Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»
рабочая программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»

Для детей: 7-11 лет.

Срок реализации: 2 года

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_masterilka_144_-_kopiya.docx60.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Волгоградской области «Центр «Славянка»

Программа рассмотрена на педагогическом совете

«__»______2020 г

Утверждено

Директор ГБУ ДО ВО «Центр «Славянка»

___________И.В. Плеханова

«__»______2020 г

№____ приказа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»

Для детей: 7-11 лет.

Срок реализации: 2 года

Автор - составитель

Лосева Лада Анатольевна,

педагог дополнительного образования.

Г. Волгоград, 2020 г.

Содержание

  1.    

№ п/п

Разделы программы

Стр.

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи программы

6

1.3

Содержание программы

13

1.4

Планируемые результаты

21

2

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

23

2.1

Календарный учебный график

23

2.2

Условия реализации программы

23

2.3

Формы аттестации

25

2.4

Оценочные материалы

25

2.5

Методические материалы

25

2.6

Список литературы

27

Приложения

Приложение 1. Календарный учебный график

Приложение 2. Тесты для определения уровня знаний и освоения учебного материала

Приложение 3. Разработки некоторых занятий

Приложение 4. Дидактические материалы

Приложение 5. Словарь терминов и аббревиатур

Раздел № 1.

Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Мастерилка» художественная, поскольку дети занимаются декоративно прикладной деятельностью и программа ориентирована на развитие художественно – творческих способностей.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы творческой студии художественной направленности «Мастерилка»  обусловлена тем, что в современном мире существует потребность воспитания всесторонне развитой личности, которую отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать и изобретать. Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений, чувство цвета и форм. У детей, занимающимися ручным трудом, наиболее развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что личность обучающегося формируется в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организована деятельность, чем больше она наполнена социально-значимым содержанием (в том числе патриотическим) и воспитывающими аспектами, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на учащегося, формирование у него социально-ценностных отношений к явлениям окружающей действительности, его самосознание, на самовоспитание духовных потребностей личности в труде, творчестве, общении.

Программа нацелена на то, чтобы учащиеся, овладев определёнными знаниями и умениями, могли создать своё неповторимое, неожиданное изделие, приложив свою фантазию, вкус, используя для работы известные, доступные материалы и выбрав новые или забытые старые технологии обработки.

Отличительной особенностью  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы творческой студии художественной направленности «Мастерилка»  заключается в объединении различных технологий декоративно прикладного творчества, которые должны привлечь, заинтересовать и научить детей творить, фантазировать, воплощать задуманное на практике, совмещая и смешивая различные виды декоративно – прикладного творчества.

Адресат программы – учащиеся 7 -11 лет.

В 7-8 лет

Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

9-10 лет

Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем.

11-12 лет

Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.

В связи с этими возрастными особенностями  детей немаловажным условием реализации программы является создание системы социально-психолого-педагогических условий расширения и развития сфер самовыражения.

Уровень программы – базовый

Объем и срок освоения программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческой студии художественной направленности «Мастерилка» рассчитана на 2 года обучения.

Общее количество учебных часов в 1-й год обучения – 144 часов, во 2-й год обучения – 144 часов.

Форма обучения – очная - заочная.

Форма занятий

- фронтальная - одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально - фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповая - организация работы в группах;

- индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Группы формируются из учащихся одного возраста или разного возраста (в таких группах для детей младшего возраста задание упрощённое, по возрасту и умению).

Практические занятия преобладают над теоретическими

 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

1-2 год обучения: 144 часов (1 учебный час=40 мин, занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 учебных часа)

2 год обучения -144 часов (1 учебный час=40 мин, занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 учебных часа)

Особенности организации образовательного процесса

Состав группы – постоянный.

Занятия – групповые.

Виды занятий – практические занятия, мастер – классы, мастерские, выполнение самостоятельной работы, выставки.

Группа учащихся - разновозрастная

1.2. Цель и задачи программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческой студии художественной направленности «Мастерилка» ставит перед собой основную цель – формирование мотивации личности к познанию и творчеству, в процессе обучения технологиям изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, экологической грамотности, воспитание патриотизма, нравственности.

