Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа № 1
Утверждена приказом № 131 - о
от 31.08. 2017 г.
Директор школы Л.А. Маслакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»
Учитель первой квалификационной категории:
Усаинова А.Б.
Возраст детей: 13-14 лет
Срок реализации: 1 год
г.п. Игрим, 2017 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Вспомогательные исторические дисциплины» составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы Шевелевой Е.И. «Науки-помощницы».
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
Роль предметной области «История», в рамках которой и разработан данный факультативный курс, заключается в подготовке обучающихся 7-го класса к жизни в современном обществе через восприятие ими основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, через освоение знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования отводит на изучение предмета «История» в 7-м классе 34 часов. При этом на пропедевтический курс отводится 1 часа, что на наш взгляд является недостаточным. Поэтому курс внеурочной деятельности «Вспомогательные исторические дисциплины» призван расширить и углубить знания обучающихся, полученные на пропедевтических уроках, дать полную картину о роли вспомогательных исторических дисциплин в изучении прошлого, о роли исторической науки в жизни общества.
Курс «Вспомогательные исторические дисциплины»» предназначен для обучающихся 7 класса (13-14 лет).
Место учебного курса в учебном плане: разработан в рамках предметной области «История». Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю и призван расширить и углубить знания обучающихся, полученных в рамках пропедевтических уроков. Знания и умения, полученные обучающимися в ходе освоения курса, помогут им в дальнейшей работе с учебным материалом на уроках истории как в 7 классе, так и в последующие годы.
Цель курса – расширение кругозора обучающихся, развитие интереса к предмету «История».
Задачи курса:
- Познакомить обучающихся с основными вспомогательными историческими дисциплинами, дать их характеристику;
- Научить работать с историческими источниками;
- Развивать познавательную, творческую деятельность обучающихся;
- Развивать коммуникативные способности обучающихся.
Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы внеурочной деятельности
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
- Осознавать свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности.
- Проявлять интерес к новому учебному материалу.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
- Проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой.
- Применять правила делового сотрудничества.
- Оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные результаты изучения факультативного курса проявляются в:
Познавательные:
- умении работать с учебной информацией, использовать современные источники информации;
- способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.).
Коммуникативные:
- готовности к сотрудничеству с другими обучающимися, коллективной работе, освоении основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Регулятивные:
- способности сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
- Относительно целостное представление о вспомогательных исторических дисциплинах.
- Знание основных понятий курса.
Методы и формы работы: проблемный, поисковый, диалогический, индивидуальные, групповые.
Общая характеристика курса.
Отбор материала для содержания программы факультативного курса «Введение в историю» осуществлялся с учетом целей курса, его места в системе школьного образования, возрастных особенностей и познавательных возможностей обучающихся 5 класса, особенностей данного этапа их социализации, ресурса учебного времени, отводимого на изучение курса.
Данный курс дает представление об основных вспомогательных исторических дисциплинах, их роли в развитии исторической науки. При изучении данного курса предполагается обращение обучающихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
Учебный план рабочей программы внеурочной деятельности «ВИД» на 2017-2018 учебный год. Всего часов – 34.
Содержание программы.
Тема 1. Введение.
История как наука. Определение истории как науки. Предмет изучения истории. Роль истории в жизни людей. Исторические источники. Определение, три вида исторических источников: вещественные, письменные, устные. Характеристика каждого вида источника. Тестирование по теме урока. Роль ВИД в изучении истории. Определение ВИД. Краткая характеристика ВИД. Цель ВИД. История развития ВИД, их практическое использование.
Тема 2. Археология.
Предмет и задачи археологии. Археологический памятник. Археологические раскопки, культурный слой. Реставрация. Погребения. Тестирование по теме урока.
Тема 3. Генеалогия.
Предмет и задачи генеалогии. Методика генеалогических исследований. Русская генеалогия. Система социального этикета. Практикум по генеалогии.
Тема 4. Ономастика.
Предмет и задачи ономастики. Разделы ономастики:
- антропонимика – личные имена
- топонимика – географические названия
- этнонимика – названия народов и др.
Историческая ономастика. Практикум по антропонимике.
Тема 5. Геральдика.
