Рабочая программа ДООП "Город мастеров"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_gorod_masterov.docx | 388.59 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы………………………………………………………………………………… | 3 | |
Пояснительная записка……………………………...…….……………………... | 3 | ||
1.2. | Цель и задачи программы………………………………….……..….................... | 6 | |
1.3. | Содержание программы…………………………………...………..……………. | 7 | |
1.4. | Планируемые результаты………………………………….…………………….. | 13 | |
2. | Комплекс организационно-педагогических условий………………...………………... | 15 | |
2.1. | Календарный учебный график…………………………………………………... | 15 | |
2.2. | Условия реализации………………………………...…………............................. | 18 | |
2.3. | Формы аттестации ……………………………………………………………….. | 18 | |
3. | Список литературы………………………………………………………………………. | 20 |
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству.
Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Видеть красоту предметов декоративно – прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся.
Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Направленность программы – художественная.
Нормативные документы для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008;
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования;
- "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России";
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Актуальность программы.
Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с природным материалом, это помогает овладеть основами разнообразной творческой деятельности, а также дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя мир декоративно-прикладного творчества. Дает возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями художника, швеи, столяра. Воспитанники фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Город мастеров» направлена на развитие творческих способностей - процесс, который проходит все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Мир природы является поистине волшебным. Каждая веточка, каждый листочек таят в себе непередаваемое очарование. Но не только это характеризует живую природу. Из материала, который она нам дарит, можно сделать чудеса своими руками. Достаточно только увидеть, какая тайна кроется в каждом листочке, и подарить миру чудо. Изучение отдельных видов прикладного творчества привело к построению программы «Город мастеров». Структура программы разработана с учетом возрастной психологии детей и их интересов.
Природа и культура - это диалектические противоположности. С одной стороны, культура противостоит природе, поскольку это искусственная, а не естественная среда обитания человека. С другой стороны, культура находится в единстве с природой, поскольку в основе ее лежит природный элемент. К этому следует добавить, что природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. Природная среда оказывает влияние на характер занятий, способы деятельности человека, характер бытовой культуры, своеобразие искусства. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.
Экологическое воспитание неотъемлемая часть общего образования детей. Именно поэтому в программе разработан раздел «Эко дизайн».
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных природных материалов.
Педагогическая целесообразность программы опирается на три группы педагогических приёмов:
Организационные:
Хорошо организованная, продуманная деятельность педагога помогает ребёнку быть инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.
Ценностные:
1. Проведение занятий на природе развивает наблюдательность, учит не только смотреть, но и видеть и примечать подробности и детали, которые потом отображаются на картинах.
2. Формирование уважительного отношения не только к своим, но и чужим работам способствует усилению созидательного начала детей.
3. Групповые задания служат как для формирования навыков коллективного творчества, так и для развития коммуникативных способностей детей.
Содержательные:
Технология изготовления проектов по данной образовательной программе основана на использовании необычных для материалов: рога, кости, перья, камушки и другие природные материалы, а также вторичное использование пластиковых бутылок, компьютерных дисков и другого бросового материала.
Адресат программы. Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 11-17 лет.
Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Город мастеров»: беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и практические работы, мастер - классы для сверстников и взрослых.
Особенности организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, т.к. каждый обучающийся может проходить программу свои темпом (в зависимости от своих личностных способностей и частоты посещения занятий).
Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:
краткое повторение пройденного материала;
знакомство с новой темой (технологией);
вводный инструктаж;
практическая работа;
уборка рабочего места.
В образовательной программе используются следующие формы занятий:
экскурсии и прогулки на природе с целью сбора материала и наблюдения за природой;
беседы, рассказы, объяснения;
показ технических приёмов;
демонстрация художественных альбомов, фотографий и готовых работ из природного материала;
практическая работа;
мастер - классы для сверстников и взрослых;
экскурсии на выставки.
При обучении по данной программе используются следующие методы:
• объяснительно-иллюстративный;
• репродуктивный;
• частично-поисковый;
• проектный;
• исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения учащимися навыков и умений и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, решении конкретных задач.
Объем программы - 76 часов.
Продолжительность занятия составляет 45 минут. Для эффективности выполнения данной программы группы должны состоять из 4-8 человек, состав групп - постоянный.
Формы обучения – очная.
В процессе освоения программы используются комбинированные, теоретические, практические, диагностические типы занятий.
