Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_azbuka_nravstvennosti.docx | 48.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа № 1
Утверждена приказом № 131 - о
от 31.08. 2017 г.
Директор школы Л.А. Маслакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»
Учитель первой квалификационной категории:
Усаинова А.Б.
Возраст детей: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
г.п. Игрим, 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Азбука нравственности» в соответствии с требованиями ФГОС.
«Азбука нравственности» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на (33 часа в 1 классе) 34 часа в 2-4 классе, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 135 ч.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика: нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Методы работы: для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Ценностные ориентиры: содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Планируемые результаты освоения обучения программы курса внеурочной деятельности:
Изученный курс позволяет выпускнику начальной школы:
- осознать моральные нормы и правила как основу нравственного поведения;
- понять внутренний мир другого человека и свой собственный, оценить на основе нравственных критериев соответствующие моральные критерии;
- стремиться быть нравственным;
- подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми;
- обобщить нравственные ценности, исторически принятые в обществе.
В конце каждого учебного года проводятся обобщающие занятия, на которых подводятся итоги. Форма подведения итогов зависит от возраста учащихся. Это может быть выставка детских творческих работ, инсценировка сочиненных сказок о добре и зле, проведение совместных игровых ситуаций с родителями. В результате проведенного итогового занятия ребенок должен почувствовать моральное удовлетворение от радости, которую он доставил другим людям, иметь желание продолжить начатую деятельность. Уже само желание ребенка быть лучше, добрее, чище является нравственным.
Учебно-методический план программы
Учебно-тематический план курса.
Программа является основой построения сквозной системы нравственного образования в 1-4 классах.
Класс | Количество часов за год | Теоретическая часть | Практическая часть |
1 класс | 33 | 20 | 13 |
2 класс | 34 | 19 | 15 |
3 класс | 34 | 25 | 9 |
4 класс | 34 | 24 | 10 |
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | - | 1 |
2 | Школьный этикет | 3 | 2 | 5 |
3 | Правила общения | 4 | 3 | 7 |
4 | О трудолюбии | 4 | 3 | 7 |
5 | Культура внешнего вида | 3 | 2 | 5 |
6 | Внешкольный этикет | 4 | 3 | 7 |
7 | Обобщение: представление о нравственных качествах | 1 | - | 1 |
20 | 13 | Итого 33 ч |
1 класс (33 часа).
Введение. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила к поведению. Оценки нравственных поступков на примере героев фольклора и детской литературы.
Тема 1. Школьный этикет. Как вести себя на уроке и перемене. Мы раздеваемся в гардеробе. Поведение в школьной столовой. На школьном дворе.
Тема 2. Правила общения. Зачем нужны вежливые слова? Доброжелательность. Мой учитель. Мои товарищи. Вежливое обращение со сверстниками. Думай о других: сочувствие – как его выразить. Традиции вежливости нашего народа: уважение к старшим, почитание отца и матери, забота о младших.
Тема 3. О трудолюбии. Старательность в учебе. Наш труд дома и в классе. Каждой вещи – свое место. Воспитание трудолюбия у нашего народа. Пословицы о труде. Наша мастерская «Самоделкин».
Тема 4. Культура внешнего вида. Наш друг - Мойдодыр. Опрятность и аккуратность в одежде. Культура внешнего вида у нашего народа. Народный костюм.
Тема 5. Внешкольный этикет.
Правила поведения на улице, в транспорте, в общественном месте.
Тема 6. Обобщение: представления о нравственных качествах. Доброжелательность. Вежливость. Сочувствие. Старательность. Опрятность. Добрые и недобрые поступки. Фольклор о добре и зле.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | - | 1 |
2 | Школьный этикет | 1 | 2 | 3 |
3 | Правила общения | 4 | 3 | 7 |
4 | О трудолюбии | 4 | 4 | 8 |
5 | Культура внешнего вида | 4 | 2 | 6 |
6 | Внешкольный этикет | 4 | 3 | 7 |
7 | Обобщение: представление о нравственных качествах | 1 | 1 | 2 |
19 | 15 | Итого 34 ч |
2 класс (34 часа).
