Даниил Хармс "Веселые чижи". Режиссерская экспликация
материал (5 класс)

Березкина Анна Михайловна

Режиссерская экспликация студии художественного слова "Мастерская" "Веселые чижи" по произвежениям Д.И. Хармса для младшей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_chizhi.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Студия художественного слова «Мастерская”

Школа 887

Режиссерская экспликация

Литературно-музыкальная композиция «Веселые чижи»

Инсценировка – Анна Березкина

Постановка, музыкальное и световое оформление – Анна Березкина

Возраст участников – 7-9 лет

Программа рассчитана на аудиторию начальной школы

Продолжительность спектакля – 35 минут

Мизансцена

Текст

Свет

Звук

1

Выход ведущего. Открывается занавес

Даниил Хармс, «Веселые чижи». Посвящается 6 ленинградскому детскому дому

Прожектор на центр занавеса

Гонг

2

Актер соло

     Я шел зимою вдоль болота

     В галошах,

     В шляпе

     И в очках.

     Вдруг по реке пронесся кто-то

     На металлических

     крючках.

     Я побежал скорее к речке

     А он бегом пустился в лес,

     К ногам приделал две дощечки,

     Присел,

     Подпрыгнул

     И исчез.

     И долго я стоял у речки,

     И долго думал, сняв очки:

     "Какие странные

     Дощечки

     И непонятные

     Крючки!"

Полный

Гонг

3

Общий выход. Актеры рассаживаются на краю сцены. Пластический этюд.

Жили в квартире

     Сорок четыре,

     Сорок четыре

     Весёлых чижа:

        Чиж-судомойка,

        Чиж-поломойка,

        Чиж-огородник,

        Чиж-водовоз,

        Чиж за кухарку,

        Чиж за хозяйку,

        Чиж на посылках,

        Чиж-трубочист.

     Печку топили,

     Кашу варили,

     Сорок четыре

     Веселых чижа:

        Чиж -- с поварёшкой,

        Чиж -- с кочерыжкой,

        Чиж -- с коромыслом,

        Чиж -- с решетом,

        Чиж накрывает,

        Чиж созывает,

        Чиж разливает,

        Чиж раздаст.

     Кончив работу,

     Шли на охоту

     Сорок четыре

     Весёлых чижа:

        Чиж -- на медведя,

        Чиж -- на лисицу,

        Чиж -- на тетерку,

        Чиж -- на ежа,

        Чиж -- на индюшку,

        Чиж -- на кукушку,

        Чиж -- на лягушку,

        Чиж -- на ужа.

     После охоты

     Брались за ноты

     Сорок четыре

     Весёлых чижа:

        Дружно играли:

        Чиж -- на рояле,

        Чиж -- на цимбале,

        Чиж -- на трубе,

        Чиж -- на тромбоне,

        Чиж -- на гармони,

        Чиж -- на гребёнке,

        Чиж -- на губе!

     Ездили всем домом

     К зябликам знакомым

     Сорок четыре

     Весёлых чижа:

        Чиж -- на трамвае,

        Чиж -- на моторе,

        Чиж -- на телеге,

        Чиж -- на возу,

        Чиж -- в таратайке,

        Чиж -- на запятках,

        Чиж -- на оглобле,

        Чиж -- на дуге!

     Спать захотели,

     Стелят постели,

     Сорок четыре

     Весёлых чижа:

        Чиж -- на кровати,

        Чиж -- на диване,

        Чиж -- на корзине,

        Чиж -- на скамье,

        Чиж -- на коробке,

        Чиж -- на катушке,

        Чиж -- на бумажке,

        Чиж -- на полу.

     Лежа в постели,

     Дружно свистели

     Сорок четыре

     Весёлых чижа:

        Чиж -- -- трити-тити,

        Чиж -- -- тирли-тирли,

        Чиж -- -- дили-дили,

        Чиж -- -- ти-ти-ти,

        Чиж -- -- тики-тики,

        Чиж -- -- тики-рики,

        Чиж -- -- тюти-люти,

        Чиж -- -- тю-тю-тю!

