Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный волонтер»
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы |
|
|
|
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий |
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_volonter2.docx | 35.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Кошехабльский район» «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Первого Президента Республики Адыгея Джаримова А. А.»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
учебного (творческого) объединения
«Юный волонтер»
Направленность социально-гуманитарная
Срок реализации программы 1 год
Вид программы МОДИФИЦИРОВАННАЯ
Уровень Базовый
Возраст обучающихся 12-15 лет
ФИО преподавателя Дагужиева Фатима Руслановна
а. Егерухай, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы | |
| |
| |
| |
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий | |
| |
| |
|
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа волонтера» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (далее –ФЗ № 273);
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 -2020 годы» (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008);
7. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242«О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
8. Основной образовательной программы МБОУ ДО ЦДО МО «Кошехабльский район»;
9. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБОУ ДО ЦДО МО «Кошехабльский район». В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Данная программа направлена на развитие умений вести дискуссию, предупреждать возникновение и разрешать возникшие конфликты.
Разделы программы: история волонтерского движения в мире и России; познаю себя и других; работа с документами; акции и конкурсы; пропаганда здорового образа жизни; благотворительная деятельность волонтера.
Направленность–социально–гуманитарная.
Степень авторства –модифицированная.
Новизна. Говорить сегодня о волонтерском движении, как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом -безвозмездно помогать людям. Детство —время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. Программа создана для создания условий для самореализации обучающихся, развития подросткового добровольческого движения, развития волонтёрских способностей.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в том, что она направлена на развитие нашего современного общества, которому необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Программа воспитывает активную жизненную позицию обучающихся через волонтёрство.
Отличительные особенности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает знакомство обучающихся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность).
Адресат. Возраст детей 12-15 лет.
Объём программы - Программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, (составляет 144 ч.).
Формы и режим занятий: форма обучения –очная. Форма организации образовательной деятельности –групповая.
Режим занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.
Цель: развитие подросткового добровольческого движения. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
Обучающие:
-знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России.
-обучение овладению основными практическими умениями в области социальных отношений;
-формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями;
-формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
-формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
-обучение здоровому образу жизни обучающихся.
Развивающие:
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
-развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-развитие умения организовывать волонтёрскую деятельность;
-развитие коммуникативных и организаторских способностей;
Воспитательные:
-воспитание доброты, духовного и физического совершенствования обучающихся;
-воспитание активной гражданской позиции;
-самостоятельности суждений;
-воспитание стремления помогать тем, кто нуждается в помощи;
-воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Планируемые результаты.
К концу года обучающиеся должны знать:
-о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
-историю волонтерского движения в России и в мире;
-права и обязанности волонтеров;
-основные направления деятельности волонтерских отрядов;
-основные формы работы волонтеров.
-правила поведения на занятиях;
-технику безопасности на занятиях;
-что такое волонтерская деятельность.
К концу года обучающиеся должны уметь:
- работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами;
-планировать волонтёрскую деятельность;
-организовывать волонтёрскую деятельность;
-оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
-вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
-проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
-проводить профилактическую работу в школьном учреждении;
-аргументировано отстаивать свою позицию;
-адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
-издавать агитационную печатную и видео продукцию.
Формы и виды контроля.
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Входной контроль | ||
В начале учебного года | Определение уровня развития обучающихся, их творческих способностей. | Тест закрытого типа и практическая работа. |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Выявление обучающихся, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Беседа, наблюдение, выставка. |
Промежуточная аттестация | ||
В конце первого полугодия | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Тест закрытого типа и практическая работа. |
Итоговая аттестация | ||
По завершению обучения по общеобразовательной программе | Ориентирование обучающихся на дальнейшее обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Тест закрытого типа и практическая работа. |
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2022-2023 уч. год
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 4 | 4 | - |
2. | Формирование общих представлений о принципах волонтерского движения | 10 | 4 | 6 |
3. | История волонтерского движения в мире и России. | 7 | 3 | 4 |
4. | Познаю себя и других. | 6 | 4 | 2 |
5. | Работа с документами. | 6 | 4 | 2 |
6. | Роль самооценки и саморегуляции в жизни человека. | 24 | 12 | 12 |
7. | Акции и конкурсы . | 35 | 5 | 30 |
8. | Пропаганда здорового образа жизни . | 16 | 11 | 6 |
9. | Благотворительная деятельность волонтера. | 26 | 2 | 24 |
10. | Психология жизненного успеха. | 10 | 4 | 6 |
ИТОГО: | 144 | 55 | 92 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Вводное занятие Инструктаж по Т.Б. Путешествие в мир волонтерства (добровольчества).