Введение. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (родители, учитель, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания: от поступка – к нравственным качествам на основе правил.
Тема 1. Школьный этикет. Повторение содержание правил 1 класса. Что такое дисциплина в школе? Правила поведения в библиотеке. Люби книгу. История книгопечатания. Твой класс, твоя школа: соблюдение чистоты и порядка.
Тема 2. Правила общения. Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь). Правило обязательности: дал слово – держи его. Как ты разговариваешь с товарищами? Доброжелательность в общении. Ты и поступки окружающих. Правдивость. Нравственные устои русского народа. Народные праздники.
Тема 3. О трудолюбии. Правило «Учусь все делать сам». Помогаю другим своим трудом дома и в школе. Что значит быть бережливым. Традиционная помощь взрослым. Крестьянские дети. Праздник урожая.
Тема 4. Культура внешнего вида. Как мы выполняем правила гигиены. Почему встречают по одежке? Одежду надо беречь. Убранства народного костюма. Чистота – залог здоровья. Что такое гигиена?
Тема 5. Внешкольный этикет. Правила поведения в кино, театре, музее, на выставке. Меня пригласили на день рождения. Бережное отношение к природе. Земля – наш общий дом. Как наши предки берегли природу? Народные приметы.
Тема 6. Обобщение: представления о нравственных качествах. Бережливость. Честность, правдивость, обязательность. Внимательность к людям. Самостоятельность. Чистоплотность. Хочешь иметь друга – будь им.
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | - | 1 |
2 | Школьный этикет | 2 | 1 | 3 |
3 | Правила общения | 5 | 2 | 7 |
4 | О трудолюбии | 5 | 2 | 7 |
5 | Культура внешнего вида | 5 | 1 | 6 |
6 | Внешкольный этикет | 5 | 2 | 7 |
7 | Обобщение: представление о нравственных качествах | 2 | 1 | 3 |
25 | 9 | Итого 34 ч |
3 класс (34 часа).
Введение. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Дети подводятся к пониманию ответственности за свой выбор поступка. Ознакомление с нравственными качествами как результатом поведения по нравственным нормам.
Тема 1. Школьный этикет. Взаимопомощь в учебе и труде. Береги школьное имущество. В какие игры и как мы играем (на перемене, во дворе школы). Книжкина мастерская. Школьные традиции нашего народа (гимназия, крестьянская школа).
Тема 2. Правила общения. Точность: береги свое время и время других. Твоя речь: слово лечит, слово ранит. Твои друзья и ты. Коллективизм. Что такое справедливость? Герои русских былин.
Тема 3. О трудолюбии. Труд кормит, а лень кормит. Организованность в труде. Кем хочу быть? Почему? Любой труд почетен. Уважение к труду нашего народа. Трудолюбие в культуре. Чьим трудом славен наш город?
Тема 4. Культура внешнего вида. Мой гардероб и уход за ним. Будничная и праздничная одежда. Аккуратность. Одежда Древней Руси. Элементы народного костюма. Рукоделие, плетение.
Тема 5. Внешкольный этикет. У меня зазвонил телефон. Правила поведения в гостях. Я пишу письмо. Почему письмо – зеркало души? Правила поведения на природе. Мы – петербуржцы. Поведение на улицах нашего города. Твой любимый музей.
Тема 6. Обобщение: представления о нравственных качествах. Коллективизм. Взаимопомощь. Справедливость (в решении спора; в оценках и т.п.). Точность, обязательность. Дружба, товарищество. Забота о природе. Сохраним красоту нашего города.
Учебно-тематический план 4 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | - | 1 |
2 | Школьный этикет | 1 | 1 | 2 |
3 | Правила общения | 4 | 2 | 6 |
4 | О трудолюбии | 5 | 2 | 7 |
5 | Культура внешнего вида | 5 | 2 | 7 |
6 | Внешкольный этикет | 6 | 2 | 8 |
7 | Обобщение: представление о нравственных качествах | 2 | 1 | 3 |
24 | 10 | Итого 34 ч |
4 класс (34 часа).
