Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественных наук «Тайны биологии» (72часа) Возраст обучающихся: 13-15 лет Срок реализации: 1 год
рабочая программа по биологии (7, 8 класс)

Программа объединения «Тайны биПрограмма объединения «Тайны биологии» имеет эколого – биологическую направленность и способствует развитию  творческих и коммуникативных способностей  ребят. Она обладает большим воспитательным потенциалом, позволяет удовлетворить интерес детей к  загадочным явлениям  природы, расширяет их кругозор, воспитывает бережное отношение к природе, своему здоровью, даёт возможность приобрести практические и теоретические знания в области биологии, побуждает к поиску новых  знПрограмма объединения «Тайны биологии» имеет эколого – биологическую направленность и способствует развитию  творческих и коммуникативных способностей  ребят. Она обладает большим воспитательным потенциалом, позволяет удовлетворить интерес детей к  загадочным явлениям  природы, расширяет их кругозор, воспитывает бережное отношение к природе, своему здоровью, даёт возможность приобрести практические и теоретические знания в области биологии, побуждает к поиску новых  знаний в этой области наук. Огромная роль в программе отводится формированию здорового образа жизни во всех его аспектах.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 29» 

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании
методического совета

от «28» августа 2017 г.

протокол № 1

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

от 31.08.2017 № 159

Рекомендована к утверждению

педагогическим советом

от «30» августа 2017 г.

протокол № 10

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественных наук

 

«Тайны биологии» 

 (72часа)

 

Возраст обучающихся: 13-15 лет  

Срок реализации: 1 год 

 

 

 

 

Составитель: Архипова Татьяна Михайловна,  

учитель биологии

высшей квалификационной категории  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тамбов, 2017 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 

1.Учреждение 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 29» 

2.Полное название программы 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Тайны биологии»

3. Сведения о составителе  

3.1.Ф.И.О., должность 

Архипова Татьяна Михайловна, учитель биологии

4. Сведения о программе 

4.1.Нормативная база 

ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

Концепция развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р); 

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.09.2013, №1008; 

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 

 

Программа составлена в соответствии с  

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.,  

- письмом управления образования и науки Тамбовской области от 08.06.2017 №1.06-10/2206,  

- письмом комитета образования администрации города Тамбова 14.06.2017  №36-30-2610/17,  

- Уставом МАОУ «Лицей № 29» 

4.2.Тип 

модифицированная 

4.3.Направленность 

естественная

4.4. Уровень содержания 

базовый

4.5. Область применения 

дополнительное образование 

4.6. Продолжительность обучения 

1 год 

4.7. Год разработки программы 

2019 

4.8. Возрастная категория обучающихся 

12-14 лет 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 
  • Концепция развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р); 
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.09.2013, №1008; 
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 
  • Программа составлена в соответствии с  

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.,  

- письмом управления образования и науки Тамбовской области от 08.06.2017 №1.06-10/2206,  

- письмом комитета образования администрации города Тамбова 14.06.2017  №36-30-2610/17,  

- Уставом МАОУ «Лицей № 29» .

Программа объединения «Тайны биологии» имеет эколого – биологическую направленность и способствует развитию  творческих и коммуникативных способностей  ребят. Она обладает большим воспитательным потенциалом, позволяет удовлетворить интерес детей к  загадочным явлениям  природы, расширяет их кругозор, воспитывает бережное отношение к природе, своему здоровью, даёт возможность приобрести практические и теоретические знания в области биологии, побуждает к поиску новых  знаний в этой области наук. Огромная роль в программе отводится формированию здорового образа жизни во всех его аспектах.

Актуальность программы обусловлена возрастающей ролью биологии в жизни человека,  необходимостью популяризации этих знаний среди населения и привлечения подрастающего поколения к решению глобальных проблем человечества, основываясь на биологических знаниях, а не на умозрительных заключениях, дабы не навредить биосфере  и  человеку, как части  природы и общества. Она позволяет показать единство различных наук в деле исследования  живой природы, показать их дифференциацию и интегрированность. Даёт широкую возможность для исследовательской деятельности ребят, позволяет организовать работу  в виде проектной деятельности.

Новизна данного курса заключается в личностно – ориентированном подходе к     образовательному процессу и развитии творческой инициативы учащихся.

