беседа, игра, занятие с элементами тренинга, творческая мастерская, дистанционное обучение, постановка агитбригад, проведение социальных акций, социальные исследования, проектная деятельность.
В процессе обучения используются следующие методы:
Словесный - рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей.
Наглядный - демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц), просмотр видеороликов, видеофильмов и т.д.
Практический – занятия с элементами тренинга, упражнения, творческие задания, постановки агитбригад, проведение игр и мероприятий, участие в мероприятиях учреждения в качестве волонтеров. Данный метод является основным.
Проектный – знакомство с технологией создания и защиты социальных проектов.
Режим организации занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество учебных часов– 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Между занятиями предусмотрены 10 минутные перерывы. Продолжительность занятия для учащихся 45 минут.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития социальных компетенций учащихся
через вовлечение в волонтерскую (добровольческую) деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- обучить знаниям и умениям, необходимым для участия в волонтерской деятельности;
- познакомить с историей и существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности;
- обучить основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам проведения некоторых досуговых форм;
- провести специальную подготовку волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, люди старшего поколения и т.д.).
Воспитательные:
- сформировать активную гражданскую позицию, положительное отношения подростков к добровольческой деятельности;
- воспитать чувства коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости;
- сформировать осознанность выбора участия в волонтерской деятельности;
- сформировать потребность в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья.
Развивающие:
- развить способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;
- развить коммуникативные навыки, лидерские качества, организаторские способности;
- развить творческие способности, потребности в самореализации и саморазвитии;
- развить коммуникативные качества, уверенность в себе, умение работать в команде;
- расширить опыта общения, развить навыки взаимодействия с людьми различных социальных категорий.
Программой предусмотрена входящая диагностика. Данная диагностика проводится в период комплектования образовательного объединения, а также в течение года для впервые поступающих с целью определения начальных знаний, умений и навыков. Проводится входящая диагностика в форме тестирования. Поступающим дается 5 теоретических вопросов. Оценка знаний, умений навыков осуществляется по следующим уровням:
- низкий уровень – до 40% правильных ответов;
- средний уровень – от 41% до 70% правильных ответв;
- высокий уровень – от 71% до 100% правильных ответов.
Уровень ЗУН определяется по следующей формуле:
Количество баллов, набранное учащимся
Уровень ЗУН = ---------------------------------------------------------------- * 100%
Максимальное количество баллов (5 баллов)
Материалы теста и Протокол входящей диагностики представлены в Приложении № 1, 2.
2. Планируемые результаты.
К концу освоения программы учащиеся будут
знать:
- об истоках волонтерского движения и современных практиках волонтерской деятельности;
- основные направления волонтерской деятельности;
- основные формы и виды волонтерской деятельности;
- историю и существующую практику реализации социально-значимых проектов;
- психологические особенности дошкольников и младших школьников, пожилых людей;
- методику социального проектирования как эффективный способ осуществления волонтерской деятельности.
уметь:
- определять способы, действия для решения выявленной проблемы;
- исполнять заданную социальную роль в различных формах организации деятельности волонтера;
- работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
- способствовать продуктивной совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- понимать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, несовпадающих с его собственной.
у учащихся будут развиты:
- навыки социального проектирования;
- владение различными формами коммуникаций, используя, в том числе, инструменты ИКТ.
- способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;
- коммуникативные навыки, лидерские качества, организаторские способности;
- творческие способности, потребности в самореализации и саморазвитии;
- коммуникативные качества, уверенность в себе, умение работать в команде;
- навыки взаимодействия с людьми различных социальных категорий.
3. Содержание программы.
Раздел 1. Основы волонтерской деятельности (Базовый модуль).
Тема1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с разделами программы.
Практика: Игры на знакомство. Игра «Общий портрет».
Тема 2. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения. Нормативно-правовая база волонтерского движения. Понятия «Волонтер», «Волонтерская деятельность».
Теория: Знакомство с нормативно-правовой базой волонтерского движения. Понятия «Волонтер», «Волонтерская деятельность».
Тема 3. Кодекс волонтера.
Практика: Деловая игра «Кодекс волонтера».
Тема 4. Мотивация волонтерской деятельности.
Теория: Виды мотиваций волонтерской деятельности. Нематериальная мотивация.
Тема 5. Имидж волонтера.
Теория: Составляющие имиджа волонтера. Внешние и внутренние факторы, влияющие на имидж.
