Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественных наук «Тайны биологии» (72часа) Возраст обучающихся: 13-15 лет Срок реализации: 1 год
рабочая программа по биологии (7, 8 класс)
Программа объединения «Тайны биПрограмма объединения «Тайны биологии» имеет эколого – биологическую направленность и способствует развитию творческих и коммуникативных способностей ребят. Она обладает большим воспитательным потенциалом, позволяет удовлетворить интерес детей к загадочным явлениям природы, расширяет их кругозор, воспитывает бережное отношение к природе, своему здоровью, даёт возможность приобрести практические и теоретические знания в области биологии, побуждает к поиску новых знПрограмма объединения «Тайны биологии» имеет эколого – биологическую направленность и способствует развитию творческих и коммуникативных способностей ребят. Она обладает большим воспитательным потенциалом, позволяет удовлетворить интерес детей к загадочным явлениям природы, расширяет их кругозор, воспитывает бережное отношение к природе, своему здоровью, даёт возможность приобрести практические и теоретические знания в области биологии, побуждает к поиску новых знаний в этой области наук. Огромная роль в программе отводится формированию здорового образа жизни во всех его аспектах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop.obr_._tayny_biologii_72_chasa_arhipova_t.m._maoulitsey_no29.docx | 50.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 29»
Рассмотрена на заседании от «28» августа 2017 г. протокол № 1 | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора от 31.08.2017 № 159 | |
Рекомендована к утверждению | ||
педагогическим советом от «30» августа 2017 г. протокол № 10 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественных наук
«Тайны биологии»
(72часа)
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Архипова Татьяна Михайловна,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
г. Тамбов, 2017
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1.Учреждение | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 29» |
2.Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тайны биологии» |
3. Сведения о составителе 3.1.Ф.И.О., должность | Архипова Татьяна Михайловна, учитель биологии |
4. Сведения о программе 4.1.Нормативная база | ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.09.2013, №1008; Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» |
| Программа составлена в соответствии с - Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г., - письмом управления образования и науки Тамбовской области от 08.06.2017 №1.06-10/2206, - письмом комитета образования администрации города Тамбова 14.06.2017 №36-30-2610/17, - Уставом МАОУ «Лицей № 29» |
4.2.Тип | модифицированная |
4.3.Направленность | естественная |
4.4. Уровень содержания | базовый |
4.5. Область применения | дополнительное образование |
4.6. Продолжительность обучения | 1 год |
4.7. Год разработки программы | 2019 |
4.8. Возрастная категория обучающихся | 12-14 лет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.09.2013, №1008;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Программа составлена в соответствии с
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.,
- письмом управления образования и науки Тамбовской области от 08.06.2017 №1.06-10/2206,
- письмом комитета образования администрации города Тамбова 14.06.2017 №36-30-2610/17,
- Уставом МАОУ «Лицей № 29» .
Программа объединения «Тайны биологии» имеет эколого – биологическую направленность и способствует развитию творческих и коммуникативных способностей ребят. Она обладает большим воспитательным потенциалом, позволяет удовлетворить интерес детей к загадочным явлениям природы, расширяет их кругозор, воспитывает бережное отношение к природе, своему здоровью, даёт возможность приобрести практические и теоретические знания в области биологии, побуждает к поиску новых знаний в этой области наук. Огромная роль в программе отводится формированию здорового образа жизни во всех его аспектах.
Актуальность программы обусловлена возрастающей ролью биологии в жизни человека, необходимостью популяризации этих знаний среди населения и привлечения подрастающего поколения к решению глобальных проблем человечества, основываясь на биологических знаниях, а не на умозрительных заключениях, дабы не навредить биосфере и человеку, как части природы и общества. Она позволяет показать единство различных наук в деле исследования живой природы, показать их дифференциацию и интегрированность. Даёт широкую возможность для исследовательской деятельности ребят, позволяет организовать работу в виде проектной деятельности.
Новизна данного курса заключается в личностно – ориентированном подходе к образовательному процессу и развитии творческой инициативы учащихся.
