Шахматы в школе "И веревочка в дороге пригодится"
методическая разработка (5 класс) по теме
Познакомить детей с терминами «связка», «полная связка», «частичная (неполная) связка» в шахматах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация открытого занятия | 916.14 КБ |
Открытое занятие "И веревочка в дороге пригодится" | 206.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найди связку. Обозначь ее линией, обведи кружочком связанную фигуру, крестиком – поля, запрещенные для короля, и вам станет понятно, кто нанесет последний удар. Реши задачи мат в 1 ход, при помощи связки.
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Педагог дополнительного
образования: Волгина Е.А.
Тема: «И веревочка в дороге пригодится»
Тип занятия: изучение нового материала и повторение пройденного материала в игровой форме.
Цель: Дать понятие «связка», «полная связка» и «частичная (неполная) связка». Применить знания в решении шахматных задач.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с терминами «связка», «полная связка», «частичная (неполная) связка» в шахматах,
Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.
Развивающие: развивать творческое мышление, логическое мышление, память, внимание, пространственные представления, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развивать интеллект.
Оборудование: магнитная шахматная доска, шахматная доска, комплект шахматных фигур, комплект магнитных шахматных фигур.
Предварительная работа: изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, что такое шах, мат, пат, длинной и короткой рокировки, шахматной нотации, линейного мата.
Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествовать по шахматной доске. И познакомимся с таким приемом как связка. И в этом нам помогут наши знакомые и любимые герои мультфильмов: Добрыня, Колыван, Баба яга и Хан.(мультфильм «Добрыня Никитич»)
«А этот приём точно поможет? Вдруг он в партии не действует?» - засомневалась Баба Яга.
Обязательно подействует! Надо только не пропускать момент. Перед каждым ходом вновь и вновь задавайте себе вопрос: не могу ли я нанести двойной удар? Линейный? Может еще что-нибудь? И смотри во все глаза! «Значит, чем больше знаешь приемов, тем скорее какой-то из них сможешь применить?» Конечно! «Читаем дальше!» - хлопнула по столу Баба Яга и быстро-быстро потёрла ладошки.
Следующая глава называется «Связка», - Объявил Колыван. Ха, связка! Что там читать – то? Это каждый знает». – «Хан, послушай в начале». – «И слушать не хочу! Я вам сам расскажу. Берем длинную-длинную верёвку и по крепче, что бы он, не смог распутаться и связываем Добрыню по рукам и ногам. Хотел бы я посмотреть, сможет ли он после этого не то, чтобы выиграть, но хотя бы сделать ход!» - «Как просто! Изумилась Баба Яга. – Замечательный приём! А главное – всегда проходит». – «Погодите, - Остановил всех Колыван. Если Добрыня не сможет сделать ход, как же Хан сможет выиграть партию? Партии – то не получится она, просто не состоится».
Хан раскрыл рот и вытаращил глаза, Баба Яга задумалась, почесывая на голове свои три волосинки. «Нет уж, слушайте, что написано в книге.
Связка – это нападение линейной фигуры (ладьи, слона, ферзя) на фигуру неприятеля, которая закрывает собой либо другую фигуру (обычно более ценную), либо важное поле.
Шахматные фигуры в связке
В связке минимум 3 участника:
Связывающая фигура – это фигура, которая производит нападение.
Связанная (заслоняющая) фигура – это фигура, которая защищает другую, более важную.
Прикрываемая (цель связки) – это фигура или важное поле, на которую(-ое) нацелилась связывающая фигура.
Связка происходит только по прямой линии – горизонтали, вертикали, диагонали. Связку могут осуществить ладья, слон и ферзь.
Связка бывает полной или неполной, т.е. частичной.
Например: (диаграмма1)(Слайд 1)
После 1. Ла4 конь становится связанным.
Баба Яга немедленно нацепила очки и стала наклоняться над доской то так, то эдак. «Что случилось?» - «Ищу верёвки».
Никаких ниток, верёвок и канатов, а в шахматах нет. Конь называется связанным, потому что он никуда не может пойти, хотя и очень хочется. Ведь он прикрывает собой короля! Представим себе, что конь прыгнул в сторону – тогда под боем оказался король, что ни в коем случае не допускается. Это положение называется полной связкой.
«Что же делать?» - Баба Яга опечалилась, но Хан не унывал: «Надо защитить коня ходом 1…е5. Если теперь ладья побьёт коня, пешка побьёт ладью, и белые проиграют качество». Ведь конь по – прежнему будет связан и сбежать не сможет.
Как можно сыграть, чтобы выиграть коня? Думай, хорошенько подумайте! Надо пойти 2.е3 и следующим ходом взять коня пешкой.