Происхождение гербов. Правила геральдики (форма, цвет, деление, фигуры). Государственные, областные и городские гербы. Вексиллография. Тестирование по теме урока.
Тема 6. Палеография.
Предмет и задачи палеографии. Возникновение письменности у восточных славян (кириллица). Материалы для письма (пергамент, береста, бумага). Графика письма (устав, полуустав, скоропись). Орудия письма. Украшение рукописей: орнамент (заставки, концовки, инициалы), вязь, миниатюры и полевые цветки. Переплет. Практикум по палеографии.
Тема 7. Хронология.
Предмет и задачи хронологии. Единицы счета времени. Календари: юлианский и григорианский. Эры и их виды. Астрологическая и историческая хронология. Лента времени. Часы. Практикум по хронологии.
Тема 8. Метрология.
Предмет и задачи метрологии. Меры длины. Меры площади (поверхности). Меры сыпучих тел. Меры жидкости. Меры веса. Тестирование по теме урока.
Тема 9. Сфрагистика.
Предмет и задачи сфрагистики. Печать. Две группы печатей. Типы печатей. Тестирование по теме урока.
Тема 10. Нумизматика.
Предмет и задачи нумизматики. Происхождение монет и денежных знаков. Язык монеты. Русская денежная система. Практикум по нумизматике.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны:
1. Иметь представление об основных ВИД
2. Уметь ориентироваться в многообразии понятий и терминов
3. Применять на практике полученные знания и умения.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение курса
Технические средства обучения
- Персональный компьютер учителя
- Мультимедийный проектор
Печатные средства обучения
- Портреты историков
- Лента времени
- Демонстрационные карты
- Картины, таблицы, схемы
- Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов)
- Научная, научно-популярная литература по курсу.
Цифровые образовательные ресурсы
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов по истории
Другое
- Выход в интернет
Список литературы для учителя
- Веселовский С.Б. Ономастика. Древнерусские имена, прозвища, фамилии. М., 1974. Алексеев С.И. Задачи по счету лет истории Древнего мира. 5 класс. – М., Русское слово, 2006.
- Герб и флаг России X – XX вв. М., 1997 г.
- Гербы городов России. М., 1998 г.
- Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие./Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. - М., 2003.
- Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М.,1977 г.
- Каменцева Е.И. Хронология. М., 1967 г.
- Каменцева Е.И., Устюгов Н.А. Русская метрология. М., 1973 г.
- Каменцева Е.И., Устюгов Н.А. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974 г.
- Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984 г.
- Круглов В.Е. Что такое фалеристика. М., 1975 г.
- Кучеренко Э.И. Нумизматика в школе. М., 1968 г.
- Лавренов В.И., Борисов А.В. Вспомогательные дисциплины исторической науки. М., 1996 г.
- Лавренов В.И. Герб Твери. Тверь, 1994 г.
- Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., 2002 г.
- Линко Г.М., Петрова Е.В. Работа с хронологией в школе. М., 1964 г. Майков А.Н. История. Введение в историю. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Вентана-Граф, 2012.
- Матюшин Г. Н. Археологический словарь. М., 1996.
- Муравьев А.В. Русская палеография. М., 1977 г.
- Палеографический альбом. Л., 1967 г.
- Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя: генеалогическое древо основных русских родов (862-1917). М., 1994 г.
- Потин В.М. Монеты. Клады. Коллекции: очерки нумизматики. СПб., 1993 г.
- Розов Н.Н. Русская рукописная книга. Л., 1971 г.
- Саплина Е.В. Путешествие в историю. М., 1995 г.
- Саплина Е.В. Введение в историю. Книга для учителя. – М., Дрофа, 1996.
- Селешников С.И. История календаря и хронологии. М., 1977 г.
- Семар Г.М. Среди монет, мер и весов. - М., 1992.
- Силаев А. Г. "Истоки русской геральдики" , 2005.
- Соболева Н.А. Русские печати. - М, 1992.
- Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1970 г.
- Уланова Л.С. Введение в историю. Вспомогательные исторические дисциплины. Методическое пособие. М., 2005 г.
- Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. М., 1990 г.
- Черепнин Л. В. Русская метрология. М., 1944 г.
- Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. Л., 1991 г.
- Энциклопедия для детей. М., 1995 г.
- Т.1. Всемирная история
- Что такое история. С. 5-10.