В отличии от ныне существующих, программа разработана для учащихся 7-8 классов и способствует расширению и углублению знаний по биологии, экологии, психологии ,формированию творческой инициативы, нестандартности, гибкости мышления, рассматривает достаточно сложные для понимания вопросы, чем способствует стимулированию мыслительных способностей ребёнка и побуждает его к исследовательской деятельности , к стремлению изучать  биологию более широко и глубоко. В ней заложены практические и лабораторные работы, позволяющие приблизить ребёнка к настоящей экспериментальной науке, соприкоснуться с миром исследователей. Занятия по данной программе стимулируют ребят бережно и внимательно относиться к природе и своему здоровью, показывают единство человека и природы и значимость каждого из её составляющих. Она разработана на основании  исследования интересов и пожеланий учащихся, а также исходя из необходимости расширения знаний и навыков  ребят в области биологии и призвана развивать у них любознательность, наблюдательность, самостоятельность, а также формировать нравственность и духовность.

Курс отвечает требованиям программы школы «Интеграция основного и дополнительного образования на базе общеобразовательной школы».

Методика организации учебно-воспитательного процесса строится с учётом психофизических способностей учащихся среднего  школьного возраста, обладающих пытливым умом, наблюдательностью, имеющим большой интерес к окружающему миру, явлениям природы; стремящимся разгадывать их тайны.  

Цель программы: 

Расширить  знания  в области  биологии, сформировать у воспитанников гуманное и ответственное отношение к природе, заложить основы культуры здоровья, вооружить школьников необходимыми познаниями в области охраны здоровья, привить умения, навыки  и привычки, способствующие сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия; формировать  интерес к предметам  естественно-математического цикла .

Образовательные задачи:

  • Изучить влияние  абиотических факторов  среды на жизнь животных и человека;
  • Научиться выявлять взаимосвязи между живыми организмами,. населяющими планету Земля;
  • Сформировать представление о человеке как части природы,  о его способностях и возможностях.
  • Заложить основы культуры здоровья ;
  • Показать необходимость использования знаний различных наук для объяснения биологических процессов и явлений(биофизика, биохимия, бионика и др.);
  • Дать представление о причинах экологических катастроф и природных катаклизмов.
  • Познакомить с правилами работы над ученическим проектом.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание чувства любви к природе, к растениям, животным, бережного отношения к ним;
  • Воспитание правильного отношения к своему здоровью;
  • Воспитание умения работать самостоятельно, осознанно, адекватно оценивать свою работу;
  • Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки.
  • Воспитание лидерских качеств.

Развивающие задачи:

  • Развитие познавательных процессов памяти,  внимания, воображения, творческого и логического мышления, ориентированного на самостоятельный поиск;
  • Развивать умение применять свои знания в нестандартных ситуациях,  решении практических задач;
  • Развивать интерес к исследовательской работе;
  • Развитие умений работать с дополнительной литературой, оформлять рефераты, разрабатывать проекты.
  • Развитие коммуникативных навыков, умения коллективной творческой деятельности, креативности мышления, положительной самооценки.

Программа объединения «Тайны биологии» рассчитана на один год обучения, 72 часа (2 часа в неделю), включает в себя 8 тем, предусматривающих изучение различных биологических объектов во взаимосвязи с живой и неживой природой, а так же роль биологической науки в других областях знаний и ориентирована на учащихся 7-8 классов средней общеобразовательной школы.

Программа предусматривает реализацию межпредметных связей с дисциплинами: ботаника, зоология, гигиена, психология, физика, математика. Учебный материал программы подобран в соответствии с базовым уровнем,   реализуется в очной форме в группах постоянного состава.

Планируемые результаты освоения программы:

1. Личностные результаты

У выпускника сформируется:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  •  мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  •  навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  •  нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  •  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  •  эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  •  принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  •  бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  •  осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  •  экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

 2. Метапредметные результаты

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • самостоятельно осуществлять информационно-познавательной деятельности;
  • владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • владеть языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Диагностика результативности программы определяется путём входного и итогового тестирования, а также различными формами скрытого  контроля знаний, умений, навыков:  викторина, конкурс, игра, выставки творческих работ  а  также, защита творческих проектов, выступление учащихся на ученических научно – практических конференциях.