В отличии от ныне существующих, программа разработана для учащихся 7-8 классов и способствует расширению и углублению знаний по биологии, экологии, психологии ,формированию творческой инициативы, нестандартности, гибкости мышления, рассматривает достаточно сложные для понимания вопросы, чем способствует стимулированию мыслительных способностей ребёнка и побуждает его к исследовательской деятельности , к стремлению изучать биологию более широко и глубоко. В ней заложены практические и лабораторные работы, позволяющие приблизить ребёнка к настоящей экспериментальной науке, соприкоснуться с миром исследователей. Занятия по данной программе стимулируют ребят бережно и внимательно относиться к природе и своему здоровью, показывают единство человека и природы и значимость каждого из её составляющих. Она разработана на основании исследования интересов и пожеланий учащихся, а также исходя из необходимости расширения знаний и навыков ребят в области биологии и призвана развивать у них любознательность, наблюдательность, самостоятельность, а также формировать нравственность и духовность.
Курс отвечает требованиям программы школы «Интеграция основного и дополнительного образования на базе общеобразовательной школы».
Методика организации учебно-воспитательного процесса строится с учётом психофизических способностей учащихся среднего школьного возраста, обладающих пытливым умом, наблюдательностью, имеющим большой интерес к окружающему миру, явлениям природы; стремящимся разгадывать их тайны.
Цель программы:
Расширить знания в области биологии, сформировать у воспитанников гуманное и ответственное отношение к природе, заложить основы культуры здоровья, вооружить школьников необходимыми познаниями в области охраны здоровья, привить умения, навыки и привычки, способствующие сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия; формировать интерес к предметам естественно-математического цикла .
Образовательные задачи:
- Изучить влияние абиотических факторов среды на жизнь животных и человека;
- Научиться выявлять взаимосвязи между живыми организмами,. населяющими планету Земля;
- Сформировать представление о человеке как части природы, о его способностях и возможностях.
- Заложить основы культуры здоровья ;
- Показать необходимость использования знаний различных наук для объяснения биологических процессов и явлений(биофизика, биохимия, бионика и др.);
- Дать представление о причинах экологических катастроф и природных катаклизмов.
- Познакомить с правилами работы над ученическим проектом.
Воспитательные задачи:
- Воспитание чувства любви к природе, к растениям, животным, бережного отношения к ним;
- Воспитание правильного отношения к своему здоровью;
- Воспитание умения работать самостоятельно, осознанно, адекватно оценивать свою работу;
- Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки.
- Воспитание лидерских качеств.
Развивающие задачи:
- Развитие познавательных процессов памяти, внимания, воображения, творческого и логического мышления, ориентированного на самостоятельный поиск;
- Развивать умение применять свои знания в нестандартных ситуациях, решении практических задач;
- Развивать интерес к исследовательской работе;
- Развитие умений работать с дополнительной литературой, оформлять рефераты, разрабатывать проекты.
- Развитие коммуникативных навыков, умения коллективной творческой деятельности, креативности мышления, положительной самооценки.
Программа объединения «Тайны биологии» рассчитана на один год обучения, 72 часа (2 часа в неделю), включает в себя 8 тем, предусматривающих изучение различных биологических объектов во взаимосвязи с живой и неживой природой, а так же роль биологической науки в других областях знаний и ориентирована на учащихся 7-8 классов средней общеобразовательной школы.
Программа предусматривает реализацию межпредметных связей с дисциплинами: ботаника, зоология, гигиена, психология, физика, математика. Учебный материал программы подобран в соответствии с базовым уровнем, реализуется в очной форме в группах постоянного состава.
Планируемые результаты освоения программы:
1. Личностные результаты
У выпускника сформируется:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
2. Метапредметные результаты
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- самостоятельно осуществлять информационно-познавательной деятельности;
- владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- определять назначение и функции различных социальных институтов;
- самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владеть языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Диагностика результативности программы определяется путём входного и итогового тестирования, а также различными формами скрытого контроля знаний, умений, навыков: викторина, конкурс, игра, выставки творческих работ а также, защита творческих проектов, выступление учащихся на ученических научно – практических конференциях.
