Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» в рамках МИП "Зов предков" (Невы ила' саир'')
календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» на 2015-2016 учебный год
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
Дополнительная общеобразовательная программа «Хозяйка чума»
Количество часов _96 в год
в неделю 1 занятие
№ п/п | Раздел Тема | Кол-во часов | Даты проведения | Примечания |
Введение | 3 | |||
1. | Малочисленные народы Крайнего Севера. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Малочисленные народы Севера—численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. | 1 | 06.09.15 | |
2. | Ненцы в пространстве и времени. | 1 | 13.09.15 | |
3. | Образ женщины-хозяйки чума. Образ женщины-матери – вечный образ. Это своеобразный нравственный камертон для искусства любой эпохи, любого народа. | 1 | 20.09.15 | |
Чум жилище народов Севера. | 19 | |||
4,5 | Жилища народов Крайнего Севера. Древние и самобытные культуры. Национальные дома народов Севера – чум, яранга и иглу, которые до сих пор используются местными жителями во время охоты, кочевки и даже в повседневной жизни. | 2 | 27.09.15 04. 10 15 | |
6. | Различие чума от других жилищ народов Севера. Жилые постройки народов Севера, как по архитектурным формам, так и по конструкциям различны и тесно связаны с климатическими условиями и окружающей географической средой, доставляющей строительные материалы. В зависимости от географической среды применялись различные материалы: дерево, кость, дерн, камень. Каркасные жилища покрывались берестой, корой, землей, шкурами животных, рыбьими кожами. | 1 | 11. 10.15 | |
7. | Чум – жилище ненцев Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев, хантов, коми и энцев. чум состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище. | 1 | 18.10.15 | |
8. | Летнее покрытие чума. Летнее покрытиями чума использованными старыми нюки или брезент. В старину летом чум покрывали берестяными покрытиями. Приготовить берестяное летнее покрытие для чума не проще, чем зимнее, меховое. Основы заготовки бересты. Очистить, не раз варить в котле с рыбьим отваром и прополоскать в реке, чтобы береста стала мягкой, прочной и водонепроницаемой. Потом подобрать куски по ширине и длине, складывать бересту в три слоя и только тогда сшивать. В берестяном чуме в жару прохладно, в холод тепло и всегда сухо. | 1 | 25.10.15 | |
9-15 | Практическая работа: Экскурсия в чум. Особенности установки чума зимний вариант. Экскурсия в чум. Особенности установки чума летний вариант. Экскурсия в чум. Особенности кройки брезента для летнего чума. Экскурсия в чум. Особенности выделки шкур для нюка. | 7 | в период осенних каникул с 02.11.15 по 08.11.15. | |
16 | Зимний чум, его покрытие -нюк. Традиционное жилище - чум занимает в этом ряду особое место. Единственным видом жилища в прошлом, но и для некоторых ненцев в настоящее время является чум. Шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Для покрытия чума нюки сшиваются в сплошные полотнища, они сшиты нитками из оленьих сухожилий. Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу. Зимой для покрытия чума требовались шкуры 60-70 оленей. Нюки – вещь ценная, и относятся к ним бережно, летом обязательно выбивают, чистят, просушивают, ремонтируют, упаковывают и складывают на нарты до следующей зимы. Переход с зимних нюков на летние происходил в июне. | 1 | 15.11.15 | |
17 | Берестяное покрытие чума. Приготовить берестяное летнее покрытие для чума не проще, чем зимнее, меховое. Для этого нужно бересту заготовить: очистить, не раз варить в котле с рыбьим отваром и прополоскать в реке, чтобы береста стала мягкой, прочной и водонепроницаемой. Потом подобрать куски по ширине и длине, складывать бересту в три слоя и только тогда сшивать. В берестяном чуме в жару прохладно, в холод тепло и всегда сухо. Летом можно использовать старые вытертые нюки или брезент. В старину летом чум покрывали берестяными покрытиями. Приготовить берестяное летнее покрытие для чума не проще, чем зимнее, меховое. Для этого нужно бересту заготовить: очистить, не раз варить в котле с рыбьим отваром и прополоскать в реке, чтобы береста стала мягкой, прочной и водонепроницаемой. Потом подобрать куски по ширине и длине, складывать бересту в три слоя и только тогда сшивать. В берестяном чуме в жару прохладно, в холод тепло и всегда сухо. | 1 | 22.11.15 | |
18. | Виды и количество материалов для покрытия чума. Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу. Зимой для покрытия чума требовались шкуры 60-70 оленей. Летний нюк сшивается из брезента. Додин нюк сшивается из 40 метров брезента, а летом чум покрывается четырьмя нюками. | 1 | 29.11.15 | |
19 | Заочная экскурсия в чум. Особенности установки чума зимний вариант. | 1 | 06.12.15 | |
20. | Заочная экскурсия в чум. Правила разборки чума. Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место. Чум стоит на одном месте не более полумесяца зимой и не более одной недели летом. Коренной житель Ямала умеет установить его за 30 минут в зимнее время и за 20 минут летом. Место установки чума определяет мужчина. Однако его установкой занимается женщина. | 1 | 13.12.15 | |
