Конспект занятия «Тотемные животные народа Ханты»
план-конспект занятия (6 класс)
Цель занятия: ознакомить обучающихся с народным фольклором коренных жителей Югры, на примере легенд народа Ханты о тотемных животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
К презентации прилагается конспект занятия «Тотемные животные народа Ханты» | 1.07 МБ |
totemnye_zhivotnye.docx | 76.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В верованиях некоторых народов — животное (реже растение и др.), обладающее магической силой, часто считающееся родоначальником племени и являющееся предметом религиозного культа. Герб племени — изображение такого животного (или растения и др .). Тотем
Гагара
Медведь
Глухарка сна
Лягушка
Бобёр
Выдра
Изображение тотемных животных Современный декоративный вариант Традиционный способ украшения колыбельки
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спектр»
Конспект занятия
«Тотемные животные народа Ханты»
Педагог дополнительного образования
Хабибулина Ия Григорьевна
Новоаганск, 2020
Тотемные животные народа Ханты
Цель занятия: ознакомить обучающихся с народным фольклором коренных жителей Югры, на примере легенд народа Ханты о тотемных животных.
Задачи:
- развить интерес к изучению народных традиций коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
- выполнить рисунок тотемного животного гуашевыми красками;
- воспитать любовь к родному краю, чувство патриотизма.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы занятия.
II. Основная часть
1.Объяснение нового материала
2.Физминутка
III. Практическая работа.
IV. Итог
Просмотр рисунков.
Проверка знаний.
Материалы и инструменты: детям – альбом, простой карандаш, ластик, гуашевые краски, банка с водой, кисти № 2 и 3, иллюстрации; педагогу – компьютер, книжная выставка по теме занятия.
I.Здравствуйте ребята! Мы с вами живём в суровом сибирском краю. Освоение этих территорий началось в 60 годы, когда в наших краях нашли нефть и газ. До интенсивного освоения края, коренные жители жили своей размеренной жизнью, противостояли холодам, гнусу, болезням и другим трудностям, а помогали им в этом, не только прекрасные знания законов природы, но и вера в то, что их родных оберегают тотемные животные. Кто эти животные, мы с вами сегодня узнаем!
II. Слайд 2. Что означает слово тотем?
ТОТЕМ
1. В верованиях некоторых народов — животное (реже растение и др.), обладающее магической силой, часто считающееся родоначальником племени и являющееся предметом религиозного культа.
2. Герб племени — изображение такого животного (или растения и др.).
Сибирские угры
Русские прозвали народ Ханты "остяками". Возможно, это искажённое As-jah-"народ Оби.
Историки считают, что в VI-V тысячелетии до нашей эры предки хантов жили в лесной и лесостепной зоне Урала и Западной Сибири, а потом воинственные южане-кочевники оттеснили их на север Сибири.
В XII веке на Обь пришли тюрки - прародители сибирских татар. Позже весь Иртыш был ими завоеван, но хантам удалось сохранить независимость от Сибирского ханства.
Так как этот коренный малочисленный народ России издавна живёт в тайге на севере Западной Сибири по берегам Оби и Иртыша, а также их притоков (недаром же их ещё называют обскими уграми), неудивительно, что традиционное занятие хантов – речное рыболовство.
И конечно, ханты – превосходные охотники, в старину они добывали пушного зверя, а также лося и медведя, и только два века назад занялись лесным оленеводством. На протяжении многих веков они жили промыслом и собирательством.
Слайд.3 Проживая вдали от цивилизации, народы Севера долго сохраняли свою самобытность, свою религию и своё представление о сотворении мира. Согласно мифу (по одной из версий), землю со дна океана при сотворении мира достала гагара по имени Лули. Мир делится на три сферы: воздушную, водную и земную. Именно поэтому водоплавающая птица оказывается в этой ситуации наиболее подходящей, — ей доступны все три сферы.
Как-то при сотворении мира заспорили на вершине горы гагара по имени Лули и злой подземный дух Куль-Отыр, кто из них первый поднимет с океанского дна земную сушу…
Сотворенный ими первозданный мир был очень прекрасен, и каждый из них хотел приписать себе эту заслугу: на ночном небосклоне светили звезды и месяц, при мерцающем свете которых вода особенно таинственно серебрилась. А горы прямо из-под играющей бликами воды поднимались высоко в небо, к звездам, напоминая застывших, окаменевших великанов.
