Учебно-исследовательская работа на тему "МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ"
материал по физкультуре по теме
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mmmm.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»
Ковтунова Дарья Александровна
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Реферат/КР(КП)/ВКР защищен(а) | Специальность 050141 |
с оценкой____________________ | Физическая культура |
« » _______________ 201__ года | Курс 3, группа 39 |
Руководитель: Зенченко В.Н. |
Челябинск, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................3
Глава I. Значение и роль лыжной подготовки в системе физического воспитания школьников.
1.1 Значение и роль лыжной подготовки в системе физического воспитания школьников........................................................................................................5
1.2Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет. …........................................................................................................................7
Выводы по 1 главе............................................................................................11
Глава 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
2.1 Развитие физических качеств учащихся на уроках лыжной подготовки. …………………………………………………………………………...........12
2.2 Особенности организации лыжной подготовки в учебных заведениях …......................................................................................................................23
2.3.Программа по физической культуре раздел «Лыжная подготовка» в 8-9 классах. ………………………………………………………………….....25
Выводы по 2 главе……………………………………………………….... 27
Заключение………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….29
Введение
Актуальность исследования. В современном мире общество, насыщенное информационными, инновационными технологиями в сфере жизнедеятельности человека, значительно снизило его двигательную активность, так как исчезла необходимость заниматься тяжелым физическим трудом, добывать и перерабатывать пищу, преодолевать пешком большие расстояния. Все это привело к снижению уровня физического развития человека, что естественно отразилось на здоровье людей.
Ещё с древних времен и до наших дней все известные педагоги отмечали: движение - важное средство воспитания. По данным Минздрава России 90% детей страдают различными заболеваниями, а около половины из них хроническими. Массовое нездоровье детей, конечно же, результат кризиса в нашем обществе и государстве. Все больше дает о себе знать малоподвижность детей - гиподинамия. При гиподинамии возникают негативные для ребенка последствия: нарушаются функции и структура органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость растущего организма к изменяющим внешним условиям. Увеличивается в 2 раза число детей с заболеваниями органов зрения, слуха и кариеса.
Изменения экологического и социального развития, компьютеризации привели к разрыву между социальными и биологическими факторами, к различным отклонениям в состоянии здоровья. Таким образом стандартом второго поколения поставлены задачи – укрепление здоровье, закаливание организма и улучшение общего самочувствия, повышения уровня физической подготовленности.
«Физическая культура» - могучий рычаг укрепления здоровья детей, повышения физических и духовных сил» - это слова из обращения ведущих ученых - медиков нашей страны. Ученые призывают к тому, чтобы занятие физкультурой прочно вошли в распорядок дня, нужно всегда помнить, что здоровее – великое благо и достояние всего общества, не даром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепление защитных сил организма, повышение работоспособности и выносливости. Ни одно лекарство, не дает такой прекрасной возможности нейтрализовать вредные последствия нервных перегрузок и гиподинамии.
Тема исследования: Воспитание физических качеств на уроках лыжной подготовки у учащихся 8-9 классов.
Цель: определение эффективных средств и методов, содействующих развитию физических качеств школьников на уроках лыжной подготовки.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
- Изучить литературные источники по данной теме;
- Изучить значение, место и роль лыжной подготовки в системе общего физического воспитания школьников;
- Определить этапы исследования и развития физических качеств у лыжников и школьников;
- Оценить влияние занятий лыжной подготовки на организм подростков.
Объектом исследования данной курсовой работы является физические качества подростков.
Предмет исследования: влияние лыжной подготовки на физические качества подростков.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение.
Глава I. Значение и роль лыжной подготовки в системе физического воспитания школьников.
1.1. Значение и роль лыжной подготовки в системе физического воспитания школьников.
Лыжная подготовка занимает важное место в системе физического воспитания благодаря тому, что передвижение на лыжах является отличным средством всесторонней физической подготовки и закаливания.
Лыжная подготовка составляет важную часть общей физической подготовки школьников. На учебных занятиях по лыжной подготовке в учебных заведениях, на лыжной прогулке и в походе, на тренировках и в соревнованиях по лыжам у учащихся воспитываются необходимые физические качества – выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация движений, а также морально-волевые качества – смелость, настойчивость, решительность, выдержка и т.д. (5)
Значение лыжной подготовки определяется ее полноценностью в укреплении здоровья занимающихся как средства закаливания организма. Имеются научные исследования показывающие, что во время эпидемий гриппа дети, имеющие уроки лыжной подготовки болели в 2,5-3 раза меньше, чем их сверстники, уроки физкультуры у которых проводились в зимнее время в спортивном зале. Установлено, что увеличение количества уроков лыжной подготовки в недельном цикле благотворно влияет на предотвращение болезней простудного характера, особенно при трех и более занятиях. Имеются данные сравнения занятий лыжной подготовкой с прогулками на свежем воздухе, показывающие, что закаливание организма детей более эффективно при физической нагрузке.(8)
Оздоровительное значение лыжной подготовки:
– работа всех основных групп мышц;
– активное включение в работу кардио-распираторной системы. Систематические тренировки увеличивают ЖЕЛ, МПК, вызывают изменение состава крови, уменьшают ЧСС;
– возможность легко регулировать нагрузку как по интенсивности, так и по объему.
