«Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»
статья на тему

Спиркина Ольга Валерьевна

Моё выступление на методическом обьединении классных руководителей с темой  «Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ ЗАРЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Тема выступления: «Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»

Выполнила: Спиркина О.В.

 Учитель английского языка

Растуново, 2014

        

Работа классного руководителя по развитию

личностных качеств ребёнка

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребёнку будет так же хорошо и уютно, как в семье. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет главную роль.

Задача  классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить обучающегося в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, личностных качеств, развивать творческий потенциал, готовить к дальнейшей жизни.

 Личностные качества – это врожденные или приобретенные особенности характера человека. Одни могут меняться в течение жизни, особенно под влиянием социума, другие остаются неизменными. Среди психологов распространено мнение, что многие личностные качества формируются в первые пять лет жизни, а впоследствии они только корректируются. 

Личностные качества обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

Одна из главных задач классного руководителя это планирование воспитательной работы на текущий учебный год.

 Планирование воспитательной работы классный руководитель начинает с психолого-педагогической диагностики. Различные диагностические методики ставят перед собой  такие задачи.

Например:  1) изучение личностных качеств ученика

           2) изучение общих и специфических особенностей класса

           3) изучение уровня взаимоотношений учащихся

           4)учет индивидуальных особенностей учащихся при     планировании и     организации классных дел

            5) отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.

Как происходит изучение личностных качеств?

Принимая 5 класс, классный руководитель начинает изучение класса, используя, во-первых, школьную документацию, во-вторых, психологическую литературу.

 Например:

Первый школьный документ – это классный журнал, где можно  извлечь информацию об успеваемости учащихся; следующие документы – медицинские карты, личные дела учащихся.

Диагностические методики, такие как «изучение степени переутомления и перегрузки», « изучение учебной мотивации и отношение  к учебным предметам», « изучение внимания, памяти», анкеты «кто я?», «знаю ли я себя?» помогают определить личностные качества обучающихся и  спланировать  воспитательную работу с классом, внести необходимые коррективы в систему воспитания.

При планировании воспитательной работы каждая школа выбирает основные направления.

Основные направления воспитательной работы в школе

Направления  воспитательной работы

Задачи работы по данному направлению

Гражданско-патриотическое воспитание

1)  Формировать у учащихся такие   качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.

2)  Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи.

Нравственно-эстетическое

воспитание

1)  Формировать у учащихся такие качества как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности.

2)  Создание условий для развития у учащихся творческих способностей.

Экологическое воспитание

1)  Изучение учащимися природы и истории родного края.

2)  Формировать правильное отношение к окружающей среде.

3)  Организация работы по совершенствованию туристских навыков.

4)  Содействие в проведении исследовательской работы учащихся.

5)  Проведение природоохранных акций.

Физкультурно-оздоровительное воспитание

1)  Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

2)  Популяризация занятий физической культурой и спортом.

3)  Пропаганда здорового образа жизни

Самоуправление в школе

и в классе

1)  Развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициатива.

2)  Развивать самоуправление в школе и в классе.

3)  Организовать учебу актива классов.

Проектная деятельность

1)  Стимулировать интерес у учащихся к  исследовательской деятельности, научной работе.

2)  Научить учащихся использовать проектный метод в социально значимой деятельности.

Методическая работа

1)  Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей;

2)  Оказание методической помощи классным руководителям в работе с классом.

Работа кружков и спортивных секций

1)  Сохранение традиционно работающих кружков и секций;

2)  Контроль за работой кружков и секций;

3)  Увеличение сети кружков и секций.

Контроль за воспитательным процессом

1)  Соблюдать подотчетность всех частей воспитательного процесса.

2)  Выявлять недостатки в воспитательной работе и работать над их устранением.

Выше перечисленные воспитательные направления (задачи) направлены на

         - формирование самосознания и ценности человеческой жизни ( своей и     других), определение смысла жизни и профессиональной подготовки;

         - выявление природных задатков, развитие  творческого потенциала каждого ученика и  реализация их в различных сферах деятельности;

         - приобщение учащихся к богатству  общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа;

         - формирование общечеловеческих норм гражданской морали

( доброты, взаимопонимание, милосердия и терпимости по отношению к людям), культуры общения;

         - развитие способности к объективной самооценки и саморегуляции в поведении;

         - воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям;

         - воспитание положительного отношения к труду;

         - воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни;

Работая по этим направлениям, классный руководитель сможет сформировать положительные личностные качества учащихся в соответствии с требованиями современного общества.

Благодаря проводимой работе классный руководитель  создает максимально благоприятные условия для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.

И хотелось закончить свое выступление стихотворением  Ф.Тютчева.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться…

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!    Ф. Тютчев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся

Доклад на МО классных руководителей по теме  "      "Система  работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся"...

работа классного руководителя по развитию адаптационных способностей учащихся 5 класса

Готовила выступление на педсовет. Решила поделиться с вами...

Особенности работы классного руководителя по развитию навыков межличностного общения

Выступление на городской конференции по теме "Роль классного руководителя во нравственном  воспитании учащихся" (опыт работы с учащимися 6 класса...

Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ученика

Презентация работы классного руководителя над развитием личностных качеств ученика и самого педагога....

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА НА ЗАНЯТИЯХ В ВОКАЛЬНО-ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ «БРИЗ»

Повышение качества образования базируется на педагогическом мастерстве и потенциале ребенка. В  дополнительном образовании детей именно личностные достижения ребенка рассматриваются как знач...

Учебно-исследовательская работа учащихся как фактор развития личностных качеств

В статье раскрыты условия развития компетенций обучающихся, участвующих в учебно-исследовательской работе МБУ ДО ЦВР "Поиск" г.о. Самара...