Промежуточная диагностика проводится после изучения разделов программы, итоговая в конце учебного года и позволяет определить степень освоения воспитанниками образовательной программы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ | Раздел | Тема | Кол-во час. | ||
Теор. | Пр. | Общ. | |||
1. | Введение. Психология научного творчества. | 1.Вводное занятие: анкетирование, диагностика базовых знаний умений и навыков. | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.Культура научного мышления | 1 | 1 | |||
3.Роль личности в науке. | 0.5 | 0.5 | 1 | ||
2. | Требования к реферату, проекту. | 1.Объект исследования, проблемы, гипотезы, цели, задачи. | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.Подбор и анализ литературы. | 1 | 1 | |||
3.Проведение эксперимента. | 1 | 1 | |||
4.Обработка результатов исследования. | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
5.Представление результатов исследования. | 0.5 | 0.5 | 1 | ||
3. | .Абиотические факторы среды, их влияние на жизнь растений, животных и человека. | 1.Вода, её роль в жизни организмов. | 1 | 2 | 3 |
2.Озоновый слой – значение для живой оболочки планеты. | 1 | 1 | |||
3.Радиационное излучение, его польза и вред. | 1 | 1 | |||
4.Наследственность. Причины мутаций в природе. | 1 | 1 | |||
5.Температурный режим природы. Анабиоз. | 1 | 1 | 2 | ||
6.Биоритмы. | 0.5 | 0.5 | 1 | ||
7.Ролевая игра – «Космическая биология». | 1 | 1 | |||
4. | Взаимосвязи между живыми организмами, населяющими планету Земля. | 1.Внутривидовые взаимоотношения живых организмов. | 1 | 1 | |
2.Межвидовые взаимоотношения живых организмов. | 1 | 1 | |||
3.Значение зубов в живой природе. | 0.5 | 0.5 | 1 | ||
4.Просмотр видеофильмов: «В стае волков», «Возвращение волка». | 2 | 2 | |||
5.Семинар на тему: «Стайное поведение животных». | 1 | 1 | |||
6.Чтение с обсуждением статьи «Тихая поступь рыси». | 1 | 1 | |||
7.Мини – конференция на тему: «Моя любимая книга о животных». | 1 | 1 | |||
5. | Человек как часть природы, его физиологические способности и возможности. | 1.Возможности человека как представителя живой природы. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.Йога – реальность и мифы. | 1 | 1 | |||
3.Экстрасенсорные возможности человека. | 2 | 2 | |||
4.Гипноз. | 1 | 1 | |||
5.Паранормальные явления. | 1 | 1 | |||
6.Музыкальный слух. Курьёзы звука и слуха. Талант. | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
7. «Вампиризм» - болезнь или легенда? | 3 | 2 | 5 | ||
8.Дискуссия на тему: «Человек – царь природы?» | 1 | 1 | |||
6. | Здоровье - богатство во все времена. | 1.Биология и философия здорового образа жизни. | 1 | 1 | |
2.Физкультура, спорт, гимнастика, зарядка. | 0,5 | 0.5 | 1 | ||
3.Пищевые добавки. | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
4.Дикорастущие растения в питании человека. | 1 | 1 | 2 | ||
5.Лекарственные растения. | 1 | 1 | 2 | ||
6.Декоративные растения, их роль в эмоциональном здоровье человека. | 1 | 1 | 2 | ||
7.Ядовитые растения и животные. | 1 | 1 | |||
8.Игра – путешествие: «Мой дом – моя крепость?». | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
9.Круглый стол – «За здоровый образ жизни». Выпуск стенгазеты. | 1 | 1 | 2 | ||
7. | Применение биологических знаний в науке, технике и других областях знаний. | 1.Физика, химия, математика на службе биологии. | 1 | 1 | |
2.Биохимия. | 1 | 1 | |||
3.Биофизика. | 1 | 1 | |||
4.Применение нанатехнологий в биологии и медицине. | 1 | 1 | |||
5.Бионика. | 1 | 2 | 3 | ||
6.Биотехнология. | 1 | 1 | 2 | ||
7.Викторина: «Наука опасная и безопасная». | 1 | 1 | |||
8. | Здоровье планеты в руках человека. | 1.Биосфера - живая оболочка Земли. | 1 | 1 | |
2.Космическая роль растений. | 1 | 4 | 5 | ||
3.Просмотр и обсуждение видеофильма: «Хранители природы». | 1 | 1 | |||
4.Биосфера и ядерная война. | 1 | 1 | |||
5.Итоговый контроль. Звёздный час: «Клуб эрудитов». | 1 | 1 | |||
9. | Итоговое занятие. | 1.Научная конференция: «Фристайл». | 1 | 1 | |
39 | 33 | 72 |
Учебные занятия строятся с использованием различных методов и приёмов обучения:
- Проблемно-поисковые: наблюдение, исследование, аналитико- синтетическая деятельность, обобщения, решение проблемных ситуаций, их моделирование, выполнение лабораторных и практических работ.