Промежуточная  диагностика проводится после изучения разделов программы, итоговая в конце учебного года и позволяет определить степень освоения воспитанниками образовательной программы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел

Тема

Кол-во час.

Теор.

Пр.

Общ.

1.

Введение.

Психология научного творчества.

1.Вводное занятие: анкетирование, диагностика базовых знаний умений и навыков.

0.5

0.5

1

2.Культура научного мышления

1

1

3.Роль личности в науке.

0.5

0.5

1

2.

Требования к реферату, проекту.

1.Объект исследования, проблемы, гипотезы, цели, задачи.

0.5

0.5

1

2.Подбор и анализ литературы.

1

1

3.Проведение эксперимента.

1

1

4.Обработка результатов исследования.

0,5

0,5

1

5.Представление результатов исследования.

0.5

0.5

1

3.

.Абиотические факторы среды, их влияние на жизнь растений, животных и человека.

1.Вода, её роль в жизни организмов.

1

2

3

2.Озоновый слой – значение для живой оболочки планеты.

1

1

3.Радиационное излучение, его польза и вред.

1

1

4.Наследственность. Причины мутаций в природе.

1

1

5.Температурный режим природы. Анабиоз.

1

1

2

6.Биоритмы.

0.5

0.5

1

7.Ролевая игра – «Космическая биология».

1

1

4.

Взаимосвязи между живыми организмами, населяющими планету Земля.

1.Внутривидовые взаимоотношения  живых организмов.

1

1

2.Межвидовые взаимоотношения живых организмов.

1

1

3.Значение зубов в живой природе.

0.5

0.5

1

4.Просмотр видеофильмов: «В стае волков», «Возвращение волка».

2

2

5.Семинар на тему: «Стайное поведение животных».

1

1

6.Чтение с обсуждением статьи «Тихая поступь рыси».

1

1

7.Мини – конференция на тему: «Моя любимая книга о животных».

1

1

         

5.

Человек как часть природы, его физиологические способности и возможности.

1.Возможности человека как представителя живой природы.

0,5

0,5

1

2.Йога – реальность и мифы.

1

1

3.Экстрасенсорные возможности человека.

2

2

4.Гипноз.

1

1

5.Паранормальные явления.

1

1

6.Музыкальный слух. Курьёзы звука и слуха. Талант.

0,5

0,5

1

7. «Вампиризм» - болезнь или легенда?

3

2

5

8.Дискуссия на тему: «Человек – царь природы?»

1

1

6.

Здоровье - богатство во все времена.

1.Биология и философия здорового образа жизни.

1

1

2.Физкультура, спорт, гимнастика, зарядка.

0,5

0.5

1

3.Пищевые добавки.

0,5

0,5

1

4.Дикорастущие растения в питании человека.

1

1

2

5.Лекарственные растения.

1

1

2

6.Декоративные растения, их роль в эмоциональном здоровье человека.

1

1

2

7.Ядовитые растения и животные.

1

1

8.Игра – путешествие: «Мой дом – моя крепость?».

0,5

0,5

1

9.Круглый стол – «За здоровый образ жизни». Выпуск стенгазеты.

1

1

2

7.

Применение биологических знаний в науке, технике и других областях знаний.

1.Физика, химия, математика на службе биологии.

1

1

2.Биохимия.

1

1

3.Биофизика.

1

1

4.Применение нанатехнологий в биологии и медицине.

1

1

5.Бионика.

1

2

3

6.Биотехнология.

1

1

2

7.Викторина: «Наука опасная и безопасная».

1

1

8.

Здоровье планеты в руках человека.

1.Биосфера - живая оболочка Земли.

1

1

2.Космическая роль растений.

1

4

5

3.Просмотр и обсуждение видеофильма: «Хранители природы».

1

1

4.Биосфера и ядерная война.

1

1

5.Итоговый контроль. Звёздный час: «Клуб эрудитов».

1

1

9.

Итоговое занятие.

1.Научная конференция: «Фристайл».

1

1

39

33

72

Учебные занятия  строятся с использованием различных методов и приёмов обучения:

  1. Проблемно-поисковые: наблюдение, исследование, аналитико- синтетическая  деятельность, обобщения, решение проблемных ситуаций,  их моделирование, выполнение лабораторных и практических работ.
  2. Объяснительно–иллюстративные: лекция, беседа, объяснение, чтение литературных произведений, обзор литературы, круглый стол, ролевая игра,  диспут, викторина,конференция, просмотр видеофильмов.
  3. Репродуктивные: составление карточек – определителей растений и животных, составления гербария и фотоальбома, составление отчётов о проделанной работе, выпуск  тематических газет.