Раздел 2. Формирование общих представлений о принципах волонтерского движения. Теория: Основы волонтерской (добровольческая) деятельности. Кто такие волонтёры (добровольцы). Кто нуждается в помощи волонтёров (добровольцев). В чём заключается волонтёрский (Добровольский) труд. Особенности волонтёрского (Добровольского) труда. Как работают волонтёры (добровольцы).
Практика: Разработка "Паспорта Волонтера" или Визитки "Ты хочешь стать волонтером?", кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10 заповедей волонтера" или "права волонтера" определение направлений деятельности, составление плана работы.
Раздел 3. История волонтерского движения в мире и России.
Теория: Знакомство с историей волонтерского движения в России и за рубежом. Знакомство с правами и обязанностями волонтеров. Знакомство с направлением и планом работы на год.
Практика: Из истории волонтерского движения в мире и России. Права и обязанности волонтеров. Банк данных о нуждающихся в волонтерской помощи.
Раздел 4. Познаю себя и других.
Теория: Знакомство с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Развитие навыков работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Обучение тренингам, что поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Способствовать развитию личностного потенциала обучающихся. Закрепление полученных теоретических знаний. Формирование коммуникативных способностей и готовности терпимоотносится к окружающим людям.
Практика: Тренинг «Познаю себя». «Мир вокруг меня».
Раздел 5. Работа с документами.
Теория: Знакомство с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Обучение ведению документации волонтера, созданию различной печатной и видеопродукции для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Обучение оформлению личного портфолио.
Практика: Знакомство с правовыми актами и документами. Создание печатной продукции для проведения мероприятий.
Раздел 7. Роль самооценки и саморегуляции в жизни человека.
Теория: Изучаются факторы формирования самооценки с точки зрения психологов и педагогов, нормативные показатели уровня развития самосознания, основные показатели сформированности самооценки у подростков и юношей. Идет формирование интереса к самому себе и роли самооценки в жизни человека.
Практика: Проводится творческая работа с учащимися по составлению портрета своей личности. Анализ результатов. Разминочное упражнение «Моя индивидуальность», профилактические игры «Творческая личность», «Будь собой, но в лучшем виде».
Раздел 7. Участие в акциях и конкурсах.
Теория: Обучение составлению буклетов. Обучение разработки акций и мероприятий спортивно-массового характера, с привлечением родительской общественности. Обучение участию в конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности.
Практика: Подвижные игры для младших школьников. Акции «Поздравь своего учителя», «Динамическая перемена», «День матери», «День чистоты» «Покормите птиц зимой», «Подари книгу библиотеке», «Георгиевская лента», «Окна Победы», «Ветеран живет рядом», «Бессмертный полк». Операция «Зеленый класс».
Раздел 8. Пропаганда здорового образа жизни.
Теория: Беседа здоровом образе жизни. Знакомство с законами РФ касательно здравоохранения: базовых знаний медицины и гигиены, ведения активного образа жизни, Обучение правам ЗОЖ, проведению анкетирования и конкурсов рисунков с обучающимися, организации игр для младших школьников на переменах.
Практика: Безопасность школьников в сети интернет. «Употребление алкоголя –опасная болезнь». «Курить –здоровью вредить». «Осторожно! Наркотические вещества!» Какие привычки называют вредными? «Кто, если не мы!». «В здоровом теле -здоровый дух». «Школа за здоровый образ жизни».
Раздел 9. Благотворительная деятельность волонтера.
Теория: Беседа о людях, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Обучение оказанию им адресной помощи. Обучение реализации знаний, полученных ими в период подготовки на практике.
Практика: Шефство над памятником, павшим в ВОВ. Акция «Сирень 45 года». «Поделись улыбкой своей». Посещение одиноких пожилых людей. «Дети -детям» -вручение поделок для детского сада. «Дети -детям» сбор подарков для детей инвалидов. «Я помню, я горжусь»-посещение ветеранов. Акция -создание газеты о тружениках тыла. Акция «Родное село -чистое село». Отчетный сбор отряда «Факел».