Оздоровительное значение лыжной подготовки в значительной мере определяется местом проведения занятий. Как правило – это парк, лес, посадка, где чистый морозный воздух.
Образовательно-воспитательное значение лыжной подготовки:
– получение новых знаний по способам, подготовке инвентарю, классификации и правилам соревнований;
– овладение новыми умениями и навыками в двигательной деятельности, сохранение равновесия на скользящей опоре, лыжными ходами и т.д.
– воспитание силы, выносливости, быстроты, ловкости
– совершенствование нравственных качеств: настойчивости, упорства, выдержки, самообладания, инициативы, самостоятельности, целеустремленности, решительности, смелости.(9)
Лыжная подготовка оказывает разностороннее воздействие на организм детей. Передвижение на лыжах по пересеченной или равнинной местности вовлекает в работу большие группы основных мышц туловища, верхних и нижних конечностей, что оказывает положительное воздействие на совершенствование функциональных систем организма, в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Разнообразные условия занятий способствуют гармоничному физическому развитию детей, особенно таких двигательных способностей, как общая и силовая выносливость, сила, координационная способность и равновесию на скользящей опоре. Следует отметить, что последняя способность легко поддается воспитанию в младшем школьном возрасте и значительно затруднена в более старшем.(7)
Несомненно, воспитательная роль лыжной подготовки. Во время занятий, прогулок, походов и сдачи контрольных нормативов воспитываются дисциплинированность, смелость, настойчивость, способность к преодолению трудностей. В любом возрасте передвижение на лыжах используется как средство активного отдыха. Прогулки на лыжах по лесной местности с разнообразным рельефом доставляют эстетическое наслаждение, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее состояние.(10)
Лыжная подготовка имеет прикладное значение. В условиях северного района и на востоке России лыжи используются в быту, на охоте, в геологических экспедициях, нефтяниками для контроля за нефтяными скважинами в Тюмени, Башкортостане. Используются лыжи и в пограничных войсках в горной местности.
В задачу лыжной подготовки входит обучение основам техники передвижения на лыжах на равнинной и пересеченной местностях, приобретение знаний по гигиене лыжной подготовки, по смазке лыж и уходу за ними, по технике безопасности при занятиях на лыжах, а также выполнение определенных контрольных нормативов.
На занятиях по лыжной подготовке учащиеся должны освоить строевые приемы с лыжами, изучить технику различных ходов, подъемы, спуски, торможения и повороты на лыжах, а также передвижения на лыжах в различных условиях местности.(5)
1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся 13-14 лет.
Закономерности роста, развития и функционирования организма ребенка в разные возрастные периоды является основой знаний, позволяющих понять деятельность отдельных органов и систем, их взаимосвязь и взаимодействие с факторами окружающей среды. Рост и развитие организма происходят в соответствии с объективными закономерностями развития: генетическая обусловленность роста и развития; неодновременность роста и развития; обусловленность средовыми факторами; биологическая надежность в целом. Непрерывность роста и развития организма носит поступательный характер, его темп в значительной мере зависит от возраста. (2 стр.22)
13-14 лет — это возрастной период, который попадает под понятие средний школьный возраст (подростковый возраст) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет. Для подросткового периода характерно бурное развитие всего организма. Доказательством этого являются значительное увеличение роста, веса, окружности грудной клетки и мускулатуры, повышенная работа. Этому периоду также свойственны проявление стресса некоторых моторных показателей у девочек, которые, тем не менее, могут компенсироваться систематическими занятиями физическими упражнениями.
Средний школьный возраст характеризуется как сложный и противоречивый для развития и воспитания. Особенностью этого периода является бурное изменение антропометрических данных: показатели сердечных сокращений, жизненной емкости легких, артериального давления, динамической и становой силы, рост конечностей, деформирование внутренних органов. Под влиянием наследственных программ в этот период четко проявляются анатомоморфологические и психофизиологические различия между мальчиками и девочками. Девочки опережают в росте мальчиков, хотя у мальчиков потенциальные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы выше, больше размеры сердца и грудной клетки. Именно в этот период наблюдаются неадекватные реакции организма на внешнее воздействие, вызывающие соответствующие психофизиологические состояния. У подростков может наблюдаться, разбалансировка между кровообразованием и дыханием и падение показателей работоспособности, так как идет снижение анаэробного порога энергообеспечения и максимального потребления кислорода.