Полный

Леонид Утесов «Легко на сердце»

4

Общий уход за кулисы

Два прожектора на центр

Леонид Утесов «Легко на сердце»

5

Выход актрисы

Несчастная кошка порезала лапу

Сидит – и ни шагу не может ступить.

Скорее! Чтоб вылечить кошкину лапу

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге

Стоит и шумит и на кошку глядит

А кошка отчасти идет по дороге

Отчасти по воздуху плавно летит

Два прожектора на центр сцены

Гонг

6.

Актриса уходит. Выход солистов

Ты был в зоологическом саду?

     -- Был.

     -- Видел льва?

     -- Это с хоботом?

     -- Нет, это слон, лев не такой.

     -- А, с двумя горбами.

     -- Да нет же! С гривой!

     -- А-а! Да, да, с гривой, такой с клювом.

     -- Какой там с клювом! С клыками.

     -- Ну да, с клыками и с крыльями.

     -- Нет, это не лев.

     -- А кто же?

     -- Это не знаю. Лев жёлтый.

     -- Ну да, жёлтый, почти серый.

     -- Нет, скорей почти красный.

     -- Да, да, да, с хвостом.

     -- Ну да, с хвостом и когтями.

     -- Знаю! С когтями и величиной с чернильницу.

     -- Какой же это лев. Это, скорее, мышь.

     -- Что ты! Мышь с крыльями не бывает.

     -- А это с крыльями?

     -- Ну да!

     -- Так тогда это птица.

     -- Вот-вот. Я тоже думаю, что птица.

     -- Я тебе говорил про льва.

     -- И я тоже, про птицу льва.

     -- Да разве лев -- птица?

     --   По-моему,   птица.   Он   ещё  вс.  так   чирикает:  "Тирли-тирли,

тють-тють-тють".

     -- Постой! Такой серенький и жёлтеньки?

     -- Вот-вот. Серенький и жёлтеньки.

     -- С круглой головкой?

     -- Да, с круглой головкой.

     -- И летает?

     -- Летает.

     -- Ну так я тебе скажу: это чиж!

     -- Ну да! Верно же, это чиж!

     -- А я спрашивал про льва.

     -- Ну, льва не видал.

Полный

Петр Лещенко «Прощай»

7.

Все актеры по краям сцены и на ступеньках. Два солиста – в центре сцены

Жил на свете старичок

     Маленького роста,

     И смеялся старичок

     Чрезвычайно просто:

        "Ха-ха-ха

        Да хе-хе-хе,

        Хи-хи-хи

        Да бух-бух!

        Бу-бу-бу

        Да бе-бе-бе,

        Динь-динь-динь

        Да трюх-трюх!"

     Раз, увидя паука,

     Страшно испугался,

     Но, схватившись за бока,

     Громко рассмеялся:

        "Хи-хи-хи

        Да ха-ха-ха,

        Хо-хо-хо

        Да гуль-гуль!

        Ги-ги-ги

        Да га-га-га,

        Го-го-го

        Да буль-буль!"

     А увидя стрекозу,

     Страшно рассердился,

     Но от смеха на траву

     Так и повалился:

        "Гы-гы-гы

        Да гу-гу-гу,

        Го-го-го

        Да бах-бах!

        Ой, ребята,

        Не могу!

        Ой, ребята,

        Ах, ах!"

Полный

Петр Лещенко «Чубчик»

8

Общий уход за кулисы. Занавес закрывается. В центре остается одна актриса

Один прожектор на центр

Петр Лещенко «Чубчик»

9.

Одна актриса

Девять картин нарисовано тут

Мы разглядели их в девять минут

Но если б их было не девять, а больше

То мы и глазели на них бы подольше

Один прожектор на центр

Гонг

10.

Из занавеса появляется вторая актриса

Я долго думал – откуда на улице взялся тигр? Думал-думал, думал-думал, думал-думал. Думал-думал… В это время ветер дунул – и я забыл: о чем я думал. Так я и не знаю: откуда на улице взялся тигр?