Содержание деятельности объединения «Тайны биологии» зависит от той темы, которая будет рассматриваться  на занятии, а также от необходимости формирования соответствующих навыков и умений при выполнении практических и лабораторных работ, при работе над творческими проектами.

Краткое содержание разделов программы

Тема 1.Введение. Психология научного творчества.(3ч.)

  • Введение. Анкетирование, диагностика  базовых знаний, умений, навыков.
  • Культура научного мышления, фундамент которого - система научных знаний. Методы научного познания. Логика научной деятельности. Процесс научного познания, методы.
  • Качества творческой личности(любознательность, трудолюбие,упорство, выдержка и т.д.).
  • Практическая работа:

1.Круглый стол – «Роль личности в науке» (значение работ российских учёных в мировой науке).

Тема 2. Требования к реферату,   проекту.(5ч)

  • Выбор объекта  исследования, формулировка проблемы, выдвижение  гипотезы,  постановка целей и  задач.
  • Подбор и анализ литературы. Знакомство с информационными  ресурсами, необходимыми при исследованиях.
  • Проведение эксперимента, исследований  чистота эксперимента. Кратность, научность, достоверность, актуальность. Лабораторное оборудование.
  • Обработка результатов исследования. Методики  подсчёта результатов.
  • Представление результатов исследования (таблицы, графики, схемы).
  • Практические работы:

1.Обработка результатов исследований по раздаточному материалу.

2.Оформление результатов исследований по раздаточному материалу(сведение в таблицы, графики, схемы).

Тема 3. Абиотические факторы среды, их влияние на

жизнь растений, животных и человека.

                                                                    (10ч)

  • Вода, её роль в жизни организмов (химический состав, физические свойства).
  • Озоновый слой-значение для живой оболочки планеты.
  • Радиационное излучение, его польза и вред.
  • Наследственность, причины мутаций в природе.
  • Температурный режим природы (холод, жара), его влияние на живые организмы. Анабиоз.
  •  Биоритмы.

Практические  работы:

1.Лаб. работа. Роль воды в организме при мышечном сокращении. Изготовление простейшего осморецептора.

2.Лаб. работа. Роль клеточной мембраны в поступлении воды в клетку.

3.Лаб. работа. Зависимость транспирации от условий окружающей среды.

4. Расчет  своих биоритмов.

5.«Космическая биология»- ролевая игра.

Тема 4. Взаимосвязи между живыми организмами, населяющими

планету Земля.(8ч)

  • Взаимодействие живых организмов в природе(внутривидовые, межвидовые). Паразитизм, симбиоз и др.
  • Значение  зубов в живой природе.

Практические работы:

1.Лаб. работа. Рассматривание зубов животных, относящихся к разным классам, отрядам.

2.Чтение с обсуждением статьи «Тихая поступь рыси».

3.Просмотр видеофильма о жизни волков.

4.Семинар на тему: «Стайное поведение животных».

5.Мини- конференция на тему: «Моя любимая книга о животных», с приглашением библиотекаря для обзора литературы, имеющейся в библиотеке, по данной теме.

Тема 5. Человек как часть природы, его физиологические спо-

собности и возможности.(13ч)

                                       

  • Возможности человека как представителя живой природы.
  • Йога- реальность и мифы.
  • Экстрасенсорные возможности человека.
  • Гипноз.
  • Паранормальные  явления.
  • Музыкальный слух, курьёзы звука и слуха. Талант.
  • «Вампиризм»- болезнь или легенда. Значение крови в организме. Переливание крови. Группы крови животных и человека.

Практические работы:

1.Лаб. работа. Слуховые обманы.

2.Лаб. работа.Рассматривание под микроскопом фиксированных препаратов крови различных животных.

3.Дискуссия на тему: «Человек-царь природы?».

4.Защита проекта: «Учение о группах крови сельскохозяйственных животных и его использование в практике сельского хозяйства».