21. | Заочная экскурсия в чум. Внутреннее убранство чума (мяд мюй). Каждый предмет и каждое место внутри с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют «симзы». С давних времён на нём принято было помещать семь личин или голов семейных или родовых духов. В чуме шамана симзы обязательно украшался изображением священной птицы минлей. По симзы дым очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту герои улетали на битвы и военные подвиги. За симзы размещается священное пространство си. На него могут ступать только старшие мужчины. Для женщин и детей это место запретное. Здесь обычно находится священный ларь. В нём хранятся духи-покровители очага, семьи, рода и местности. Здесь же часто содержатся все семейные сбережения и реликвии, а также оружие и ларь с инструментами. Всё это вещи главы дома, они неприкосновенны для остальных членов семьи. | 1 | 20.12.15 | |
22. | Экскурсия в чум. Особенности шитья нюка. Заочная экскурсия в чум. Для покрытия чума нюки сшиваются в сплошные полотнища, они сшиты нитками из оленьих сухожилий. Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу. Зимой для покрытия чума требовались шкуры 60-70 оленей. Нюки – вещь ценная, и относятся к ним бережно, летом обязательно выбивают, чистят, просушивают, ремонтируют, упаковывают и складывают на нарты до следующей зимы. Переход с зимних нюков на летние происходил в июне. | 1 | 27.12.15 | |
Кухня народов Севера. | 18 | |||
23 - 32 | Практическая работа Основы и способы приготовления мясных блюд. Основы приготовления рыбных блюд. | 10 | в период зимних каникул с 29.12.15 по 12.01.16. | |
33 34 | История кухни северных народов. Специфика северной кухни. Продукты питания. У ненцев свой особый рацион. Рыба и мясо – вот основной рацион | 2 | 17.01.16 24.01.16 | |
35 | Основы и способы приготовления мясных блюд. | 1 | 31 .01.16 | |
36 | Питательные и полезные блюда. | 1 | 07.02.16 | |
37 | Виды рыб Ямала. | 1 | 14.02.16 | |
38. | Основы приготовления рыбных блюд. | 1 | 21.02.16 | |
39. | Ягоды Ямала. | 1 | 28.02.16 | |
40. | Способы приготовления и условия хранения ягод. | 1 | 6.03.16 | |
Быт народов Севера. | 15 | |||
41. | Образ жизни народа ханты. Образ жизни народа ненцы. | 1 | 6.03.16 | |
42. | Роль женщины в чуме. Роль мужчины в чуме. Ребенок – главный в семье | 1 | 13.03.16 | |
43. | Обряды бракосочетания народов Крайнего Севера. | 1 | 20.03.16 | |
44 -51. | Практическая работа Образ жизни народа ханты. Образ жизни народа ненцы. Основы и способы заготовки дров в летний и зимний период. Сбор грузовых нарт. Оленья упряжь. Основы запряжки оленьи упряжи | 8 | в период весенних каникул с 21.03.16 по 27.03.16. | |
52. | Основы и способы заготовки дров в летний и зимний период. | 1 | 03.04.16 | |
53. | Конструкция нарт и различения между женской и мужской. | 1 | 10.04.16 | |
54. | Сбор грузовых нарт. | 1 | 17.10.16 | |
55. | Оленья упряжь. Основы запряжки оленьи упряжи | 1 | 24.04.16 | |
Шитье. | 15 | |||
56. | Подготовка материала и изготовление кукол – Нухоко. Зарисовка деталей люльки. Подготовка материала для люльки. Изготовление убранства для колыбели. | 1 | 1.05.16 | |
57. | Зарисовка деталей люльки. Подготовка материала для люльки. Изготовление убранства для колыбели. | 1 | 8.05.16 | |
58. | Виды покрывал для женской нарты. Выделка шкур для покрывал. | 1 | 15.05.16 | |
59. | Основы кройки покрывало для женской нарты. Основы шитья покрывало для женской нарты. | 1 | 22.05.16 | |
60. | Орнаменты для покрывало. Основы шитья орнаментов для покрывал женской нарты. | 1 | 29.05.16 | |
61-70 | Практическая работа Использование атрибутов для выделки шкур и лап. Отработка навыков шитья, выделки. Правила ведения хозяйства в чуме. | 10 | в период летних каникул | |
Практическая работа в тундре. | 26 | |||
71-96 | Практическая работа в тундре. Выполнение плана-задания на лето. Эссе «Моя профессия – хозяйка чума. Сочинение «Роль хозяйки чума в тундре». Помощь в ведение домашнего хозяйства (фотоотчет). Шитье одежды для кукол. Обработка и сушка оленьих шкур и лап. Выделка и шитье шкур для нюка. Приготовление и соблюдение правил хранения скоропортящихся продуктов. Создание фотоальбома-гербария «Даря тундры». | 26 | в период летних каникул с 01.06.16 по 31.08.16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий занятия объединения дополнительного образования
Изготовление поделок из древесины...
Занятие объединения дополнительного образования "Знакомые незнакомцы (Занимательная этимология)"
Данное занятие позволяет учащимся закрепить знания об этимологии как науке, познакомиться с историей происхождения многих слов....
Занятие объединения дополнительного образования "Золотое слово" по теме "Театр -это маленькая жизнь"
Сценарий занятия, посвященный году театра в объединении дополнительного образования "Золотое слово" ( художественное чтение)...
Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» в рамках МИП "Зов предков" (Невы ила\' саир\'\')
Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» на 2016-2017 учебный год...
Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» в рамках МИП "Зов предков" (Невы ила\' саир\'\') (2017- 2018 учебный год)
Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» на 2017-2018 учебный год...
Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» в рамках МИП "Зов предков" (Невы ила\' саир\'\') (2018-2019 учебный год)
Календарно-тематическое планирование занятий 2018-2019 учебный год...
Участие обучающихся с ОВЗ в конкурсах и занятиях объединений дополнительного образования как метод социальной адаптации учащихся
Дополнительное образование детей с ОВЗ и инвалидностью характеризуется очевидной актуальностью для обучающихся, поскольку направлено на воспитание и социализацию личности ребенка, коррекцию его психич...