Рабочая программа ДООП "Город мастеров"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Лодоева Надежда Борисовна
Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества. Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства. Направленность программы – художественная. Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных природных материалов. Объем программы - 76 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_gorod_masterov.docx388.59 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы…………………………………………………………………………………

3

Пояснительная записка……………………………...…….……………………...

3

1.2.

Цель и задачи программы………………………………….……..…....................

6

1.3.

Содержание программы…………………………………...………..…………….

7

1.4.

Планируемые результаты………………………………….……………………..

13

2.

Комплекс организационно-педагогических условий………………...………………...

15

2.1.

Календарный учебный график…………………………………………………...

15

2.2.

Условия реализации………………………………...………….............................

18

2.3.

Формы аттестации ………………………………………………………………..

18

3.

Список литературы……………………………………………………………………….

20

  • Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы

1.1. Пояснительная записка

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству.

Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Видеть красоту предметов декоративно – прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся.

Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.

      Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

      Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Направленность программы – художественная.

Нормативные документы для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008;
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования;
  • "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

Актуальность программы.

Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с природным материалом, это помогает овладеть основами разнообразной творческой деятельности, а также дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя мир декоративно-прикладного творчества. Дает возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

        Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

        На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями художника, швеи, столяра. Воспитанники фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

        Программа «Город мастеров» направлена на развитие творческих способностей - процесс, который проходит все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

        Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

        Мир природы  является поистине волшебным. Каждая веточка, каждый листочек таят в себе непередаваемое очарование. Но не только это характеризует живую природу. Из материала, который она нам дарит, можно сделать чудеса своими руками. Достаточно только увидеть, какая тайна кроется в каждом листочке, и подарить миру чудо. Изучение отдельных видов прикладного творчества привело к построению программы «Город мастеров». Структура программы разработана с учетом возрастной психологии детей и их интересов.        

         Природа и культура - это диалектические противоположности. С одной стороны, культура противостоит природе, поскольку это искусственная, а не естественная среда обитания человека. С другой стороны, культура находится в единстве с природой, поскольку в основе ее лежит природный элемент. К этому следует добавить, что природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. Природная среда оказывает влияние на характер занятий, способы деятельности человека, характер бытовой культуры, своеобразие искусства. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни,  характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой. 

        Экологическое воспитание неотъемлемая часть общего образования детей. Именно поэтому в программе разработан раздел «Эко дизайн».

        Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных природных материалов.

         Педагогическая целесообразность программы опирается на три группы педагогических приёмов:

Организационные:

Хорошо организованная, продуманная деятельность педагога помогает ребёнку быть инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.

Ценностные:

1. Проведение занятий на природе развивает наблюдательность, учит не только смотреть, но и видеть и примечать подробности и детали, которые потом отображаются на картинах.

2. Формирование уважительного отношения не только к своим, но и чужим работам способствует усилению созидательного начала детей.

 3. Групповые задания служат как для формирования навыков коллективного творчества, так и для развития коммуникативных способностей детей.

Содержательные:

Технология изготовления проектов по данной образовательной программе основана на использовании необычных для материалов: рога, кости, перья, камушки и другие природные материалы, а также вторичное использование пластиковых бутылок, компьютерных дисков и другого бросового материала.

Адресат программы. Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 11-17 лет.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Город мастеров»: беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и практические работы, мастер - классы для сверстников и взрослых.

Особенности организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.

 Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, т.к. каждый обучающийся может проходить программу свои темпом (в зависимости от своих личностных способностей и частоты посещения занятий).

Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:

 краткое повторение пройденного материала;

 знакомство с новой темой (технологией);

 вводный инструктаж;

 практическая работа;

 уборка рабочего места.

В образовательной программе используются следующие формы занятий:

 экскурсии и прогулки на природе с целью сбора материала и наблюдения за природой;

 беседы, рассказы, объяснения;

 показ технических приёмов;

 демонстрация художественных альбомов, фотографий и готовых работ из природного материала;

 практическая работа;

 мастер - классы для сверстников и взрослых;

 экскурсии на выставки.

При обучении по данной программе используются следующие методы:

•        объяснительно-иллюстративный;

•        репродуктивный;

•        частично-поисковый;

•        проектный;

•        исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.

Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения учащимися навыков и умений и обогащения знаний.

Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы учащихся.

Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, решении конкретных задач.

Объем программы -  76 часов.

Продолжительность занятия составляет 45 минут. Для эффективности выполнения данной программы группы должны состоять из 4-8 человек, состав групп - постоянный.

Формы обучения – очная.

В процессе освоения программы используются комбинированные, теоретические, практические, диагностические типы занятий.

Занятия проводятся в различных формах, таких как: практическое занятие, беседа, выставка, мастер-класс, презентация, консультация, наблюдение, открытое занятие и т.д.

Срок освоения программы – 1 год.

  • Цель и задачи программы.

Цель: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к

техническому и художественному творчеству.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Ознакомление с видами прикладного творчества, основанного на природном материале;
  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации
  • Познакомить учащихся с основными приемами и навыками декоративной стилизации, декоративно – прикладного искусства
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы
  • Научить детей правильно строить свою речь, излагать свои творческие

замыслы, идеи;

  • Развивающие:
  • развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся;
  • формирование  и  развитие  культуры  труда,  воображения,  наблюдательности,  мышления,  художественного  вкуса;  
  • формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
  • развитие образного и логического мышления;
  • Развивать творческое мышление, творческую активность, кругозор, эстетический вкус, моторику рук, внимание.

3.  Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия, аккуратности,
  • бережное отношение к природе,
  • целеустремленности, правильно оценивать работу своих товарищей.

1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план

занятия

Название раздела,

темы

Количество учебных часов

Форма контроля

всего

теория

практика

Раздел I. Введение в программу.

4

2

2

1-2

Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ.

2

1

1

анкетирование

тестирование

3-4

Экскурсия «Радужная осень».

2

-

2

Опрос

наблюдение

Раздел II. Работа с бумагой и картоном.

16

4

12

5-6

Виды бумаги и картона. Заочное  путешествие  на  бумажную  фабрику  (с  использованием

мультимедийных продуктов).

2

2

-

мультимедийная презентация наблюдение

опрос

7-8

Знакомство с техникой «мозаика»

2

2

-

мультимедийная презентация

9-10

Мозаика «Воспоминание о лете».

2

-

2

творческая работа

11-14

Изготовление аппликации «Осенний лес».

4

-

4

творческая работа

15-18

Изготовление открыток по задумкам воспитанников

4

-

4

19-20

Оригами. Изготовление розы из бумаги.

2

-

2

наблюдение

Раздел III. Художественная обработка кости и рога

10

1

9

21.

История  обработки кости и рога.  Инструменты.  Подготовка  материалов.

1

1

-

опрос

наблюдение

творческая работа

22-23

Художественная обработка кости

2

-

2

творческая работа

наблюдение

24-30

Художественная обработка рога

7

-

7

мультимедийная презентация наблюдение

творческая работа

Раздел IV. Художественная обработка древесины.

10

1

9

31.

Знакомство с разнообразием древесины и его использования в ДПИ.

1

1

-

мультимедийная презентация наблюдение

опрос

32-40

Изготовление куколок в этническом стиле.

9

-

9

творческая работа

наблюдение

Раздел V. Аппликация из текстильных материалов.

12

1

11

41.

Беседа о разновидностях ниток.

Аппликации из нарезанных ниток.

1

1

-

мультимедийная презентация опрос

наблюдение

творческая работа

42-49

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

8

-

8

наблюдение

50-52

Аппликация из ткани. «Кошка».

3

-

3

опрос

наблюдение

творческая работа

Раздел VI. Работа с тканью

12

2

10

53-54

Знакомство с профессией дизайнера.

2

2

-

мультимедийная презентация

опрос

наблюдение

55-56

Техника выполнения шва «потайной». Тренировочные упражнения.

2

-

2

творческая работа

наблюдение

57-59

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг».

3

-

3

творческая работа

60-64

Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная)

5

-

5

творческая работа

наблюдение

Раздел VII. Эко дизайн.

12

1

11

65.

Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах.

1

1

-

мультимедийная презентация

66-67

Горшочек с цветами из коктейльных соломинок

«Парад цветов».

2

-

2

творческая работа

наблюдение

68-69

Прозрачные игрушки, гирлянды из пластиковых бутылок.

