Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»
Для детей: 7-11 лет.
Срок реализации: 2 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_masterilka_144_-_kopiya.docx | 60.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Волгоградской области «Центр «Славянка»
Программа рассмотрена на педагогическом совете «__»______2020 г | Утверждено Директор ГБУ ДО ВО «Центр «Славянка» ___________И.В. Плеханова «__»______2020 г №____ приказа |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»
Для детей: 7-11 лет.
Срок реализации: 2 года
Автор - составитель
Лосева Лада Анатольевна,
педагог дополнительного образования.
Г. Волгоград, 2020 г.
Содержание
№ п/п | Разделы программы | Стр. |
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» | ||
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы | 6 |
1.3 | Содержание программы | 13 |
1.4 | Планируемые результаты | 21 |
2 | Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» | 23 |
2.1 | Календарный учебный график | 23 |
2.2 | Условия реализации программы | 23 |
2.3 | Формы аттестации | 25 |
2.4 | Оценочные материалы | 25 |
2.5 | Методические материалы | 25 |
2.6 | Список литературы | 27 |
Приложения | ||
Приложение 1. Календарный учебный график | ||
Приложение 2. Тесты для определения уровня знаний и освоения учебного материала | ||
Приложение 3. Разработки некоторых занятий | ||
Приложение 4. Дидактические материалы | ||
Приложение 5. Словарь терминов и аббревиатур |
Раздел № 1.
Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Мастерилка» художественная, поскольку дети занимаются декоративно прикладной деятельностью и программа ориентирована на развитие художественно – творческих способностей.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы творческой студии художественной направленности «Мастерилка» обусловлена тем, что в современном мире существует потребность воспитания всесторонне развитой личности, которую отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать и изобретать. Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений, чувство цвета и форм. У детей, занимающимися ручным трудом, наиболее развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что личность обучающегося формируется в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организована деятельность, чем больше она наполнена социально-значимым содержанием (в том числе патриотическим) и воспитывающими аспектами, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на учащегося, формирование у него социально-ценностных отношений к явлениям окружающей действительности, его самосознание, на самовоспитание духовных потребностей личности в труде, творчестве, общении.
Программа нацелена на то, чтобы учащиеся, овладев определёнными знаниями и умениями, могли создать своё неповторимое, неожиданное изделие, приложив свою фантазию, вкус, используя для работы известные, доступные материалы и выбрав новые или забытые старые технологии обработки.
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы творческой студии художественной направленности «Мастерилка» заключается в объединении различных технологий декоративно прикладного творчества, которые должны привлечь, заинтересовать и научить детей творить, фантазировать, воплощать задуманное на практике, совмещая и смешивая различные виды декоративно – прикладного творчества.
Адресат программы – учащиеся 7 -11 лет.
В 7-8 лет
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
9-10 лет
Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем.
11-12 лет
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.
В связи с этими возрастными особенностями детей немаловажным условием реализации программы является создание системы социально-психолого-педагогических условий расширения и развития сфер самовыражения.
Уровень программы – базовый
Объем и срок освоения программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческой студии художественной направленности «Мастерилка» рассчитана на 2 года обучения.
Общее количество учебных часов в 1-й год обучения – 144 часов, во 2-й год обучения – 144 часов.
Форма обучения – очная - заочная.
Форма занятий
- фронтальная - одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально - фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповая - организация работы в группах;
- индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Группы формируются из учащихся одного возраста или разного возраста (в таких группах для детей младшего возраста задание упрощённое, по возрасту и умению).
Практические занятия преобладают над теоретическими
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
1-2 год обучения: 144 часов (1 учебный час=40 мин, занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 учебных часа)
2 год обучения -144 часов (1 учебный час=40 мин, занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 учебных часа)
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы – постоянный.
Занятия – групповые.
Виды занятий – практические занятия, мастер – классы, мастерские, выполнение самостоятельной работы, выставки.
Группа учащихся - разновозрастная
1.2. Цель и задачи программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческой студии художественной направленности «Мастерилка» ставит перед собой основную цель – формирование мотивации личности к познанию и творчеству, в процессе обучения технологиям изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, экологической грамотности, воспитание патриотизма, нравственности.