Один прожектор на центр

Гонг

11

Открывается занавес. Общий выход. Пластическая композиция. Все актеры м солист

-- Вы знаете?

        Вы знаете?

        Вы знаете?

        Вы знаете?

     Ну, конечно, знаете!

     Ясно, что вы знаете!

        Несомненно,

        Несомненно,

     Несомненно знаете!

     -- Нет! Нет! Нет! Нет!

     Мы не знаем ничего,

     Не слыхали ничего,

     Не слыхали, не видали

     И не знаем

     Ничего!

     -- А вы знаете, что У?

     А вы знаете, что ПА?

     А вы знаете, что ПЫ?

     Что у папы моего

     Было сорок сыновей?

     Было сорок здоровенных --

     И не двадцать,

     И не тридцать,--

     Ровно сорок сыновей!

     -- Ну! Ну! Ну! Ну!

     Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

     Еще двадцать,

     Еще тридцать,

     Ну ещё? туда-сюда,

     А уж сорок,

     Ровно сорок,--

     Это просто ерунда!

     -- А вы знаете, что СО?

     А вы знаете, что БА?

     А вы знаете, что КИ?

     Что собаки-пустолайки

     Научилися летать?

     Научились точно птицы,--

     Не как звери,

     Не как рыбы,--

     Точно ястребы летать!

     -- Ну! Ну! Ну! Ну!

     Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

     Ну, как звери,

     Ну, как рыбы,

     Ну ещё? туда-сюда,

     А как ястребы,

     Как птицы,--

     Это просто ерунда!

     -- А вы знаете, что НА?

     А вы знаете, что НЕ?

     А вы знаете, что БЕ?

     Что на небе

     Вместо солнца

     Скоро будет колесо?

     Скоро будет золотое --

     Не тарелка,

     Не лепешка,--

     А большое колесо!

     -- Ну! Ну! Ну! Ну!

     Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

     Ну, тарелка,

     Ну, лепешка,

     Ну ещё? туда-сюда,

     А уж если колесо --

     Это просто ерунда!

     -- А вы знаете, что ПОД?

     А вы знаете, что МО?

     А вы знаете, что РЕМ?

     Что под морем-океаном

     Часовой стоит с ружьем?

     -- Ну! Ну! Ну! Ну!

     Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

     Ну, с дубинкой,

     Ну, с метелкой,

     Ну ещё? туда-сюда,

     А с заряженным ружьем --

     Это просто ерунда!

     -- А вы знаете, что ДО?

     А вы знаете, что НО?

     А вы знаете, что СА?

     Что до носа

     Ни руками,

     Ни ногами

     Не достать,

     Что до носа

     Ни руками,

     Ни ногами

     Не доехать,

     Не допрыгать,

     Что до носа

     Не достать!

     -- Ну! Ну! Ну! Ну!

     Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

     Ну, доехать,

     Ну, допрыгать,

     Ну ещё? туда-сюда,

     А достать его руками --

     Это

     Просто

     Ерунда!

Полный

Петр Лещенко «Моя Марусечка»

11

Все убегают за кулисы. Солист остается на сцене.

Полный

Петр Лещенко «Моя Марусечка»

12

Солист в центре сцены. Три актрисы появляются на своих репликах. Пластическая композиция

- Ну вот, - сказал Ваня. Кладя на стол тетрадку, - давай писать сказку.

- Давай! – сказала Леночка, садясь на стул.

Ваня взял карандаш и написал: «Жил-был король…»

Тут Ваня задумался и поднял глаза к потолку. Леночка заглянула в тетрадку и прочла, что написал Ваня –Такая сказка уже есть! – сказала Леночка.

-А почем ты знаешь? – спросил Ваня.

- Знаю. Потому что читала, - сказала Леночка.