Тема 6. Здоровье – богатство во все времена.(13ч)

  • Биология и философия здорового образа жизни.
  • Физкультура, спорт, гимнастика, зарядка.
  • Пищевые добавки.
  • Дикорастущие растения в питании человека.
  • Лекарственные растения.
  • Декоративные растения, их роль в эмоциональном здоровьи человека. Аромотерапия. Светотерапия.  Цветотерапия.
  • Ядовитые растения и животные.

Практические работы:

1.Составление комплекса утренней зарядки.

2.Лаб. работа. Анализ пищевых веществ.

3.Изучение наличия вредных пищевых добавок в частоупотребляемых в пищу продуктах по этикеткам (газированная вода, шоколад и т.д.).

4.Составление карточек – определителей дикорастущих растений, используемых в питании человека.

5.Определение лекарственных растений по справочникам - определителям.

6.Составление фотоальбома или презентации о декоративных растениях  г.Тамбова.

7.Игра - путешествие: «Мой дом - моя крепость?».

8.Круглый стол - «За здоровый образ жизни».

9.Выпуск газеты.

Тема 7.Применение биологических знаний в науке, тех-

нике и других областях знаний.(10ч)

  • Объяснение с точки зрения физики, химии ,математики и др. наук явлений, происходящих в живых организмах.
  • Достижения биохимии.
  • Биофизика.
  • Биотехнология. Достижения. Практическое значение.
  • Бионика, разработки. Практическое значение.
  • Применение нанатехнологий в биологии и медицине.
  • Практическая работа:

1.Моделирование  технических приборов , химических процессов с использованием знаний биотехнологии и бионики.

2.Защита проектов: «Металлические проводники и нервы», «Биоэлектрические протезы».

3.Викторина – «Наука опасная и безопасная».

  Тема 8. Здоровье планеты - в руках человека.(9ч)

  • Биосфера – жизненная оболочка Земли.
  • Космическая роль растений. Фотосинтез.
  • Биосфера и атомная война. Может ли атом быть мирным?

Практические работы:

1.Просмотр и обсуждение видеофильма «Хранители природы» о экологических катастрофах и природных катаклизмах.

2.Итоговый контроль. Звёздный час -  «Клуб эрудитов».

                           Тема 9. Итоговое занятие.(1ч)

Научная конференция: «Фристайл»(Свободный выбор тем рефератов).

Подведение итогов работы кружка. Награждение  ребят,  активно участвовавших в работе кружка и предоставивших самые интересные работы по выбранной ими теме исследования.

Методическое обеспечение программы

Название раздела

Формы занятий

Методы и

 приёмы

Дидактич. матер, техн.оснащ.

Формы подведения итогов

1.

Введение. Психология научного творчества.

Учебное занятие,

круглый стол

Словесные: рассказ,

беседа

Конспект занятия, тесты, портреты учёных

Тестирование, защита рефератов

2.

Требования к реферату, проекту.

Учебное занятие, практическая работа,

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядные: демонстрация

Конспект занятия, раздаточный материал.

Составление плана-конспекта занятия.

3

Абиотические факторы среды, их влияние на жизнь растений, животных и человека.

Учебное занятие, практическая работа, ролевая игра.

Словесные: рассказ, беседа . Наглядные: демонстрации рисунков, фотографий.

Конспект занятия, рисунки, фотографии

Ролевая игра

4

Взаимосвязи между живыми организмами, населяющими планету Земля.

Учебное занятие, практическая работа, киноурок, семинар, конференция.

Словесные: лекция, беседа, чтение.

Наглядные: демонстрации объектов, видеофильмов.

Таблицы, видеофильмы, распечатки повести,скелеты животных.

Выступления на конференции

5

Человек как часть природы, его физиологические способности и возможности.

Учебное занятие, практические и лабораторные работы.

Словесные: лекция, беседа, дискуссия

Таблицы, фотографии, опорные вопросы для дискуссии(распечатки)

Участие в дискуссии

6

Здоровье - богатство во все времена.

Учебноезанятие,практические работы,игра – путешествие,круглый стол.

Словесные:беседа,рассказ.

Наглядные:демонстрации

Таблицы, справочники - определители растений и животных,гербарные папки,сачки,морилки.

Изготовление карточек - определителей,  гербария, фотоальбома,медиатеки.

7

Применение биологических знаний в науке, технике и других областях знаний.