Для реализации этой цели программа решает следующие задачи:
Личностные:
− сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в области декоративно прикладного творчества;
− сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности;
− сформировать ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения.
-формирование высоких эстетических норм в отношениях между людьми и в отношении человека к природе.
Метапредметные:
Коммуникативные:
-способствование взаимному сотрудничеству педагога с учащимися и их родителей;
- развивать умение вступать и вести диалог;
- развитие кругозора и устной речи;
Регулятивные:
− сформировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
− сформировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
− сформировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.
- сформировать умение работать в группе,
Познавательные:
- способствовать развитию устойчивой мотивации к освоению различных техник декоративно-прикладного творчества;
- сформировать потребность в саморазвитии и к творческой самореализации;
- учить строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Предметные:
- вырабатывание системы поступенного подхода к решению творческих задач;
- формирование и приобретение конструкторских умений и навыков;
- совершенствование умения и формирование навыков работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов.
- Учебный план
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
1 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие: первоначальные графические знания и умения, инструкции безопасности и противопожарной безопасности. | 4 | 1 | 3 | тестирование | |
Изготовление объемных изделий из бумаги, нетрадиционного и природного материала | 32 | 4 | 28 | педагогический анализ по результатам просмотра работ | |
Разработка и изготовление плоских изделий из бумаги, картона | 16 | 2 | 14 | педагогический анализ по результатам просмотра работ | |
Изготовление аппликации из различных материалов | 16 | 2 | 14 | педагогический анализ по результатам просмотра работ | |
Изготовление подарков, сувениров, ёлочных украшений из различных материалов | 44 | 6 | 38 | педагогический анализ по результатам просмотра работ | |
Изготовление композиций из различных материалов | 28 | 2 | 26 | педагогический анализ по результатам просмотра работ | |
Заключительное занятие. Выставка. | 4 | 4 | выставка | ||
Итого | 144 | 17 | 127 |
- Соотношение часов на теоретические и практические занятия отражает не количество занятий, а средние соотношение учебного времени на теоретическую и практическую часть в каждом занятие.
- Прядок тем, кроме 1 и 7, может меняться в календарно учебном графике для разнообразия и поддержки интереса учащихся к занятиям.
- Программа первого года обучения направлена на ознакомление с опорными знаниями, умений и навыков по новому направлению.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
2 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие: первоначальные графические знания и умения | 4 | 1 | 3 | тестирование | |
Изготовление объемных изделий из бумаги, нетрадиционного и природного материала | 32 | 4 | 28 | педагогический анализ по результатам просмотра работ | |
Разработка и изготовление плоских изделий из бумаги, картона | 16 | 2 | 14 | педагогический анализ по результатам просмотра работ | |
Изготовление аппликации из различных материалов | 16 | 2 | 14 | педагогический анализ по результатам просмотра работ | |
Изготовление подарков, сувениров, ёлочных украшений из различных материалов | 44 | 6 | 38 | педагогический анализ по результатам просмотра работ | |
Изготовление композиций из различных материалов | 28 | 2 | 26 | педагогический анализ по результатам просмотра работ | |
Заключительное занятие. Выставка. | 4 | 4 | выставка | ||
Итого | 144 | 17 | 127 |
- Соотношение часов на теоретические и практические занятия отражает не количество занятий, а средние соотношение учебного времени на теоретическую и практическую часть в каждом занятие.
- Прядок тем, кроме 1 и 7, может меняться в календарно учебном графике для разнообразия и поддержки интереса учащихся к занятиям.
- Программа второго года обучения тесно связана с первым годом обучения и предполагает более развёрнутое изучение приёмов и технологий.
Содержание программы 1 года обучения
Тема 1. Вводное занятие: первоначальные графические знания и умения. (4 часа)
Теория (1 час)
Рассказ об инструментах и материалах используемых в работе. Отмечаются их основные свойства, преимущества. Закрепление и расширение знаний о некоторых инструментах и принадлежностях: карандаш, линейка, ластик. Правила пользования и правила безопасности работы. Знакомство с трафаретами. Способы перевода выкроек с помощью трафаретов на бумагу. Изучаются правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Изучается изготовление отдельных деталей из бумаги, картона, ткани и способы сборки изделий.