_- О чем же там говорится? – спросил Ваня

- Ну о том… как король пил чай с яблоками и вдруг подавился. А королева стала бить его по спине, чтобы кусок яблока вылетел наружу. А король подумал. Что королева дерется и ударил ее стаканом по голове. Тут королева рассердилась и ударила короля тарелкой, а король ударил королеву миской. А королева ударила короля стулом. А король вскочил и ударил королеву столом. А королева повалила на короля буфет. Но король вылез из-под буфета и пустил в королеву короной. Тогда королева схватила короля за волосы и выбросила его в окошко. Но король влез обратно через другое окно, схватил королеву и запихал ее в печку. Но королева вылезла через трубу на крышу, спустилась по громоотводу в сад и через окно вернулась в комнату. А король в это время растапливал печку, чтобы сжечь королеву. Королева подкралась сзади и толкнула короля. Король полетел в печку и там сгорел. Вот и вся сказка, - сказала Леночка.

- Очень глупая сказка, – сказал Ваня. – Я хотел написать совсем другую.

- Ну пиши. – сказала Леночка

Ваня взял карандаш и написал: «Жил-был разбойник…»

- Подожди! – крикнула Леночка. –такая сказка уже есть!

-Я не знал . – сказал Ваня.

- Ну как же, - сказала Леночка, - разве ты не знаешь о том, как один разбойник, спасаясь от стражи, вскочил на лошадь, да с размаху перевалился на другую сторону и упал на землю. Разбойник выругался и опять вскочил на лошадь, но снова не рассчитал прыжка, перевалился на другую сторону и упал на землю. Разбойник поднялся, погрозил кулаком, прыгнул на лошадь и опять перемахнул через нее и полетел на землю. Тут разбойник выхватил из-за пояса пистолет, выстрелил  из него в воздух и опять прыгнул на лошадь. Но с такой силой, что опять перемахнул через нее и шлепнулся на землю. Тогда разбойник сорвал с головы шапку, растоптал ее ногами и опять прыгнул на лошадь и опять перемахнул через нее, шлепнулся на землю и сломал себе ногу. А лошадь отошла в сторону. Разбойник прихрамывая,  подбежал к лошади  и ударил ее кулаком по лбу. Лошадь убежала. В это время прискакали страдники схватили разбойника и отвели его в тюрьму.

 -Ну, значит, о разбойнике я писать не буду, - сказал Ваня.

- А о ком же будешь? – спросила Леночка.

- Я напишу сказку о кузнеце, - сказал Ваня.

 Ваня написал: «Жил-был кузнец...»

- Такая сказка тоже есть! – сказала Леночка

- Ну? – сказал Ваня и положил карандаш.

- Как же, - сказала Леночка. – Жил-был кузнец. Вот однажды ковал он подкову и так взмахнул молотком, что молоток сорвался с рукоятки. Вылетел в окно, убил четырёх голубе, ударился о пожарную каланчу, отлетел в сторону, разбил окно в доме брандмейстера. Пролетел над столом, за которым сидел сам брандмейстер и его жена, проломил стену в доме брандмейстера и вылетел на улицу. Он опрокинул на землю фонарный столб, сшиб с ног мороженщика и ударил по затылку карла Ивановича Шустерлинга, который на минуточку снял шляпу, чтобы проветрить свой затылок. Ударившись об голову Карла Ивановича Шустерлинга, молоток полетел обратно. Опять сшиб с ног мороженщика. Сбросил с крыши двух дерущихся котов, перевернул корову, убил четырех воробьёв и опять влетел в кузницу и прямо сел на свою рукоятку, которую кузнец продолжал еще держать в правой руку. Все это произошло так быстро, что кузнец ничего не заметил и продолжал дальше ковать подкову.

-Ну, значит, о кузнеце уже написана сказка, тогда я напишу сказку о себе самом,  – сказал Ваня и написал: «Жил-был мальчик Ваня…»

 - Про Ваню тоже сказка есть, _ сказала Леночка. –Жил-был мальчик Ваня…

-Подожди! – сказал Ваня, - я хотел написать сказку про самого себя.

- И про тебя уже сказка написана, - сказала Леночка

- Не может быть! – сказал Ваня.

- А я тебе говорю, что написана, - сказала Леночка.

