Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа

Усаинова Альфия Биктимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_vid.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа № 1

                                                      Утверждена приказом № 131 - о

 от 31.08. 2017 г.

Директор школы                 Л.А. Маслакова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

Учитель первой квалификационной категории:

Усаинова А.Б.

Возраст  детей:  13-14 лет

Срок реализации:  1 год

г.п. Игрим, 2017 г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Вспомогательные исторические дисциплины» составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы Шевелевой Е.И. «Науки-помощницы».

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

Роль предметной области «История», в рамках которой и разработан данный факультативный курс, заключается в подготовке обучающихся 7-го класса к жизни в современном обществе через восприятие ими основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, через освоение знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.

Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования отводит на изучение предмета «История» в 7-м классе 34 часов. При этом на пропедевтический курс отводится 1 часа, что на наш взгляд является недостаточным. Поэтому курс внеурочной деятельности «Вспомогательные исторические дисциплины» призван расширить и углубить знания обучающихся, полученные на пропедевтических уроках, дать полную картину о роли вспомогательных исторических дисциплин в изучении прошлого, о роли исторической науки в жизни общества.

Курс «Вспомогательные исторические дисциплины»» предназначен для обучающихся 7 класса (13-14 лет).

Место учебного курса в учебном плане:  разработан в рамках предметной области «История». Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю и призван расширить и углубить знания обучающихся, полученных в рамках пропедевтических уроков. Знания и умения, полученные обучающимися в ходе освоения курса, помогут им в дальнейшей работе с учебным материалом на уроках истории как в 7 классе, так и в последующие годы.

Цель курса – расширение кругозора обучающихся, развитие интереса к предмету «История».

Задачи курса:

  1. Познакомить обучающихся с основными вспомогательными историческими дисциплинами, дать их характеристику;
  2. Научить работать с историческими источниками;
  3. Развивать познавательную, творческую деятельность обучающихся;
  4. Развивать коммуникативные способности обучающихся.

Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы внеурочной деятельности

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

  1. Осознавать свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности.
  2. Проявлять интерес к новому учебному материалу.
  3. Выражать положительное отношение к процессу познания.
  4. Проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой.
  5. Применять правила делового сотрудничества.
  6. Оценивать собственную учебную деятельность.

Метапредметные результаты изучения факультативного курса проявляются в:

Познавательные:

  1. умении работать с учебной информацией, использовать современные источники информации;
  2. способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.).

Коммуникативные:

  1. готовности к сотрудничеству с другими обучающимися, коллективной работе, освоении основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Регулятивные:

  1. способности сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.

Предметными результатами освоения данного курса являются:

  1. Относительно целостное представление о вспомогательных исторических дисциплинах.
  2. Знание основных понятий курса.

Методы и формы работы: проблемный, поисковый, диалогический, индивидуальные, групповые.

Общая характеристика курса.

Отбор материала для содержания программы факультативного курса «Введение в историю» осуществлялся с учетом целей курса, его места в системе школьного образования, возрастных особенностей и познавательных возможностей обучающихся 5 класса, особенностей данного этапа их социализации, ресурса учебного времени, отводимого на изучение курса.

        Данный курс дает представление об основных вспомогательных исторических дисциплинах, их роли в развитии исторической науки. При изучении данного курса предполагается обращение обучающихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

        Учебный план рабочей программы внеурочной деятельности  «ВИД» на 2017-2018 учебный год. Всего часов – 34.

Содержание программы.

        Тема 1. Введение.

        История как наука. Определение истории как науки. Предмет изучения истории. Роль истории в жизни людей. Исторические источники. Определение, три вида исторических источников: вещественные, письменные, устные. Характеристика каждого вида источника. Тестирование по теме урока. Роль ВИД в изучении истории. Определение ВИД. Краткая характеристика ВИД. Цель ВИД. История развития ВИД, их практическое использование.

        Тема 2. Археология.

        Предмет и задачи археологии. Археологический памятник. Археологические раскопки, культурный слой. Реставрация. Погребения. Тестирование по теме урока.

        Тема 3. Генеалогия.

        Предмет и задачи генеалогии. Методика генеалогических исследований. Русская генеалогия. Система социального этикета. Практикум по генеалогии.

        Тема 4. Ономастика.

