Программа внеурочной деятельности «Искусство слова» (5-6 кл.)
рабочая программа (5 класс)
Программа внеурочной деятельности «Искусство слова» разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС ООО и включает следующие модули: цель, задачи, актуальность, формы проведения занятий, планируемые результаты обучения, содержание тем, календарно-тематическое планирование, упражнения на развитие дикции, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_slova.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа»
посёлок Усть-Юган Нефтеюганского района
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения И.С. Шадрина __. 09. 2018 год | «Согласовано» Заместитель директора Ю.В. Тимошкеева __. 09. 2018 год | «Утверждено» Директор школы А.В. Белкина __. 09. 2018 год |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Искусство слова»
2018-2019 учебный год
5-6 классы
Количество часов в год: 34, в неделю – 1
ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу:
И.С. Шадрина, учитель русского языка и литературы, музыки, МХК
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Искусство слова» разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, образовательной программой основного общего образования НРМОБУ «Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа» на 2018-2019 учебный год.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово. Кружок «Искусство слова» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Программа кружка рассчитана на 1 год и предназначена для учащихся 5-6 классов.
Цель программы «Искусство слова» - приобщение учащихся к искусству слова, формирование навыков выразительного чтения, содействие развитию творческой личности учащихся.
Исходя из поставленной цели, главными задачами являются:
- учить культуре речи;
- учить сценическому мастерству;
- знакомить с творчеством мастеров художественного слова;
- развивать воображение, внимание учащихся;
- развивать художественный вкус, эстетическое чувство и чувство понимания прекрасного;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик;
- развивать чувство ритма и координацию движений;
- воспитывать детей через словесное творчество;
- воспитывать интерес к литературе в целом и к чтению в частности.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нем возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена все острее проявляющейся проблемой современной речевой культуры.
Выразительное чтение и рассказывание – первостепенные приемы постижения учащимися художественного произведения и развития у них литературной речи и творческих способностей. По мнению М. А. Рыбниковой, «выразительное чтение – это … первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе». Этот феномен связан с тем, что выразительное чтение основано на видении, представлении изображенных в тексте картин, образов, на стимулировании воображения, т. е. «внутренней наглядности», которая невольно передается внимательному слушателю, вызывая у него соответствующую эмоциональную реакцию. Таким образом, возникает взаимодействие между чтецом и слушателем, а чтению при условии грамотного, умного чтения – между автором и слушателем. Такое выразительное чтение произведений разного жанра и стиля способно вызвать у слушателей эстетическое наслаждение, интерес к тому или иному тексту, даже увлечение им, желание перечитывать его и т. д.
Обучение выразительному чтению, особенно поэтических текстов, сливается с их анализом, помогая учащимся осваивать произведения в единстве формы и содержания, раскрывать его подтекст, глубже понимать художественную идею автора. В то же время выразительное чтение является итогом, следствием аналитической работы над произведением, приемом, который на завершающем этапе изучения восстанавливает целостность, свежесть его восприятия учащимися и обеспечивает более глубокое проникновение в авторский замысел. Таким образом, обучение учащихся выразительному чтению произведений различной тематики, жанра и стиля – необходимое условие формирования читательской и речевой культуры, художественного вкуса учащихся.
Одним из видов звучащего художественного слова является рассказывание. Между ним и выразительным чтением много общего: внимание к авторскому слову, осмысление художественной идеи произведения, особенности его стиля. Передавать содержание произведения рассказчик может дословно или «от себя». Во втором случае уместны сокращение текста, замена слов, выбор языковых средств и форм изложения, акцентирование внимания на какой – то ситуации или мысли по усмотрению исполнителя.
Целесообразно рассказы на основе литературного текста сочетать с рассказами на жизненном материале, что стимулирует развитие речи и творчество учащихся. Кроме того, выразительное чтение и разные виды рассказывания являются эффективными приемами обучения орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности.
Определены 2 направления работы кружка:
- просветительское: знакомство с творчеством мастеров слова.
- массовое: организация конкурсов, постановка литературно-музыкальных композиций.
Для выполнения учебно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие формы проведения учебных занятий:
- занятия по развитию техники речи;
- занятия по логике чтения;
- словесное рисование;
- выразительное чтение;
- упражнения в рассказывании;
- проведение занятий на природе;
- репетиции;
- обучение приемам стихосложения.
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга, проводятся с учетом интересов детей.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
В процессе изучения курса учащиеся получат возможность научиться:
- основам техники выразительного чтения и рассказывания: правильности дыхания, качеству голоса, дикции;
- логике выразительной речи;
- исполнительскому анализу;
- партитурным знакам;
В процессе овладения знаниями вырабатываются следующие умения учащихся:
- пересказывать текст подробно, кратко, выборочно, творчески, художественно;
- чувствовать тональность художественного текста, интонационно передавать ее;
- читать художественный текст (отчетливая артикуляция, логические ударения, паузы, темп речи, интонация);
- делать разметку текста, используя партитурные знаки;
- соотносить характер чтения с жанром произведения и стилем писателя;
- определять исполнительскую задачу;
- объективно оценивать собственное чтение и чтение товарищей;
- в художественном чтении использовать систему изобразительно- выразительных средств языка произведения.