- Объяснительно–иллюстративные: лекция, беседа, объяснение, чтение литературных произведений, обзор литературы, круглый стол, ролевая игра, диспут, викторина,конференция, просмотр видеофильмов.
- Репродуктивные: составление карточек – определителей растений и животных, составления гербария и фотоальбома, составление отчётов о проделанной работе, выпуск тематических газет.
Содержание деятельности объединения «Тайны биологии» зависит от той темы, которая будет рассматриваться на занятии, а также от необходимости формирования соответствующих навыков и умений при выполнении практических и лабораторных работ, при работе над творческими проектами.
Краткое содержание разделов программы
Тема 1.Введение. Психология научного творчества.(3ч.)
- Введение. Анкетирование, диагностика базовых знаний, умений, навыков.
- Культура научного мышления, фундамент которого - система научных знаний. Методы научного познания. Логика научной деятельности. Процесс научного познания, методы.
- Качества творческой личности(любознательность, трудолюбие,упорство, выдержка и т.д.).
- Практическая работа:
1.Круглый стол – «Роль личности в науке» (значение работ российских учёных в мировой науке).
Тема 2. Требования к реферату, проекту.(5ч)
- Выбор объекта исследования, формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач.
- Подбор и анализ литературы. Знакомство с информационными ресурсами, необходимыми при исследованиях.
- Проведение эксперимента, исследований чистота эксперимента. Кратность, научность, достоверность, актуальность. Лабораторное оборудование.
- Обработка результатов исследования. Методики подсчёта результатов.
- Представление результатов исследования (таблицы, графики, схемы).
- Практические работы:
1.Обработка результатов исследований по раздаточному материалу.
2.Оформление результатов исследований по раздаточному материалу(сведение в таблицы, графики, схемы).
Тема 3. Абиотические факторы среды, их влияние на
жизнь растений, животных и человека.
(10ч)
- Вода, её роль в жизни организмов (химический состав, физические свойства).
- Озоновый слой-значение для живой оболочки планеты.
- Радиационное излучение, его польза и вред.
- Наследственность, причины мутаций в природе.
- Температурный режим природы (холод, жара), его влияние на живые организмы. Анабиоз.
- Биоритмы.
Практические работы:
1.Лаб. работа. Роль воды в организме при мышечном сокращении. Изготовление простейшего осморецептора.
2.Лаб. работа. Роль клеточной мембраны в поступлении воды в клетку.
3.Лаб. работа. Зависимость транспирации от условий окружающей среды.
4. Расчет своих биоритмов.
5.«Космическая биология»- ролевая игра.
Тема 4. Взаимосвязи между живыми организмами, населяющими
планету Земля.(8ч)
- Взаимодействие живых организмов в природе(внутривидовые, межвидовые). Паразитизм, симбиоз и др.
- Значение зубов в живой природе.
Практические работы:
1.Лаб. работа. Рассматривание зубов животных, относящихся к разным классам, отрядам.
2.Чтение с обсуждением статьи «Тихая поступь рыси».
3.Просмотр видеофильма о жизни волков.
4.Семинар на тему: «Стайное поведение животных».
5.Мини- конференция на тему: «Моя любимая книга о животных», с приглашением библиотекаря для обзора литературы, имеющейся в библиотеке, по данной теме.
Тема 5. Человек как часть природы, его физиологические спо-
собности и возможности.(13ч)
- Возможности человека как представителя живой природы.
- Йога- реальность и мифы.
- Экстрасенсорные возможности человека.
- Гипноз.
- Паранормальные явления.
- Музыкальный слух, курьёзы звука и слуха. Талант.
- «Вампиризм»- болезнь или легенда. Значение крови в организме. Переливание крови. Группы крови животных и человека.
Практические работы:
1.Лаб. работа. Слуховые обманы.
2.Лаб. работа.Рассматривание под микроскопом фиксированных препаратов крови различных животных.