Занятия проводятся в различных формах, таких как: практическое занятие, беседа, выставка, мастер-класс, презентация, консультация, наблюдение, открытое занятие и т.д.
Срок освоения программы – 1 год.
- Цель и задачи программы.
Цель: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к
техническому и художественному творчеству.
Задачи:
- Образовательные:
- Ознакомление с видами прикладного творчества, основанного на природном материале;
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации
- Познакомить учащихся с основными приемами и навыками декоративной стилизации, декоративно – прикладного искусства
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы
- Научить детей правильно строить свою речь, излагать свои творческие
замыслы, идеи;
- Развивающие:
- развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся;
- формирование и развитие культуры труда, воображения, наблюдательности, мышления, художественного вкуса;
- формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
- развитие образного и логического мышления;
- Развивать творческое мышление, творческую активность, кругозор, эстетический вкус, моторику рук, внимание.
3. Воспитательные:
- Воспитание трудолюбия, аккуратности,
- бережное отношение к природе,
- целеустремленности, правильно оценивать работу своих товарищей.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ занятия | Название раздела, темы | Количество учебных часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел I. Введение в программу. | 4 | 2 | 2 | ||
1-2 | Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ. | 2 | 1 | 1 | анкетирование тестирование |
3-4 | Экскурсия «Радужная осень». | 2 | - | 2 | Опрос наблюдение |
Раздел II. Работа с бумагой и картоном. | 16 | 4 | 12 | ||
5-6 | Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов). | 2 | 2 | - | мультимедийная презентация наблюдение опрос |
7-8 | Знакомство с техникой «мозаика» | 2 | 2 | - | мультимедийная презентация |
9-10 | Мозаика «Воспоминание о лете». | 2 | - | 2 | творческая работа |
11-14 | Изготовление аппликации «Осенний лес». | 4 | - | 4 | творческая работа |
15-18 | Изготовление открыток по задумкам воспитанников | 4 | - | 4 | |
19-20 | Оригами. Изготовление розы из бумаги. | 2 | - | 2 | наблюдение |
Раздел III. Художественная обработка кости и рога | 10 | 1 | 9 | ||
21. | История обработки кости и рога. Инструменты. Подготовка материалов. | 1 | 1 | - | опрос наблюдение творческая работа |
22-23 | Художественная обработка кости | 2 | - | 2 | творческая работа наблюдение |
24-30 | Художественная обработка рога | 7 | - | 7 | мультимедийная презентация наблюдение творческая работа |
Раздел IV. Художественная обработка древесины. | 10 | 1 | 9 | ||
31. | Знакомство с разнообразием древесины и его использования в ДПИ. | 1 | 1 | - | мультимедийная презентация наблюдение опрос |
32-40 | Изготовление куколок в этническом стиле. | 9 | - | 9 | творческая работа наблюдение |
Раздел V. Аппликация из текстильных материалов. | 12 | 1 | 11 | ||
41. | Беседа о разновидностях ниток. Аппликации из нарезанных ниток. | 1 | 1 | - | мультимедийная презентация опрос наблюдение творческая работа |
42-49 | Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года». | 8 | - | 8 | наблюдение |
50-52 | Аппликация из ткани. «Кошка». | 3 | - | 3 | опрос наблюдение творческая работа |
Раздел VI. Работа с тканью | 12 | 2 | 10 | ||
53-54 | Знакомство с профессией дизайнера. | 2 | 2 | - | мультимедийная презентация опрос наблюдение |
55-56 | Техника выполнения шва «потайной». Тренировочные упражнения. | 2 | - | 2 | творческая работа наблюдение |
57-59 | Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг». | 3 | - | 3 | творческая работа |
60-64 | Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная) | 5 | - | 5 | творческая работа наблюдение |
Раздел VII. Эко дизайн. | 12 | 1 | 11 | ||
65. | Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах. | 1 | 1 | - | мультимедийная презентация |
66-67 | Горшочек с цветами из коктейльных соломинок «Парад цветов». | 2 | - | 2 | творческая работа наблюдение |
68-69 | Прозрачные игрушки, гирлянды из пластиковых бутылок. | 2 | - | 2 | творческая работа наблюдение |
70-71 | Подсвечники для праздника из компьютерных дисков. | 2 | - | 2 | творческая работа наблюдение |
72-73 | Творческая работа «Волшебная шкатулка». | 2 | - | 2 | творческая работа наблюдение |
74-75 | Эко сумки. | 2 | - | 2 | мультимедийная презентация |
76 | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | - | 1 | творческая работа наблюдение |
Итого | 76 | 12 | 64 | защита творческих проектов |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Введение в программу (4 часа)
Тема 1. Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ (2 часа).
Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Техника безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте. Знакомство с детьми, их интересами.
Практика: Игры на знакомство («Давай-ка познакомимся», «Назови себя, назови меня», «Телефон доверия», «Интервью»). Работа на выявление уровня начальной подготовки обучающихся: проведение анкетирования «Мои увлечения».
Тема 2: Экскурсия «Радужная осень» (2 часа).
Теория: Мир вокруг нас. Формирование представления о процессе изменения в природе, об объектах живой и неживой природы, представления у учащихся о деревьях и отличий между ними. Формирование умений наблюдать и видеть сезонные изменения в природе; развитие бережного отношения к природе.
Практика: экскурсия «Радужная осень». Собрать подготовительный материал для изготовления творческих работ (листья, веточки, каштаны, желуди и т.п). Способы заготовки материала. Место и время сбора. Методы сушки цветов и листьев. Хранение засушенного материала. Опрос, наблюдение.
Раздел II. Работа с бумагой и картоном (16часов).
Тема 1. Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику с использованием мультимедийных продуктов (2 часа).
Теория: Виды бумаги и картона их применение. История создания бумаги и ее обработки. Исследование видов бумаги и исследование свойств бумаги, сравнение свойств бумаги разных видов. Обсуждение необходимых инструментов для создания поделок.
Практика: Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов). Демонстрация видов бумаги (цветная бумага, бумага для принтера, гофрированная бумага) и картона (цветной картон, гофрированный, бархатный). Показ презентации. Обсуждение.
Тема 2. Знакомство с техникой мозаика (2 часа).
Теория: Что такое мозаика. Виды мозаики: стеклянная, смальтовая, керамическая, нетрадиционные материалы. Мозаичная аппликация. Технология работы в техники мозаика.
Практика: Просмотр презентации «Чудеса мозаики».
Тема 3. Мозаика «Воспоминание о лете» (2 часа).
Теория: Познакомить с техникой аппликации «мозаика». Показ приёмов выполнения.
Практика: Нарезка квадратиков. Цветовое решение. Расположение на шаблоне. Выполнение творческой работы «Воспоминание о лете» Обсуждение работ.
Тема 4. Изготовление аппликации «Осенний лес» (4 часа).
Теория: Знакомство с жанрами искусства. Пейзаж. Демонстрация репродукций осеннего пейзажа.
Практика: Нарезка квадратиков. Цветовое решение. Расположение на шаблоне. Выполнение творческой работы «Осенний лес» Обсуждение работ.
Тема 4. Изготовление поздравительных открыток по замыслу воспитанников (4 часа).
Теория: Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Практика: Изготовление необходимых элементов для создания открытки. Использование приемов: скручивание, складывание, сгибание, разрезание, приклеивание, обрывание, склеивание. Творческая работа «Открытка на день учителя».
Тема 5. Оригами. Изготовление розы из бумаги» (2 часа).
Теория: Искусство складывания бумаги. Знакомство с техникой оригами. Что такое модуль. Демонстрация приемов: сгибание, складывание.
Практика: Поэтапное изготовление Розы в технике оригами.
Раздел III. Художественная обработка кости и рога. (10 часов).
Тема 1. История обработки кости и рога. Инструменты. Подготовка материалов (1 час).
Теория: История обработки кости и рога. Инструменты. Подготовка материалов. Особенности обработки и подготовки кости и рога
Практика: Демонстрация приемов и видов обработки кости и рога. Опрос.
Тема 2. Художественная обработка кости (2 часа).
Практика: Художественная обработка кости
Тема 3. Художественная обработка рога (7 часов).
Теория: Подготовка материалов.
Практика: Подготовка материалов, изготовление изделий из рога КРС.
Раздел IV. Художественная обработка древесины (10 часов).
Тема 1. Знакомство с разнообразием древесины и его использование в ДПИ (1час.)
Теория: Декоративно-прикладное искусство России. Виды и характерные особенности. Декоративно-прикладное искусство Бурятии. Инструменты и материалы. Подготовка материала к работе.