Метапредметные:
- учащиеся научатся особенностям чтения произведений разных жанров.
Личностные:
- учащиеся получат возможность творчески развиваться.
Тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Художественная речь | 10 | 5 | 5 |
3 | Техника исполнения | 15 | 7 | 8 |
4 | Упражнения в рассказывании | 6 | 3 | 3 |
5 | Подведение итогов | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
Содержание тем
Введение (1 ч)
Художественная речь (10 ч)
Живое слово и его значение.
Художественная речь.
Мимика, жесты.
Художественное чтение как средство наиболее полной передачи содержания литературного произведения.
Основы художественного чтения: четкое и правильное произношение, ясная и верная передача мыслей автора.
Формирование умения видеть то, что изображено в произведении, и читать так, чтобы и слушатели могли представить себе это и правильно оценить.
Основные сведения об авторе произведения (на примере биографии И.С. Тургенева).
Уяснение содержания произведения: основная мысль, художественные образы.
Последовательность развития сюжета, определение характера героя (на примере «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева)
Представление в воображении описываемых автором картин природы, людей, окружающей их обстановки, фактов и событий (на примере произведений И.С. Тургенева).
Техника исполнения (15 ч)
Определение исполнительской задачи (сверхзадачи), обусловленной основной мыслью автора.
Членение произведения на части.
Определение главной мысли каждой части и ее исполнение в соответствии со значением этой части в структуре произведения (на примере произведений А.С.Пушкина).
Выполнение исполнительских задач, подчиненных сверхзадаче, раскрытие последовательности изображения событий.
Четкая передача мыслей автора путем расстановки логических пауз и ударений. Интонирование знаков препинания.
Выразительное чтение отрывка с последующим его анализом.
Особенности чтения стихов, соблюдение построчных пауз.
Воспитание умения замечать нечеткое выявление идеи произведения, неточное выполнение задач, ошибки логического характера.
Интонирование знаков препинания.
Упражнения на развитие воображения, наблюдательности, на умение общаться.
Логическое ударение.
Определение логического ударения в речевом звене и главного логического ударения в предложении.
Ознакомление с постановкой дыхания в речи.
Исправление недостатков речи.
Упражнения в рассказывании (6 ч)
Практикум «Как говорить так, чтобы слушали».
Логика чтения: логические паузы, ударения, темп, логическая мелодия
Обучение основам публичного выступления.
Жестикуляция рук и пластика тела.
Углубление знаний об основах стихосложения.
Обучение приемам стихосложения.
Подведение итогов (2 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Введение в курс «Искусство слова» | 03.09 |
2 | Живое слово и его значение | 10.09 |
3 | Художественная речь | 17.09 |
4 | Мимика, жесты | 24.09 |
5 | Художественное чтение как средство передачи содержания литературного произведения | 01.10 |
6 | Основы художественного чтения | 08.10 |
7 | Основы художественного чтения | 15.10 |
8 | Основные сведения об авторе произведения | 22.10 |
9 | Уяснение содержания произведения: основная мысль, художественные образы | 12.11 |
10 | Последовательность развития сюжета, определение характера героя | 19.11 |
11 | Представление в воображении картин природы, людей, окружающей их обстановки, фактов и событий | 26.11 |
12 | Основная мысль и исполнительская задача | 03.12 |
13 | Членение произведения на части | 10.12 |
14 | Определение главной мысли каждой части. Ключевые слова | 17.12 |
15 | Выполнение исполнительских задач | 24.12 |
16 | Чёткая передача мыслей автора путем расстановки логических пауз и ударений | 14.01 |
17 | Интонирование знаков препинания | 21.01 |
18 | Выразительное чтение отрывка с последующим его анализом | 28.01 |
19 | Особенности чтения стихов, соблюдение построчных пауз | 04.02 |
20 | Особенности чтения стихов, соблюдение внутристиховых пауз | 11.02 |
21 | Упражнения на развитие воображения, наблюдательности, на умение общаться | 18.02 |
22 | Логическое ударение | 25.02 |
23 | Ошибки логического характера | 04.03 |
24 | Интонирование знаков препинания | 11.03 |
25 | Ознакомление с постановкой дыхания в речи | 18.03 |
26 | Исправление недостатков речи | 01.04 |
27 | Практикум «Как говорить так, чтобы слушали» | 08.04 |
28 | Логика чтения: логические паузы, ударения, темп, логическая мелодия | 15.04 |
29 | Основы публичного выступления | 22.04 |
30 | Жестикуляция и пластика | 29.04 |
31 | Основы стихосложения | 06.05 |
32 | Приёмы стихосложения | 13.05 |
33 | Выразительное чтение наизусть стихотворения | 20.05 |
34 | Выразительное чтение наизусть прозаического текста | 27.05 |
Упражнения на развитие дикции
Упражнение 1. Дыхательное упражнение
Исходное положение: стоя, руки опущены вдоль тела, ноги на уровне плеч. Расслабьтесь. Вдохните медленно через нос, как будто к чему-то прислушиваясь. По окончании вдоха грудь должна быть высоко приподнята, а живот и диафрагма напряжены и втянуты. Задержите дыхание, а затем медленно выдыхайте по обратной схеме: грудь – диафрагма – живот.