Практическая работа. (3 часа)
- изготовление аппликаций из геометрических фигур: животных, людей, насекомых, машин и др.
- изготовление аппликаций по шаблону (матрёшка, богатырь, цветы). Изготовление оригами (зайчик, пёсик).
Форма контроля: тестирование.
Тема 2. Изготовление объемных изделий из бумаги, нетрадиционного и природного материала. (32 часа)
Теория. (4 часа)
Рассматривается последовательность выполнения работ. Рассматривается достоинства нетрадиционных материалов. Определяются способы соединения деталей. Обращается внимание на точность складывания оригами и киригами в работе с нетрадиционными материалами (фантики, обёрточная бумага и т.п.).
Практическая работа. (28 часов)
- Игрушки из бумажных полосок.
- Объёмные изделия в техниках оригами и киригами (юла, замок из сыра, мышки).
- изделия из природного материала (крокодил, лягушка).
- изделия из нетрадиционного материала (мельница, гусеница). «Банки со снегом».
- Художественные образы из готовых форм.
- Папье маше с добавлением нетрадиционных материалов (ватное папье маше).
Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.
Тема 3. Разработка и изготовление плоских изделий из бумаги, картона. (16 часов)
Теория. (2 часа)
Знакомство с техникой складывания бумаги «оригами». Акцентируется внимание на сочетание цветов, симметрию деталей, выбор способов соединения элементов игрушки. Определяется последовательность работы.
Практическая работа. (14 часов)
- изготовление из модулей оригами (звезда, тюльпан). Киригами - складывание и вырезание (ворон, причёска). «Клоун с гармошкой». Симметричное вырезание (деревья, фрукты).
- изготовление изделий из картона и бумаги по шаблонам (пингвин, гномик, скворечник, улитка и т.д.)
Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.
Тема 4. Изготовление аппликации из различных материалов. (16 часов)
Теория.(2 часа)
Рассматриваются различные виды аппликации. Определяется последовательность выполнения аппликации. Изучаются основные свойства и достоинства различных материалов, способы их обработки, склеивания.
Практическая работа. (14 часов)
- Обрывная аппликация (возможные варианты аппликаций: ваза, букет, бабочка).
- Аппликация из фольги, ваты, бумаги («Деревенька в снегу»).
- Объёмная аппликация из скрученной бумаги (цветы).
- Объёмная аппликация (возможные варианты аппликаций: роза, корова, кот, цветы, роза, рыбка, лилия, корова, лебеди, «Я парикмахер», вывеска).
- Аппликация из карандашных стружек (клумба). Аппликация из природных материалов (возможные варианты аппликаций: лес, машина, человечек). Аппликация-мозаика (ваза).
- Аппликация из пластилина (обычная и обратная).
- Аппликация из ладошек (возможные варианты аппликаций: зайчик, петух, павлин, снеговик, ёлочка и т.д.).
- Папье маше (послойное наклеивание маленьких кусочков мокрой бумаги на приготовленную модель)
- Декупажная работа по готовой форме из папье-маше или другой поверхности
Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.
Тема 5. Изготовление подарков, сувениров, ёлочных украшений из различных материалов. (44 часа)
Теория. (6 часов)
Выполнение изделий к праздникам: День учителя, День матери, Новогодние праздники, День защитника отечества, Международный женский праздник, Пасха, 9 мая и др. Определяется последовательность работы. Выбор материалов для работы. Рассматриваются способы обработки различных материалов. Производится выбор вида крепления, способа нанесения рисунка.
Практическая работа. (38 часов)
- Изделия из бумаги (снежинки, игрушки из бумажных полосок, подарочные упаковки, полумаски).
- Изделия из фольги (бусы на ёлку).
- Гипсовые игрушки на ёлку.