Практика: Демонстрация презентации: «Народные промыслы России», «Мастера родного края». Опрос.
Тема 2. Изготовление куколок в этническом стиле (9 часов).
Теория: Как подготовить материал, обработка древесины , покраска. Техника безопасности работы на токарном станке по обработке древесины.
Практика: обработка древесины на токарном станке.
Раздел V. Аппликация из текстильных материалов (12 часов).
Тема 1. Беседа о разновидности ниток. Аппликация из нарезанных нитей (1 час).
Теория: Как появилась нить. Окрашивание. Изделия из нитей. Виды аппликации из нитей.
Практика: Просмотр презентации «Аппликация из нитей».
Тема 2. Аппликация и нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года» (8 часов).
Теория: Повторение изученного материала и закрепление в практической работе.
Практика: Работа над панно «Времена года». Сезон (лето, осень, зима, весна) на выбор воспитанников. Техника смешанная.
Тема Аппликация из ткани «Кошка» (3 часа).
Теория: Разновидности ткани. Правила и приемы работы. Фактура, текстура. Стилизация животного (кошки).
Практика: Выполнение работы аппликация из ткани «Кошка».
Раздел VI. Работа с тканью (12 часов).
Тема 1. Знакомство с профессией дизайнер (2 час).
Теория: Профессия дизайнер. Разновидности профессии (дизайн одежды, интерьера, ландшафта, эко дизайн, WEB-дизайнер, Фуд-дизайнер). История профессии, особенности. Что делает дизайнер.
Практика: Просмотр презентации «Я в дизайнеры пойду». Опрос.
Тема 2. Техника выполнения шва «потайной» Тренировочные упражнения (2 часа).
Теория: «Потайной шов» цели и назначение, техника исполнения. Правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами.
Практика: Просмотр карты стежков и презентации «Основные швы». Выполнение шва на картонке.
Тема 2. Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг» (3 часа).
Теория: Демонстрация игрушек ручной работы. Повторение техники безопасности при работе с ножницами и иглами. Конструкция. Шаблон.
Практика: Перевод шаблона в выкройку. Вырезание деталей кроя. Соединение деталей в изделие, наполнение синтепоном, зашивание игрушки. Демонстрация поделки.
Тема 3. Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная работа) (5 часов).
Теория: Работа в команде. Правила безопасной работы с инструментами. Аппликация плоскостная, объемная.
Практика: Коллективная работа над панно «Домик в деревне». Разработка эскиза, перевод рисунка на основу, вырезание и приклеивание деталей, оформление работы.
Раздел VII. Эко дизайн (12 часов).
Тема 1. Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах (1 час).
Теория: Что такое отходы, и какой они приносят вред природе. Отходы с пользой. Вторая жизнь старых вещей.
Практика: Просмотр презентации «Вторая жизнь старых вещей». Опрос. Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах.
Тема 2. Горшочек с цветами из коктейльных соломинок «Парад цветов» (2 часа).
Теория: Для чего нужны коктейльные соломинки. Нетрадиционное применение материала из пластика. Строение цветка астры.
Практика: Подготовка материалов к работе. Изготовление из коктейльных соломинок вазы с цветами астр.
Тема 3. Прозрачные игрушки, гирлянды из пластиковых бутылок (2 часа).
Теория: Вторая жизнь пластиковой бутылки. Просмотр иллюстраций. Беседа о бережном отношении к природе. Техника безопасности работы с ножницами и пластиком.
Практика: Изготовление игрушки или гирлянды из пластиковой бутылки, на выбор воспитанников.
Тема 4. Подсвечники для праздника из компьютерных дисков (2 часа).
Теория: Что такое подсвечник, как он появился и для чего нужен. Разнообразие форм и цвета.
Практика: Изготовление подсвечника их компьютерных дисков. Применение различных техник декора.
Тема 5. Творческая работа «Волшебная шкатулка» (2часа).
Теория: Бросовый материал и как с ним работать. Техника безопасности с инструментами.
Практика: Изготовление шкатулки из бросового материала.
Тема 6. Эко сумки (2 часа)
Теория: Эко сумки для чего они нужны. Роспись по шаблонам.
Практика: Показ презентации «Сохраним планету». Роспись «Эко сумки» с применением шаблонов на свободную тему.
Тема 6. Итоговое занятие. Выставка работ (1 час).
Теория: Правила оформления работ. Тб при работе с инструментами.