Раздел 10. Психология жизненного успеха.
Теория: Идет формирование ненавязчивого сознания и поведения подростков в условиях духовного возмужания. Обсуждение понятия «Цена жизни». Подготовка сочинений «Твоя жизненная позиция». Проводится урок – викторина по нравственному воспитанию (используются воспитательные возможности в рамках учебных дисциплин (русский язык и литература).
Практика: Проводится практическое занятие по алгоритму всероссийского учебнометодического курса «Мой выбор».
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы предполагает разнообразные формы проведения занятий, на которых обучающиеся знакомятся с понятием и значением слова «волонтёрство», с функциями добровольчества коллектива и в органах детского самоуправления, проверку своих личностных качеств в разнообразной деятельности, предлагаемой программой, проведение серодиагностики, используя современные тесты.
Методы обучения:
-словесный;
-наглядный;
-практический;
-игровой.
Формы организации учебного занятия:
-практические занятия;
-беседа;
-участие в акции;
-анкетирование (тесты, опросы и т.д.),
-диспуты;
-игра;
-дискуссии;
-разработка и защита проектов.
Педагогические технологии:
-технология группового обучения;
-технология развивающего обучения;
-технология проблемного обучения;
-технология игровой деятельности;
-здоровьесберегающая технология.
Дидактические материалы:
-наглядные пособия;
-кодекс волонтёра;
-тесты;
-образцы анкет;
-разработка игр, бесед.
Формы занятий, планируемые при изучении разделов:
- лекции,
- обсуждения,
- тренинги,
- практикумы,
- ролевые игры,
- проектная деятельность,
- дискуссии
Педагогические технологии:
- Технология индивидуализации обучения,
- Технология группового обучения,
- Технология коллективного взаимообучения,
- Технология развивающего обучения,
- Технология проектной деятельности,
- Здоровьесберегающая технология.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
1. Помещение, соответствующее санитарно - гигиеническим нормам;
2. Оборудование: столы, стулья, шкаф (или полочки) для наглядных пособий, литературы,компьютер, проектор, экран, тенд для стенгазеты.
3. Материал для занятий: канцтовары; фотоаппарат; видеотехника.
5. Список литературы для педагога:
1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –М. :Просвещение, 2010.
2.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
3.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Педагогика. М., 2009г.
4.Всероссийская акция «Георгиевская лента»
5. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие /Под ред. А.В.Петровского/. —М.: Просвещение, 1973г.
6. Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический сборник /Сост.С.В.Тетерский /Под редакцией Л.Е. Никитиной/. -М.: ACADEMIA, 2000г.
7. Волохов А.В. Социализация ребёнка в детских общественных организациях. —Ярославль, 1999г.
8. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности —основа целостного учебно-воспитательного процесса. —М.: Педагогика, 1993г.
9. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. —М.: Политиздат, 1984г.
10. Куприянова Г.В. Молодёжные идетские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития. В сборнике докладов и выступлений.
11. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: Соч. В 7-ми тг. Т.5.—М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960г.
12. Общественное движение в современной России: От социальной проблемы кколлективному действию. Отв. ред. В.В.Костюшев.
6. Литература, рекомендуемая для обучающихся и их родителей для обучающихся:
1. Фопель Клаус, Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Перевод с немецкого. —М.: Генезис, 2002г.
2.Всероссийская акция «Георгиевская лента».
3. Куприянова Г.В. Молодёжные и детские общественные объединения России
на современном этапе: тенденции и проблемы развития. В сборнике докладов и выступлений.
4. Медведева Г.П. Этика социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов. —М., 2002г.
5. Общественное движение в современной России: От социальной проблемы кколлективному действию. Отв. ред. В.В.Костюшев.
для родителей:
1. Фопель Клаус, Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Перевод с немецкого. —М.: Генезис, 2002
.2. Волохов А.В. Социализация ребёнка в детских общественных организациях. —Ярославль, 1999. Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании. —М.: Политиздат. 1990. Медведева Г.П. Этика социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов. —М., 2002.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Кошехабльский район» «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Первого Президента Республики Адыгея Джаримова А. А.»
