Учебно-исследовательская работа учащихся как фактор развития личностных качеств
методическая разработка

Родионова Елена Евгеньевна

В статье раскрыты условия развития компетенций обучающихся, участвующих в учебно-исследовательской работе МБУ ДО ЦВР "Поиск" г.о. Самара

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская работа учащихся как фактор развития личностных качеств

Родионова Е.Е. методист;

Гавриш Н.А. методист, педагог дополнительного образования

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара, Россия

Ключевые слова: учебно – исследовательская деятельность; познавательные способности учащегося; умения; научно-исследовательская деятельность; саморазвитие;

Аннотация: в статье рассматриваются процесс учебно - исследовательской деятельности, который является одним из важнейших способов познания мира и способствует приобретению навыков самообразования, формированию характера учащегося. Конкретными примерами такого вида деятельности является разработанная структура научно-практический конференций в МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара и исследовательские экспедиции педагогов с учащимися.

Учебно-исследовательская работа в ЦВР «Поиск» ведется давно, начиная с 20212 года  она осуществлялась в рамках проектной деятельности. Педагоги, работающие традиционно, использовали различные методы и технологии, способствующие повышению познавательной активности обучающихся.

Вначале ими использовались, в основном, репродуктивные методы обучения, направленные на воспроизведение учащимися уже полученных о педагога знаний и действий.

Со временем в педагогическую практику стали активно входить современные продуктивные методы обучения, направленные на развитие интеллектуально- творческой активности учащегося, формирование его характера.

И те, и другие методы постоянно совершенствовались и апробировались на практике. И сегодня  исследовательская деятельность дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся Центра; более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению; повышать культурный уровень.

Предоставление педагогических средств, для проведения поисковых исследований, способствует своевременному выявлению особенностей учащихся, их задатков и особенностей и склонностей к проектно-исследовательскому виду деятельности.

Сейчас такой работой охвачено большинство обучающихся Центра, ведь здесь инициируется работа учащихся по исследованию различных областей культуры, социума, естественных и точных социальный наук; обогащается личностный опыт.

 Основываясь на Программе развития учреждения «Территория детства- шаг вперед», ставшая победителем на Всероссийском конкурсе Арктур, весь образовательный процесс приобрел новые черты. Теперь деятельность педагогов направлена на создание условий и формирование лидерских качеств у обучающихся. Благодаря этому документу, в общеразвивающие дополнительные программы, педагогами был введен раздел «Проектно-исследовательская работа».

Обучающимися и педагоги приобретаются новые компетенции. Исследовательская деятельность рассматривается как искусство приобщения к миру человеческой культуры и стремление к познанию истины.

Наблюдается рост следующих компетенций:

  • общекультурные компетентности, способствуют познанию и получению опыта социального взаимодействия, пониманию культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций;
  • ценностно-смысловые компетентности связанны с ценностными ориентирами, способностями видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
  • коммуникативные компетенции направлены на познание способов взаимодействия с окружающими людьми; приобретение навыков работы в группе, коллективе, умении выразить себя, находить компромисс, вести дискуссию и др.;
  • учебно-познавательные компетенции, которые направлены на развитие самостоятельной познавательной деятельности, развитие способностей поиска и выдвижения гипотезы, отстаивание позиций, выдвижение идей, умения провести самоанализ, планирование своей деятельности, самооценку и иных методов познания;
  • компетенции личного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции, освоение способов безопасной жизнедеятельности, внутреннюю экологическую культуру.

Данные компетентности формируются у учащихся в процессе подготовки и участия в научно-практических конференциях, проектах, во время экспедиций по сбору фольклорно-этнографического материала и участия в экскурсионных экспедициях естественно-научного направления и тематических экскурсиях.

Развитию познавательных УУД способствует:

  • организация поисково-исследовательской работы в рамках подпроектов «Наследники традиций», «Бабушкин сундук», подготовки к конференциям и т.п.;
  • организация учебно-исследовательских экспедиций на Байконур, на Байкальскую астрофизическую обсерваторию и др.;
  • организация научно-исследовательских экспедиций по родному краю.

В учреждении созданы условия для предъявления результатов исследований всех участников образовательного процесса: от дошкольников до выпускников. Выстроена система конференций:

«От почемучек до изобретений и открытий»

Мини-конференции внутри объединений ЦВР «Поиск»

«Мои открытия»

Учрежденческая конференция проектно-исследовательских

 ученических работ

«Общечеловеческие ценности в поликультурном пространстве»

Городская ученическая конференция

«Общечеловеческие ценности в поликультурном пространстве»

Региональная педагогическая конференция

«Словущая весна»

 Областная литературно-художественная ассамблея

В течении нескольких лет учащиеся этнографического музея «Горница» осуществили этнографические экспедиции в Кинельский и Хворостянский районы Самарской области по сбору фольклорного материала (велась запись и последующая расшифровка народных песен); в Камышлу – по сбору информации о народном чувашском и татарском  костюмах. Материалы легли в основу экспозиций музея и использовались для подготовки к проведению народного календаря.

Поисково-исследовательская деятельность осуществляется в экспедициях на протяжении многих лет педагогом и учащимися НОУ юных астрономов «Алькор». В разные годы работы этого объединения педагог с ребятами ездили в экспедиции на Байконур, в Крымскую обсерваторию, на  наблюдения Персеид, наблюдения затмений Луны и Солнца, многие экскурсионные поездки. Более подробно об экспедициях учащихся НОУ «Алькор» за последние 3 года.