Учебное занятие,практические работы,викторина.

Словесные:лекция, беседа, рассказ.

Налядные:демонстрация фотографий.

Рисунки,.фотографии, видеофильмы.

Отчёт о практической работе,защита рефератов,участие в виторине.

8

Здоровье планеты – в  руках человека.

Учебное занятие, киноурок,  игра, практические работы.

Словесные: рассказ, беседа.

наглядные: демонстрации видеофильма, таблиц, рисунков.

практические:лабораторные работы.

Таблицы, рисунки, фотографии,. видеофильм.

Участие в игре «звёздный час».

9

Итоговое занятие

Конференция

Словесные:рассказ

Наглядные:демонстрации прзентаций

Мультимедийный видеопроектор,анкеты

Анкетирование

Учебное и компьютерное оборудование:

  1. Компьютер для работы учителя.
  2. Мультимедийный проектор
  3. Цифровой микроскоп
  4. Портативная лаборатория Лабдиск.

Лабораторное оборудование:

Колбы, пробирки, воронки, фильтры, химические стаканы, препаровальные иглы, предметные и покровные стёкла, пипетки, мензурки, спиртовки,весы.

Электронные средства обучения:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
  2. Документальные фильмы о животных
  3. Подборка видеофильмов из Интернет(Ютуб).

Планируемые результаты обучения.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • Методы научного познания логику, научной деятельности;
  • Правила работы над рефератом, проектом.
  • Принципы и требования к подбору объектов исследования;
  • Правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований;
  • Закономерности отношений в живой природе;
  • Человек – часть природы, существо биосоциальное;
  • Роль биологии, физики, химии, математики в изучении природы и практической деятельности человека;
  • Составляющие здоровья человека, понятие здорового образа жизни;
  • Значение деятельности человека в сохранении биосферы Земли.

Учащиеся должны уметь:

  • Применять знания из биологии, физики, химии, математики для объяснения процессов и явлений живой природы;
  • Использовать  информацию о современных достижениях в области различных наук , о факторах здоровья и риска;
  • Работать с биологическими приборами, инструментами, определителями, справочниками;
  • Различать по внешнему виду съедобные, лекарственные и ядовитые растения;
  • Собирать данные для проведения исследований;
  • Проводить наблюдения, разрабатывать и осуществлять эксперимент;
  • Соблюдать правила поведения в природе, нормы  здорового образа жизни;
  • Прогнозировать влияние на природу биотических и абиотических факторов;
  • Правильно оформлять и защищать рефераты, проекты.

Литература для учащихся:

  1. Акимушкин И. В мире животных М.: «Стрекоза Пресс», - 2003 – 96 с. ил.
  2. Бондарчук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах.(8-10 кл.),. Волгоград: Учитель, 2007. -138с.
  3. Дроздов Н.Н., Макеев А.К. Жемчужины природы – заповедники; М.: «Просвещение», 1985 – 190 с, ил.
  4. Журнал «Химия и жизнь».
  5. Журнал «вокруг света».
  6. Инге – вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции М: высшая школа 1998 – 450с.,ил.
  7. Калашников В. Чудеса природы. Животный мир; м.: «Белый город»,2000
  8. Корытковская А.Г. Мои друзья. Рассказы о цветах; Красноярск: «Книжное издательство»,.1968 – 83с., ил.
  9. Михеев А.В., Пашканч К.В. Охрана природы; М.: «Просвещение»,1990 – 128с., ил.
  10. Новиков В.С., Губанов И.А. школьный атлас – определитель высших растений; М.: «Просвещение», 1985 – 239с..ил.
  11. Ошмарин А.П, Ошмарина В.И. Экология(школьный справочник),. Ярославль,. «Академия развития».1996 - 240с.,ил.
  12. Пенни Пирс. Путь интуиции. М. АСТ Астрель,2006 – 302с.,ил.
  13. Петров В. Из жизни зелёного мира; М. «Просвещение2,.1982 – 128с.,ил.
  14. Перельман Я.И. Занимательная физика. «Наука»М.1972 – 216с., ил.
  15. Рон Роберт дэвид Грум. Парапсихология. Санкт-Петербург «Прайм – еврознак» М: «Олма – пресс» 2003 – 224с., ил.
  16. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохраной деятельности. М. Издательский центр «Академия»,1999 – 370с.
  17. Энциклопедический словарь юного биолога. Сост. М.Е.Аспиз. – М.: Педагогика,1986. – 352с.,ил.
  18. http://elementy.ru  Элементы большой науки.
  19. hpp://zoo-eco.zooclub.ru Сайт для зоологов, экологов и всех любителей природы.

