Статья "Шахматы в школе. "
статья
Живущим в 21 веке приходится решать проблемы, с которыми могут справиться только люди с высоким уровнем образования и культуры. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального и культурного уровня человечества, ведь недаром ХХI век объявлен ЮНЕСКО веком образования.
Шахматы являются одной из наиболее эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека, поэтому повышение интереса к ним в последние годы понятно. Они преподаются в школах многих стран мира и как обязательный, и как факультативный предмет. Образовательный эффект этой игры отмечали философы, политические деятели, шахматисты и другие представители интеллектуальной элиты разных эпох, стран и народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_statya.docx | 14.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
"Шахматы в школе. "
Автор П.К. Голубев
Живущим в 21 веке приходится решать проблемы, с которыми могут справиться только люди с высоким уровнем образования и культуры. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального и культурного уровня человечества, ведь недаром ХХI век объявлен ЮНЕСКО веком образования.
Шахматы являются одной из наиболее эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека, поэтому повышение интереса к ним в последние годы понятно. Они преподаются в школах многих стран мира и как обязательный, и как факультативный предмет. Образовательный эффект этой игры отмечали философы, политические деятели, шахматисты и другие представители интеллектуальной элиты разных эпох, стран и народов.
Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».
Достоинство шахмат, как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра, в процессе которой происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий головного мозга, развитие логического и абстрактного мышления.
Благодаря шахматам, в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент и правое полушарие, которое отвечает за пространственное воображение, моделирование и создание возможных ситуаций. В школах уроков логики нет, а занятие шахматами учат детей логически мыслить и рассуждать, предугадывать и прогнозировать события, просчитать все возможные варианты и исходы игры, принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – навыки, которые получает шахматист.
Во время занятий у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе и это важно для детей с синдромом дефицита внимания, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.
Процессы запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания, припоминания, узнавания, интенсивно задействованы в шахматах, т.к. игрок пользуется как долговременной, так и оперативной памятью, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.
Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой - и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.
Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируется эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»
Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»
Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...
Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»
В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...
Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
Современная школа - современный учитель. Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ
Дистанционный курс по предмету "История музыки" разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...