Введение. Продолжение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и как условие торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Тема 1. Школьный этикет. Уважительное отношение к учителям, одноклассникам, окружающим. Заботливость: забота о младших. Помощь первоклассникам. Правила самоконтроля: от оценки, самооценки к самоконтролю.
Тема 2. Правила общения. Главные правила вежливости. Игра «Путешествие по городу вежливости». Какой я? Самооценка. Нравственная позиция в оценке поведения окружающих. Как общались наши предки?
Тема 3. О трудолюбии. Что значит быть трудолюбивым? («Золотые руки»). Правила культуры труда: физического и умственного. Герои труда (патриотизм). Труд – основа жизни.
Тема 4. Культура внешнего вида. Что мы понимаем под культурой внешнего вида? Одежда и осанка. Внешний вид и вежливость. Праздничные и деловые костюмы. Стиль.
Тема 5. Внешкольный этикет. Праздники: приглашение, подарки, поведение. Правила: «так надо», «так нельзя» - во дворе, подъезде, на улице, на природе. Народные праздники.
Тема 6. Обобщение: представления о нравственных качествах. Уважительность. Заботливость. Ответственность. Трудолюбие. Организованность. Самостоятельность. Патриотизм (любовь к дому, школе, природе, труду). Чему мы учимся у предков?
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход вшколу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Предполагаемые результату учебной деятельности
1. Приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
2. формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
3. приобретение опыта самостоятельного социального действия:
- участие детей в праздниках и мероприятиях школы в рамках духовно-нравственного воспитания;
- умение обосновать учащимися свой нравственный выбор в разных ситуациях ( устно и письменно);
- активное стремление учащихся помогать и заботиться о других;
- выставки детских работ.
- поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, ветеранов, родителей и т.д..
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение. | 1 | Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Дети подводятся к пониманию ответственности за свой выбор поступка. Ознакомление с нравственными качествами как результатом поведения по нравственным нормам. | 06.09 | |
2 | Школьный этикет. | 1 | Взаимопомощь в учебе и труде. Береги школьное имущество. В какие игры и как мы играем (на перемене, во дворе школы). Книжкина мастерская. Школьные традиции нашего народа (гимназия, крестьянская школа). | 13.09 | |
3 | Правила общения. | 1 | Инсценировка различных ситуаций. Беседа. Просмотр видеофрагментов. Составление правил общения а классе. | 20.09 | |
4 | Точность: береги свое время и время других. | 1 | Беседа о понятии пунктуальность. Выполнение заданий. Раскрыть детям значение времени в жизни человека. Совместно придумать способы, как этот драгоценный ресурс сберечь. | 27.09 | |
5 | Твоя речь: слово лечит, слово ранит. | 1 | Чтение по ролям. Беседа. Викторина. Пробудить в детях эмоции в отношении ситуаций из их жизни, рассказов. | 04.10 | |
6 | Твои друзья и ты. Коллективизм. | 1 | Викторина. Игры. Познакомиться и обсудить притчи о дружбе коллективизме. Пословицы, поговорки. | 11.10 | |
7 | Что такое справедливость? | 1 | Через тренинговые ситуации раскрыть понятие справедливость. Проследить проявление справедливости в разных ситуациях. | 18.10 | |
8 | Герои русских былин. | 1 | Познакомить учеников с текстами русских былин. Обсудить смысл и содержание произведений. | 25.10 | |
9 | О трудолюбии. Труд кормит, а лень порт ит. | 1 | Знакомство с текстами русских пословиц и поговорок. Беседа. | 08.11 | |
10 | Организованность в труде. | 1 | Беседа с детьми о труде. Разбор ситуаций. | 15.11 | |