Практика: Игра «Портрет волонтера».
Тема 6. Ключевые направления волонтерской деятельности.
Теория: Знакомство с ключевыми направлениями деятельности добровольческой (волонтерской) деятельности: социальное волонтерство, экологическое волонтерство, событийное волонтерство, спортивное волонтерство, культурное волонтерство, донорство, волонтерство общественной безопасности, медиаволонтерство, волонтерство в медицине, патриотическое волонтерство.
Практика: Деловая игра «Добродел».
Тема 7. Формы волонтерской деятельности.
Теория: Особенности форм организации деятельности волонтеров. Социально-значимые и благотворительные акции, социально-значимые проекты, благотворительные аукционы, квесты, флеш-мобы, агитбригады и др..
Практика: Деловая игра «Добролэнд».
Тема 8. Формирование волонтерской команды.
Практика: Игры на сплочение и взаимодействие.
Тема 9. Жить в мире с собой и другими.
Теория: Психологическая подготовка волонтеров. Особенности работы с различными категориями благополучателей. Основные понятия.
Практика: Деловая игра «Жить в мире с собой и другими»
Тема 10. Информационные технологии в работе волонтера.
Теория: Ознакомление с информационными технологиями. Информационный буклет. Листовка. Пресс и пост релизы. Принципы создания.
Практика: Практическая работа: знакомство с программами - графическими дизайнерами.
Раздел 1. Основы социального проектирования (Углубленный модуль).
Тема 1. Технология социального проектирования.
Теория: Структура проекта. Технология разработки социального проекта. Основы работы с социальными партнерами.
Тема 2. Проектный конструктор.
Практика: Деловая игра «Проектный конструктор».
Тема 3. Основы фандрайзинга.
Практика: Деловая игра «Помоги помогать!».
Раздел 2. Основы организаторского мастерства (Углубленный модуль).
Тема 1. Методика организаторской работы.
Теория: Этапы развития коллектива по методике А.Н.Лутошкина. Организаторская техника.
Практика: Игра «Ключ к человеку».
Тема 2. Дневник организатора.
Практика: Деловая игра «Завтра начинается сейчас».
Тема 3. Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций.
Теория: Этапы организации и проведения акции. Направленность акции. Виды социальных акций.
Практика: Практикум по организации акций различной направленности.
Раздел 3. Лидерство в волонтерском объединении (Углубленный модуль).
Тема 1. Понятия: «лидер», «организатор», «руководитель».
Теория: Определение понятий «лидер», «организатор», «руководитель». Изучение способов и методики воздействия лидера на коллектив, в которой проявляются личные качества лидера и особенности коллектива. Классификация стилей лидерства.
Практика: Проведение игр на и выявление лидеров.
Тема 2. Знакомство с тестом Реймонда Бэлбина.
Раздел 4. Игровые технологии в работе волонтера (Углубленный модуль).
Тема 1. Игротехники.
Теория: Виды и классификация игр. Игробаза. Игротехники.
Практика: Практикум по созданию игр. Апробация проведение игр внутри объединения, в других детских объединениях, в своих классах.
Тема 2. Игры – адаптации.
Практика: Проведение игр.
Тема 3. Организация игровых переменок, детских праздников.
Теория: Составление плана проведения мероприятий. Изучение методического материала, сценариев игр и праздников.
Практика: Проведение игровых переменок и праздников.
Раздел 5. Практика проведения социальных дел (Углубленный модуль).
Тема 1. Создание информационных листовок и буклетов.
Практика: Создание в конструкторах, графических редакторах информационных листовок и буклетов.
Тема 2. Создание пресс и пост релизов.
Практика: Отработка навыка написания пресс и пост релизов.
Тема 3. Создание социальных роликов.
Теория: Правила и алгоритм действий в создании социальных роликов.
Практика: Написание сценариев роликов, съемка, монтаж, публикация в социальных сетях.
Тема 4. Акция «День народного единства»
Тема 5. Акция «День матери»
Тема 6. Акция «Письмо солдату»
Тема 7. Акция «Ветеран живет рядом»
Тема 8. Акция «Пропаганда ЗОЖ»
Тема 9. Благотворительная акция.
Раздел 6. Психологическая подготовка волонтеров (углубленный модуль).
Тема 1. Психологические особенности дошкольников.
Теория: Возрастные периоды. Виды мышления и восприятия детей дошкольного возраста.