Подростки способны преодолевать охранительное торможение, переоценивать свои возможности, обращать внимание на детали техники. Это может привести к тому, что двигательный навык закрепляется с ошибками. Отмечается повышенная возбудимость и вследствие этого быстрая утомляемость.
Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе отличаются у подростков 13-14 лет небольшой силой и недостаточной уравновешенностью. С возрастом сила нервных процессов и работоспособность нервных клеток повышаются. Однако у детей и подростков они все еще ниже, по сравнению с взрослыми, что необходимо учитывать при дозировке нагрузок. Важное значение имеют оптимальные интервалы отдыха между упражнениями. При их отсутствии может возникнуть переутомление, что отрицательно влияет на развитие организма. У подростков процессы возбуждения обычно преобладают над тормозными процессами. При выполнении движений, особенно в начале обучения, происходит широкая иррадиация (распространение) возбуждения. В результате в работу вовлекаются лишние мышцы, и она производится неэкономно.
За время полового созревания объем сердца увеличивается более чем в 2 раза, в то время как масса тела за этот же период-в 1,5 раза. Быстрый рост размеров сердца приводит к тому, что его объем не соответствует просвету сосудов, не достигающих в подростковом периоде анатомической зрелости. Такое несоответствие служит одной из причин повышения кровяного давления в подростковом возрасте. Поэтому высокое кровяное давление у некоторых школьников 13-14-летнего возраста не обязательно является признаком неблагоприятного состояния сердечно-сосудистой системы. Объем сердца у 10-летнего мальчика составляет 130 см3, а у 13-летнего подростка-443 см3. У подростков 13-14 лет нередко наблюдается юношеская гипертрофия сердца (т. е. увеличение объема сердца). Например, при гипертрофии поперечник сердца у подростков может достигнуть 12,4 см (в норме- 9,5-11,2 см).
У нормально развитых 13-14-летних подростков частота пульса в покое составляет в среднем 70- 78 уд/мин. Во время максимальной работы она достигает 200 уд/мин. Систолическое давление у них равно в среднем 107,5-110 мм рт. ст., а диастолическое- 58-67 мм рт. ст. Систолический объем крови в покое составляет у подростков в среднем 58-60 мл, а минутный объем-3,2-3,8 л. По данным Г. И. Марковской, во время напряженной мышечной работы у 13-16-летних подростков систолический объем крови увеличивается до 112-116 мл, а минутный объем - до 21-22 л.
Во всех возрастных группах ЖЕЛ больше у мальчиков. В 12-13 лет девочки почти догоняют по этому показателю мальчиков. Однако с 14 лет он вновь становится значительно больше у мальчиков, чем у девочек. Частота дыханий с возрастом уменьшается. Увеличение легочной вентиляции при этом обеспечивается углублением дыхания.
В связи с изменениями в центральной нервной системе развивается интеллект подростка. Формируется характер, причем особенно сильно развиваются его общественные черты (чувство коллективизма, дружбы, справедливости и т. п.). Подросток приобщается к общественной жизни, принимает в ней деятельное участие. Очень характерно для его психики в этот период стремление к героике, к мужественным и романтичным поступкам, желание быть во всем самостоятельным и нередко заметное обострение самолюбия. Характерен также и несколько повышенный интерес к себе, что иногда превращается в чрезмерное выпячивание своих качеств и пренебрежение к окружающим. Преподаватель должен уметь использовать эти, часто противоречивые, черты психики подростка для того, чтобы успешно обучать и воспитывать его.
Важная особенность подростков - их способность копировать действия, отдельные движения и поведение в целом взрослых товарищей, снискавших популярность и уважение. Преподавателю надо использовать эту способность к подражанию, обучая подростков технике, тактике, общеразвивающим упражнениям.
Средний школьный возраст (подростковый) не случайно считают «трудным». В этом возрасте происходят значительные изменения в физиологической, эмоционально-личностной и психологической сферах человека. В этом возрасте происходит взросление, развивается самосознание, формируется мировоззрение, возникают новые формы поведения, меняется мышление. Учитель должен помочь подростку приобрести знания, навыки и жизненный опыт, необходимые для выбора здорового образа жизни, привить ему невосприимчивость к негативному и вредному поведению. Особое внимание нужно уделять самовоспитанию, самоподготовке и самооценке. (3)
Вывод по 1 главе
В 1 главе мы рассмотрели значение, роль и место лыжной подготовки в системе физического воспитания школьников; анатомо-физиологические особенности учащихся 13-14 лет.
Глава 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
2.1. Развитие физических качеств у детей на уроках лыжной подготовки.