Ребята посетили Государственный астрономический институт им. П.К.Штенберга, Московский планетарий и музей в Институте космических исследований Российской академии наук, где научный сотрудник – выпускник НОУ «Алькор» провел такую увлекательную экскурсию, которая впечатлила всех участников этой экспедиции. Затем в 2019 году он был научным руководителем исследовательской работы  одного из учащихся, выступление с которой на областной конференции принесло им призовое место. После экскурсии в музей ИКИ, где ребята познакомились с основными направлениями деятельности ученых института, осмотрели приборы и устройства, разработанные в институте, технологические и демонстрационные макеты космических аппаратов и модулей, начиная с зари космонавтики и заканчивая самыми современными моделями, многие ребята определились с темами новых исследований и докладов для научно-практических конференций.

В 2018 г. инициативная группа в составе педагогов, учащихся и их родителей ездили в научно-исследовательскую экспедицию на Байкал с посещением Байкальской астрономической обсерватории с целью наблюдения частичного затмения Солнца и Иркутского планетария.

В 2019 г. ребята проекта совершили экспедицию в научный городок Буково (Карачаево-Черкесская республика). В ходе экспедиции была проведена совместная конференция «Астрономия XXI века»  учащихся центра «Поиск» и студентов 1 курса  ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени Академика С.П. Королева». Участники конференции получили опыт защиты своих научно-практических работ перед искушенными экспертами, научными сотрудниками – астрофизиками. Затем для всех участников экспедиции интереснейшие лекции прочитали сотрудники САО РАН: Григорий Меерович Бескин  – руководитель группы релятивистской астрофизики, доктор физико-математических наук и Олег Васильевич Верходанов – ведущий научный сотрудник лаборатории  радиоастрофизики, доктор физико-математических наук.

Состоялись экскурсии на оптический телескоп БТА и малые телескопы с  младшим научным сотрудником группы методов астрономии высокого разрешения Владимиром Владимировичем Дьяченко и поездка в пос. Зеленчукская на РАТАН-600, где Николай Николаевич Бурсов – старший научный сотрудник группы изучения галактик и космологии, кандидат физико-математических наук рассказал участникам экспедиции об особенностях работы этого радиотелескопа. В ходе этих экскурсий ребятам дано было задание внимательно слушать и записывать информацию, т.к. состоялась еще одна встреча-беседа с научными работниками Г. М. Бескиным, В.А. Желенковой, Н.К. Шолуховым, где ребята должны были ответить на вопросы, связанные с посещением телескопов.

Также была возможность посетить Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический комплекс с сотрудником музея Аланской культуры и узнать о культуре и быте древних аланов, подлинной истории этих мест и Северного Кавказа в целом. После такой насыщенной информацией и событиями поездки ребята были наполнены впечатлениями, багажом знаний и умений, что повлияло на познавательную активность в течение следующего года – несколько ребят принимали участие во Всероссийских конкурсах «Большая перемена», «Полет инженерных идей», астрофизическом проекте фонда «Траектория».

Если говорить об эффективности использования в образовательной деятельности учебно-исследовательской работы, следует использовать количественные и качественные показатели:

  • повышение мотивации обучающихся (количество учащихся, занятых в учебно-исследовательской деятельности растёт);
  • совершенствование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков исследовательской работы (выполнение качественного исследования возросло от 42% до 70% обучающихся), что способствует формированию исследовательской компетентности; 
  • углубление знаний в выбранной предметной области (отмечается стабильное посещение занятий, что характеризуется повышению интереса к предмету и расширение его поля знаний за счет ведения исследовательской работы. Учащиеся представляют на занятиях разработанные презентации и мини доклады по изучаемым темам);
  • формирование и укрепление коммуникативных навыков работы со специалистами в области изучаемого предмета.

Созданная единая открытая образовательная среда Центра «Поиск» дает возможность учащимся понимать мир, помогать жить, учиться и творить. А педагогический коллектив призван сохранять и оберегать уникальность каждого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

2.  Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с

4. Свадковский И.ФДальтон-план в применении к советской школе. М., 1926. С. 29.

Интернет-ресурсы:

  1. http://учпортал.бел/index.php/opyt-obmen/obmen-opytom/218-konkursy/272-organizatsiya-issledovatelskoj-deyatelnosti-uchashchikhsya
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/zametki-o-reproduktivnyh-i-produktivnyh-metodah-obucheniya/viewer

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка и реализация в условиях гимназии постиндустриальной модели общего образования как фактора развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся

Новая модель человеческого общества определяет потребность в новом, более высоком по уровню и качественно ином человече­ском капитале, что объективно обостряет необходимость модер­низации образования....

«Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»

Моё выступление на методическом обьединении классных руководителей с темой  «Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»...

Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях

Доклад на тему «Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях», может быть использован классным руководителем, учителем или при выступлении на М...

Разработка и реализация в условиях гимназии постиндустриальной модели общего образования как фактора развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся

Новая модель человеческого общества определяет потребность в новом, более высоком по уровню и качественно ином человече­ском капитале, что объективно обостряет необходимость модернизации образования. ...

Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ученика

Презентация работы классного руководителя над развитием личностных качеств ученика и самого педагога....

Учебно-исследовательская работа на тему "МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ"

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ....