Шахматы в школе
рабочая программа (6 класс)
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта организуется по основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственое, общекультурное.
Программа кружка «Шахматы» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5- 9 классов. Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО и основной образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_v_shkole.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта организуется по основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственое, общекультурное.
Программа кружка «Шахматы» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5- 9 классов. Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО и основной образовательной программы
Общая характеристика курса
Кружок «Шахматы» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа кружка ориентирована на учащихся 12-16 лет. Главная цель внеурочного курса — развитие мышления школьника во всех его проявлениях — от наглядно-образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Достоинство шахмат как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра. Очень интересную мысль о сути игры высказал И. Рыбин: «Всё разнообразие изобретённых человечеством игр — это, в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма игр выполняет ту же функцию, что и всё остальное, предназначенное для поощрения к жизненно необходимому поведению».
Место в учебном плане.
Содержание программы разбито на четыре модуля по 34 ч, из которых можно скомпоновать курс, рассчитанный на преподавание шахмат в течение четырёх лет с периодичностью один раз в неделю, или в течение двух лет с периодичностью два раза в неделю, или в течение трёх лет (один год с периодичностью два раза в неделю и два года с периодичностью один раз в неделю).
Учителю даётся право перераспределять количество часов, отведённое на изучение конкретных тем, а также варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от собственного опыта, подготовленности учащихся, а также от условий работы в данном классе. В программе представлены основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец обучения, по каждому модулю.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Шахматы способствуют улучшению внимания школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства.
Важной задачей для современной школы является развитие наглядно-образного мышления; курс А.З. Зака по развитию наглядно-образного мышления фактически почти целиком построен на материале, практически идентичном шахматам. На шахматном материале очень удобно формировать у школьника рефлексию и определять её глубину.
Наиболее близким к шахматам предметом является математика, и в частности геометрия. Геометрическая составляющая шахмат особенно сильна. Например, правило квадрата и приём «Треугольник» в пешечном эндшпиле расширяют представления школьника об особенностях использования геометрических фигур в шахматной борьбе.
Уже в начале курса сведения об именах линий и полей при изучении темы «Шахматная доска» являются материалом по теме «Кодирование информации» — одной из важнейших в школьном курсе информатики.
Шахматы являются также удобным материалом для моделирования различных процессов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы кружка.
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
—развитие любознательности и сообразительности;
—развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;
—развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
—развитие наглядно-образного мышления и логики.
Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся
должны уметь».
Содержание программы
Модуль I
Шахматная доска и фигуры
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.
Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра. Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный
шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. Запись шахматных ходов
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант. Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки. Раннее развитие ферзя Дебютные ловушки.
К концу изучения модуля I учащиеся должны знать:
—шахматную доску и её структуру;
—обозначение полей линий;
—ходы и взятия всех фигур, рокировку;
—основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,
ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, за-
щита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
уметь:
—играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
—записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
—находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
—оценивать количество материала каждой из сторон и определять
наличие материального перевеса;
—планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
—определять общую цель и пути её достижения;
—решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
Модуль II
Повторение
Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность.
Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.
Защита
Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под
удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака. Реализация большого материального перевеса Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция. Эндшпиль Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.
—Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв.
—Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Фи-
лидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша. Практическая игра Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок.
К концу изучения модуля II учащиеся должны знать:
—выигрышные стратегии матования одинокого короля; уметь:
—ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём,
королём и ладьёй из любой позиции;
—понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
—сравнивать и анализировать действия других игроков;
—разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Модуль III
Повторение
Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Тактика в шахматах
Тактические приёмы и комбинации.
Определение комбинации
Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, от-
крытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, от-
влечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие,
«мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия ко-
роля — основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.
Практическая игра
К концу изучения модуля III учащиеся должны знать:
—основные идеи комбинаций различных типов;
уметь:
—осуществлять простейшие комбинации;
—определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Модуль IV
Атака в шахматной партии
Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках.
Оценка позиции
Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие
фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции. Игра в середине партии
Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии.
Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки
в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на
фланге. Практическая игра
К концу изучения модуля IV учащиеся должны знать:
—понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
—слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных шек в центре, централизацию блокады;
1 | Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий. | 1 | |
2 | Легенда о возникновении шахмат. | 1 | |
3 | Шахматные фигуры и их обозначения. | 1 | |
Ходы и взятия фигур (12 ч) | |||
4 | Ходы ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. . | 1 | |
5 | Взятие ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. . | 1 | |
6 | Практическая игра. | 1 | |
7 | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | 1 | |
8 | Угроза, нападение, защита. | 1 | |
9 | Превращение и взятие на проходе пешкой. | 1 | |
10 | Значение короля. | 1 | |
11 | Шах | 1 | |
12 | Короткая и длинная рокировка. | 1 | |
13 | Начальная позиция. | 1 | |
14 | Запись шахматных позиций. | 1 | |
15 | Практическая игра. | 1 | |
Цель и результат шахматной партии. (10 ч) | |||
16 | Шах, мат и пат. . | 1 | |
17 | Способы защиты от шаха. | 1 | |
18 | Открытый, двойной шах. | 1 | |
19 | Мат. | 1 | |
20 | Сходство и различие между понятиями шаха и мата. | 1 | |
21 | Алгоритм решения задач на мат в один ход | 1 | |
22 | Пат.«Бешеные» фигуры. | 1 | |
23 | Сходство и различие между понятиями мата и пата. | 1 | |
24 | Выигрыш, ничья, виды ничьей. | 1 | |
25 | Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. | 1 | |
Запись шахматных ходов (2 ч) | |||
26 | Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. | 1 | |
27 | Полная и краткая нотация. Шахматный диктант. | 1 | |
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч) | |||
28 | Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. | 1 | |
29 | Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. | 1 | |
Общие принципы разыгрывания дебюта (6 ч) | |||
30 | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. . | 1 | |
31 | Классификация дебютов. | 1 | |
32 | Анализ учебных партий | 1 | |
33 | Раннее развитие ферзя. | 1 | |
34 | Дебютные ловушки. | 1 |
уметь:
—занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;
—блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения
фигур и использовать базовые понятия.
Тематическое планирование. Модуль 2
№п/п | Тема занятия | Кол. часов | |
Повторение (6 ч) | |||
1 | Ходы и взятия фигур. | 1 | |
2 | Понятия шаха, мата и пата. | 1 | |
3 | Задачи на ценность. | 1 | |
4 | Правила записи ходов. | 1 | |
5 | Принципы игры в дебюте. | 1 | |
6 | Анализ учебных партий. | 1 | |
Защита (6 ч) | |||
7 | Понятие о защите. | 1 | |
8 | Уничтожение атакующей фигуры. | 1 | |
9 | Уход из-под удара. | 1 | |
10 | Перекрытие линии атаки. | 1 | |
11 | Защита атакованной фигуры своей фигурой. | 1 | |
12 | Контратака. | 1 | |
Реализация большого материального перевеса (10 ч | |||
13 | Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. | 1 |
|
14 | Матование одинокого короля ферзём и ладьёй. | 1 | |
15 | Матование одинокого короля двумя ладьями. . | 1 | |
16 | Матование одинокого короля королём и ферзём. | 1 | |
17 | Матование одинокого королякоролём и ладьёй. | 1 | |
18 | Матование одинокого королякоролём и ладьёй. | 1 | |
19 | Матовые и патовые позиции. | 1 | |
20 | Матовые и патовые позиции. | 1 | |
21 | Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. | 1 | |
22 | Оппозиция. | 1 | |
Эндшпиль (9 ч) | |||
23 | Общие принципы разыгрывания эндшпилей. | 1 | |
24 | Классификация эндшпилей. | 1 | |
25 | Классификация эндшпилей. | 1 | |
26 | Защита от эндшпиля. | 1 | |
27 | Защита от эндшпиля. | 1 | |
28 | Пешечные эндшпили. | 1 | |
29 | Пешечные эндшпили. | 1 | |
30 | Ладейные эндшпили. | 1 | |
31 | Ладейные эндшпили. | 1 | |
Практическая игра (3 ч) | |||
32 | Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. . | 1 | |
33 | Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. | 1 | |
34 | Анализ ошибок. | 1 | |
Тематическое планирование. Модуль 3
№п/п | Тема занятия | Кол. часов | |
Повторение (3 ч) | |||
1 | Способы защиты от нападения. | 1 | |
2 | Матование одинокого короля. | 1 | |
3 | Простейшие пешечные и ладейные эндшпили. | 1 | |
Тактика в шахматах и определение комбинации (29 ч) | |||
4 | Тактические приёмы и комбинации. | 1 | |
5 | Тактические приёмы и комбинации. | 1 | |
6 | Форсированный вариант. | 1 | |
7 | Форсированный вариант. | 1 | |
8 | Вариант жертва. | 1 | |
9 | Вариант жертва. | 1 | |
10 | Двойной удар. | 1 | |
11 | Двойной удар. | 1 | |
12 | Связка. | 1 | |
13 | Связка. | 1 | |
14 | открытое нападение. | 1 | |
15 | открытое нападение. | 1 | |
16 | слабость последней горизонтали. | 1 | |
17 | слабость последней горизонтали. | 1 | |
18 | Устранение защиты. | 1 | |
19 | Устранение защиты. | 1 | |