В физической культуре используют термин «развития физических качеств». Под развитием понимается долговременный и естественный процесс изменения качеств средствами физических упражнений. Значение лыжной подготовки определяется широким развитием физических качеств.
В среднем школьном возрасте у мальчиков целеноправленно и эффективно развиваются следующие способности:
1.Скоростно-силовые (к 11-12 годам);
2.Скорость двигательной реакции (к 11-12 годам);
3.Собственно силовые (к 13-14 годам);
4.Выносливость в динамическом режиме (к 11-13 годам), в статическом режиме (к 13-15 годам);
5.Способность выполнять сложнокоординационные упражнения (к 14-15 годам) и упражнения с большой амплитудой движения (к 13-14 годам);
6. Выносливость в зоне максимальной интенсивности (к 14-15 годам).
У девочек в этом возрасте наибольшее внимание следует уделять развитию следующих способностей:
- Скоростно-силовые (к 11-12 годам);
- Скорость движений (к 11-12 годам);
- Выносливость в динамическом режиме (к 12-13 годам), в статическом режиме (к 12-13 годам), в зоне большой и максимальной интенсивности (к 13-14 годам).
В этом возрасте у девочек сильно развиваются координационные способности (11-13 лет) и гибкость (11-12 лет и 13-15 лет). Это связанно с бурным развитием половой системы, подвижностью таза и позвоночника. Поэтому девочкам очень полезны упражнения для брюшного пресса. Средний школьный возраст связан с интенсивным ростом и развитием конечностей, поэтому особое внимание следует уделять осанке, упражнениям, направленным на формирование мышц скелета. Полезны упражнения на свежем воздухе, закаливающие процедуры, кроссы, ходьба на лыжах.(3 стр.22-23)
Выносливость характеризует способность человека в течение максимального длительного времени выполнять динамическую работу заданного характера и интенсивности. Понятие выносливости в физиологии связано с понятием утомления и говорит о свойствах организма сохранять в течение определенного времени свою работоспособность, преодолевая наступление утомления. Улучшение или ухудшение выносливости неразрывно связано с изменением состояния нервных центров. При совершенствовании выносливости образуются определенные условные рефлексы, способствующие улучшению кровообращения и дыхания, регуляции функций организма, обмена веществ и теплорегуляции. Различают несколько видов выносливости: общую, скоростную, силовую и специальную.
Общая выносливость хорошо развивается, если усилия во время выполнения упражнений достигают 40-60% максимальной мощности. Скоростная выносливость совершенствуется при нагрузках около 60-80% максимальной мощности (т.е. при нагрузках умеренной и большой мощности).
Наиболее эффективными средствами, укрепляющими сердечную мышцу и развивающими дыхательную функцию, являются длительный бег, или ходьба на лыжах с интенсивностью до 70% от максимальной, или интервальная тренировка по принципу непрерывности (которая также предполагает незначительную интенсивность прохождения определенных отрезков дистанции).
В 11-13 лет в подготовительном периоде развитие общей выносливости осуществляется средствами ОФП (различные игры, плавание, применение круговой тренировки и т.п.). Следует также практиковать прогулки на лыжах без палок, различные игры на лыжах (на равнине и на склонах). Упражнения на выносливость можно заканчивать серией коротких ускорений (по 50-80 м) на равнине или на пологом подъеме.
Основными методами развития общей выносливости являются:
1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;
2) метод повторного интервального упражнения;
3) метод круговой тренировки;
4) игровой метод;
5) соревновательный метод.
Для развития специальной выносливости применяются:
1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);
2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);
3) соревновательный и игровой методы.
Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.
Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.
Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин (иногда по 15-30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6-10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.
Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований.
Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
Для воспитания выносливости к работе скоростного характера используются следующие методы:
1. Равномерный – на протяжении всего времени движения интенсивность усилий относительно одинаковы.
2. Равномерно ускоренный – то же, но с повышением интенсивности к концу отрезка дистанции.
3. Смешанный – чередование интенсивности (от быстрой к медленной).
4. Переменный – чередование движения на лыжах (или бега) с различной интенсивностью усилий.
5. Повторный – многократное пробегание одинаковых или различных отрезков дистанции с повышенной интенсивностью усилий и интервалами для отдыха.
6. Переменно-повторный – переменный бег с повышенной интенсивностью усилий сериями в чередовании с достаточными интервалами отдыха.
7. Интервальный – пробегание отдельных частей дистанции с равномерной скоростью через определенные, строго планированными интервалами отдыха, при неуклонном их сокращении.
8. Темповой – прохождение отрезков дистанции с заданной скоростью.
