Доклад "Мотивация проектной деятельности в объединении дополнительного образования"
статья

Первухина Елена Юрьевна

В данной статье рассматриваются вопросы мотивации проектной деятельности в дополнительном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsiya_proektnoy_deyatelnosti.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Первухина Елена Юрьевна

Педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория

МБОУ ДО «ЦДО»

Мотивация проектной деятельности

В последние годы для реформ системы образования предлагается большое разнообразие инноваций как в традиционной классно-урочной системе, так и вне нее. Инновационный поиск непременно отталкивается от запросов современного общества. Перед образованием поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию способностей, учащихся по разным предметам. Проблема активного, творческого восприятия знаний, как никогда остро стоит в наши дни. Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых знаний и их практическое применение их в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современном образовании. Одним из таких педагогических подходов является проектная деятельность.

Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель, задачи, действия, операции.

Потребность – состояние человека, отражающее его нужду в чём-либо или в ком-либо. Всякие   действия и поступки человека определяются потребностями.

Мотивация – процесс преобразования потребности в деятельность, направленную на удовлетворение этой потребности.

На сегодняшний день, 20% педагогов нашего центра, когда-либо занимались проектной деятельностью. Следует полагать, что проектная работа среди воспитанников нашего учреждения могла бы идти и более эффективно. Я задалась вопросом, какие факторы препятствуют успешному ходу проектной работы в ЦДОД «Подросток». Для выявления негативных факторов на пути проектной работы я провела:

  • беседы с воспитанниками учреждения;

-     анкетирование с педагогами учреждения

Результаты анкеты:

- Хотел бы я заниматься проектной деятельностью? (60%-нет)

- Буду ли я заниматься проектной деятельностью? (60%-не знаю, 20%-да, 20%-нет)

- Что мешает мне заниматься проектной деятельностью? (основная работа, нет знаний, нет желания, нет времени)

- Что необходимо мне для занятий проектной деятельностью? (курсы ПК по теме, время, желание)

На основе анализа видно, что:

  • члены педагогического коллектива, испытывают недостаток времени для организации проектной деятельности учащихся в рабочее время;
  •  различные педагоги имеют различный уровень ресурсного обеспечения. При равных обстоятельствах, наиболее эффективно проектная работа протекает в объединениях, которые в равной мере обеспечены как технически, так и ресурсно;
  • не все педагоги прошли курсы по созданию учебно-методических пакетов проектной деятельности;

-   низкий уровень заработной платы, материальной удовлетворенности результатами труда педагогов становится в данной ситуации дополнительным фактором отрицательной мотивации.

Отчетливо вырисовывается картина, отсутствия внутренней и внешней мотивации педагогического коллектива, которая в свою очередь влияет на мотивацию обучающихся.

Перечисленные выше негативные факторы в организации проектной работы педагогов, приводят нас к убеждению, что недостаточность условий для организации проектной деятельности можно ликвидировать. Сделать условия проектной работы достаточными, можно путем организации информационной поддержки проектной деятельности. Такая поддержка может быть организована, например, путем создания консультационного центра. Особым достоинством такого пути поддержки проектной деятельности является участие в консультациях специалистов, чей опыт и лег в основу организации проектной работы в образовательном учреждении. Получение консультаций, не только делает грамотно построенной работу над проектом, но и повышает самооценку участников образовательного проекта.

Внесение в расписание занятий индивидуальных часов, для осуществления проектной деятельности, также позволит педагогам больше времени уделять работе над проектами.

Материальная заинтересованность, также положительно должна сказаться на организации проектной работы.

Мотивация обучающихся

Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании педагогом развития творческой активности обучающихся; включении их в активную деятельность на основе сотворчества педагога и ученика.

Повышается уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появляются результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превращаются в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.  

Мотивация учащихся – основа их осознанной и успешной деятельности.

Встает вопрос – как мотивировать к обучению, воспитанников учреждений? Проще с отличниками, у них сформировалась высокая мотивация к обучению и освоить еще один вид деятельности для них дело чести. Но некоторые учащиеся имеют достаточно низкую мотивацию к учению. Некоторые из них на примере социально несостоявшихся родителей на протяжении многих лет приходили к убеждению в том, что образование само по себе не является гарантом надлежащего социального положения. Мотивация к обучению у таких детей может отсутствовать целиком и полностью.

Каковы же пути возникновения и повышения мотивации к учению воспитанников сегодня? Организация информационно-образовательной среды учреждения может стать существенным мотивационным фактором для участия воспитанников в образовательном процессе. Непосредственная мотивация возникает путем интересной, увлекательной и занимательной организации образовательного процесса. Доминирующими факторами при этом могут выступать как подбор интересного материала для изучения, так и акцентирование деятельностного подхода в обучении. Мера вовлеченности обучающегося также играет определяющую роль в увеличении мотивации к учению. Любая форма позитивного внимания к нему встречается с проявлением готовности к позитивному взаимодействию – с педагогом, помогающим овладеть учебным материалом, не вписывающимся по тем или иным причинам в общеобразовательные программы. Воспитанникам может быть и не интересен сам по себе учебный материал отдельно взятой учебной дисциплины. Они еще плохо представляют (или не представляют совсем), в каком направлении их развития могут пригодиться преподносимые сейчас знания. Мотив к обучению в таком случае отсутствует полностью. Однако же, удачная форма преподнесения материала (использование медиа-проектора, мультимедийных энциклопедий, апелляция к интернет-сайтам как источникам дополнительной или же основной учебной информации) может помочь учащимся найти свое место в процессе обучения.

И тем не менее, можно утверждать – современное техническое оснащение образовательного процесса, помноженное на педагогический авторитет работников учреждений образования, надлежащим образом способствует повышению мотивации к обучению у воспитанников.

Возможно, для повышения интереса к проектной деятельности ввести обучающий курс «Основы исследовательской деятельности». Где обучающиеся овладеют способами сохранения информации, получат основы библиографической грамотности, приобретут навыки конспектирования, реферирования, научатся представлять результаты исследования.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования»

На современном этапе развития дополнительного образования детей возникает принципиальная необходимость в проектировании, особом типе работы, при котором учитываются базовые ценности образования и изме...

Методическая разработка "Оценка результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования"

Мониторинг в той или иной мере существовал в системе общего и дополнительного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и проверки. . . Но возникает вопрос, а чем именно нам, педагогам...

Организация проектной деятельности учащихся в объединении дополнительного образования ««Ириска» – основы журналистики»

Воспитание гражданской ответственности и социальной активности через проектные работы в школьном объединении "Ириска - основы журналистики"...

Проектная деятельность обучающихся в объединениях дополнительного образования

История метода проектов.Оргонизация проектной деятельности.Технология проектной деятельности.Библиография....

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей

Работы проектной и иследовательской деятельности в области дополнительного образования...