3.Дискуссия на тему: «Человек-царь природы?».
4.Защита проекта: «Учение о группах крови сельскохозяйственных животных и его использование в практике сельского хозяйства».
Тема 6. Здоровье – богатство во все времена.(13ч)
- Биология и философия здорового образа жизни.
- Физкультура, спорт, гимнастика, зарядка.
- Пищевые добавки.
- Дикорастущие растения в питании человека.
- Лекарственные растения.
- Декоративные растения, их роль в эмоциональном здоровьи человека. Аромотерапия. Светотерапия. Цветотерапия.
- Ядовитые растения и животные.
Практические работы:
1.Составление комплекса утренней зарядки.
2.Лаб. работа. Анализ пищевых веществ.
3.Изучение наличия вредных пищевых добавок в частоупотребляемых в пищу продуктах по этикеткам (газированная вода, шоколад и т.д.).
4.Составление карточек – определителей дикорастущих растений, используемых в питании человека.
5.Определение лекарственных растений по справочникам - определителям.
6.Составление фотоальбома или презентации о декоративных растениях г.Тамбова.
7.Игра - путешествие: «Мой дом - моя крепость?».
8.Круглый стол - «За здоровый образ жизни».
9.Выпуск газеты.
Тема 7.Применение биологических знаний в науке, тех-
нике и других областях знаний.(10ч)
- Объяснение с точки зрения физики, химии ,математики и др. наук явлений, происходящих в живых организмах.
- Достижения биохимии.
- Биофизика.
- Биотехнология. Достижения. Практическое значение.
- Бионика, разработки. Практическое значение.
- Применение нанатехнологий в биологии и медицине.
- Практическая работа:
1.Моделирование технических приборов , химических процессов с использованием знаний биотехнологии и бионики.
2.Защита проектов: «Металлические проводники и нервы», «Биоэлектрические протезы».
3.Викторина – «Наука опасная и безопасная».
Тема 8. Здоровье планеты - в руках человека.(9ч)
- Биосфера – жизненная оболочка Земли.
- Космическая роль растений. Фотосинтез.
- Биосфера и атомная война. Может ли атом быть мирным?
Практические работы:
1.Просмотр и обсуждение видеофильма «Хранители природы» о экологических катастрофах и природных катаклизмах.
2.Итоговый контроль. Звёздный час - «Клуб эрудитов».
Тема 9. Итоговое занятие.(1ч)
Научная конференция: «Фристайл»(Свободный выбор тем рефератов).
Подведение итогов работы кружка. Награждение ребят, активно участвовавших в работе кружка и предоставивших самые интересные работы по выбранной ими теме исследования.
Методическое обеспечение программы
№ | Название раздела | Формы занятий | Методы и приёмы | Дидактич. матер, техн.оснащ. | Формы подведения итогов |
1. | Введение. Психология научного творчества. | Учебное занятие, круглый стол | Словесные: рассказ, беседа | Конспект занятия, тесты, портреты учёных | Тестирование, защита рефератов |
2. | Требования к реферату, проекту. | Учебное занятие, практическая работа, | Словесные: рассказ, беседа. Наглядные: демонстрация | Конспект занятия, раздаточный материал. | Составление плана-конспекта занятия. |
3 | Абиотические факторы среды, их влияние на жизнь растений, животных и человека. | Учебное занятие, практическая работа, ролевая игра. | Словесные: рассказ, беседа . Наглядные: демонстрации рисунков, фотографий. | Конспект занятия, рисунки, фотографии | Ролевая игра |
4 | Взаимосвязи между живыми организмами, населяющими планету Земля. | Учебное занятие, практическая работа, киноурок, семинар, конференция. | Словесные: лекция, беседа, чтение. Наглядные: демонстрации объектов, видеофильмов. | Таблицы, видеофильмы, распечатки повести,скелеты животных. | Выступления на конференции |
5 | Человек как часть природы, его физиологические способности и возможности. | Учебное занятие, практические и лабораторные работы. | Словесные: лекция, беседа, дискуссия | Таблицы, фотографии, опорные вопросы для дискуссии(распечатки) | Участие в дискуссии |
6 | Здоровье - богатство во все времена. | Учебноезанятие,практические работы,игра – путешествие,круглый стол. | Словесные:беседа,рассказ. Наглядные:демонстрации | Таблицы, справочники - определители растений и животных,гербарные папки,сачки,морилки. | Изготовление карточек - определителей, гербария, фотоальбома,медиатеки. |
7 | Применение биологических знаний в науке, технике и других областях знаний. | Учебное занятие,практические работы,викторина. | Словесные:лекция, беседа, рассказ. Налядные:демонстрация фотографий. | Рисунки,.фотографии, видеофильмы. | Отчёт о практической работе,защита рефератов,участие в виторине. |
8 | Здоровье планеты – в руках человека. | Учебное занятие, киноурок, игра, практические работы. | Словесные: рассказ, беседа. наглядные: демонстрации видеофильма, таблиц, рисунков. практические:лабораторные работы. | Таблицы, рисунки, фотографии,. видеофильм. | Участие в игре «звёздный час». |
9 | Итоговое занятие | Конференция | Словесные:рассказ Наглядные:демонстрации прзентаций | Мультимедийный видеопроектор,анкеты | Анкетирование |
Учебное и компьютерное оборудование:
- Компьютер для работы учителя.