Тема 2. Психологические особенности младших школьников.
Теория: Отличия от психологических особенностей дошколников.
Тема 3. Психологические особенности людей пожилого возраста.
Тема 4. Занятие с элементами тренинга личностного роста.
Практика: «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».
Тема 5. Занятие с элементами тренинга коммуникативных навыков.
Практика: Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры: «Воздушный шар», «Необитаемый остров».
Тема 6. Занятие с элементами тренинга толерантности.
Практика: Критерии толерантного и толерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.
Раздел 7. Школа социальных технологий (Углубленный модуль).
Тема 1. Технология «Равный обучает равного».
Теория: Понятие, цели, формы обучения в технологии «равный обучает равного».
Практика: Упражнения для отработки навыков в данной технологии.
Тема 2. Анкетирование.
Тема 3. Опросы.
Тема 4. Фокус-группы.
Тема 5. Дискуссия.
Теория: Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный основной заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе. Практика: Формы проведения дискуссии. Упражнение Джеффа. Дискуссионные качели.
Тема 6. Социальный театр. Агитбригада.
Теория: Этапы создания социального театра.
Практика: Импровизация. Написание сценариев. Создание послания. Постановочная работа.
Промежуточная аттестация.
Данный раздел предусматривает проведение аттестации, с целью определения результатов освоения программы учащимися. Проводится в форме тестирования.
Промежуточная аттестация по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Данный раздел предусматривает проведение итоговой аттестации, с целью определения результатов освоения программы учащимися. Проводится в форме тестирования.
Итоговое занятие.
На данном занятии проводится подведение итогов, вручение сертификатов, грамот и дипломов за участие в проектах, акциях и конкурсах, волонтерских книжек.
4. Учебный план
№ | Раздел программы | Количество часов |
1 | Основы волонтерской деятельности. | 18 |
2 | Основы социального проектирования. | 6 |
3 | Основы организаторского мастерства. | 6 |
4 | Лидерство в волонтерском объединении. | 4 |
5 | Игровые технологии в волонтерской деятельности. | 17 |
6 | Практика проведения социальных дел. | 33 |
7 | Психологическая подготовка волонтеров. | 25 |
8 | Школа социальных технологий. | 30 |
9 | Промежуточная аттестация. | 1 |
10 | Промежуточная аттестация по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы. | 2 |
11 | Итоговое занятие. | 2 |
Всего часов | 144 часов |
В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (пожара, наводнения, террористической угрозы, пандемии и т.д.) данная программа может быть реализована с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий. При условии изменения в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы до 50% от общего объема учебных часов форма реализации программы не изменяется. Корректировка учебного плана осуществляется в соответствии с Приложением 1 к рабочей программе.
5. Учебно-тематический план
№ | Раздел программы и темы занятий | Всего часов | В том числе | Форма контроля (аттестации) | |
теория | практика | ||||
1. | Базовый модуль. Раздел 1. Основы волонтерской деятельности 1.Вводное занятие. 2. Волонтерская деятельность, как одна из форм социального служения. Нормативно-правовая база волонтерского движения. Понятия «Волонтер», «Волонтерская деятельность». 3. Кодекс волонтера. 4. Мотивация волонтерской деятельности. 5. Имидж волонтера. 6. Ключевые направления волонтерской деятельности. 7. Формы волонтерской деятельности. 8. Формирование волонтерской команды. 9.Жить в мире с собой и другими. 10. Информационные технологии в волонтерской деятельности. | 18 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 | 8 - 2 - 1 1 1 1 - 1 1 | 10 1 - 2 - 1 1 1 2 1 1 | Квест-игра «По следу волонтера». |