20 | Отвлечение, завлечение. | 1 | |
21 | Отвлечение, завлечение. | 1 | |
22 | Блокировка. | 1 | |
23 | Блокировка. | 1 | |
24 | Освобождение пространства. | 1 | |
25 | Освобождение пространства. | 1 | |
26 | Перекрытие. | 1 | |
27 | «Мельница», «рентген», перегрузка. | 1 | |
28 | «Мельница», «рентген», перегрузка. | 1 | |
29 | «Мельница», «рентген», перегрузка. | 1 | |
30 | Разрушение пешечного прикрытия короля. | 1 | |
31 | Разрушение пешечного прикрытия короля. | 1 | |
32 | Комбинации на сочетание идей. | 1 | |
Практическая игра (2 ч) | |||
33 | Практическая игра | 1 | |
34 | Практическая игра | 1 |
Тематическое планирование. Модуль 4 | |||
№п/п | Тема занятия | Количество часов | |
Атака в шахматной партии (3 ч) | |||
1 | Король в центре. | 1 | |
2 | Атака позиции короткой рокировки. | 1 | |
3 | Атака при разносторонних рокировках. | 1 | |
Оценка позиции (3 ч) | |||
4 | Оценка позиции как разложение позиции на элементы. | 1 | |
5 | Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. | 1 | |
6 | Понятие о динамике позиции. | 1 | |
Игра в середине партии (22 ч) | |||
7 | Что делать после дебюта. | 1 |
|
8 | Слабые поля. | 1 | |
9 | Временные и постоянные слабости. | 1 | |
10 | Центр и операции на фланге. | 1 | |
11 | Расположение фигур. | 1 | |
12 | Плохие и хорошие фигуры. | 1 | |
13 | Ограничение подвижности фигур. | 1 | |
14 | Блокада. | 1 | |
15 | Централизация. | 1 | |
16 | Открытые линии. | 1 | |
17 | Полуоткрытые линии. | 1 | |
18 | Концентрация сил для атаки важного пункта. | 1 | |
19 | Открытие и закрытие линий. | 1 | |
20 | Два слона. | 1 | |
21 | 7 и 8 горизонтали. | 1 | |
22 | Форпост. | 1 | |
23 | Форпост на е5. | 1 | |
24 | Форпост на d5. | 1 | |
25 | Слабость комплекса полей. | 1 | |
26 | Фигуры и пешки в центре. | 1 | |
27 | Висячие пешки. | 1 | |
28 | Изолированные пешки. | 1 | |
Практическая игра (6 ч) | |||
29 | Практическая игра | 1 | |
30 | Практическая игра | 1 | |
31 | Практическая игра | 1 | |
32 | Практическая игра | 1 | |
33 | Практическая игра | 1 | |
34 | Практическая игра | 1 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР. 2000г.
2. Сухин И.Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. 2000 г.
3. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества Ростов-на-Дону. Феникс. 2000г.
4. Уильям Гарет. Шахматы. Учитесь играть в самую популярную игру в мире. М. Терра. 1998 г.
5. Френе С.Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. 1990 г.
6. В.Хенкин,Куда идет король. М.. Молодая гвардия. 1979 г.
7. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей.Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.
8. Шахматный словарь. М. ФиС. 1968 г.
9. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994г. по изданию Майзелис И. Шахматы. Основы теории М.Детгиз I960.
10. Шахматы.Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.1990г.
11. Шахматы -школе. М. Педагогика. 1990 г.
12. В.Костров, Д.Давлетов «Шахматы» Санкт-Петербург 2001г.,
13.В.Хенкин «Шахматы для начинающих»М.: «Астрель» 2002г.,
14. О.Подгаец «Прогулки по черным и белым полям» МП «Каисса плюс» Днепропетровск1996г.,
15.И.А.Бареев «Гроссмейстеры детского сада» Москва 1995г.
16. Юдович М.Занимательные шахматы. М. ФиС. 1966 г.
17. Хосе Рауль Капабланка «Моя шахматная карьера» (русский перевод 1924), «Последние шахматные лекции», изд. «Физкультура и спорт», 1976г.
Материально-техническое обеспечение занятий.
Компьютерный класс с возможностью выхода в Интернет
*Онлайн шахматы
*тренажёры для игры
Шахматные доски для игры в парах
Магнитная доска для фронтальной работы
Шахматные часы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
шахматы в школе
шахматы в школе...
Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала».
В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала"....
Шахматы в школе
Также дополнительно веду кружок шахмат в школе....
Шахматы в школе "И веревочка в дороге пригодится"
Познакомить детей с терминами «связка», «полная связка», «частичная (неполная) связка» в шахматах...
«Шахматный словарик к рабочей программе «Шахматы в школе» 1-4 классы (авторы: Э.Э. Усманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова)»
Шахматный словарик по алфавиту к рабочей программе «Шахматы в школе» 1-4 классы (авторы: Э.Э. Усманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова)....
Статья "Шахматы в школе. "
Живущим в 21 веке приходится решать проблемы, с которыми могут справиться только люди с высоким уровнем образования и культуры. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального и культурного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Шахматы в школе» для 1 класса
Пояснительная запискаРабочая программа по курсу «Шахматы в школе» составлена для учащихся 1-4 классов, разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «НШ №24»...