Литература для учителя:

  1. Алексашина А.Ю.; Логутенко О.И. Как сохранить планету. Серия «Внеурочная деятельность», 7-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; Москва. «Просвещение».2019г.-96 стр.
  2. Богословский В.В., КовалёваА.Г., Степанова А.А. Общая психология. Москва. «Просвещение».1981г.-383с., ил.
  3. Баранов В.Д. Мир культурных растений; М.: «Мысль»,.1984 – 260с., ил.
  4. .Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах.(8-11кл.) Волгоград. «Учитель».2007г. – 183с.
  5. Блудов М.И. Беседы по физике. Москва. Просвещение. 1984г. – 207с.,ил.
  6. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. Москва. «Просвещение». 1973г.
  7. Журнал «Биология в школе».2007г.-2008г.
  8. Журнал в журнале «Учителю экологии».2007г.
  9. Казаринова Н.В. Здоровье дарят комнатные растения; СПб Издательский дом «Нева»,2003 – 128с,ил.
  10. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Цветы садов и полей; М.: «Эгмонт Россия»,2002 – 64с., ил.
  11. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов на Дону. Феникс.2006г.  – 576с.  
  12. . Ошмарин А.П., Ошмарина В.И. Экология (школьный справочник). Ярославль. «Академия развития». 1998г. – 240с.,ил.
  13. Педагогическая лоция. Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование». Метод проектов в школе. 2003-2004 уч. год.
  14. Пенни Пирс Путь интуиции. Москва. АСТ Астрель. 2006 г. -302с.,ил.
  15. Приорова Е.М. Экологическая культура и здоровье человека (практикум);Серия «Внеурочная деятельность». Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва. «Просвещение».2019г, стр.192
  16. Перельман Я.И. Занимательная физика.» Наука». Москва.1972г. – 216с.,ил.
  17. Рон  Роберт  Дэвид  Грум . Парапсихология. Санкт-Петербург «прайм-Еврознак». Москва. «Олма-пресс».2003г. – 224с.
  18. Скурихин И.М., НечаевА.П. Всё о пище с точки зрения химика.

Москва. «Высшая школа». 1991г.  -288с., ил.

  1. Экология земли Тамбовской. Альбом (сост. Кондрашов Р.В.); Тамбов:ТГТПС,2000 – 88с.,ил.
  2. Интернет-ресурсы:http://tltmthty. ru Элементы большой науки.
  3. Солопова Н.К., Селиванова О.В., Черникова С.В. технология организации уроков по проектной методике.Тамбов,2007, - 48с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Природа и мы»

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Программа направлена на формирование экологической культуры, устойчивых познавательных интересов к природе и к актуальным экологическим проблемам нашего региона. Её отличительная особенность состоит в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа игры на гитаре"Звонкие струны" для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаигры  на гитаре"Звонкие струны"для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Мир вокруг нас» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 1 год

Данная программа «Мир вокруг нас» создана на основе авторской программы по экологическому воспитанию С.Н. Николаевой «Юный эколог» которая одобрена Экспертным советом Министерс...

Сведения о качестве реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественно-научной направленности «Земля – наш общий дом» в наглядных формах представления анализа результативности

Сведения о качестве реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программыестественно-научной направленности«Земля – наш общий дом»в наглядных формах представления а...

Дополнительная общеразвивающая программа «Швейное дело «Силуэт»» художественной направленности для обучающихся 5-8 классов, срок реализации 3 года

Швейное дело интересует каждую девочку, но в моей группе занимаются и мальчики. Художественная вышивка многим нравится за свою яркость и новизну в работе. Современные швейные машинки имеют очень обшир...

Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная машинная вышивка» художественной направленности для обучающихся 5-9 классов срок реализации 3 года

В школьном пространстве появились вышивальные машинки, которые расширили обучение детей в сфере новых технологий. Вышивка на любых предметах вызывает восторг у обучающихся. Блузочки с вышивкой, платоч...