2

-

2

творческая работа

наблюдение

70-71

Подсвечники для праздника из

компьютерных дисков.

2

-

2

творческая работа

наблюдение

72-73

Творческая работа «Волшебная шкатулка».

2

-

2

творческая работа

наблюдение

74-75

Эко сумки.

2

-

2

мультимедийная презентация

76

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

-

1

творческая работа

наблюдение

Итого

76

12

64

защита творческих проектов

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Введение в программу (4 часа)

Тема 1. Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ (2 часа).

Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Техника безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте. Знакомство с детьми, их интересами.

Практика: Игры на знакомство («Давай-ка познакомимся», «Назови себя, назови меня», «Телефон доверия», «Интервью»). Работа на выявление уровня начальной подготовки обучающихся: проведение анкетирования «Мои увлечения».

Тема 2: Экскурсия «Радужная осень» (2 часа).

Теория: Мир вокруг нас. Формирование представления о процессе изменения в природе, об объектах живой и неживой природы, представления у учащихся о деревьях и отличий между ними. Формирование умений наблюдать и видеть сезонные изменения в природе; развитие бережного отношения к природе.

Практика: экскурсия «Радужная осень». Собрать подготовительный материал для изготовления творческих работ (листья, веточки, каштаны, желуди и т.п). Способы заготовки материала. Место и время сбора. Методы сушки цветов и листьев. Хранение засушенного материала. Опрос, наблюдение.

Раздел II. Работа с бумагой и картоном (16часов).

Тема 1. Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику с использованием мультимедийных продуктов (2 часа).

Теория: Виды бумаги и картона их применение. История создания бумаги и ее обработки. Исследование видов бумаги и исследование свойств бумаги, сравнение свойств бумаги разных видов. Обсуждение необходимых инструментов для создания поделок.

Практика: Заочное  путешествие  на  бумажную  фабрику  (с  использованием мультимедийных продуктов). Демонстрация видов бумаги (цветная бумага, бумага для принтера, гофрированная бумага) и картона (цветной картон, гофрированный, бархатный). Показ презентации. Обсуждение.

Тема 2. Знакомство с техникой мозаика (2 часа).

Теория: Что такое мозаика. Виды мозаики: стеклянная, смальтовая, керамическая, нетрадиционные материалы. Мозаичная аппликация. Технология работы в техники мозаика.

Практика: Просмотр презентации «Чудеса мозаики».

Тема 3. Мозаика «Воспоминание о лете» (2 часа).

Теория: Познакомить с техникой аппликации «мозаика». Показ приёмов выполнения.

 Практика: Нарезка квадратиков. Цветовое решение. Расположение на шаблоне. Выполнение творческой работы «Воспоминание о лете» Обсуждение работ.

Тема 4. Изготовление аппликации «Осенний лес» (4 часа).

Теория: Знакомство с жанрами искусства. Пейзаж. Демонстрация репродукций осеннего пейзажа.

Практика: Нарезка квадратиков. Цветовое решение. Расположение на шаблоне. Выполнение творческой работы «Осенний лес» Обсуждение работ.

Тема 4. Изготовление поздравительных открыток по замыслу воспитанников (4 часа).

Теория: Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.

Практика: Изготовление необходимых элементов для создания открытки. Использование приемов: скручивание, складывание, сгибание, разрезание, приклеивание, обрывание, склеивание. Творческая работа «Открытка на день учителя».

Тема 5. Оригами. Изготовление розы из бумаги» (2 часа).

Теория: Искусство складывания бумаги. Знакомство с техникой оригами. Что такое модуль. Демонстрация приемов: сгибание, складывание.

Практика: Поэтапное изготовление Розы в технике оригами.

Раздел III. Художественная обработка кости и рога. (10 часов).

Тема 1. История обработки кости и рога. Инструменты. Подготовка материалов (1 час).

Теория: История обработки кости  и  рога.  Инструменты.  Подготовка  материалов. Особенности обработки и подготовки кости и рога

Практика: Демонстрация приемов и видов обработки кости и рога. Опрос.

Тема 2. Художественная обработка кости (2 часа).

Практика: Художественная обработка кости

Тема 3. Художественная обработка рога (7 часов).

Теория: Подготовка материалов.

Практика: Подготовка материалов, изготовление изделий из рога КРС.

Раздел IV. Художественная обработка древесины  (10 часов).