Да, мир был просто чудесен!
Первой решилась прыгнуть в воду гагара Лули, она разбежалась и ловко нырнула, так что сразу скрылась под водой, а злой подземный дух, чтобы ей помешать, принялся в гневе трясти горы и извергать лаву.
Когда она вынырнула, в клюве она держала землю: кое-где из-под воды уже стала появляться местами суша, а со второго и третьего раза – возник небольшой остров… Там, где брызги раскаленной лавы попали ей на горло и шею, перья стали красными… Но гагара Лули не остановилась и продолжила нырять, пока не возник целый континент.
Все это видел старик со старухой, живший на соседнем склоне горы, как прилетела гагара по имени Лули и достала землю с океанского дна, и он-то рассказал об этом своим детям, а потом и своим внукам.
С тех пор у ханты-мансийцев эта птица считается священной.
Слайд 4. У хантов процветал культ поклонения духам деревьев и тотемным животным, важнейшим из которых стал медведь.
Согласно верованиям хантов, первая на свете женщина родилась от медведицы, а огонь людям даровал Великий Медведь. Впрочем, поклонение "хозяину тайги" нисколько не мешало на него охотиться. Наоборот, добыть медведя считалось большой удачей и обязанностью устроить односельчанам большой праздник.
Если охотнику удавалось завалить медведя, всё селение ликовало четыре дня, а если медведицу, то на сутки дольше. Судя по тому, что в каждой семье хантов хранилась не одна медвежья шкура, охота на медведей была для этого народа делом обычным. Голову медведя-самца оставляли нетронутой и водружали на передние лапы, на нос клали серебряные монеты, а на пасть надевали специально изготовленный из бересты намордник. Голову медведицы украшали женским платком и бусами. Медвежий праздник обязательно сопровождался лакомствами из медвежатины, обрядовыми песнями, танцами и шуточными представлениями. Интересно, что дурачиться на этом празднике могли только мужчины. Если они разыгрывали сценки про женщин, то переодевались в женскую одежду.
Слайд. 5 Наши ближайшие соседи, жители села Варьёган, до сих пор сохранили веру в тотемных животных. Каждый род (Айпиных, Казамкиных, Айваседо, Иуси) имеет своих покровителей в животном мире. Подробней с этой информацией можно ознакомиться в музее села Варьёган. (Этнографический парк-музей с. Варьёган. https://www.museum-varegan.com)
Чтобы тотемное животное оберегало охотников, женщин и детей, его изображение использовали в украшении предметов быта.
Глухарка сна оберегала сон младенцев. Её часто изображали на колыбельке.
Слайд 6, 7, 8.
Лягушка Бобёр
Выдра
Физминутка. Ведущий показывает, как движется животное, все дети повторяют движения и отгадывают, кого загадал ведущий.
III. Практическое задание. Ребята, вы узнали, какие тотемные животные оберегали коренных жителей от напастей, узнали, какая птица сотворила землю, по мнению предков народа Ханты. Я предлагаю нарисовать понравившееся вам животное, а может, кто-то из вас придумает другое тотемное животное и объяснит, почему выбрал именно этого зверя, за какие его качества.
IV. Вопросы для проверки знаний.
Что означает слово тотем?
Кого называли остяками?
Каких тотемных животных народа Ханты вы знаете?
Какая птица сотворила землю, по версии хантыйских хранителей
легенд?
Где изображали тотемных животных?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Царство животных" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с импользлванием элементов ТРИЗ И РТВ, помогающие научить детей классифицировать животных....
конспект занятия "Дикие животные"
занятие по развитию связной речи с нетрадиционными приемами....
План-конспект занятия "Рисование животных(техника рисования углем)"
План-конспект занятия "Рисование животных (техника рисования углем)"...
Конспект занятия.ТЕМА: Животные жарких стран
Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и общим недоразвитием речи (подготовительной)....
Конспект занятия "Дикие животные"
Конспект занятия "Дикие животные". Для детей с нарушениями слуха....
Конспект занятия "Дикие животные"
Обобщающее подгрупповое коррекционное занятие на тему "Дикие животные" в старшей группе...
Конспект занятия «Домашние животные».
Конспект урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» на тему: «Домашние животные»....