Силовая выносливость вырабатывается с помощью отягощений от 35 до 60% максимальной силы, применяемых сериями по 20-30 повторений, с паузами отдыха 0,5-1,5 мин.(5)
Сила – это способность человека преодолевать определенное сопротивление или противодействовать ему за счёт деятельности мышц.
Воспитание силы является основой для развития быстроты и выносливости. В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается мышечная система. Дифференцируются мышечные волокна, обеспечивающие совершенствование энергетических процессов и двигательной функции; с 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Также этот возраст связан с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости (адаптации) к физическим нагрузкам и процессам восстановления. Связочный аппарат у детей и подростков отличается большей эластичностью. Поэтому они обладают большей гибкостью по сравнению со взрослыми.
Задержка в развитии силы обусловлена тем, что она зависит не только от толщины мышцы (ее физиологического поперечника), но и от способности включать одновременно в работу максимальное количество двигательных функциональных единиц. Эта способность развивается несколько позднее. Поэтому даже развитые мышцы подростка не могут выполнять тяжелую силовую работу.
Применяются следующие виды упражнений:
1.С отягощением массы предметов.
2.С отягощением массы собственного тела.
3. С партнером.
4.С эластичными предметами.
5.Изометрические.
6.С самосопротивлением.
Наиболее эффективные четыре первых вида силовых упражнений. Для развития силы нужны значительные напряжения мышц, при малых напряжениях сила не растет.
Основными методами воспитания силы у школьников являются:
1.Повторный метод, когда подбираются такие средние веса отягощений, при которых упражнение можно повторить 12-15 раз. Как только занимающийся сможет повторять упражнение большее число раз, надо или усложнить его настолько, чтобы с этим же весом можно было выполнить упражнение только 4-7 раз, или взять больший вес.
2.Метод динамических усилий, при котором применяются непредельные отягощения и упражнения выполняются с максимально возможной скоростью, с полной амплитудой движения (способствуют хорошему развитию скоростно-силовых качеств).
3.Метод максимальных усилий, при котором используются предельные или околопредельные отягощения. Этот метод дает наибольший прирост в силе за короткий срок, но большая нагрузка на все системы организма.
При выполнении физических упражнений сила характеризуется степенью напряжения, развиваемого мышцами. Это напряжение изменяется благодаря наличию высоко координированной нервной регуляции. Важное место в проявлении силы принадлежит образованию условных рефлексов, которые способствуют лучшей регуляции двигательной деятельности. В физиологии рассматривается две формы мышечной деятельности: изотоническая и изометрическая. При изотонической деятельности мышцы работают с небольшим сопротивлением. В лыжной подготовке нет необходимости проявлять максимальную силу.
Основные упражнения силового характера должны проводиться с небольшими весами при большом количестве повторений. С 11 до 16 лет мышечная сила подростка почти удваивается. При использовании силовых упражнений на занятия с подростками 12-13 лет необходимо соблюдать определенные правила: упражнения должны последовательно охватывать всю мускулатуру и развивать отстающие группы мышц; в упражнениях следует преимущественно использовать вес собственного тела; усложнять упражнения и удлинять время их выполнения нужно постепенно; чередовать данные упражнения с упражнениями на растягивание и расслабление; следить за равномерным и правильным дыханием.
Быстрота есть способность человека выполнять определенные двигательные действия в минимальный промежуток времени. Быстрота передвижения на лыжах зависит от степени владения техникой того или иного хода. Быстрота двигательной реакции имеет большое значение при прохождении спусков, выполнении поворотов. Следовательно, первым этапом совершенствования быстроты будет развитие этого качества и шлифовка деталей техники, определяющих передвижение лыжника с максимальной скоростью. Быстроту необходимо развивать в подростковом и юношеском возрасте, и особенно в подготовительном периоде тренировки. Развитие быстроты, если в дальнейшем не совершенствовать ее специально, заканчивается к 13- 14 годам. В этом возрасте максимальная частота движений достигает уровня взрослых. При совершенствовании быстроты основным является повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Продолжительность интервалов отдыха значительная (30 сек. – 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния учащихся). В интервалах отдыха можно проводить упражнения небольшой интенсивности с включением тех мышечных групп, которые участвовали в скоростной работе. При этом следует стараться избежать стабилизации скорости, которая может наступить вследствие многократного повторения упражнения. Чтобы избежать стабилизации скорости на низком уровне, нужно стремиться к повышению скоростных возможностей занимающегося, вначале применяя средства всесторонней физической подготовки, а потом уже специальные средства.