Тема 1. Знакомство с разнообразием древесины и его использование в ДПИ (1час.)

Теория: Декоративно-прикладное искусство России. Виды и характерные особенности. Декоративно-прикладное искусство Бурятии.  Инструменты и материалы. Подготовка материала к работе.

Практика: Демонстрация презентации: «Народные промыслы России», «Мастера родного края». Опрос.

Тема 2. Изготовление куколок в этническом стиле (9 часов).

Теория: Как подготовить материал, обработка древесины , покраска. Техника безопасности работы на токарном станке по обработке древесины.

Практика: обработка древесины на  токарном станке.

 Раздел V. Аппликация из текстильных материалов (12 часов).

Тема 1. Беседа о разновидности ниток. Аппликация из нарезанных нитей (1 час).

Теория: Как появилась нить. Окрашивание. Изделия из нитей. Виды аппликации из нитей.

Практика: Просмотр презентации «Аппликация из нитей».

Тема 2. Аппликация и нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года» (8 часов).

Теория: Повторение изученного материала и закрепление в практической работе.

Практика: Работа над панно «Времена года». Сезон (лето, осень, зима, весна) на выбор воспитанников. Техника смешанная.

Тема Аппликация из ткани «Кошка» (3 часа).

Теория: Разновидности ткани. Правила и приемы работы. Фактура, текстура. Стилизация животного (кошки).

Практика: Выполнение работы аппликация из ткани «Кошка».

Раздел VI. Работа с тканью (12 часов).

Тема 1. Знакомство с профессией дизайнер (2 час).

Теория: Профессия дизайнер. Разновидности профессии (дизайн одежды, интерьера, ландшафта, эко дизайн, WEB-дизайнер, Фуд-дизайнер). История профессии, особенности. Что делает дизайнер.

Практика: Просмотр презентации «Я в дизайнеры пойду». Опрос.

Тема 2. Техника выполнения шва «потайной» Тренировочные упражнения (2 часа).

Теория: «Потайной шов» цели и назначение, техника исполнения. Правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами.

Практика: Просмотр карты стежков и презентации «Основные швы».  Выполнение шва на картонке.

Тема 2. Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг» (3 часа).

Теория: Демонстрация игрушек ручной работы. Повторение техники безопасности при работе с ножницами и иглами. Конструкция. Шаблон.

Практика: Перевод шаблона в выкройку. Вырезание деталей кроя. Соединение деталей в изделие, наполнение синтепоном, зашивание игрушки. Демонстрация поделки.

Тема 3. Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная работа) (5 часов).

Теория: Работа в команде. Правила безопасной работы  с инструментами. Аппликация плоскостная, объемная.

Практика: Коллективная работа над панно «Домик в деревне». Разработка эскиза, перевод рисунка на основу, вырезание и приклеивание деталей, оформление работы.

Раздел VII. Эко дизайн (12 часов).

Тема 1. Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах (1 час).

Теория: Что такое отходы, и какой они приносят вред природе. Отходы с пользой. Вторая жизнь старых вещей.

Практика: Просмотр презентации «Вторая жизнь старых вещей». Опрос. Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах.

Тема 2. Горшочек с цветами из коктейльных соломинок «Парад цветов» (2 часа).

Теория: Для чего нужны коктейльные соломинки. Нетрадиционное применение материала из пластика. Строение цветка астры.

Практика: Подготовка материалов к работе. Изготовление из коктейльных соломинок вазы с цветами астр.

Тема 3. Прозрачные игрушки, гирлянды из пластиковых бутылок (2 часа).

Теория: Вторая жизнь пластиковой бутылки. Просмотр иллюстраций.  Беседа о бережном отношении к природе. Техника безопасности работы с ножницами и пластиком.

Практика: Изготовление игрушки или гирлянды из пластиковой бутылки, на выбор воспитанников.

Тема 4. Подсвечники для праздника из компьютерных дисков (2 часа).

Теория: Что такое подсвечник, как он появился и для чего нужен. Разнообразие форм и цвета.

Практика: Изготовление подсвечника их компьютерных дисков. Применение различных техник декора.

Тема 5. Творческая работа «Волшебная шкатулка» (2часа).

Теория: Бросовый материал и как с ним работать. Техника безопасности с инструментами.