11 | Любой труд почетен. | 1 | Презентация о профессиях. Викторина. | 22.11 | |
12 | Уважение к труду нашего народа. | 1 | Чтение по ролям. Знакомство с историей ремесел и промыслов Древней Руси. | 29.11 | |
13 | Кем хочу быть? Почему? | 1 | Профессии. Какие они бывают. | 06.12 | |
14 | Трудолюбие в культуре. | 1 | Знакомство с текстами русских пословиц и поговорок. Беседа. | 13.12 | |
15 | Чьим трудом славен наш поселок? | 1 | Подготовка сообщений о Героях тыла ВОв и Ветеранах труда. | 20.12 | |
16 | Культура внешнего вида. Аккуратность. | 1 | История одежда. Значение одежды в жизни человека. | 17.01 | |
17 | Мой гардероб и уход за ним. | 1 | Уход за одеждой. Правила гигиены. | 24.01 | |
18 | Будничная и праздничная одежда. | 1 | Выбор одежды в соответствии с погодой и временем года. | 31.01 | |
19 | Одежда Древней Руси. | 1 | Традиционная одежда Древней Руси. | 07.02 | |
20 | Элементы народного костюма. | 1 | Практическое занятие. | 14.02 | |
21 | Рукоделие, плетение. | 1 | Практическое занятие. | 21.02 | |
22 | Внешкольный этикет. | 1 | Правила поведения в разных местах. | 28.02 | |
23 | У меня зазвонил телефон. | 1 | История телефона. Правила использования телефона. | 07.03 | |
24 | Правила поведения в гостях. | 1 | Я пришел в гости: что делать? | 14.03 | |
25 | Я пишу письмо. Почему письмо – зеркало души? | 1 | Что такое письмо? Как его писать? | 21.03 | |
26 | Правила поведения на природе. | 1 | Экология. Как сохранить природу. | 04.04 | |
27 | Поведение на улицах нашего города. | 1 | История Игрима. Что такое малая Родина. Улица и достопримечательности поселка. | 11.04 | |
28 | Твой любимый музей. | 1 | Что такое музей. Музеи мира. Музеи России. Музеи ХМАО. Музеи Игрима. | 18.04 | |
29 | Обобщение: представления о нравственных качествах. | 1 | Что такое общение. Как быть хорошим собеседником. | 25.04 | |
30 | Справедливость (в решении спора; в оценках и т.п.). | 1 | Спор или цивилизованная дискуссия? | 02.05 | |
31 | Точность, обязательность. | 1 | Быть пунктуальным. Точность - вежливость королей! | 16.05 | |
32 | Дружба, товарищество. | 1 | Составить кодекс дружбы. | 23.05 | |
33 | Забота о природе. | 1 | Фотовыставка природа ХМАО. | 30.05 | |
34 | Сохраним красоту нашего города. | 1 | Прогулка по поселку. Подготовка фотовыставки. |
Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания результатов курса.
Информационно-методическое обеспечение:
1. Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. Азбука нравственного взросления. СПб.:Питер, 2007
2. И.Арзамасцева, Э.Иванова, С.Николаева Хрестоматия по детской литературе М.: Academia, 2000;
3. Н.А. Леонова Младший школьник: опыт нравственного поведения. «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2010, №5 –
- Бандяк О.А. Воспитание на социокультурном опыте: 1 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
- Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. – 1998. – Декабрь
- О.А. Бандяк «Истоки-2». Активные формы обучения (системная разработка). Методическое пособие. Истоковедение. Том 1. - М. Издательский дом «Истоки», 2007.- 320с.
- Н.Ю. Твардовская, Ю.М. Пучкова. Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология. Истоковедение. Том 2. - М.
8. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М., 1997.
9. Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 1999. – Сентябрь.
10. Р.В.Янушкавичюс., О.Л.Янушкавичюс.Основы нравственности.- М.: «ПРО-ПРЕСС»,2007.
11. А.Лопатина., М.Скребцова. Ступени мудрости. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003.
12. А.Лопатина., М.Скребцова. Вершины мудрости. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003.
Цифровые ресурсы
-http://www.portal-slovo.ru/
-http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...