- Изделия из различных материалов (перо, дед мороз, удочка с рыбками, жираф, картина-аппликация «Ёлочка»).
Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.
Тема 6. Изготовление композиций из различных материалов. (28 часов)
Теория. (2 часа)
Учитывая навыки, полученные ранее при изготовлении разных видов изделий, для изготовления плоских и объёмных композиций из различных материалов подготавливаются отдельные фрагменты. Работа выполняется последовательно с учётом объединения их в единую композицию. В ходе занятий рассматриваются основные свойства материалов, занятых в композиции.
Практическая работа. (26 часов)
- композиция из цветной бумаги в разных техниках (яблонька, зимняя улица, корзина с весенними цветами)
- композиция в технике оригами (аквариум, бабочки на цветах, петушок).
- изготовление композиций из пластилина, картона, трубочек, бусинок (дно морское).
Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.
Тема 7. Заключительное занятие. (4 часа)
Подведение итогов работы объединения. Итоговая выставка.
Практическая работа. (4 часа)
- Подготовка и отбор работ для выставки.
Форма контроля: выставка.
Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения
Тема 1. Вводное занятие: повторение первоначальных графических знаний и умений. (4 часа)
Теория. (1 час)
Обобщение полученных знаний за прошлый год об инструментах и материалах используемых в работе. Отмечаются их основные свойства, преимущества. Правила пользования и правила безопасности работы. Правила пользования с трафаретами и шаблонами. Повторяются правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Изучается изготовление отдельных деталей из бумаги, картона, ткани и способы сборки изделий.
Практическая работа. (3 часа)
- Изготовление аппликаций из бумаги и картона по осеннему сюжету.
- Изготовление аппликаций по шаблону (фрукты, деревья, цветы).
- Изготовление оригами (гвоздика, птицы).
Форма контроля: тестирование.
Тема 2. Изготовление объемных изделий из бумаги, нетрадиционного и природного материала. (32 часа)
Теория. (4 часа)
Рассматривается последовательность выполнения работ. Рассматривается достоинства нетрадиционных материалов. Определяются способы соединения деталей. Обращается внимание на точность складывания оригами и киригами в работе с нетрадиционными материалами (фантики, обёрточная бумага и т.п.).
Практическая работа. (28 часов)
- Изделия из бумажных полосок.
- Объёмные изделия оригами и киригами.
- Изделия из природного материала.
- Изделия из нетрадиционного материала. Художественные образы из готовых форм.
- Папье-маше с добавлением нетрадиционных материалов (ватное папье-маше).
Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.
Тема 3. Разработка и изготовление плоских изделий из бумаги, картона. (16 часов)
Теория. (2 час)
Повтор и изучение новых базовых форм в технике складывания бумаги «оригами». Обращается внимание на сочетание цветов, симметрию деталей, выбор способов соединения элементов игрушки. Работа по шаблонам. Определяется последовательность работы.
Практическая работа. (14 часов)
- Изготовление из модулей оригами (виноград). Киригами - складывание и вырезание (одуванчик, деревья).
- Симметричное вырезание (листья и др.).
- Изготовление изделий из картона и бумаги по шаблонам (птицы, цветы, деревья и т.д.)
Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.
Тема 4. Изготовление аппликации из различных материалов. (16часов)
Теория. (2 часа)
Рассматриваются различные виды аппликации. Определяется последовательность выполнения аппликации. Изучаются основные свойства и достоинства различных материалов, способы их обработки, склеивания.
Практическая работа. (14 часов)
- Обрывная аппликация (кошка в окошке).
- Аппликация из фольги, ваты, бумаги (космонавт, домик зимой).
- Объёмная аппликация из скрученной бумаги (дерево).
- Объёмная аппликация (георгины, астры, подснежники).
- Аппликация из карандашных стружек (испанка). Аппликация из природных материалов (берег реки, лев). Аппликация-мозаика (бабочка).
- Аппликация из пластилина (обычная и обратная).
- Аппликация из ладошек (сова, лилии и т.д.).
- Папье-маше (послойное наклеивание маленьких кусочков мокрой бумаги на приготовленную модель)
- Декупажная работа по готовой форме из папье-маше или другой поверхности
Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.