- Мультимедийный проектор
- Цифровой микроскоп
- Портативная лаборатория Лабдиск.
Лабораторное оборудование:
Колбы, пробирки, воронки, фильтры, химические стаканы, препаровальные иглы, предметные и покровные стёкла, пипетки, мензурки, спиртовки,весы.
Электронные средства обучения:
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
- Документальные фильмы о животных
- Подборка видеофильмов из Интернет(Ютуб).
Планируемые результаты обучения.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- Методы научного познания логику, научной деятельности;
- Правила работы над рефератом, проектом.
- Принципы и требования к подбору объектов исследования;
- Правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований;
- Закономерности отношений в живой природе;
- Человек – часть природы, существо биосоциальное;
- Роль биологии, физики, химии, математики в изучении природы и практической деятельности человека;
- Составляющие здоровья человека, понятие здорового образа жизни;
- Значение деятельности человека в сохранении биосферы Земли.
Учащиеся должны уметь:
- Применять знания из биологии, физики, химии, математики для объяснения процессов и явлений живой природы;
- Использовать информацию о современных достижениях в области различных наук , о факторах здоровья и риска;
- Работать с биологическими приборами, инструментами, определителями, справочниками;
- Различать по внешнему виду съедобные, лекарственные и ядовитые растения;
- Собирать данные для проведения исследований;
- Проводить наблюдения, разрабатывать и осуществлять эксперимент;
- Соблюдать правила поведения в природе, нормы здорового образа жизни;
- Прогнозировать влияние на природу биотических и абиотических факторов;
- Правильно оформлять и защищать рефераты, проекты.
Литература для учащихся:
- Акимушкин И. В мире животных М.: «Стрекоза Пресс», - 2003 – 96 с. ил.
- Бондарчук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах.(8-10 кл.),. Волгоград: Учитель, 2007. -138с.
- Дроздов Н.Н., Макеев А.К. Жемчужины природы – заповедники; М.: «Просвещение», 1985 – 190 с, ил.
- Журнал «Химия и жизнь».
- Журнал «вокруг света».
- Инге – вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции М: высшая школа 1998 – 450с.,ил.
- Калашников В. Чудеса природы. Животный мир; м.: «Белый город»,2000
- Корытковская А.Г. Мои друзья. Рассказы о цветах; Красноярск: «Книжное издательство»,.1968 – 83с., ил.
- Михеев А.В., Пашканч К.В. Охрана природы; М.: «Просвещение»,1990 – 128с., ил.
- Новиков В.С., Губанов И.А. школьный атлас – определитель высших растений; М.: «Просвещение», 1985 – 239с..ил.
- Ошмарин А.П, Ошмарина В.И. Экология(школьный справочник),. Ярославль,. «Академия развития».1996 - 240с.,ил.
- Пенни Пирс. Путь интуиции. М. АСТ Астрель,2006 – 302с.,ил.
- Петров В. Из жизни зелёного мира; М. «Просвещение2,.1982 – 128с.,ил.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. «Наука»М.1972 – 216с., ил.
- Рон Роберт дэвид Грум. Парапсихология. Санкт-Петербург «Прайм – еврознак» М: «Олма – пресс» 2003 – 224с., ил.
- Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохраной деятельности. М. Издательский центр «Академия»,1999 – 370с.
- Энциклопедический словарь юного биолога. Сост. М.Е.Аспиз. – М.: Педагогика,1986. – 352с.,ил.
- http://elementy.ru Элементы большой науки.
- hpp://zoo-eco.zooclub.ru Сайт для зоологов, экологов и всех любителей природы.
Литература для учителя:
- Алексашина А.Ю.; Логутенко О.И. Как сохранить планету. Серия «Внеурочная деятельность», 7-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; Москва. «Просвещение».2019г.-96 стр.
- Богословский В.В., КовалёваА.Г., Степанова А.А. Общая психология. Москва. «Просвещение».1981г.-383с., ил.
- Баранов В.Д. Мир культурных растений; М.: «Мысль»,.1984 – 260с., ил.
- .Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах.(8-11кл.) Волгоград. «Учитель».2007г. – 183с.
- Блудов М.И. Беседы по физике. Москва. Просвещение. 1984г. – 207с.,ил.
- Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. Москва. «Просвещение». 1973г.
- Журнал «Биология в школе».2007г.-2008г.
- Журнал в журнале «Учителю экологии».2007г.
- Казаринова Н.В. Здоровье дарят комнатные растения; СПб Издательский дом «Нева»,2003 – 128с,ил.
- Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Цветы садов и полей; М.: «Эгмонт Россия»,2002 – 64с., ил.
- Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов на Дону. Феникс.2006г. – 576с.
- . Ошмарин А.П., Ошмарина В.И. Экология (школьный справочник). Ярославль. «Академия развития». 1998г. – 240с.,ил.
- Педагогическая лоция. Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование». Метод проектов в школе. 2003-2004 уч. год.
- Пенни Пирс Путь интуиции. Москва. АСТ Астрель. 2006 г. -302с.,ил.
- Приорова Е.М. Экологическая культура и здоровье человека (практикум);Серия «Внеурочная деятельность». Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва. «Просвещение».2019г, стр.192
- Перельман Я.И. Занимательная физика.» Наука». Москва.1972г. – 216с.,ил.
- Рон Роберт Дэвид Грум . Парапсихология. Санкт-Петербург «прайм-Еврознак». Москва. «Олма-пресс».2003г. – 224с.
- Скурихин И.М., НечаевА.П. Всё о пище с точки зрения химика.
Москва. «Высшая школа». 1991г. -288с., ил.
- Экология земли Тамбовской. Альбом (сост. Кондрашов Р.В.); Тамбов:ТГТПС,2000 – 88с.,ил.
- Интернет-ресурсы:http://tltmthty. ru Элементы большой науки.
- Солопова Н.К., Селиванова О.В., Черникова С.В. технология организации уроков по проектной методике.Тамбов,2007, - 48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Природа и мы»
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Программа направлена на формирование экологической культуры, устойчивых познавательных интересов к природе и к актуальным экологическим проблемам нашего региона. Её отличительная особенность состоит в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа игры на гитаре"Звонкие струны" для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаигры на гитаре"Звонкие струны"для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Мир вокруг нас» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 1 год
Данная программа «Мир вокруг нас» создана на основе авторской программы по экологическому воспитанию С.Н. Николаевой «Юный эколог» которая одобрена Экспертным советом Министерс...
Сведения о качестве реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественно-научной направленности «Земля – наш общий дом» в наглядных формах представления анализа результативности
Сведения о качестве реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программыестественно-научной направленности«Земля – наш общий дом»в наглядных формах представления а...
Дополнительная общеразвивающая программа «Швейное дело «Силуэт»» художественной направленности для обучающихся 5-8 классов, срок реализации 3 года
Швейное дело интересует каждую девочку, но в моей группе занимаются и мальчики. Художественная вышивка многим нравится за свою яркость и новизну в работе. Современные швейные машинки имеют очень обшир...
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная машинная вышивка» художественной направленности для обучающихся 5-9 классов срок реализации 3 года
В школьном пространстве появились вышивальные машинки, которые расширили обучение детей в сфере новых технологий. Вышивка на любых предметах вызывает восторг у обучающихся. Блузочки с вышивкой, платоч...