        Предмет и задачи ономастики. Разделы ономастики:

- антропонимика – личные имена

- топонимика – географические названия

- этнонимика – названия народов и др.

Историческая ономастика. Практикум по антропонимике.

        Тема 5. Геральдика.

        Происхождение гербов. Правила геральдики (форма, цвет, деление, фигуры). Государственные, областные и городские гербы. Вексиллография. Тестирование по теме урока.

        Тема 6. Палеография.

         Предмет и задачи палеографии. Возникновение письменности у восточных славян (кириллица). Материалы для письма (пергамент, береста, бумага). Графика письма (устав, полуустав, скоропись). Орудия письма. Украшение рукописей: орнамент (заставки, концовки, инициалы), вязь, миниатюры и полевые цветки. Переплет. Практикум по палеографии.

        Тема 7. Хронология.

        Предмет и задачи хронологии. Единицы счета времени. Календари: юлианский и григорианский. Эры и их виды. Астрологическая и историческая хронология. Лента времени. Часы. Практикум по хронологии.

        Тема 8. Метрология.

        Предмет и задачи метрологии. Меры длины. Меры площади (поверхности). Меры сыпучих тел. Меры жидкости. Меры веса. Тестирование по теме урока.

        Тема 9. Сфрагистика.

        Предмет и задачи сфрагистики. Печать. Две группы печатей. Типы печатей. Тестирование по теме урока.

        Тема 10. Нумизматика.

        Предмет и задачи нумизматики. Происхождение монет и денежных знаков. Язык монеты. Русская денежная система. Практикум по нумизматике.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

1. Иметь представление об основных ВИД

2. Уметь ориентироваться в многообразии понятий и терминов

3. Применять на практике полученные знания и умения.

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение курса

Технические средства обучения

  • Персональный компьютер учителя
  • Мультимедийный проектор

Печатные средства обучения

  • Портреты историков
  • Лента времени
  • Демонстрационные карты
  • Картины, таблицы, схемы
  • Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов)
  • Научная, научно-популярная литература по курсу.

Цифровые образовательные ресурсы

  • Коллекция цифровых образовательных ресурсов по истории

Другое

  • Выход в интернет

Список литературы для учителя

  1. Веселовский С.Б. Ономастика. Древнерусские имена, прозвища, фамилии. М., 1974. Алексеев С.И. Задачи по счету лет истории Древнего мира. 5 класс. – М., Русское слово, 2006.
  2. Герб и флаг России X – XX вв. М., 1997 г.
  3. Гербы городов России. М., 1998 г.
  4. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие./Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. - М., 2003.
  5. Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М.,1977 г.
  6. Каменцева Е.И. Хронология. М., 1967 г.
  7. Каменцева Е.И., Устюгов Н.А. Русская метрология. М., 1973 г.
  8. Каменцева Е.И., Устюгов Н.А. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974 г.
  9. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984 г.
  10. Круглов В.Е. Что такое фалеристика. М., 1975 г.
  11. Кучеренко Э.И. Нумизматика в школе. М., 1968 г.
  12. Лавренов В.И., Борисов А.В. Вспомогательные дисциплины исторической науки. М., 1996 г.
  13. Лавренов В.И. Герб Твери. Тверь, 1994 г.
  14. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., 2002 г.
  15. Линко Г.М., Петрова Е.В. Работа с хронологией в школе. М., 1964 г. Майков А.Н. История. Введение в историю. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Вентана-Граф, 2012.
  16. Матюшин Г. Н. Археологический словарь. М., 1996.
  17. Муравьев А.В. Русская палеография. М., 1977 г.
  18. Палеографический альбом. Л., 1967 г.
  19. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя: генеалогическое древо основных русских родов (862-1917). М., 1994 г.
  20. Потин В.М. Монеты. Клады. Коллекции: очерки нумизматики. СПб., 1993 г.
  21. Розов Н.Н. Русская рукописная книга. Л., 1971 г.
  22. Саплина Е.В. Путешествие  в историю. М., 1995 г.
  23. Саплина Е.В. Введение в историю. Книга для учителя. – М., Дрофа, 1996.
  24. Селешников С.И. История календаря и хронологии. М., 1977 г.
  25. Семар Г.М. Среди монет, мер и весов. - М., 1992.
  26. Силаев А. Г. "Истоки русской геральдики" , 2005.
  27. Соболева Н.А. Русские печати. - М, 1992.
  28. Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1970 г.
  29. Уланова Л.С. Введение в историю. Вспомогательные исторические дисциплины. Методическое пособие. М., 2005 г.
  30. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. М., 1990 г.
  31. Черепнин Л. В. Русская метрология. М., 1944 г.
  32. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. Л., 1991 г.
  33. Энциклопедия для детей. М., 1995 г.
  • Т.1. Всемирная история
  1. Что такое история. С. 5-10.
  2. Геральдика. С. 245-249.
  3. Нумизматика. С. 303-307.
  • Т.5. История России
  1. Археология древней Руси. С. 7-16.
  2. Эпиграфика. С. 16-17.
  3. Русская нумизматика. С. 18-25.
  4. Бонистика. С. 25-27.
  5. Русские печати. С. 27-31.
  6. Российская фалеристика. Ордена, медали, знаки отличия. С. 32-46.
  7. Генеалогия в России. С. 46-50.
  8. Флаги России. С. 55-57.
  9. История Государственного герба России. С. 57-61.
  10. Гербы российских городов. С. 62-65.
  • Т.13. Страны, народы, цивилизации
  1. Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970 г.
  2. Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. М., 1956 г.
  3. Я познаю мир: награды. М., 1999 г.

Список литературы для учащихся и родителей

  1. Саплина Е.В. Путешествие  в историю. М., 1995 г.
  2. Селешников С.И. История календаря и хронологии. М., 1977 г.
  3. Энциклопедия для детей. М., 1995 г.
  • Т.1. Всемирная история

1) Что такое история. С. 5-10.

2) Геральдика. С. 245-249.

3) Нумизматика. С. 303-307.

  • Т.5. История России

1) Археология древней Руси. С. 7-16.

2)Эпиграфика. С. 16-17.

3)Русская нумизматика. С. 18-25.

4) Бонистика. С. 25-27.

5) Русские печати. С. 27-31.

6) Российская фалеристика. Ордена, медали, знаки отличия. С. 32-46.

7) Генеалогия в России. С. 46-50.

8) Флаги России. С. 55-57.

9) История Государственного герба России. С. 57-61.

10) Гербы российских городов. С. 62-65.

  • Т.13. Страны, народы, цивилизации

циклопедия для детей. М., 1995 г

Календарно-тематическое планирование.

Тема и содержание занятия

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

1

Введение. История как наука.

1

08.09

2

Роль ВИД (вспомогательные исторические дисциплины) в изучении истории.

1

15.09

3

Археология.

1

22.09

4

Археологический памятник. Археологические раскопки.

1

29.09

5

Тестирование по археологии.

1

06.09

6

Генеалогия.

1

13.09

7

Методика генеалогических исследований.

1

20.09

8

Практикум по генеалогии.

1

27.09

9

Практикум по генеалогии.

1

10.10

10

Ономастика.

1

17.10

11

Разделы ономастики. Историческая ономастика.

1

24.10

12

Антропонимика как наука.

1

01.12

13

Практикум по антропонимике.

1

08.12

14

Геральдика.

1

15.12

15

Происхождение гербов.

1

22.12

16

Государственные, областные и городские гербы. Фамильные гербы.

1

12.01

17

Тестирование по геральдике.

1

19.01

18

Палеография.

1

26.01

19

Возникновение письменности у восточных славян.

1

02.02

20

Материалы для письма. Орудия письма. Украшение рукописей, переплет.

1

09.02

21

Хронология.

Астрологическая и историческая хронология. Лента времени. Часы.

1

16.02

22

Единицы счета времени. Календари: юлианский и григорианский. Эры и их виды.

1

02.03

23

Практикум по хронологии.

1

16.03

24

Метрология.

1

23.03

25

Тестирование по метрологии.

1

06.04

26

Сфрагистика.

1

13.04

27

Печать. Две группы печатей. Типы печатей.

1

20.04

28

Тестирование по сфрагистике.

1

27.04

29

Нумизматика.

1

04.05

30

Происхождение монет и денежных знаков. Язык монеты.

1

11.05

31

Русская денежная система.

1

18.05

32

Практикум по нумизматике.

1

25.05

33

Вексиллология.

1

30.05

34

Практикум по вексиллологии.

1

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...