Тема 5. Изготовление подарков, сувениров, ёлочных украшений из различных материалов. (44 часа)
Теория. (6 часов)
Беседа о праздниках. Определяется последовательность работы. Выбор материалов для работы. Рассматриваются способы обработки различных материалов. Производится выбор вида крепления, способа нанесения рисунка.
Практическая работа. (38 часов)
- Изделия из бумаги
- Изделия из фольги
- Изделия из различных материалов (из скорлупы, из упаковки от киндер сюрприза, из цилиндров от бумажных полотенец, из пластилина)
Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.
Тема 6. Изготовление композиций из различных материалов. (28 часов)
Теория. (2 часа)
Учитывая навыки, полученные ранее при изготовлении разных видов изделий, для изготовления плоских и объёмных композиций из различных материалов подготавливаются отдельные фрагменты. Работа выполняется последовательно с учётом объединения их в единую композицию. В ходе занятий рассматриваются основные свойства материалов, занятых в композиции. Согласуется расцветка деталей, фон, размер.
Практическая работа. (26 часов)
- композиция из цветной бумаги, объединяющая несколько техник работы с бумагой
- композиция в технике оригами
- изготовление композиций из различных материалов
Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.
7. Заключительное занятие. (4 часа)
Подведение итогов работы объединения. Итоговая выставка.
Практическая работа. (4 часа)
- Подготовка и отбор работ для выставки.
- Оформление выставки.
Форма контроля: выставка.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
− будет сформировано ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в области декоративно прикладного творчества;
− дети приобретут коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности;
− будет сформирована ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоены правила индивидуального и коллективного безопасного поведения.
-формирование высоких эстетических норм в отношениях между людьми и в отношении человека к природе.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
-способствование взаимному сотрудничеству педагога с учащимися и их родителей;
- у обучающихся будет более развито умение вступать и вести диалог;
- дальнейшее развитие кругозора и устной речи;
Регулятивные:
− будет сформировано умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
− будет сформировано умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
− будет сформировано умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.
- дети приобретут навык взаимодействия в группе,
Познавательные:
- у обучающихся будет развита устойчивая мотивация к освоению различных техник декоративно-прикладного творчества;
- будет сформирована потребность в саморазвитии и к творческой самореализации;
- дети научатся строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Предметные результаты:
По окончании первого года обучения, обучающиеся будут знать
-правила техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами;
-правила личной гигиены;
-названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
-правила организации рабочего места;
уметь
-правильно организовывать свое рабочее место;
-пользоваться инструментами и приспособлениями, применяя приобретенные навыки на практике;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
-выполнять операции по обработке бумаги и картона;
По окончании второго года обучения, обучающиеся будут знать
-как планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-как принимать и сохранять учебную задачу;
уметь
-соблюдать технику безопасности труд и личной гигиены;
-вырезать точно по намеченным линиям.
-размечать, сгибать тонкий картон.
Учащийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
-вести здоровый образ жизни;
-проявлять психологическую и физическую готовность к реализации приобретенных знаний на практике.
Раздел № 2.
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
- количество учебных недель: I полугодие – 16 недель, II полугодие – 20 недель;
- продолжительность каникул – 90 дней.
Содержание и материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы творческой студии художественной направленности «Мастерилка» дифференцирован в соответствии со следующими уровню сложности: 1-й год обучения, 2-й год обучения.
Календарный учебный график программы составляется в соответствии с годовым календарным учебным графиком Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Волгоградской области «Центр «Славянка» (приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие следующих составляющих.
-Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям с инструкциями по технике безопасной работы с инструментами.
-Рабочее место для каждого учащегося.
-Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка», рабочая программа, календарный учебный график.
-Учебные пособия по технологии изготовления различных изделий.
Специальное оснащение и оборудование
Минимально требуется.
- Материалы и инструменты (цветная бумага, цветной картон, гофрированная бумага, ткань, проволока, нитки, верёвки, природный материал, гипс и др., ножницы, клей, линейки, шило, формы для гипса и др.).
