«Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»
статья на тему
Моё выступление на методическом обьединении классных руководителей с темой «Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_klassnogo_rukovoditelya_po_razvitiyu_lichnostnykh_kachestv_rebyonka.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ ЗАРЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Тема выступления: «Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»
Выполнила: Спиркина О.В.
Учитель английского языка
Растуново, 2014
Работа классного руководителя по развитию
личностных качеств ребёнка
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребёнку будет так же хорошо и уютно, как в семье. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет главную роль.
Задача классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить обучающегося в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, личностных качеств, развивать творческий потенциал, готовить к дальнейшей жизни.
Личностные качества – это врожденные или приобретенные особенности характера человека. Одни могут меняться в течение жизни, особенно под влиянием социума, другие остаются неизменными. Среди психологов распространено мнение, что многие личностные качества формируются в первые пять лет жизни, а впоследствии они только корректируются.
Личностные качества обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
Одна из главных задач классного руководителя это планирование воспитательной работы на текущий учебный год.
Планирование воспитательной работы классный руководитель начинает с психолого-педагогической диагностики. Различные диагностические методики ставят перед собой такие задачи.
Например: 1) изучение личностных качеств ученика
2) изучение общих и специфических особенностей класса
3) изучение уровня взаимоотношений учащихся
4)учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел
5) отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.
Как происходит изучение личностных качеств?
Принимая 5 класс, классный руководитель начинает изучение класса, используя, во-первых, школьную документацию, во-вторых, психологическую литературу.
Например:
Первый школьный документ – это классный журнал, где можно извлечь информацию об успеваемости учащихся; следующие документы – медицинские карты, личные дела учащихся.
Диагностические методики, такие как «изучение степени переутомления и перегрузки», « изучение учебной мотивации и отношение к учебным предметам», « изучение внимания, памяти», анкеты «кто я?», «знаю ли я себя?» помогают определить личностные качества обучающихся и спланировать воспитательную работу с классом, внести необходимые коррективы в систему воспитания.
При планировании воспитательной работы каждая школа выбирает основные направления.
Основные направления воспитательной работы в школе
Направления воспитательной работы | Задачи работы по данному направлению |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1) Формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. 2) Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи. |
Нравственно-эстетическое воспитание | 1) Формировать у учащихся такие качества как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности. 2) Создание условий для развития у учащихся творческих способностей. |
Экологическое воспитание | 1) Изучение учащимися природы и истории родного края. 2) Формировать правильное отношение к окружающей среде. 3) Организация работы по совершенствованию туристских навыков. 4) Содействие в проведении исследовательской работы учащихся. 5) Проведение природоохранных акций. |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | 1) Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. 2) Популяризация занятий физической культурой и спортом. 3) Пропаганда здорового образа жизни |
Самоуправление в школе и в классе | 1) Развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициатива. 2) Развивать самоуправление в школе и в классе. 3) Организовать учебу актива классов. |
Проектная деятельность | 1) Стимулировать интерес у учащихся к исследовательской деятельности, научной работе. 2) Научить учащихся использовать проектный метод в социально значимой деятельности. |
Методическая работа | 1) Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей; 2) Оказание методической помощи классным руководителям в работе с классом. |
Работа кружков и спортивных секций | 1) Сохранение традиционно работающих кружков и секций; 2) Контроль за работой кружков и секций; 3) Увеличение сети кружков и секций. |
Контроль за воспитательным процессом | 1) Соблюдать подотчетность всех частей воспитательного процесса. 2) Выявлять недостатки в воспитательной работе и работать над их устранением. |
Выше перечисленные воспитательные направления (задачи) направлены на
- формирование самосознания и ценности человеческой жизни ( своей и других), определение смысла жизни и профессиональной подготовки;
- выявление природных задатков, развитие творческого потенциала каждого ученика и реализация их в различных сферах деятельности;
- приобщение учащихся к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа;
- формирование общечеловеческих норм гражданской морали
( доброты, взаимопонимание, милосердия и терпимости по отношению к людям), культуры общения;
- развитие способности к объективной самооценки и саморегуляции в поведении;
- воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям;
- воспитание положительного отношения к труду;
- воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни;
Работая по этим направлениям, классный руководитель сможет сформировать положительные личностные качества учащихся в соответствии с требованиями современного общества.
Благодаря проводимой работе классный руководитель создает максимально благоприятные условия для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
И хотелось закончить свое выступление стихотворением Ф.Тютчева.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться! Ф. Тютчев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся
Доклад на МО классных руководителей по теме " "Система работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся"...
работа классного руководителя по развитию адаптационных способностей учащихся 5 класса
Готовила выступление на педсовет. Решила поделиться с вами...
Особенности работы классного руководителя по развитию навыков межличностного общения
Выступление на городской конференции по теме "Роль классного руководителя во нравственном воспитании учащихся" (опыт работы с учащимися 6 класса...
Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ученика
Презентация работы классного руководителя над развитием личностных качеств ученика и самого педагога....
Справка по итогам тематической проверки по теме: «Работа классного руководителя по развитию активной родительской позиции в рамках предмета «Чтение» с целью оценки уровня организации работы классного руководителя»
Данный материал разработан с целью выявления читательской активности у школьников с нарушениями речи и их родителей....
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА НА ЗАНЯТИЯХ В ВОКАЛЬНО-ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ «БРИЗ»
Повышение качества образования базируется на педагогическом мастерстве и потенциале ребенка. В дополнительном образовании детей именно личностные достижения ребенка рассматриваются как знач...
Учебно-исследовательская работа учащихся как фактор развития личностных качеств
В статье раскрыты условия развития компетенций обучающихся, участвующих в учебно-исследовательской работе МБУ ДО ЦВР "Поиск" г.о. Самара...