2. | Углубленный модуль. Раздел 1. Основы социального проектирования 1. Технология социального проектирования. 2. Проектный конструктор. 3. Основы франдайзинга. Раздел 2. Основы организаторского мастрерства. 1. Методика организаторской работы. 2. Дневник организатора. 3. Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций. Раздел 3. Лидерство в волонтерском объединении. 1. Понятия: «лидер», «организатор, руководитель». 2. Знакомство с тестом Р. Бэлбина. | 126 6 2 2 2 6 1 2 3 4 2 2 | 23 2 2 - - 2 1 - 1 1 1 - | 123 4 - 2 2 4 - 2 2 3 1 2 | Конкурс социальных проектов. |
Раздел 4. Игровые технологии в волонтерской деятельности. 1. Игротехники. 2. Игры-адаптации. 3. Организация игровых переменок, детских праздников. | 17 5 4 8 | 3 1 1 1 | 14 4 3 7 | Проведение игровых перемен с учащимися детских объединений учреждения. | |
Раздел 5. Практика проведения социальных дел. 1. Создание информационных листовок и буклетов. 2. Создание пресс и пост релизов. 3. Создание социальных роликов. 4. Акция «День народного единства». 5. Акция «День матери». 6. Акция «Письмо солдату». 7. Акция «Ветеран живет рядом». 8. Акция «Пропаганда ЗОЖ». 9. Благотворительная акция. | 33 5 4 6 2 2 2 4 4 4 | 3 1 1 1 - - - - - - | 30 4 3 5 2 2 2 4 4 4 | Конкурс медиа работ. | |
Раздел 6. Психологическая подготовка волонтеров. 1. Психологические особенности дошкольников. 2. Психологические особенности младших школьников. 3. Психологические особенности людей пожилого возраста. 4.Занятие с элементами тренинга личностного роста. 5. Занятие с элементами тренинга коммуникативных навыков. 6. Занятие с элементами тренинга толерантности. | 25 4 4 4 4 5 4 | 6 2 2 2 - - - | 19 2 2 2 4 5 4 | Игра «Детки - дедки» | |
Раздел 7. Школа социальных технологий. 1. Технология «Равный обучает равного». 2. Анкетирование. 3. Опросы. 4. Фокус – группы. 5. Дискуссия. 6. Социальный театр. Агитбригада. | 30 4 4 4 4 4 10 | 6 1 1 1 1 1 1 | 24 3 3 3 3 3 9 | Конкурс агитбригад. | |
Промежуточная аттестация | 1 | - | 1 | Тестирование | |
Промежуточная аттестация по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы. | 2 | - | 2 | Тестирование. | |
Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | Вручение сертификатов, волонтерских книжек. | |
ИТОГО: | 144 | 31 | 113 |
6. Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год
Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего учебных недель/ часов | В том числе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.09-04.09 | 07.09-11.09 | 14.09 – 18.09 | 21.09 – 25.09 | 28.09– 02.10 | 05.10 – 09.10 | 12.10 – 16.10 | 19.10 – 23.10 | 26.10 – 30.11 | 02.11 – 06.11 | 09.11 – 13.11 | 16.11 - 20.11 | 23.11 – 27.12 | 30.12 – 04.12 | 07.12 – 11.12 | 14.12 – 18.12 | 21.12 – 25.12 | 28.12 – 01.01 | 04.01 – 08.01 | 11.01 – 15.01 | 18.01 – 22.01 | 27.01 – 02.02 | 03.02 – 09.02 | 10.02 – 16.02 | 17.02 – 23.02 | 24.02 – 01.03 | 02.03 – 08.03 | 09.03 – 15.03 | 16.03 – 22.03 | 23.03 – 29.03 | 30.03 – 05.04 | 06.04 – 12.04 | 13.04 – 19.04 | 20.04_– 26.04 | 30.04 – 05.05 | 04.05 – 10.05 | 11.05 – 17.05 | 18.05 – 24.05 | 25.05 – 31.05 | 01.06 – 07.06 | 10.06 – 16.06 | 17.06 – 23.06 | 24.06 – 30.07 | 01.07– 07.07 | 08.07 – 14.07 | 15.07 – 21.07 | 22.07 – 28.07 | 29.07 – 04.08 | 05.08 – 11.08 | 12.08 – 18.08 | 19.08 – 25.08 | 26.08 – 31.08 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | теория | практика | ||
1 год обучения | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 37/144 | 31 | 113 |
Условные обозначения:
Занятия по расписанию |
Каникулярный период |
Промежуточная аттестация/ промежуточная аттестация по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы. |
Комплектование образовательного объединения |
7. Формы аттестации и оценочные материалы.
1. Формы контроля по итогам освоения ребенком разделов программы. Данная аттестация проводится с использованием следующих форм: Квест-игра «По следу волонтера», конкурс социальных проектов, проведение игровых перемен с учащимися детских объединений учреждения, конкурс медиа работ, игра «Детки-дедки», конкурс агитбригад.
- Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования. Тест состоит из 15 вопросов с вариантами ответов. Правильный ответ на каждый вопрос дает по 1 баллу. Результат тестирования рассчитывается по формуле
Количество баллов, набранное учащимся
Уровень ЗУН = ---------------------------------------------------------------- * 100%
Максимальное количество баллов (15 баллов)
Материалы тестирования и Протокол находятся в Приложении № 3,4.
- Промежуточная аттестация по итогам освоения программы проводится в форме тестирования, которое состоит из 16 вопросов. Правильный ответ на вопросы с 1 по 15 дает по 1 баллу, правильный ответ на 16 вопрос дает 5 баллов. Результат тестирования рассчитывается по формуле
Количество баллов, набранное учащимся
Уровень ЗУН = ---------------------------------------------------------------- * 100%
Максимальное количество баллов (20 баллов)
Материалы тестирования и Протокол находятся в Приложении № 5,6.
8. Организационно – педагогические условия.
Занятия проводятся в учебном классе, в котором имеются: учебная мебель, компьютер, проектор, переносной экран , фотоаппарат, дидактический материал, методическая литература.
Список литературы.
«Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
- Ишбулатова, Р. Волонтерство - движение души / Р. Ишбулатова // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2015. – № 1 (79). – С. 23-24.
- Кузькина, Е. Волонтерство как социокультурная практика / Е. Кузькина // Учитель. – 2016. – № 3. – С. 52-53. – Библиогр : с. 53 (2 назв.).
"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
- Корпоративный университет РДШ (обучающие курсы по волонтерской деятельности) https://rdsh.education/
- Лутошкин А. Н. «Как вести за собой»/ «Просвещение» - 1986г.
- Методические материалы, расположенные на сайте МБУДО ЦЭВДНО http://deti-nn.ru/detskoe-dvizhenie/detskoe-dvizhenie-metodicheskie-materialy
- Оберемко, О. А. Волонтер или доброволец: элементарные объяснения для самоопределения / О. А. Оберемко // Социологические исследования. – 2016. – № 6. – С. 94-101. – Библиогр.: с. 100-101.
Проект ФЗ о добровольчестве (волонтерстве)
- Университет социальных наук АВЦ https://edu.dobro.ru/
- Филатова, О. В. Добровольческий труд молодежи как фактор "воспитания ответственностью" / О. В. Филатова // Социальная педагогика. – 2015. – № 2.
- Федоренкова, Е. Роль волонтерского движения в социализации школьников / Е. Федоренкова // Учитель. – 2017. – № 1. – С. 109-110. – Библиогр.: с. 110 (3 назв.).
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
Штарк, Е. В. История развития волонтерства в России и за рубежом: социально- философский анализ / Е. В. Штарк, Н. В. Комова, М. М. Анисимов // Философия образования. – 2015. – № 5 (62). – С. 174-184. – Библиогр.: с. 182 (13 назв.).
Приложение 1
Материалы для проведения входящей диагностики по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Азбука волонтёра».
Тест.
- Добровольцы – это… (продолжите определение)
а) граждане с доброй волей
б) граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда
в) городские сумасшедшие
г) граждане, добровольно идущие на косметические опыты
- Можно ли поставить знак равенства между словами волонтер и доброволец?
а) Да
б) Нет
- Слово «волонтерство» образовано от латинского voluntarius. Что оно означает?
а) Добровольный
б) Вольнодумный
в) Благодушный
г) Готовый действовать
- Какого вида волонтерства не существует?
а) Социальное волонтерство
б) Экологическое волонтерство
в) Событийное волонтерство
г) Пассивное волонтерство
- Получают ли заработную плату участники международных волонтерских лагерей?
а) Да
б) Нет
Приложение 2
ПРОТОКОЛ
Входящей диагностики по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
за 2020 – 2021 учебный год.
Образовательное объединение – «Азбука волонтёра».
Пед. доп.образования - Князева Н. А
Дата проведения _______________
№ п.п. | Фамилия, имя | Количество баллов / % | Уровень | Результат |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Педагог дополнительного образования _____________ Князева Н. А.
Приложение 3
Материалы для проведения промежуточной аттестации по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Азбука волонтёра».
Тест.
1. Выберите НЕверное утверждение.
-В волонтерстве вы можете пройти путь от рядового волонтера до лидера организации
-На сайте добро.рф можно создать и масштабировать свой собственный проект
-Практика начисления абитуриентам при поступлении в вузы дополнительных баллов за волонтерство в России пока не прижилась
2. Можно ли взаимодействовать с благотворительной организацией без заключения гражданско-правового договора?
-Нет, заключить договор необходимо
-Да, это допустимо
3. Какое из данных утверждений НЕ является мифом?
-Волонтерство – это только для молодых
-Волонтерам компенсируют личные расходы на транспорт и питание
-Волонтерам платят деньги
-Волонтерам не нужна подготовка
4. С какого возраста волонтер считается «серебряным»?
60 лет
55 лет
70 лет
75 лет
5. Какое из данных утверждений о волонтерстве является верным?
-Чтобы стать волонтером, требуются специальное образование и соответствующая квалификация
-Волонтер может выбрать удобный гибкий график, чтобы совмещать волонтерство со своей основной деятельностью
-Волонтеры работают только с социальными проблемами
-Граждане РФ старше 70 лет не могут заниматься волонтерством
6. Какой тип волонтерства приносит наибольшую пользу?
-Организованное нерегулярное
-Организованное регулярное
-Спонтанное регулярное
-Спонтанное нерегулярное
7. Какой тип поддержки волонтерская организация не предоставляет волонтеру?
-Психологическая поддержка
-Обучение и подготовка
-Финансовая поддержка
-Материальная поддержка
8. Выберите неверное утверждение.
-Волонтерская организация, у которой нет деятельности в интернете, вызывает подозрения
-Посещать офис организации и лично встречаться с сотрудниками до начала волонтерской деятельности не стоит
-Волонтерская помощь должна быть регулярной и стабильной
-При выборе волонтерской организации важно учитывать расстояние до ее офиса
9. Выберите верное утверждение.
-Волонтер не имеет права в любой момент прекратить свою волонтерскую деятельность
-Волонтер имеет право требовать внесения всех необходимых сведений о своей работе в волонтерскую книжку
-Волонтер должен приобрести оборудование и средства индивидуальной защиты, необходимые для работы, самостоятельно
-Волонтерская организация не обязана раскрывать волонтеру все свои мотивации
10. Выберите, какую материальную поддержку волонтерская организация НЕ обязана обеспечивать волонтеру:
-Страхование жизни и здоровья
-Методическую поддержку
-Возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного во время волонтерства
-Возмещение стоимости сувенирной продукции мероприятия/события, на котором работает волонтер
11. Кого затрагивает принцип «не навреди», которого обязан придерживаться волонтер?
-Самого волонтера, подопечных волонтера, их родственников, других волонтеров и персонала учреждений
-Только подопечных волонтера
-Подопечных волонтера и других волонтеров
-Подопечных волонтера, их родственников, других волонтеров и персонала учреждений
12. Выберите верное утверждение:
-Волонтер не имеет права помогать своему подопечному деньгами и подарками
-Волонтер может ставить под сомнение компетенцию профессионалов учреждений, в которых он работает, если у него есть подобные подозрения
-Волонтер не обязан соблюдать правила пропускного режима учреждений, в которых он работает, поскольку это касается только рядовых посетителей
-Индивидуальный формат работы наиболее эффективен для волонтера
13. Выберите верное утверждение:
-В случае если вам захочется уйти из волонтерства после первой же попытки, вспомните о долге перед обществом и важности вашей помощи
-Если волонтерство вам не подошло, вероятно, вы недостаточно старались в нем разобраться
-Чаще всего на ранних этапах добровольчества волонтер переживает внутренний конфликт из-за несоответствия его представлениям реальности
-Физические возможности волонтера всегда важнее, чем его психологическое состояние
14. Какое из данных утверждение НЕ верное?
-Помните, что волонтеры в медучреждениях не занимаются медицинским уходом
-Взаимодействуйте с ребенком-подопечным так, как вам хотелось бы, чтобы с вами общались в детстве
-Волонтер может составить индивидуальный график посещения подопечных
-Не забывайте, что подопечных необходимо регулярно жалеть и сочувствовать им
15. Какому совету стоит последовать, чтобы не выгореть в волонтерской деятельности?
-Тщательно следите за своим психологическим состоянием
-Сначала помогайте подопечным, а уже потом себе
-Постоянно меняйте группу и сферу деятельности
-Помните, что волонтерство – это непосредственная помощь, которая важнее, чем работа или учеба.
Приложение 4.
ПРОТОКОЛ
промежуточной аттестации по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
за 2020 – 2021 учебный год.
Образовательное объединение – «Азбука волонтёра».
Пед. доп.образования - Князева Н. А.
Дата проведения _______________
№ п.п. | Фамилия, имя | Количество баллов / % | Уровень | Результат |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Педагог дополнительного образования _____________ Князева Н. А.
Приложение 5
Материалы для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Азбука волонтёра».
Тест.
- Слово «волонтерство» образовано от латинского voluntarius. Что оно означает?
- Добровольный
- Вольнодумный
- Благодушный
- Готовый действовать
- В каком году в Российской Федерации впервые появилось юридическое определение добровольца (волонтера)?
- 1991
- 1995
- 2000
- 2017
- Социальный проект – это…
- план мероприятий
- программа действий, направленная на решение социальных проблем
- выборы в муниципальные органы власти
- Когда отмечается День добровольца в России?
- 17 ноября
- 5 декабря
- 18 марта
- 22 апреля
- . Частное лицо или организация, финансирующая какое-либо мероприятие, как с целью его поддержки, так и для рекламы собственной деятельности, это?
- донор
- спонсор
- меценат
- Назовите виды проектов в зависимости от срока реализации?
Ответ: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные
- Расположите в хронологическом порядке этапы разработки проекта (проставьте соответствующие цифры от 1 до 11)
Предпочтительный порядок этапов:
Основные мероприятия (план реализации) | |
Обдумывание стратегии достижения поставленных целей | |
Придумывание идеи | |
Анализ социальной ситуации (исследование) | |
Постановка цели | |
Бюджет проекта | |
Мониторинг | |
Анализ ресурсов организации | |
Формулировка задач | |
Оценка результатов проекта | |
Формулировка проблемы |
- Что такое социальная акция?
Единичное мероприятие, проводимое с благотворительной целью или имеющее социально значимую направленность
- Перечислите виды ресурсов, которые могут быть использованы для реализации проекта?
Материально-технические, финансовые, человеческие, организационные, имидж команды проекта, информационные, технологические
- . Относится ли учебная практика на производстве к добровольческой деятельности? Почему?
Нет, не относится. Учебная практика на производстве – обязательный процесс во время учебы в вузе или ссузе; добровольческая деятельность имеет иные цели.
- Фандрайзинг – это
- участие в грантовом конкурсе для получения денег на проект
- поиск ресурсов (людей, оборудования, информации, времени, денег и др.) для реализации проектов и/или поддержания существования организации
- совокупность материальных, финансовых, человеческих (добровольческих), организационных и других средств организации, которые могут быть использованы для реализации проекта/мероприятия
- Подберите и запишите на каждую букву в слове «ПРОЕКТ» по два прилагательных, отражающих сущность социального проекта.
П | |
Р | |
О | |
Е | |
К | |
Т |
- .Что такое социальная реклама?
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
- . Вы руководитель социального проекта, ваша задача – привлечь 1000 добровольцев. Назовите 5 способов привлечения добровольцев?
Примеры способов: размещение информации о наборе в СМИ, плакаты, акции по привлечению внимания, объявления о наборе в социальных сетях, выступление в учебных заведениях, «сарафанное радио», индивидуальные приглашения-предложения, встреча с известным добровольцем города или рассказ о знаменитых людях, занимающихся добровольческой деятельностью
- . Ансамбль бального танца общества инвалидов (колясочников) приглашен на фестиваль в соседний город. Ваша добровольческая организация решила помочь ансамблю добраться до фестиваля и принять в нем участие. У вас есть только человеческие ресурсы. Сформулируйте цель вашей деятельности в данной ситуации и возможный план мероприятий?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Приложение 6
ПРОТОКОЛ
промежуточной аттестации по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
за 2020 – 2021 учебный год.
Образовательное объединение – «Азбука волонтёра».
Пед. доп.образования - Князева Н. А.
Дата проведения _______________
№ п.п. | Фамилия, имя | Количество баллов / % | Уровень | Результат |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Педагог дополнительного образования _____________ Князева Н. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный волонтер»
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программыПояснительная запискаУчебно-тематический планСодержание программыРаздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условийМетодическое обеспечение...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я-волонтер"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Я - ВОЛОНТЕР»...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Образ жизни-волонтер"
Вовлечение молодёжи в добровольческую (волонтерскую) деятельность – одно из приоритетных направлений современной государственной молодежной политики. Волонтерская деятельность – это безвоз...