РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Шахматы в школе» для 1 класса
рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Шахматы в школе» составлена для учащихся 1-4 классов, разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «НШ №24», составлена на основе авторской программы по «Шахматам в школе» в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией физического воспитания. В основу рабочей программы вошла авторская программа Сухина И.Г. «Шахматы в школе». Данная программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Нормативно-правовой базой программы являются:
- Закон РФ «Об образовании» №122-ФЗ (ст. 32);
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 26 июня 2012г. № 504);
- Концепция федеральной целевой программы «Развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2017 годы» (распоряжение Правительства РФ от 15.09.2005 г. №1443-р), федеральных и республиканских законов в области физической культуры и спорта, на базе современных требований педагогики, психологии, физиологии и теории ФК, регламентирующих учебное содержание образовательной дисциплины, примерных учебно - тематических программ ведущих тренеров по шахматам;
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.
Данная рабочая программа направлена на осуществление следующей цели: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Цель конкретизирована следующими задачами:
• создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
• формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
• воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shahmaty.docx | 39.15 КБ |
Предварительный просмотр:
К основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2017 № 620
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Шахматы в школе»
для 1 класса
на 2017-2018 учебный год
учителя начальных классов
Топчий Валентины Афанасьевны.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Шахматы в школе» составлена для учащихся 1-4 классов, разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «НШ №24», составлена на основе авторской программы по «Шахматам в школе» в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией физического воспитания. В основу рабочей программы вошла авторская программа Сухина И.Г. «Шахматы в школе». Данная программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Нормативно-правовой базой программы являются:
- Закон РФ «Об образовании» №122-ФЗ (ст. 32);
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 26 июня 2012г. № 504);
- Концепция федеральной целевой программы «Развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2017 годы» (распоряжение Правительства РФ от 15.09.2005 г. №1443-р), федеральных и республиканских законов в области физической культуры и спорта, на базе современных требований педагогики, психологии, физиологии и теории ФК, регламентирующих учебное содержание образовательной дисциплины, примерных учебно - тематических программ ведущих тренеров по шахматам;
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.
Данная рабочая программа направлена на осуществление следующей цели: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Цель конкретизирована следующими задачами:
• создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
• формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
• воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
• Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
• принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
• принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
• принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
• принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
• принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учится выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению “доматового” периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Программой “Шахматы, первый год” предусматривается 30 занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает шесть тем: “Шахматная доска”, “Шахматные фигуры”, “Начальная расстановка фигур”, “Ходы и взятие фигур”, “Цель шахматной партии”, “Игра всеми фигурами из начального положения”.
Программа “Шахматы, второй год” предусматривает 33 учебных занятий, по одному занятию в неделю. Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи. Учебный курс включает пять тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”.
Программа третьего и четвертого годов обучения также предусматривает 34 учебных занятия, 1 час в неделю. На третьем году обучения рассматриваются основы дебюта, миттельшпиля и эндшпиля, даются понятия о тактике и стратегии. На четвертом году обучения занятия посвящены в основном совершенствованию игры в миттельшпиле, поскольку главная борьба происходит в середине партии. Основные темы курса “Анализ и оценка позиции”, “Шахматные комбинации”, “План в шахматах”. Учащиеся учатся элементарно анализировать позицию и на основе анализа составлять простейший план дальнейшей игры. Дети знакомятся с темами комбинаций, учатся находить несложные тактические приемы и проводить комбинации. Учащиеся принимают участие в соревнованиях.
Содержание программы
1-ый год обучения
I. Шахматная доска. Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.
II. Шахматные фигуры. Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
III. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило“Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
IV. Ходы и взятие фигур. (Основная тема учебного курса.) Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.
V. Цель шахматной партии. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
В ходе реализации программы внеурочной деятельности «Шахматы» у обучающихся формируются личностные, метапредметные (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) и предметные результаты.
Личностными результатами освоения программы является формирование следующих умений:
• определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
• проговаривать последовательность действий.
• учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
• учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
• умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
• рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
• приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
• освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Предметными результатами изучения программы являются:
К концу первого года обучения дети должны знать:
• шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
• названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
должны уметь:
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
• правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
• различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
• рокировать;
• объявлять шах, мат;
• решать элементарные задачи на мат в один ход.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Педагогический контроль включает в себя такие педагогические методики: диагностические задания и упражнения, тесты, фронтальные и индивидуальные опросы, наблюдения. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Виды контроля:
- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- промежуточный контроль проводится один раз в полугодие
- итоговая аттестация проводится в конце каждого учебного года в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков.
Материально-техническое обеспечение
На занятиях используются:
• магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
• шахматные часы – 2 штуки;
• словарь шахматных терминов;
• комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.
Планируемые результаты изучения предмета
≪Шахматы в школе≫
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся
должны:
- уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение,
белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная
и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;.
- знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король),
правила хода и взятия каждой фигуры;
- иметь представление о том, что такое' нападение, и уметь видеть
элементарные угрозы партнёра;
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные
задачи на мат в один ход;
- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
- знать цену каждой шахматной фигуры;
- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём
и ладьёй, ферзём и королём;
- владеть способом взятия на проходе;
- записывать шахматную партию;
- уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до
конца с записью своих ходов и ходов партнёра.