Практика: Оформление работ к выставке.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, общественной активной личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, которые представлены следующими компонентами: мотивационно-целостными (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); операциональными (умения, навыки); эмоционально- волевыми (самооценка, эмоциональное отношение к достижению);
- учебно – познавательный интерес к Декоративно-прикладному искусству;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные результаты:
- усвоение учащимися способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и навыков;
- развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности.
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
- Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Предметные результаты:
- развитие интереса к предмету, включение в познавательную деятельность,
- приобретение определенных знаний, умений, навыков, освоенных учащимися в ходе изучения предмета,
- уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
- понимать образную сущность искусства;
- выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
- создавать средствами бумагопластики и природного материала выразительные образы природы, человека, животного.
Обучающиеся должны знать/ понимать:
- бумагу, виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой (складывание, сгибание, вырезание, скручивание, склеивание);
- Основы композиции, формообразования.
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
- историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
- общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, асимметрия, стилизация, раппорт;
- понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
- понятие «оригами» и «Модульное оригами», их отличия.
Обучающиеся должны уметь:
• передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики каждой изученной техники программы;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
• моделировать с помощью трансформации форм новые образы;
• понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира
• называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
• выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
• выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, канцелярский нож;
• выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
• выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;
• наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
• подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
• добывать необходимую информацию (устную и графическую).
• анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления; • определять основные конструктивные особенности изделий;
• подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом;
• соблюдать общие требования дизайна изделий;
• планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ занятия | Название раздела, темы | Количество учебных часов | Дата | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел I. Введение в программу. | 4 | 2 | 2 | ||
1. | Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | - | |
2. | Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | - | |
3. | Экскурсия «Радужная осень». | 1 | - | 1 | |
4. | Экскурсия «Радужная осень». | 1 | - | 1 | |
Раздел II. Работа с бумагой и картоном. | 16 | 4 | 12 | ||
5. | Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов). | 1 | 1 | - | |
6. | Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов). | 1 | 1 | - | |
7. | Знакомство с техникой «мозаика» | 1 | 1 | - | |
8. | Знакомство с техникой «мозаика» | 1 | 1 | - | |
9. | Мозаика «Воспоминание о лете». | 1 | - | 1 | |
10. | Мозаика «Воспоминание о лете». | 1 | - | 1 | |
11. | Изготовление аппликации «Осенний лес». | 1 | - | 1 | |
12. | Изготовление аппликации «Осенний лес». | 1 | - | 1 | |
13. | Изготовление аппликации «Осенний лес». | 1 | - | 1 | |
14. | Изготовление аппликации «Осенний лес». | 1 | - | 1 | |
15. | Изготовление поздравительных открыток по замыслу воспитанников. | 1 | - | 1 | |
16 | Изготовление поздравительных открыток по замыслу воспитанников. | 1 | - | 1 | |
17 | Изготовление поздравительных открыток по замыслу воспитанников. | 1 | - | 1 | |
18 | Изготовление поздравительных открыток по замыслу воспитанников. | 1 | - | 1 | |
19. | Оригами. Изготовление розы из бумаги. | 1 | - | 1 | |
20. | Оригами. Изготовление розы из бумаги. | 1 | - | 1 | |
Раздел III. Художественная обработка кости и рога | 10 | 1 | 9 | ||
21. | История обработки кости и рога. Инструменты. Подготовка материалов. | 1 | 1 | - | |
22. | Художественная обработка кости | 1 | - | 1 | |
23. | Художественная обработка кости | 1 | - | 1 | |
24. | Художественная обработка рога | 1 | - | 1 | |
25. | Художественная обработка рога | 1 | - | 1 | |
26. | Художественная обработка рога | 1 | - | 1 | |