- Образцы некоторых изделий.
Максимально требуется.
- Материалы и инструменты (цветная бумага, цветной картон, гофрированная бумага разной толщины, фоамиран разной толщины, ткань, проволока, нитки (шерстяные, хлопок, мулине, джут, капроновые), верёвки, природный материал, гипс и др., ножницы, клей, линейки, шило, формы для гипса, термопистолеты, резиновые перчатки, утюг и др.).
- Ноутбук.
- Экран для презентаций.
- Колонки к ноутбуку.
- Презентации к различным занятиям на флешке.
- Образцы некоторых изделий.
Информационное обеспечение
- инструкции по технике безопасности работы с инструментами
- компьютер или ноутбук с подключенным интернетом
- флеш карта с презентациями, видео
Список интернет-сайтов, рекомендуемых для посещения
- https://vk.com/club126869985 интернет страница студии «Мастерилка»
- https://vk.com/centr_slavyanka_volgograd интернет страница «Центр «Славянка»
- http://www.slavyanka-school.ru сайт «Центр «Славянка»
- http://stranamasterov.ru сайт Страна Мастеров — сайт учебный, дидактический
- http://krokotak.com сайт Крокотак (мастер-классы для детей)
Кадровое обеспечение.
- педагог, прошедший курсы повышения квалификации по дополнительному образованию детей
- педагог, имеющий педагогическое образование
В реализации данной программы с обучающимися работает один педагог Лосева Лада Анатольевна, педагог высшей квалификационной категории
2.3. Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: педагогический анализ по результатам просмотра детских работ, грамоты, дипломы, сертификаты, полученные учащимися за участие в профильных конкурсах и выставках; статьи и методические разработки педагога.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки и конкурсы творческих работ на профильных мероприятиях городского, областного, всероссийского и международного уровней; мастер — классы.
2.4. Оценочные материалы:
- тесты для определения уровня знаний и освоения учебного материала (приложение 2);
- положение конкурсов (приложение)
2.5. Методические материалы.
Исходя из особенностей очного обучения целесообразно использование следующих методов обучения и воспитания:
- методы словесной передачи и смыслового восприятия (объяснение, рассказ, беседа);
- методы наглядной передачи (наблюдение, показ образца, предметов, иллюстраций, способа действия, использование видеофильмов);
- методы степени творческой самостоятельности (организация репродуктивной и поисковой деятельности);
- методы формирования интереса к учению (создание ситуаций занимательности, создание ситуаций успеха);
- методы формирования чувства долга и ответственности (предъявление требований, поощрение, порицание).
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия.
При реализации программы на занятиях (в зависимости от критериев) применяются такие формы, как:
− по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — беседы, конкурсы, «мастер-класс», творческие задания.
− по дидактической цели — вводное занятие, практическое занятие, по углублению знаний, по обобщению и систематизации знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Педагогические технологии:
- технологии развивающего обучения, заключающейся в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию;
- технология проблемного обучения, предполагающая выдвижение познавательных задач, решая которые дети активно усваивают знания (проблемный рассказ, проблемная беседа, самостоятельное исследование);
- здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся (правильная организация занятия, использование различных каналов восприятия информации, учёт зоны работоспособности учащихся, распределение интенсивности умственной деятельности);
- групповые технологии, предполагающие организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь (групповая работа над изделием).
Алгоритм учебного занятия.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Практическая часть способствует закреплению и обобщению полученных знаний, умений и навыков.
Структура занятия включает в себя:
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть
4. Подведение итогов занятия.
- Список литературы для педагога
Нормативно-правовое обеспечение программы.
- Об образовании: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ.
- О пожарной безопасности: федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ.
- Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей: федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ.
- О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1493.
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14.
Список основной учебной литературы:
- Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1-4 классах» 2003г.
- Гирндт С. «Разноцветные поделки из природного материала» 2003г.
- Горичева В., Филипова Т. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок» 2003г.
- Гусева И. «Солёное тесто» 2005г.
- Долженко Г. «100 поделок из бумаги» 2002г.