Содержание учебного предмета
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном
обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся
отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие
о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов,
шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их
проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные
термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья,
слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение,
начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе,
длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных
фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приёмы;
шахматная партия, запись шахматной
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (1 КЛАСС)
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающегося, оборудование | |
план | факт | |||
1 | 1.09 | Шахматы — мои друзья. История возникновения шахмат С. 10-15 | рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, выполнение творческого задания (рисование), двигательная активность, придумывание детьми небольшого рассказа на заданную тему. Оборудование: демонстрационная доска. | |
2 | 8.09 | Шахматная доска С.16-17 | рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, выполнение заданий в рабочей тетради. Оборудование: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту). | |
3 | 15.09 | Горизонталь С.18-21 | ||
4 | 22.09 | Вертикаль С.22-25 | ||
5 | 29.09 | Диагональ С.26-31 | рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, выполнение заданий в рабочей тетради. Оборудование: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту) | |
6 | 6.10 | Шахматная нотация С.32-35 | рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, выполнение заданий в рабочей тетради. Оборудование: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту) | |
7 | 13.10 | Шахматные фигуры и начальная позиция с.36-41 | рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, выполнение заданий в рабочей тетради. Оборудование: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту) | |
8 | 20.10 | Ладья С.42-47 | Основные виды деятельности: рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, работа детей у демонстрационной доски, выполнение заданий в рабочей тетради. Оборудование: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту). | |
9 | 27.10 | Слон С.48-53 | рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, работа детей у демонстрационной доски, выполнение заданий в рабочей тетради. Оборудование: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту). | |
10 | 10.11 | Ферзь С.54-59 | рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, работа детей у демонстрационной доски, выполнение заданий в рабочей тетради. Оборудование: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту). | |
11 | 17.11 | Конь С.60-65 | рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, работа детей у демонстрационной доски, выполнение заданий в рабочей тетради. Оборудование: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту). | |
12 | 24.11 | Пешка С.66-71 | рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, работа детей у демонстрационной доски, выполнение заданий в рабочей тетради. Оборудование: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту). | |
13 | 1.12 | Превращение пешки С.72-75 | рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы,, работа детей у демонстрационной доски, выполнение задании в рабочей тетради. Оборудование: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту). | |
14 | 8.12 | Король С.76-81 | ||
15 | 15.12 | Ценность фигур С.82-87 | рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, работа детей у демонстрационной доски, выполнение заданий в рабочей тетради. Оборудование: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту). | |
16 | 22.12 | Нападение С.88-96 | ||
17 | 29.12 | Взятие. Взятие на проходе С. 96-101 | рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, работа детей у демонстрационной доски, выполнение заданий в рабочей тетради. Оборудование: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту). | |
18 | 12.01 | Шах и защита от шаха С.102-105 | рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, работа детей у демонстрационной доски, выполнение заданий в рабочей тетради. Оборудование: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту). | |
19 | 19.01 | Мат С.106-111 | рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, работа детей у демонстрационной' доски, выполнение заданий в рабочей тетради. Оборудование: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту). | |
20 | 26.01 | Пат — ничья С.112-117 | ||
21 | 2.02 | Рокировка С.118-121 | ||
22 | 9.02 | Основные принципы игры в начале партии С.122-125 | ||
23 | 16.02 | Мат двумя ладьями одинокому королю С.126-133 | ||
24 | 2.03 | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю С.134-141 | ||
25 | 16.03 | Мат ферзём и королём одинокому королю С.142-149 | ||
26 | 23.03 | Материальное преимущество С.150-155 | ||
27 | 6.04 | Нарушение основных принципов игры в начале партии С.156-159 | ||
28 | 13.04 | Партии-миниатюры С.160- 165 | ||
29 | 20.04 | Запись шахматной партииС.166-169 | ||
30 | 27.04 | Шахматный этикет С170-175 | рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради. Оборудование: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту). | |
31 | 4.05 | Шахматный турнир | соревновательная деятельность, практическая игра с партнёром. Оборудование: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту). | |
32 | 11.05 | Шахматный турнир | ||
33 | 18.05 | Шахматный турнир |
Список литературы
Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения
занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. - М.: ООО ≪Дайв≫, 2009.
Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. - М.: Просвещение,
1983.
Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника
шахматной игре / В. И. Гончаров. - М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. - М.:
Детская литература, 1980.
Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной
школе / А. М. Диченскова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. —
Л.: Детская литература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. - Ташкент: Укитувчи, 1992.
Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере:
метод, материал для работы с детьми / А. Н. Костьев. - М.: Физкультура
и спорт, 1980.
Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет /
И. Г. Сухин. - М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. — Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная академия
Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — М.:
Педагогика, 1991.
Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране /
И. Г. Сухин. - М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. - М.:
Астрель, ACT, 2000.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес
и тайн полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной
школы / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для
учителя / И. Г. Сухин. - Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Шахматы - школе / сост. Б. Гершунский, А. Костьев. - М.: Педагогика, 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « Информатика и ИКТ» 8 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с учетом УМК Ю.А. Быкадорова по курсу «Информатика и ИКТ» для 8 классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...
Рабочая программа учебного предмета «Физика» ученика 7 «А» класса Павлова Сергея (обучение на дому, АООП ООО ) на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа учебного предмета "Физика" для индивидуального надомного обучения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 5 класса занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида на 2020–2021 учебный год
Рабочая программа составлена на основеавторской программы по математикедля обучения учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отстало...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств, обучающихся ка...
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 класса Матвеева Ильи (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) на 2023-2024 учебный
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе о...