Выяснилось следующее. Как только кто-нибудь из них ощущал признаки усталости, он начинал дыхательные упражнения по схеме: 6 секунд вдох, 6 секунд задержка дыхания, 6 секунд выдох. Причем со стороны это совершенно незаметно. Видимо, 6 секунд для каждого периода дыхания и являются тем оптимальным временем, которое следует принять и вам. Упражнение следует повторить 10-12 раз, либо пока вы не почувствуете эффекта прилива бодрости.
Для выполнения упражнения надо сосредоточиться и мысленно контролировать последовательность дыхания, пока процесс не станет автоматическим и будет снимать сонливость и усиливать бодрость.
Упражнение 2. Для губ
Мышцы губ и языка обычно плохо развиты. Многие люди говорят, не шевеля губами, почти не двигая нижней челюстью, чуть приоткрыв рот.
Возьмите в руки зеркальце, посмотрите в него и сформируйте губами хоботок, будто вы хотите кого-то поцеловать на дальнем расстоянии, а теперь ослепительно улыбнитесь, сильно растягивая губы и обнажая зубы, изображая из себя кинозвезду.
Выполните это упражнение 10 раз, попеременно формируя хоботок и улыбку.
Упражнение 3. Для губ
Глядя в зеркало, зафиксируйте хоботок, а затем поднимите его вверх, опустите вниз. Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Добиться этого совсем не просто. Тут нужна выдержка и терпение. Проделайте упражнение 10 раз. Не торопитесь, медленно поднимите хоботок вверх, медленно вниз. Это нелегко, но, когда вы освоите эти упражнения – улучшится ваша дикция.
Упражнение 4. Для языка
Кончиком языка упритесь в щеку и растяните ее, а затем другую, словно вы во рту катаете конфету. Проделайте это упражнение 10 раз. Чувствуете, как сильно устал язык, потому что сопротивляются щеки.
Упражнение 5. Для языка
Упритесь кончиком языка изнутри в верхнюю губу, а теперь в нижнюю, снова в верхнюю, в нижнюю. И так 10 раз. Сделайте несколько жевательных движений для снятия напряжения.
Список литературы
Для педагога
- Буяльский Б.Я. Искусство выразительного чтения. М.: Изд-во «Дрофа», 2006 год.
- Квятковский А.П.. «Школьный поэтический словарь». - М.: Изд-во «Дрофа», 2000 год.
- Люстрова З.И., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. «Беседы о русском слове». - М.: Изд-во «Знание»,1978 год.
- Стеблова С.А. От слова к образу. – Москва, 2010 год.
- Тимофеев Л.И. и др. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: «Просвещение», 1985 год.
- Фадеева Е.И. «Лабиринты общения»/ Учебно-методическое пособие. – М., 2003 год.
Для обучающихся
- Волина М. Игра в рифмы. – Просвещение, 2009
- Матвеева Т.В. От звука до текста. - Просвещение, 2001
- Москвин В. П. Теоретические основы стихотворения. – М.: Либроком, 2009
- Русская литература XXвека /под общей ред. В. В. Агеносова, в двух частях. - М.: Дрофа, 2002.
- Скрипов Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. - М.: Просвещение, 1979.
- Тодоров Л. В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
- Шульговский Н. Занимательное стихосложение. - М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
- Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.
Для родителей
- Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
- Вартаньян Э.В. Путешествие в слово: Книга для внеклассного чтения. – 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2001.
- Холщевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооруженная рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Русское слово"
Программа внеурочной деятельности «Русское слово» имеет общеинтеллектуальную направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. С...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир слова:Занимательная лексика"
Владеть словом - это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно вх...
Программа внеурочной деятельности "Родное слово". Отзыв к программе
Программа «Родное слово» предназначена и подготовлена для детей татар, слабо владеющих и не владеющих родным языком, а также для детей других национальностей, интересующихся родным языком историей сво...
Программа внеурочной деятельности"Художественное слово"
Программа «Художественное слово» предполагает комплексный подход, включающий не только освоение знаний, умений и навыков по технике и логике речи, искусству художественного слова, но и раз...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны слова"
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир слова: тайны языка» 7 класс
Образовательная программа предназначена для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко....
программа внеурочной деятельности "Кладовая слов"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Кладовая слов русского языка» для обучающихся 8 классов составлена на основе основной образоват...