Практика: Изготовление шкатулки из бросового материала.

Тема 6. Эко сумки (2 часа)

Теория: Эко сумки для чего они нужны. Роспись по шаблонам.

Практика: Показ презентации «Сохраним планету». Роспись «Эко сумки» с применением шаблонов на свободную тему.

Тема 6. Итоговое занятие. Выставка работ (1 час).

Теория: Правила оформления работ. Тб при работе с инструментами.

Практика: Оформление работ к выставке.

1.4. Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, общественной активной личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, которые представлены следующими компонентами: мотивационно-целостными (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); операциональными (умения, навыки); эмоционально- волевыми (самооценка, эмоциональное отношение к достижению);
  • учебно – познавательный интерес к Декоративно-прикладному искусству;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
  •  навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
  • заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Метапредметные результаты:

  • усвоение учащимися способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и навыков;
  • развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности.
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
  • Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  •  адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
  •  навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
  •  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Предметные результаты:

  • развитие интереса к предмету, включение в познавательную деятельность,
  • приобретение определенных знаний, умений, навыков, освоенных учащимися в ходе изучения предмета,
  • уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
  • понимать образную сущность искусства;
  •  выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
  •  создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
  • создавать средствами бумагопластики и природного материала выразительные образы природы, человека, животного.

Обучающиеся должны знать/ понимать:

  • бумагу, виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой (складывание, сгибание, вырезание, скручивание, склеивание);
  • Основы композиции, формообразования.
  •  особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
  • историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
  •  общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, асимметрия, стилизация, раппорт;
  • понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
  •  понятие «оригами» и «Модульное оригами», их отличия.

Обучающиеся должны уметь:

• передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики каждой изученной техники программы;

 • наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

• моделировать с помощью трансформации форм новые образы;

• понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира

• называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

• выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

• выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, канцелярский нож;

• выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

• выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;

• наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

• подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

• добывать необходимую информацию (устную и графическую).

 • анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления; • определять основные конструктивные особенности изделий;

• подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом;

• соблюдать общие требования дизайна изделий;

• планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

занятия

Название раздела,

темы

Количество учебных часов

Дата

всего

теория

практика

Раздел I. Введение в программу.

4

2

2

1.

Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ.

1

1

-

2.

Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ.

1

1

-

3.

Экскурсия «Радужная осень».

1

-

1

4.

Экскурсия «Радужная осень».

1

-

1

Раздел II. Работа с бумагой и картоном.

16

4

12

5.

Виды бумаги и картона. Заочное  путешествие  на  бумажную  фабрику  (с  использованием

мультимедийных продуктов).

1

1

-

6.

Виды бумаги и картона. Заочное  путешествие  на  бумажную  фабрику  (с  использованием

мультимедийных продуктов).

1

1

-

7.

Знакомство с техникой «мозаика»

1

1

-

8.

Знакомство с техникой «мозаика»

1

1

-

9.

Мозаика «Воспоминание о лете».

1

-

1

10.

Мозаика «Воспоминание о лете».

1

-

1

11.

Изготовление аппликации «Осенний лес».

1

-

1

12.

Изготовление аппликации «Осенний лес».

1

-

1

13.

Изготовление аппликации «Осенний лес».

1

-

1

14.

Изготовление аппликации «Осенний лес».

1

-

1

15.

Изготовление поздравительных открыток по замыслу воспитанников.

1

-

1

16

Изготовление поздравительных открыток по замыслу воспитанников.

1

-

1

17

Изготовление поздравительных открыток по замыслу воспитанников.

1

-

1

18

Изготовление поздравительных открыток по замыслу воспитанников.

1

-

1

19.

Оригами. Изготовление розы из бумаги.

1

-

1

20.

Оригами. Изготовление розы из бумаги.

1

-

1

Раздел III. Художественная обработка кости и  рога

10

1

9

21.

История обработки кости и рога.  Инструменты.  Подготовка  материалов.

1

1

-

22.

Художественная обработка кости

1

-

1

23.

Художественная обработка кости

1

-

1

24.

Художественная обработка рога

1

-

1

25.

Художественная обработка рога

1

-

1

26.

Художественная обработка рога

1

-

1

27.

Художественная обработка рога

1

-

1

28.