- Журнал «Аппликация для малышей» 2006г.
- Журналы «Коллекция идей» 2004-2007г.
- Журналы «Мастерилка» 2005-2006г.
- Журналы «Поделки своими руками» 2004-2005г.
- Журналы «Растём и развиваемся» 2005-2006г.
- Журналы «Сделай сам» 2004-2006г.
- Каченаускайте Л. «Аппликация» 2003г.
- Конышева Н. «Технология» 1-3кл. 2003-2005гг.
- Кошелев В. М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем» 1999г.
- Лебедева Е. «Простые поделки из бумаги и пластилина» 2005г.
- Лоф С. «Весёлые поделки из природного материала» 2005г.
- Морган С. «Научись лепить подарки» 2003г.
- Нагибина М. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» 2000г.
- Острун Н., Лев А. «Оригами. Динамические модели» 2005г.
- Перевертень Г. «Самоделки из бумаги» 1983г.
- Петрова И. «Волшебные полоски» 2004г.
- Петрова И. «Кукольная комната» 2006г.
- Петрова И. «Объёмная аппликация» 2004г.
- Петрова И. «Оригами для дошкольников» 2006г.
- Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская» 4кл. 2004г.
- Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства» 3кл. 2003г.
- Пудова В., Лежнева Л. «Игрушки из природного материала» 1998г.
- Салагаева Л. «Чудесные скорлупки» 2005г.
- Сержантова Т. «365 моделей оригами» 2000г.
- Силаева К. «Солёное тесто» 2003г.
- Соколова С. «Сказка оригами» 2003г.
- Соколова С. «Театр оригами» 2005г.
- Соколова С. «Школа оригами» 2003г.
- Соколова-Кубай Н. «Узоры из бумаги» 2006г.
- Спичли Г. «Чудеса своими руками» 2003г.
- Цамуталина Е. «100 поделок из ненужных вещей» 2003г.
- Цирюлик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки» 1кл. 2005г.
- Цирюлик Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества» 2кл. 2003г.
- Чернова Н. «Волшебная бумага» 2005г.
- Черныш И. «Забавные поделки к празднику» 2004г.
- Шевалье М. «Цветы из бумаги» 2002г.
Список электронных источников и Интернет-ресурсов:
1. https://vk.com/club126869985 интернет страница студии «Мастерилка»
2. https://vk.com/centr_slavyanka_volgograd интернет страница «Центр «Славянка»
3. http://www.slavyanka-school.ru сайт «Центр «Славянка»
4. http://stranamasterov.ru сайт Страна Мастеров — сайт учебный, дидактический
5. http://krokotak.com сайт Крокотак (мастер-классы для детей)
Список наглядного материала:
«План эвакуации», «Правила пользования инструментами»
Список литературы для детей и родителей
- Журнал «Аппликация для малышей» 2006г.
- Журналы «Коллекция идей» 2004-2007г.
- Журналы «Мастерилка» 2005-2006г.
- Журналы «Поделки своими руками» 2004-2005г.
- Журналы «Растём и развиваемся» 2005-2006г.
- Журналы «Сделай сам» 2004-2006г.
- Пудова В., Лежнева Л. «Игрушки из природного материала» 1998г.
- Салагаева Л. «Чудесные скорлупки» 2005г.
- Сержантова Т. «365 моделей оригами» 2000г.
- Силаева К. «Солёное тесто» 2003г.
- Соколова С. «Сказка оригами» 2003г.
- Соколова С. «Театр оригами» 2005г.
- Соколова С. «Школа оригами» 2003г.
- Соколова-Кубай Н. «Узоры из бумаги» 2006г.
- Спичли Г. «Чудеса своими руками» 2003г.
- Цамуталина Е. «100 поделок из ненужных вещей» 2003г.
- Цирюлик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки» 1кл. 2005г.
- Цирюлик Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества» 2кл. 2003г.
- Чернова Н. «Волшебная бумага» 2005г.
- Черныш И. «Забавные поделки к празднику» 2004г.
- Шевалье М. «Цветы из бумаги» 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности....
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...
"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»
quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...