-Да где ж написана? – удивился Ваня.

- А вот купи журнал «Чиж»! номер семь и там ты прочтешь сказку про самого себя, - сказала Леночка.

 Ваня купил «Чижа» номер семь и прочитал вот эту самую сказку, которую только что прочитал ты.

Гонг

13.

Солист один на сцене

Полный

Гонг

14.

Общий выход. Пластический этюд

1.          Иван Иваныч Самовар

     был пузатый самовар,

     трёхвёдерный самовар.

     В нем качался кипяток,

     пыхал паром кипяток,

     разъярённый кипяток,

     лился в чашку через кран,

     через дырку прямо в кран,

     прямо в чашку через кран.

2.        Утром рано подошел,

     к самовару подошел,

     дядя Петя подошел.

     Дядя Петя говорит:

     "Дай-ка выпью,-- говорит,--

     выпью чаю",-- говорит.

3.          К самовару подошла,

     тетя Катя подошла,

     со стаканом подошла.

     Тетя Катя говорит:

     "Я, конечно,-- говорит,--

     выпью тоже",-- говорит.

4.        Вот и дедушка пришел,

     очень старенький пришел,

     в туфлях дедушка пришел.

     Он зевнул и говорит:

     "Выпить разве,-- говорит,--

     чаю разве",-- говорит.

5.         Тут и бабушка пришла,

     очень старая пришла,

     даже с палочкой пришла.

     И, подумав, говорит:

     "Что ли, выпить,-- говорит,--

     что ли, чаю",-- говорит.

6.        Вдруг девчонка прибежала,

     к самовару прибежала --

     это внучка прибежала.

     "Наливайте!-- говорит,--

     чашку чая,-- говорит,--

     мне послаще",-- говорит.

7.         Тут и Жучка прибежала,

     с кошкой Муркой прибежала,

     к самовару прибежала,

     чтоб им дали с молоком,

     кипяточку с молоком,

     с кипяченым молоком.

8.        Вдруг Сережа приходил,

     неумытый приходил,

     всех он позже приходил.

     "Подавайте!-- говорит,--

     чашку чая,-- говорит,--

     мне побольше",-- говорит.

9.         Наклоняли, наклоняли,

     наклоняли самовар,

     но оттуда выбивался

     только пар, пар, пар.

10.         Наклоняли самовар,

     будто шкап, шкап, шкап,

     но оттуда выходило

     только кап, кап, кап.

11.         Самовар Иван Иваныч!

     На столе Иван Иваныч!

     Золотой Иван Иваныч!

12.        

     Кипяточку не дает,

     опоздавшим не дает

     лежебокам не дает.

ВСЁ!!!!

Полный

Петр Лещенко «У самовара»

15

Занавес закрывается

Полный

Петр Лещенко «У самовара»

16

Открывается занавес. Поклоны

Полный

Петр Лещенко «Все, что было»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Ф.В.Чижов - Муж сильного духа и деятельного сердца"

Имя Федора Васильевича Чижова гремело при жизни, но в нашем столетии несправедливо забыто. Ф.В.Чижов был выдающейся личностью в истории России XIX века – талантливый публицист, ученый-математик,...

режиссерская экспликация, малые театральные формы К. Чуковский "Краденое солнце"

Режиссерская экспликация, малые театральные формы. Расчитана на детей в возрасте от 6 до 8 лет. Целью работы является речь в движении, совмещение речевого аппарата и двигательного аппарата, а также ра...

"Чеховъ. Дети". Режиссерская экспликация

Режиссерская экспликация инсценировки "Чеховъ. Дети" по рассказам А.П. Чехова...

Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации "Отзвук взыскующей совести" (к вопросу экспликации лексемы "совесть" в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай")

Урок литературы в 6-ом классе общеобразовательной организации "Отзвук взыскующей совести" (к вопросу экспликации лексемы совесть в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай") разработан ...

Методическая разработка «Выявление режиссерских данных у обучающихся»

Методическая разработка«Выявление режиссерских данныху обучающихся»...