В следующем положении (диаграмма 2) (слайд 2)
Белые не могут с помощью линейного удара Фа1+ выиграть ферзя, потому что черный король защитит его. Поэтому в начале убираем ферзя по дальше: 1.Сf6! связка! Заставляем ферзя удалиться от короля по диагонали а1-h8. 1… Фf6 А теперь – линейный удар! 2. Фа1+ Кс4 3.Ф:f6.
Еще одна интересная позиция (диаграмма 3) (слайд 3)
Здесь слон связывает пешку на g7 .
Следовательно, пешка h6 ничем не защищена!
1.Ф:h6+ Крg8. Как поставить мат в 1 ход? Нашел?
2. Ф:g7x.
А теперь, дружок, сосредоточься. Мы рассмотрим позицию, Красивую комбинацию на тему «связка» провёл чемпион мира Гарри Каспаров против Эльвеста. (диаграмма 4) (слайд 4)
Белые грозят страшным ударом на g7, их слон связывает ладью, которая неподвижна и не может побить ферзя. После размена у белых остаётся три пешки против двух и большие шансы на победу. Но Каспарову всё же удаётся использовать свою связку: ладья – ферзь – король. Причём в этой комбинация встретились связка с двойным ударом.
- . . . Фd5 – d1+!
- Kpg1 – g2 Фd1 : g4+
1.….Лf8. Ферзь не может уйти из под боя, позади – король. Белые пытаются спасти своего ферзя 2. Лd8, в свою очередь, связывая черную ладью, у которой прямо руки чешутся – так хочется побить ферзя! Но нельзя - связана. Эта ладья похожа на лисицу из басни Крылова «Лисица и виноград»: видит око да зуб неймет. (диаграмма 5) (слайд 5)
Что будет, если черные побьют на d8? Размен. Казалось бы, белые спаслись, но тут у черных находится замечательный двойной удар.
2…. Фh4+!Почему нельзя бить ферзя? Из-за связки черные выиграют.
Эффективна связка в окончаниях.
(Диаграмма 6) (слайд 6)
В этой позиции две ладьи не могут выиграть у слона ввиду «мертвой» связки
1. . . . Ch5 – f7!
Любой ход королем или отход ладьи d3 с линии «d» ведет к потере ладьи d5. Если белые играют
2. Лd3 – d2 . . .
то черный слон гуляет взад-вперед по диагонали, сохраняя связку и выжидая,
2. . . . Сf7 – e6!
Конечно, слону невыгодно связывать ладью d3 –
1. ... Сh5–e2?
2. Крс4–с3 Се2:d3
3. Лd5:d3.
А ладья, как известно, ставить мат умеет!
Аронин в партии с Микеносом сыграл (диаграмма 7)(слайд 7)
1. . . . Лс8 – d8!
Ладья не боится взятия из-за диагональной связки. Чёрные грозят выиграть ферзя.
После 2. Фd3 : f5 . . .
срабатывает и вертикальная связка
2. . . . Лd8 : d1X.
А теперь ребята давайте с вами попробуем применить «Связку» в задачах. Предлагаю вашему вниманию несколько задач для тренировки.
Упражнения для повторения
Найди связку. Обозначь ее линией, обведи кружочком связанную фигуру, крестиком – поля, запрещенные для короля, и вам станет понятно, кто нанесет последний удар. Реши задачи мат в 1 ход, при помощи связки.
Выигрыш благодаря связке
Литература
- Шахматного учебника Кострова В. и Давлетова Д.
Урок двадцать восьмой. Шахматная связка. Виды связок.
Создано 13.08.2012 15:36
Автор: Костров В. и Давлетов Д.
- Елена Балашова «Шахматная азбука» .- Т «Имидж Принт», 2012.-144с.:ил.
- О. Подгалец «Прогулка по Белым и Черным полям».- Ростов-но-Бону: «Феникс»,2006.- 187с.:ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
шахматы в школе
шахматы в школе...
Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала».
В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала"....
Шахматы в школе
Также дополнительно веду кружок шахмат в школе....
«Шахматный словарик к рабочей программе «Шахматы в школе» 1-4 классы (авторы: Э.Э. Усманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова)»
Шахматный словарик по алфавиту к рабочей программе «Шахматы в школе» 1-4 классы (авторы: Э.Э. Усманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова)....
Статья "Шахматы в школе. "
Живущим в 21 веке приходится решать проблемы, с которыми могут справиться только люди с высоким уровнем образования и культуры. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального и культурного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Шахматы в школе» для 1 класса
Пояснительная запискаРабочая программа по курсу «Шахматы в школе» составлена для учащихся 1-4 классов, разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «НШ №24»...
Шахматы в школе
Сейчас эта статья очень актуальна, так как в настоящее время идут споры: нужны ли шахматы в школе?. Будет ли это внеурочка, кружок доролнительного образования или третий урок физичес...