По данным ряда исследований, после применения скоростных упражнений на 11-15 занятиях наблюдается прирост в развитии быстроты, а далее результаты устанавливаются на одном уровне. Очевидно, после 11-15 занятий следует вновь вернуться к совершенствованию качества выносливости, быстроты ответной реакции, силы. Целесообразность применения для развития качества быстроты (в период изучения и совершенствования техники лыжных ходов) специальных упражнений в быстром темпе (ходьбы без палок, одновременного бесшажного хода, попеременной работы рук). Следует научить ориентироваться в скорости передвижения. На первом этапе занимающиеся должны получать информацию о скорости своего передвижения на лыжах. На втором этапе следует обучать умению определять время прохождения дистанции. На третьем этапе дается задание проходить различные отрезки дистанции в заданное время с определенной скоростью. В основном периоде надо продолжать развитие общей физической подготовки и не прекращать упражнений на силу, гибкость, растягивание и расслабление. Бег на лыжах по глубокому снегу и по хорошей лыжне также необходим в течение всего основного периода. Ходьбу на лыжах по глубокому снегу (50-100 м) нужно чередовать с ускорениями по хорошей лыжне, ускорения в гору - с ускорениями на равнине и под уклон, передвижения по льду - с передвижением по глубокому снегу и т.п. Упражнения целесообразно выполнять сериями при небольшом количестве повторений, вначале методом интенсивной работы, а затем повторным методом. Хорошими средствами улучшения качества быстроты ответной реакции являются передвижения с изменением направления по внезапному сигналу, прыжки, повороты, игры с мячом и эстафеты, а также круговая тренировка. Рекомендуется включать в занятия спортивные игры: баскетбол, волейбол, гандбол и др. Постепенно вводится бег типа фартлека с короткими ускорениями (30-60 м), общая продолжительность бега - 20 - 25 минут, затем интервальный бег (75% от максимального) по принципу непрерывности. Только после всей этой подготовительной работы можно начинать отрабатывать частоту движений, включая пробегание отрезков 30, 60, 80 м с интенсивностью до 90% методом интервальной работы и далее повторной (100% интенсивности при длительных интервалах отдыха).
Быстрота непосредственно связана с гибкостью. Гибкостью называется способность человека выполнять движения с большой амплитудой (что возможно только при хорошей подвижности в суставах). Подвижность в суставах, в свою очередь, зависит от эластичности связок, умения расслаблять отдельные группы мышц. Постепенно с возрастом по мере уплотнения мышечной ткани и увеличения тонического сопротивления мышц действию растягивающих сил гибкость ухудшается. При совершенствовании гибкости следует учитывать то, что в подростковом возрасте позвоночник очень подвижен. В сочетании с недостаточно развитой мускулатурой это может повести к различным его искривлениям, поэтому в занятиях не следует злоупотреблять односторонними напряжениями и большими статическими усилиями. Группы мышц должны развиваться симметрично. Развитию гибкости способствуют упражнения, выполняемые с большой амплитудой. Они могут быть с небольшими отягощениями, без отягощений, с партнером, с амортизаторами. Упражнения проводятся с постепенным увеличением скорости движения, легко пружиня. Амплитуда движения также увеличивается постепенно. Перед упражнениями необходимо хорошо разогреться. Делать их нужно сериями (до 5-6 повторений в каждой серии), понемногу увеличивая скорость. Появления болевых ощущений - сигнал для прекращения упражнения. При занятиях на лыжах больше всего необходимы гибкость в тазобедренных и плечевых суставах, гибкость позвоночного столба. Развитию ее способствуют упражнения на растягивание мышц-антагонистов. Простейшие упражнения на гибкость: наклоны вперед и повторные пружинящие движения; наклоны вперед с вращением туловища вправо и влево; подтягивание колена к груди; в положении сидя ноги, вместе пружинящие наклоны вперед с захватом носков ног; в положении сидя ноги, врозь пружинящие наклоны туловища вперед и т.д. Для развития гибкости рекомендуют также упражнения с резиновыми амортизаторами.
Воспитание гибкости осуществляется с помощью упражнений на растягивание: 1) активных – выполняемых за счет мышц, проходящих через сустав (простые, пружинистые, маховые движения); 2) пассивных – выполняемых посредством самозахватов или с помощью партнера (менее эффективны); 3) статических – состоящих в том, чтобы достичь максимального угла сгибания (разгибания) и после этого удержать тело некоторое время в принятом положении. Упражнения выполняются сериями по 20-40 повторений до появления легкой болезненности в мышцах.