27. | Художественная обработка рога | 1 | - | 1 | |
28. | Художественная обработка рога | 1 | - | 1 | |
29. | Художественная обработка рога | 1 | - | 1 | |
30. | Художественная обработка рога | 1 | - | 1 | |
Раздел IV Художественная обработка древесины. | 10 | 1 | 9 | ||
31. | Знакомство с разнообразием древесины и его использования в ДПИ. | 1 | 1 | - | |
32. | Изготовление куколок в этническом стиле. | 1 | - | 1 | |
33. | Изготовление куколок в этническом стиле. | 1 | -- | 1 | |
34. | Изготовление куколок в этническом стиле. | 1 | - | 1 | |
35. | Изготовление куколок в этническом стиле. | 1 | - | 1 | |
36. | Изготовление куколок в этническом стиле. | 1 | - | 1 | |
37. | Изготовление куколок в этническом стиле. | 1 | - | 1 | |
38. | Изготовление куколок в этническом стиле. | 1 | - | 1 | |
39 | Изготовление куколок в этническом стиле. | 1 | - | 1 | |
40. | Изготовление куколок в этническом стиле. | 1 | - | 1 | |
Раздел V. Аппликация из текстильных материалов. | 12 | 1 | 11 | ||
41. | Беседа о разновидностях ниток. Аппликации из нарезанных ниток. | 1 | 1 | - | |
42. | Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года». | 1 | - | 1 | |
43. | Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года». | 1 | - | 1 | |
44. | Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года». | 1 | - | 1 | |
45. | Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года». | 1 | - | 1 | |
46. | Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года». | 1 | - | 1 | |
47. | Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года». | 1 | - | 1 | |
48. | Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года». | 1 | - | 1 | |
49. | Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года». | 1 | - | 1 | |
50. | Аппликация из ткани. «Кошка». | 1 | - | 1 | |
51. | Аппликация из ткани. «Кошка». | 1 | - | 1 | |
52. | Аппликация из ткани. «Кошка». | 1 | - | 1 | |
Раздел VI. Работа с тканью | 12 | 2 | 10 | ||
53. | Знакомство с профессией дизайнера. | 1 | 1 | - | |
54. | Знакомство с профессией дизайнера. | 1 | 1 | - | |
55. | Техника выполнения шва «потайной». Тренировочные упражнения. | 1 | - | 1 | |
56. | Техника выполнения шва «потайной». Тренировочные упражнения. | 1 | - | 1 | |
57. | Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг». | 1 | - | 1 | |
58. | Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг». | 1 | - | 1 | |
59. | Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг». | 1 | - | 1 | |
60. | Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная) | 1 | - | 1 | |
61. | Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная) | 1 | - | 1 | |
62. | Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная) | 1 | - | 1 | |
63. | Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная). | 1 | - | 1 | |
64. | Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная) | 1 | - | 1 | |
Раздел VII. Эко дизайн. | 12 | 1 | 11 | ||
65. | Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах. | 1 | 1 | - | |
66. | Горшочек с цветами из коктейльных соломинок «Парад цветов». | 1 | - | 1 | |
67. | Горшочек с цветами из коктейльных соломинок «Парад цветов». | 1 | - | 1 | |
68. | Прозрачные игрушки, гирлянды из пластиковых бутылок. | 1 | - | 1 | |
69. | Прозрачные игрушки, гирлянды из пластиковых бутылок. | 1 | - | 1 | |
70. | Подсвечники для праздника из компьютерных дисков. | 1 | - | 1 | |
71. | Подсвечники для праздника из компьютерных дисков. | 1 | - | 1 | |
72. | Творческая работа «Волшебная шкатулка». | 1 | - | 1 | |
73. | Творческая работа «Волшебная шкатулка». | 1 | - | 1 | |
74. | Эко сумки. | 1 | - | 1 | |
75. | Эко сумки. | 1 | - | 1 | |
76 | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | - | 1 | |
Итого | 76 | 12 | 64 |
2.2. Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо иметь:
1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;
2. Столы для обучающихся – 10 штук;
3. Стулья – 25 штук;
4. Стол – тумба – 1 штука;
5.Доска – 1 шт
7. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов;
8. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы, схемы, книги, видео презентации по темам;
9. Оборудование занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.
10. Оборудование: компьютер, проектор.
2.3. Формы аттестации (контроля)
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ««Город мастеров»» применяются текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических - творческих работ. Анализируются отрицательные и положительные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога дополнительного образования (тесты, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они стимулируют работу учащихся.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: конкурс-выставка работ.
Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы будет осуществляться по 4 направлениям.
ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Оценка овладения обучающимися каждого вида техники работы с материалом (после прохождения соответствующего блока)
- Проведение выставок работ обучающихся
- Участие в районных, межрайоных и республиканских выставках, интернет-конкурсах
- Тестирование, собеседование
Каждое направление – это соответствующий блок личностных качеств.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
1.Организационно-волевые качества 1.1.Терпение 1.2.Воля 1.3. Самоконтроль | Способность переносить нагрузки в течение определенного времени Способность активно побуждать себя к практическим действиям Умение контролировать свои поступки | - терпения хватает меньше чем на половину занятия - терпения хватает больше чем на половину занятия - терпения хватает на все занятие - волевые усилия побуждаются извне - иногда самим ребенком - всегда самим ребенком - постоянно находится под воздействием контроля извне - периодически контролирует себя сам - постоянно контролирует себя сам | 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 | Наблюдение |
2.Ориентационные качества 2.1.Самооценка 2.2.Интерес к занятиям | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | - завышенная - заниженная - нормальная (адекватная) - интерес к занятиям продиктован извне - интерес периодически поддерживается самим ребенком - интерес постоянно поддерживается самим ребенком | 1 2 3 1 2 3 | Тестирование Анкетирование |
3.Поведенческие качества 3.1.Тип сотрудничест. Отношение к общим делам Т/О | Умение воспринимать общие дела как свои собственные | - избегает участия в общих делах - участвует при побуждении извне - инициативен в общих делах | 1 2 3 | Наблюдение |
4.Творческие способности | Креативность в выполнении творческих работ | - начальный уровень репродуктивный уровень - творческий уровень | 1 2 3 | Анкетирование |
Критерии оценки личностного развития:
- 10 – 12 баллов – низкий уровень развития;
- 13 – 21 балл – средний уровень развития;
- 22 – 30 баллов – высокий уровень развития
3. Список литературы
для педагога:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4).
2.Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой учёный. — 2015. — №15. — С. 567-572.
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.
5.Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей [Текст] : метод. пособие / Д. Ш. Багаутдинова, Т. В. Кондикова, И. А. Костева ; под общ. ред. И. А. Костевой. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 36 с.
6.Азбука эффективных форм внеурочной деятельности [Текст] : слов.-справ. / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. –72 с.
7.Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. – М.: «Аким», 1995 г.
8.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: «Литера», 1997г.
9.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. СПб: «Кристалл», 2002 г.
10.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. – СПб: «Химия», 1995 г
11.Букин М., Букина С. Квиллинг. Практикум для начинающих. – М.: Феникс, 2013 г. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992 г.
12.Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002 г.
13.Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - СПб: Детство-Пресс, 2007.
14.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007
15.Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс, 2004 г
16.Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.
17.Миловский А. Песнь Жар-птицы. - М.: Искусство, 1987.
Москва. Просвещение. 1991г.
18.Некрылова А. Круглый год. - М.: Просвещение, 1991.
19.Николаенко Н. Икебана. - М.: «Кладезь»1988
20.Задворная Т. Аранжировка цветов. - М.: Искусство, 1994.
21.Новикова Е. Вдохновение. - М.: Искусство, 1994.
22.Программы. Культура быта. - М.: Просвещение, 1986
23.Пропп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963.
24.Саркисова Л. Искусство букета. - М.: Искусство, 1970.
25.Субботина Т. Все хотят быть счастливыми. - М.: Просвещение, 1991.
26.Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987.
27.Юдин Г. Птица Сирин и всадник на белом коне. - М.: Детская литература, 1991
для обучающихся:
- Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
- Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
- Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
- Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
- Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
- Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
- Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
- Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
- Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)
- Ж. Юный художник. - М.: 1979 № 9, 1985 №8,10, 1988 №7.
- Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.
- Николаенко Н. Икебана. - М.: «Кладезь»1988.
- Проп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963. Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987
- Лаврентьев А. Н. История дизайна. - М.: 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Город Мастеров
Программа по ручному труду для работы в Детском Оздоровительном Лагере....
Рабочая программа "Город мастеров"
Рабочая программа "Город мастеров" создана для обучения детей младшего школьного возраста различным видам декоративно-прикладного творчества. Предполагает изготовление большого количества несложных из...
Рабочая программа "Чудо-мастера" -тестопластика.
Программа разработана для формирования у младших школьников навыков работы с различными прикладными материалами, способствует развитию мелкой моторики, и художественно-эстетического вкуса....
Рабочая программа кружка "Мастерим своими руками"
Работа в кружке «Мастерим своими руками» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также развития мышления детей.Цель программы - создание условий...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИЯ Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИЯ Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка...
Рабочая программа "Фабрика мастеров"
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в повышении общего уровня культуры и воспитанности подрастающего поколения, разностороннего развития детей и подростков, пробуждения у них твор...