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
учебного (творческого) объединения
«Юный волонтер»
Направленность социально-гуманитарная
Срок реализации программы 1 год
Вид программы МОДИФИЦИРОВАННАЯ
Уровень Базовый
Возраст обучающихся 12-15 лет
ФИО преподавателя Дагужиева Фатима Руслановна
а. Егерухай, 2022 г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
творческого объединения
«Юный волонтер»
на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Дата | Примечание | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. | 4 | 4 | - | ||
2 | Формирование общих представлений о принципах волонтерского движения. | 10 | 4 | 6 | ||
3 | История волонтерского движения в мире и России. | 2 | 1 | 2 | ||
4 | Права и обязанности волонтеров. | 3 | 1 | 1 | ||
5 | Банк данных о нуждающихся в волонтерской помощи. | 2 | 1 | 1 | ||
6 | Тренинг "Познаю себя". | 3 | 2 | 1 | ||
7 | Мир вокруг меня. | 3 | 2 | 1 | ||
8 | Знакомство с правовыми актами и документами. | 3 | 2 | 1 | ||
9 | Создание печатной продукции для проведения мероприятий. | 3 | 2 | 1 | ||
10 | Роль самооценки и саморегуляции в жизни человека. | 24 | 12 | 12 | ||
11 | Подвижные игры для младших школьников. | 2 | - | 2 | ||
12 | Акция «Поздравь своего учителя». | 4 | 1 | 3 | ||
13 | Динамическая перемена. | 2 | - | 2 | ||
14 | День матери. | 2 | 1 | 1 | ||
15 | Акция «День чистоты». | 1 | - | 1 | ||
16 | Акция «Собери макулатуру – сохрани дерево!» | 2 | - | 2 | ||
17 | Акция «Подари книгу библиотеке». | 2 | - | 2 | ||
18 | Акция «Георгиевская лента». | 4 | 1 | 3 | ||
19 | Акция «Ветеран живет рядом». | 4 | - | 4 | ||
20 | День Неизвестного солдата. | 2 | 1 | 1 | ||
21 | Всероссийская акция «Блокадный хлеб». | 4 | 1 | 3 | ||
22 | Акция «Письмо Победы». | 2 | - | 2 | ||
23 | Акция «Окна Победы» | 2 | - | 2 | ||
24 | Операция «Зеленый класс». | 2 | - | 2 | ||
25 | Безопасность школьников в сети интернет. | 1 | 1 | - | ||
26 | «Употребление алкоголя –опасная болезнь». | 2 | 2 | - | ||
27 | «Курить –здоровью вредить» | 2 | 2 | - | ||
28 | «Осторожно! Наркотические вещества!» | 2 | 1 | 1 | ||
29 | Какие привычки называют вредными? | 2 | 1 | 1 | ||
30 | «Кто, если не мы!» | 2 | 1 | 1 | ||
31 | «В здоровом теле -здоровый дух». | 2 | 1 | 1 | ||
32 | «Школа за здоровый образ жизни» | 2 | 1 | 1 | ||
33 | Всемирный день борьбы со СПИДом. | 1 | 1 | - | ||
34 | Шефство над памятником погибшим в ВОВ. | 2 | - | 2 | ||
35 | Акция «Сирень Победы». | 2 | - | 2 | ||
36 | «Поделись улыбкой своей» | 2 | - | 2 | ||
37 | Посещение одиноких пожилых людей. | 10 | 1 | 9 | ||
38 | « Дети -детям» -изготовление, вручение поделок для детского сада | 2 | 1 | 1 | ||
39 | « Дети -детям» сбор подарков для детей инвалидов. | 4 | - | 4 | ||
40 | «Я помню, я горжусь»-посещение ветеранов. | 2 | - | 2 | ||
41 | Акция -создание газеты о тружениках тыла. | 2 | 1 | 1 | ||
42 | Отчетный сбор отряда «Радуга добра». | 2 | 1 | 1 | ||
43 | Психология жизненного успеха. | 8 | 4 | 4 | ||
ИТОГО: | 144 | 55 | 92 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармон...
Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенси...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные друзья пожарных"
Цель образовательной программы «Юный пожарный» являетсяформирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое в...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный многоборец"
Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по легкой атлетики разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ Министерства образо...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Азбука волонтера".
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Азбука волонтера".Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать, активно включаться в проект, получать и передавать инф...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я-волонтер"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Я - ВОЛОНТЕР»...