Ловкость имеет прямую связь с быстротой, а также с силой и выносливостью. Ловкость проявляется в сложных движениях, в которых надо быстро и наиболее совершенно решать двигательную задачу. Ловкость в большей мере зависит от степени развития двигательного анализатора. Существует несколько ступеней развития ловкости. Первая ступень характеризуется пространственной точностью и координацией движений. Степень совершенствования мышечных ощущений играет в этом случае главную роль, а скорость еще не имеет большого значения. Вторая ступень ловкости характеризуется проявлением пространственной точности в кратчайший промежуток времени. К упражнениям, способствующим ее развитию, относятся метание диска, копья, прыжки в высоту, элементы акробатики и т.п. Третья, высшая, ступень характеризуется проявлением точности и быстроты движений в изменяющихся условиях. Игра в баскетбол, слалом, прыжки с трамплина и другие упражнения позволяют подойти к третьей степени развития ловкости. Проявление ее необходимо лыжнику во время преодоления спусков, при неожиданно возникающих препятствиях и поворотах.
Координация движений к 13-14 годам вполне совершенна, хотя в опорно-двигательном аппарате имеются не совсем созревшие структуры. Созревание нервных клеток, участвующих в управлении движениями, заканчивается к 13-14 годам. Поэтому начиная с данного возраста движения могут быть такими же координированными, как и у взрослых. Характерная для этого возраста степень зрелости центральной нервной системы и двигательного анализатора обеспечивают возможность обучения сложным двигательным навыкам, закрепления их в виде стереотипов.
Для совершенствования координационных способностей применяются следующие виды упражнений:
1.Сложные движения, с большим числом последовательно сочетаемых элементов.
2.Асимметричные движения.
3.Зеркальные движения.
4.Усложнения движений.
5.Выполнение движений из разных исходных положений.
Одним из проявлений ловкости является умение сохранить равновесие в статических позах и в движениях. Для воспитания этого качества применяются различные позы и движения в условиях уменьшений опоры и неустойчивой опоры, упражнения для совершенствования деятельности вестибулярного и двигательного анализаторов – различные движения с линейными и угловыми ускорениями.
Таким образом благодаря лыжной подготовки мы воспитаем физические качества у школьников. Это не только выносливость и координация, как принято считать, но и сила, быстрота и гибкость. Это способствует совершенствованию техники лыжных ходов, преодолению крутых спусков, адаптации организма к погодным условиям, гармоничному развитию учащихся.(6)
2.2 Особенности организации лыжной подготовки в учебных заведениях
Образовательная программа раздела лыжной подготовки определяется содержанием и организацией образовательного процесса на уроках физической культуры и направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основой всей работы по лыжам со школьниками является учебная работа по лыжной подготовке, которая проводится по государственным программам. Лыжная подготовка (обязательная дисциплина для всех учащихся) проводится в форме урока.
Лыжная подготовка проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение учащихся технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов. В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум занятий по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям.
Урок лыжной подготовки продолжается 45 мин. Сдваивать уроки не рекомендуется.
Задачи учителя: соблюдать общую и моторную плотность урока, постоянно контролировать и дозировать физическую нагрузку, организовать дисциплину на учебном занятии.
Для организации деятельности учащихся применяются следующие методы: фронтальный, посменный, поточный, поточно-групповой, групповой.
Урок лыжной подготовки является основной формой организации учебного процесса, в ходе которого обеспечивается решение важнейших задач физического воспитания школьников. На уроках в процессе лыжной подготовки проводится обучение разным способам передвижения на лыжах, идет работа по развитию физических и морально-волевых качеств занимающихся. Главными характерными чертами урока всегда является руководящая роль учителя и единство решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Урок всегда проводится при постоянном составе занимающихся одной возрастной группы (кроме сельских малокомплектных школ, где могут быть уроки для учащихся разного возраста). Успешное решение задач урока лыжной подготовки во многом зависит от предварительной подготовки материальной базы, мест занятий, учебной документации и разъяснительной работы с учащимися и родителями. Важную роль играет и непосредственная, личная подготовка учителя, правильная организация урока. На уроках в школе решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, предусмотренные программами по физической культуре для общеобразовательных школ в целом и разделом «Лыжная подготовка» в частности. В ходе уроков по лыжной подготовке все эти задачи конкретизируются с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей школьников. На уроке лыжной подготовки решаются следующие основные задачи: обучение школьников способам передвижения на лыжах; оздоровление и закаливание учащихся, развитие важнейших физических качеств (выносливость, сила, ловкость и др.); воспитание морально-волевых качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и др.); привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям на лыжах; воспитание навыков и умений, необходимых для самостоятельных занятий. Таким образом, для проведения уроков лыжной подготовки в учебных заведениях необходимо тщательная подготовка учителя к занятиям, четко поставленные цели и задачи которых необходимо достичь.(11)
2.3 Программа по физической культуре раздел «Лыжная подготовка» в 8-9 классах.
Ранее программой по физической культуре предусмотрено было на проведение лыжной подготовки во всех классах по 12 часов в год. Сейчас количество часов лыжную подготовку увеличено на 6.
Программа лыжной подготовки в 8 классе:
1.Первые уроки посвящаются повторению пройденного ранее.