Художественная обработка рога

1

-

1

29.

Художественная обработка рога

1

-

1

30.

Художественная обработка рога

1

-

1

Раздел IV Художественная обработка древесины.

10

1

9

31.

Знакомство с разнообразием древесины и его использования в ДПИ.

1

1

-

32.

Изготовление куколок в этническом стиле.

1

-

1

33.

Изготовление куколок в этническом стиле.

1

--

1

34.

Изготовление куколок в этническом стиле.

1

-

1

35.

Изготовление куколок в этническом стиле.

1

-

1

36.

Изготовление куколок в этническом стиле.

1

-

1

37.

Изготовление куколок в этническом стиле.

1

-

1

38.

Изготовление куколок в этническом стиле.

1

-

1

39

Изготовление куколок в этническом стиле.

1

-

1

40.

Изготовление куколок в этническом стиле.

1

-

1

Раздел V. Аппликация из текстильных материалов.

12

1

11

41.

Беседа о разновидностях ниток.

Аппликации из нарезанных ниток.

1

1

-

42.

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

1

-

1

43.

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

1

-

1

44.

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

1

-

1

45.

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

1

-

1

46.

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

1

-

1

47.

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

1

-

1

48.

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

1

-

1

49.

Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».

1

-

1

50.

Аппликация из ткани. «Кошка».

1

-

1

51.

Аппликация из ткани. «Кошка».

1

-

1

52.

Аппликация из ткани. «Кошка».

1

-

1

Раздел VI. Работа с тканью

12

2

10

53.

Знакомство с профессией дизайнера.

1

1

-

54.

Знакомство с профессией дизайнера.

1

1

-

55.

Техника выполнения шва «потайной». Тренировочные упражнения.

1

-

1

56.

Техника выполнения шва «потайной». Тренировочные упражнения.

1

-

1

57.

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг».

1

-

1

58.

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг».

1

-

1

59.

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг».

1

-

1

60.

Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная)

1

-

1

61.

Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная)

1

-

1

62.

Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная)

1

-

1

63.

Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная).

1

-

1

64.

Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная)

1

-

1

Раздел VII. Эко дизайн.

12

1

11

65.

Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах.

1

1

-

66.

Горшочек с цветами из коктейльных соломинок

«Парад цветов».

1

-

1

67.

Горшочек с цветами из коктейльных соломинок

«Парад цветов».

1

-

1

68.

Прозрачные игрушки, гирлянды из пластиковых бутылок.

1

-

1

69.

Прозрачные игрушки, гирлянды из пластиковых бутылок.

1

-

1

70.

Подсвечники для праздника из

компьютерных дисков.

1

-

1

71.

Подсвечники для праздника из

компьютерных дисков.

1

-

1

72.

Творческая работа «Волшебная шкатулка».

1

-

1

73.

Творческая работа «Волшебная шкатулка».

1

-

1

74.

Эко сумки.

1

-

1

75.

Эко сумки.

1

-

1

76

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

-

1

Итого

76

12

64

2.2. Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимо иметь:

1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;

2. Столы для обучающихся – 10 штук;

3. Стулья – 25 штук;

4. Стол – тумба – 1 штука;

5.Доска – 1 шт

7. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов;

8. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы, схемы, книги, видео презентации по темам;

9. Оборудование занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.

10. Оборудование: компьютер, проектор.

2.3. Формы аттестации (контроля)

Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ««Город мастеров»» применяются текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.

Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических - творческих  работ. Анализируются отрицательные и положительные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога дополнительного образования (тесты, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они стимулируют работу учащихся.

Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, участие в конкурсах.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: конкурс-выставка работ.

Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы будет осуществляться по 4 направлениям.

ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Оценка овладения обучающимися каждого вида техники работы с материалом  (после прохождения соответствующего блока)
  • Проведение выставок работ обучающихся
  • Участие в районных, межрайоных и республиканских выставках, интернет-конкурсах
  • Тестирование, собеседование

Каждое направление – это соответствующий блок личностных качеств.

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

1.Организационно-волевые качества

1.1.Терпение

1.2.Воля

1.3. Самоконтроль

Способность переносить нагрузки в течение определенного времени

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

Умение контролировать свои поступки

- терпения хватает меньше чем на половину занятия

- терпения хватает больше чем на половину занятия

- терпения хватает на все занятие

- волевые усилия побуждаются извне

- иногда самим ребенком

- всегда самим ребенком

- постоянно находится под воздействием контроля извне

- периодически контролирует себя сам

- постоянно контролирует себя сам

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Наблюдение

2.Ориентационные качества

2.1.Самооценка

2.2.Интерес к занятиям

Способность оценивать себя

адекватно реальным достижениям

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

- завышенная

- заниженная

- нормальная (адекватная)

- интерес к занятиям продиктован извне

- интерес периодически поддерживается самим ребенком

- интерес постоянно поддерживается самим ребенком

1

2

3

1

2

3

Тестирование

Анкетирование

3.Поведенческие качества

3.1.Тип сотрудничест. Отношение к

общим делам Т/О

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

- избегает участия в общих делах

- участвует при побуждении извне

- инициативен в общих делах

1

2

3

Наблюдение

4.Творческие способности

Креативность в выполнении творческих работ

- начальный уровень

репродуктивный уровень

- творческий уровень

1

2

3

Анкетирование

Критерии оценки личностного развития:

  • 10 – 12 баллов – низкий уровень развития;
  • 13 – 21 балл – средний уровень развития;
  • 22 – 30 баллов – высокий уровень развития

3. Список литературы

для педагога:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4).

2.Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой учёный. — 2015. — №15. — С. 567-572.

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.

5.Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей [Текст] : метод. пособие / Д. Ш. Багаутдинова, Т. В. Кондикова, И. А. Костева ; под общ. ред. И. А. Костевой. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 36 с.

6.Азбука эффективных форм внеурочной деятельности [Текст] : слов.-справ. / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. –72 с.

7.Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. – М.: «Аким», 1995 г.

8.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: «Литера», 1997г.

9.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. СПб: «Кристалл», 2002 г.

10.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. – СПб: «Химия», 1995 г

11.Букин М., Букина С. Квиллинг. Практикум для начинающих. – М.: Феникс, 2013 г. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992 г.

12.Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002 г.

13.Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - СПб: Детство-Пресс, 2007.

14.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007

15.Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс, 2004 г

16.Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.

17.Миловский А. Песнь Жар-птицы. - М.: Искусство, 1987.

Москва. Просвещение. 1991г.

18.Некрылова А. Круглый год. - М.: Просвещение, 1991.

19.Николаенко Н. Икебана. - М.: «Кладезь»1988

20.Задворная Т. Аранжировка цветов. - М.: Искусство, 1994.

21.Новикова Е. Вдохновение. - М.: Искусство, 1994.

22.Программы. Культура быта. - М.: Просвещение, 1986

23.Пропп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963.

24.Саркисова Л. Искусство букета. - М.: Искусство, 1970.

25.Субботина Т. Все хотят быть счастливыми. - М.: Просвещение, 1991.

26.Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987.

27.Юдин Г. Птица Сирин и всадник на белом коне. - М.: Детская литература, 1991

для обучающихся:

  • Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
  • Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
  • Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
  • Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  • Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  • Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  • Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
  • Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
  • Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)
  • Ж. Юный художник. - М.: 1979 № 9, 1985 №8,10, 1988 №7.
  • Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.
  • Николаенко Н. Икебана. - М.: «Кладезь»1988.
  • Проп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963. Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987
  • Лаврентьев А. Н. История дизайна. - М.: 2006г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Город Мастеров

Программа по ручному труду для работы в Детском Оздоровительном Лагере....

Рабочая программа "Город мастеров"

Рабочая программа "Город мастеров" создана для обучения детей младшего школьного возраста различным видам декоративно-прикладного творчества. Предполагает изготовление большого количества несложных из...

Рабочая программа "Чудо-мастера" -тестопластика.

Программа разработана для формирования у младших школьников навыков работы с различными прикладными материалами, способствует развитию мелкой моторики, и художественно-эстетического вкуса....

Рабочая программа кружка "Мастерим своими руками"

Работа в кружке «Мастерим своими руками» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также развития мышления детей.Цель программы - создание условий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИЯ Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИЯ  Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка...

Рабочая программа "Фабрика мастеров"

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в повышении общего уровня культуры и воспитанности подрастающего поколения, разностороннего развития детей и подростков, пробуждения у них твор...