шахматы в школе
материал по физкультуре ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
шахматы в школе
Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь ребенка как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы.
В. Сухомлинский
Шахматы учат мыслить – вот основной (а нередко и единственный) аргумент сторонников шахматного всеобуча, ратующих за введение шахмат в школьные программы.
Но разве математика, биология и другие дисциплины, традиционно преподаваемые в средней школе, не учат мыслить? Школьные программы и без того перегружены, дети переутомляются, им не хватает времени на подвижные игры и занятия спортом. Зачем же еще и шахматы?
Мало кто сомневается в том, что шахматы полезны для ума. Однако этого совершенно недостаточно для обоснования преподавания шахмат, как еще одной обязательной школьной дисциплины. Для того чтобы шахматы стали школьным предметом и преподавались повсеместно наряду с математикой, языками и естествознанием, необходимо убедиться в том, что шахматы воспитывают в детях такие необходимые для жизни качества, каких традиционное обучение развить не может. Шахматы надолго обоснуются в школе только при том условии, что они докажут свою способность решать нерешенные проблемы школьного образования
Какие же это проблемы?
Может быть, основным недостатком школьного (и не только школьного) образования всегда было и остается то, что оно не дает умения применять полученные знания на практике. Как правило, знания преподносятся школьникам в готовом, хорошо ‘упакованном’ виде. А если человек не знает, как и из каких практических потребностей возникли правила, научные понятия и законы, которым его учат, то и использовать он их сможет только для того, чтобы сдать экзамены. И ни для чего больше!
Как научить ребенка искать и устанавливать связь между словами и делами? Для этого лучше всего вовлечь его в практическую деятельность, для успеха в которой требуются знания. И тогда он сможет открыть для себя, что знания рождаются из дела и нужны для дела, а не только для того, чтобы радовать родителей хорошими отметками. Однако к “общественно-полезному” труду, где понадобились бы знания математики или химии, усвоенные (или плохо усвоенные) на уроке, ребенка не привлечешь. Вот тут то и пригодятся шахматы. Потому что игра в шахматы - это и есть посильная и интересная для детей практическая деятельность, имеющая развитую и неотрывную от практики теорию.
Начинающий шахматист радуется полной свободе, которую он получает в игре: как хочу, так и хожу. Но очень скоро он проникается уважением к теории, ограничивающей эту свободу, потому что на опыте собственных поражений убеждается в том, что знания, полученные из учебников или на шахматных уроках в школе, полезны и нужны для того, чтобы побеждать. И можно надеяться, что это уважение к знаниям постепенно распространится и на всё другое, чему учат в школе. Шахматы учат учиться.
Знания, истинность которых постоянно проверяют на деле, не становятся догмами. Разнообразные правила ограничивают нашу свободу, и чтобы разумно подчиняться правилам мы нуждаемся в практических доказательствах того, что эти ограничения действительно необходимы. Но если мы никогда не будем переходить границ, то как узнаем, что делается по ту сторону? Можно сказать, что сами правила нуждаются в том, чтобы их время от времени нарушали. Однако опыт “переступания границ” лучше приобретать в игре – в реальной жизни это подчас обходится слишком дорого.
Занимаясь шахматами, ребенок научается тому, чему плохо учат традиционные школьные дисциплины: соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, искать в теории ответы на практические вопросы, творчески применять полученные на уроке знания, не ожидая от теории готовых решений. Шахматы стимулируют самостоятельность мышления, награждая поиски нетривиальных решений эстетическим чувством прекрасного. Шахматы учат творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала».
В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала"....
Шахматы в школе
Также дополнительно веду кружок шахмат в школе....
Шахматы в школе "И веревочка в дороге пригодится"
Познакомить детей с терминами «связка», «полная связка», «частичная (неполная) связка» в шахматах...
«Шахматный словарик к рабочей программе «Шахматы в школе» 1-4 классы (авторы: Э.Э. Усманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова)»
Шахматный словарик по алфавиту к рабочей программе «Шахматы в школе» 1-4 классы (авторы: Э.Э. Усманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова)....
Статья "Шахматы в школе. "
Живущим в 21 веке приходится решать проблемы, с которыми могут справиться только люди с высоким уровнем образования и культуры. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального и культурного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Шахматы в школе» для 1 класса
Пояснительная запискаРабочая программа по курсу «Шахматы в школе» составлена для учащихся 1-4 классов, разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «НШ №24»...
Шахматы в школе
Сейчас эта статья очень актуальна, так как в настоящее время идут споры: нужны ли шахматы в школе?. Будет ли это внеурочка, кружок доролнительного образования или третий урок физичес...