2. Изучение стоек во время спуска.
3. Изучение перехода от одновременного хода к попеременному
4. Изучение поворота из упора на параллельных лыжах
Поворот из упора на параллельных лыжах является новым материалом, который изучается в 8 классе. Этот поворот применяется в горнолыжном спорте, лыжных гонках и может быть выполнен на склонах различной крутизны и рельефа.
Дополнительно к программе 8 класса рекомендуется изучить поворот на месте махом через лыжу назад.
Программа лыжной подготовки в 9 классе:
Вся учебная работа направлена на повышение общей работоспособности учащихся и дальнейшее развитие физических качеств.
На изучение нового материала отводится меньше времени. Основное внимание уделяется повторению пройденных приемов и совершенствованию их в разнообразных условиях.
Очередность повторения:
попеременный двухшажный ход;
бесшажный;
одношажный;
двухшажный одновременный;
попеременный четырехшажный;
спуски в различных стойках;
различные способы торможения;
повороты в движении;
переходы с хода на ход.
Поворот с опорой на палку
Учащиеся получают сведения по теории лыжного спорта, приобретают практические навыки передвижения на лыжах, выполняют контрольные упражнения. (12)
Вывод по 2 главе.
В содержании 2 главы нами предпринята попытка определить физическое воспитание как важнейшую составляющую педагогического процесса.
Так же определены значение, место и роль лыжной подготовки в развитии учащихся 8-9 классов.
Заключение
Роль лыжной подготовки в системе физического и спортивного воспитания огромна. Лыжная подготовка не только укрепляет здоровье и развивает организм, но также являются средством культурно - нравственного воспитания и приобщения человека к обществу.
Таким образом, лыжная подготовка - одно из комплексных средств воспитания: она направлены на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях), совершенствование функций организма.
Учащиеся научаться:
- применять полученные умения, навыки и знания;
- планировать корректировать режим дня с учетом показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;
-целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств.
В дипломной работе мы планируем исследовать методы и средства физического воспитания по разделу «Лыжная подготовка» на развитие физических качеств.
Список литературы
1) Б. Косвинцев Название : Знай и умей. Юному лыжнику /Детгиз – 2000. стр.69
2)Журнал «Физическое воспитание и детско-юношеский спорт.» Сборник 2. Москва — 2009. стр. 103
3)Журнал «Физическое воспитание и детско-юношеский спорт.» Сборник 9. Москва — 2010. стр. 107
4)Статья «Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет.»[электронный ресурс]http:// knowledge.allbest.ru
5)Статья «Влияние лыжного спорта на развитие физических качеств подростков»[электронный ресурс]http:// knowledge.allbest.ru
6)Статья «Лыжная подготовка детей 13-14 лет.»[электронный ресурс]http:// knowledge.allbest.ru
7)Статья «Лыжная подготовка.»[электронный ресурс]http:// knowledge.allbest.ru
8)Статья «ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА.»[электронный ресурс] http://do.gendocs.ru/
9)Статья «Методы обучения и развития физических качеств на уроке по лыжной подготовке.»[электронный ресурс]http://ski.kg/
10)Статья «Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания»[электронный ресурс]http:// knowledge.allbest.ru
11)Статья «Организация лыжной подготовки»[электронный ресурс]http:// knowledge.allbest.ru
12)Статья «РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»[электронный ресурс] http://uchkopilka.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по предмету "Физическая культура"на тему: "Лыжная подготовка" для учащихся 5-9 классов
Презентация раскрывает историю, значение, классификацию лыжного спорта, экипировку лыжника, правила техники безопасности, лыжные ходы, подъемы, стойки спусков, способы торможения, повороты в движении,...
План-конспект урока лыжной подготовки для учащихся 6 класса
План-конспект урока лыжной подготовки для учащихся 6 класса....
Конспект урока по теме "Лыжная подготовка" для учащихся 6-го класса
Тема урока: формирование двигательных навыков при передвижении на лыжах и спусках и подъемах с гор....
Статья Развитие физических качеств на уроках физической культуры
На уроке физической культуры развитие физических качеств осущесвляется с учетом задач урока, содержания основного материала, возможностей учащихся....
Развитие физических качеств на уроках физической культуры
Для учителей физической культуры. Развитие физических качеств....
Конспект урока по физической культуре по теме «Лыжная подготовка» для учащихся 6 класса
Тема урока: формирование двигательных навыков при передвижении на лыжах и спусках и подъемах с гор....
Методические рекомендации по развитию физических качеств, необходимых в процессе подготовки спортсменов-танцоров на этапе углубленной специализации.
В работе предлагается одна из методик развития физических качеств танцоров-спортменов, использующая разработанный комплекс тренировочных упражнений....