- Геральдика. С. 245-249.
- Нумизматика. С. 303-307.
- Т.5. История России
- Археология древней Руси. С. 7-16.
- Эпиграфика. С. 16-17.
- Русская нумизматика. С. 18-25.
- Бонистика. С. 25-27.
- Русские печати. С. 27-31.
- Российская фалеристика. Ордена, медали, знаки отличия. С. 32-46.
- Генеалогия в России. С. 46-50.
- Флаги России. С. 55-57.
- История Государственного герба России. С. 57-61.
- Гербы российских городов. С. 62-65.
- Т.13. Страны, народы, цивилизации
- Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970 г.
- Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. М., 1956 г.
- Я познаю мир: награды. М., 1999 г.
Список литературы для учащихся и родителей
- Саплина Е.В. Путешествие в историю. М., 1995 г.
- Селешников С.И. История календаря и хронологии. М., 1977 г.
- Энциклопедия для детей. М., 1995 г.
- Т.1. Всемирная история
1) Что такое история. С. 5-10.
2) Геральдика. С. 245-249.
3) Нумизматика. С. 303-307.
- Т.5. История России
1) Археология древней Руси. С. 7-16.
2)Эпиграфика. С. 16-17.
3)Русская нумизматика. С. 18-25.
4) Бонистика. С. 25-27.
5) Русские печати. С. 27-31.
6) Российская фалеристика. Ордена, медали, знаки отличия. С. 32-46.
7) Генеалогия в России. С. 46-50.
8) Флаги России. С. 55-57.
9) История Государственного герба России. С. 57-61.
10) Гербы российских городов. С. 62-65.
- Т.13. Страны, народы, цивилизации
циклопедия для детей. М., 1995 г
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема и содержание занятия | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Введение. История как наука. | 1 | 08.09 | |
2 | Роль ВИД (вспомогательные исторические дисциплины) в изучении истории. | 1 | 15.09 | |
3 | Археология. | 1 | 22.09 | |
4 | Археологический памятник. Археологические раскопки. | 1 | 29.09 | |
5 | Тестирование по археологии. | 1 | 06.09 | |
6 | Генеалогия. | 1 | 13.09 | |
7 | Методика генеалогических исследований. | 1 | 20.09 | |
8 | Практикум по генеалогии. | 1 | 27.09 | |
9 | Практикум по генеалогии. | 1 | 10.10 | |
10 | Ономастика. | 1 | 17.10 | |
11 | Разделы ономастики. Историческая ономастика. | 1 | 24.10 | |
12 | Антропонимика как наука. | 1 | 01.12 | |
13 | Практикум по антропонимике. | 1 | 08.12 | |
14 | Геральдика. | 1 | 15.12 | |
15 | Происхождение гербов. | 1 | 22.12 | |
16 | Государственные, областные и городские гербы. Фамильные гербы. | 1 | 12.01 | |
17 | Тестирование по геральдике. | 1 | 19.01 | |
18 | Палеография. | 1 | 26.01 | |
19 | Возникновение письменности у восточных славян. | 1 | 02.02 | |
20 | Материалы для письма. Орудия письма. Украшение рукописей, переплет. | 1 | 09.02 | |
21 | Хронология. Астрологическая и историческая хронология. Лента времени. Часы. | 1 | 16.02 | |
22 | Единицы счета времени. Календари: юлианский и григорианский. Эры и их виды. | 1 | 02.03 | |
23 | Практикум по хронологии. | 1 | 16.03 | |
24 | Метрология. | 1 | 23.03 | |
25 | Тестирование по метрологии. | 1 | 06.04 | |
26 | Сфрагистика. | 1 | 13.04 | |
27 | Печать. Две группы печатей. Типы печатей. | 1 | 20.04 | |
28 | Тестирование по сфрагистике. | 1 | 27.04 | |
29 | Нумизматика. | 1 | 04.05 | |
30 | Происхождение монет и денежных знаков. Язык монеты. | 1 | 11.05 | |
31 | Русская денежная система. | 1 | 18.05 | |
32 | Практикум по нумизматике. | 1 | 25.05 | |
33 | Вексиллология. | 1 | 30.05 | |
34 | Практикум по вексиллологии. | 1 | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...