Для реализации этой цели программа решает следующие задачи:

Личностные:

сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в области декоративно прикладного творчества;

сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности;

сформировать ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения.

-формирование высоких эстетических норм в отношениях между людьми и в отношении человека к природе.

Метапредметные:

Коммуникативные:

-способствование взаимному сотрудничеству педагога с учащимися и их родителей;

- развивать умение вступать и вести диалог;

-  развитие кругозора и устной речи;

Регулятивные:

сформировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

сформировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

сформировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.

- сформировать умение работать в группе,

Познавательные:

- способствовать развитию устойчивой мотивации к освоению различных техник декоративно-прикладного творчества;

- сформировать потребность в саморазвитии и к творческой самореализации;

- учить строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Предметные:

- вырабатывание системы поступенного подхода к решению творческих задач;

- формирование и приобретение конструкторских умений и навыков;

- совершенствование умения и формирование навыков работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов.

  1. Учебный план

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ

1 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы аттестации, контроля

 Всего  

Теория

Практика

Вводное занятие: первоначальные графические знания и умения, инструкции  безопасности и противопожарной безопасности.

4

1

3

тестирование

Изготовление объемных изделий из бумаги, нетрадиционного и природного материала

32

4

28

педагогический анализ по результатам просмотра работ

Разработка и изготовление плоских изделий из бумаги, картона

16

2

14

педагогический анализ по результатам просмотра работ

Изготовление аппликации из различных материалов

16

2

14

педагогический анализ по результатам просмотра работ

Изготовление подарков, сувениров, ёлочных украшений из различных материалов

44

6

38

педагогический анализ по результатам просмотра работ

Изготовление композиций из различных материалов

28

2

26

педагогический анализ по результатам просмотра работ

Заключительное занятие. Выставка.

4

4

выставка

Итого       

144

17

127

  • Соотношение часов на теоретические и практические занятия отражает не количество занятий, а средние соотношение учебного времени на теоретическую и практическую часть в каждом занятие.
  • Прядок тем, кроме 1 и 7, может меняться в календарно учебном графике для разнообразия и поддержки интереса учащихся к занятиям.
  • Программа первого года обучения направлена на ознакомление с опорными знаниями, умений и навыков по новому направлению.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ

2 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие: первоначальные графические знания и умения

4

1

3

тестирование

Изготовление объемных изделий из бумаги, нетрадиционного и природного материала

32

4

28

педагогический анализ по результатам просмотра работ

Разработка и изготовление плоских изделий из бумаги, картона

16

2

14

педагогический анализ по результатам просмотра работ

Изготовление аппликации из различных материалов

16

2

14

педагогический анализ по результатам просмотра работ

Изготовление подарков, сувениров, ёлочных украшений из различных материалов

44

6

38

педагогический анализ по результатам просмотра работ

Изготовление композиций из различных материалов

28

2

26

педагогический анализ по результатам просмотра работ

Заключительное занятие. Выставка.

4

4

выставка

Итого

144

17

127

 

  • Соотношение часов на теоретические и практические занятия отражает не количество занятий, а средние соотношение учебного времени на теоретическую и практическую часть в каждом занятие.
  • Прядок тем, кроме 1 и 7, может меняться в календарно учебном графике для разнообразия и поддержки интереса учащихся к занятиям.
  • Программа второго года обучения тесно связана с первым годом обучения и предполагает более развёрнутое изучение приёмов и технологий.

Содержание программы 1 года обучения

Тема 1. Вводное занятие: первоначальные графические знания и умения. (4 часа)

Теория (1 час)

Рассказ об инструментах и материалах используемых в работе. Отмечаются их основные свойства, преимущества. Закрепление и расширение знаний о некоторых инструментах и принадлежностях: карандаш, линейка, ластик. Правила пользования и правила безопасности работы. Знакомство с трафаретами. Способы перевода выкроек с помощью трафаретов на бумагу. Изучаются правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Изучается изготовление отдельных деталей из бумаги, картона, ткани и способы сборки изделий.

Практическая работа. (3 часа)

  • изготовление аппликаций из геометрических фигур: животных, людей, насекомых, машин и др.
  • изготовление аппликаций по шаблону (матрёшка, богатырь, цветы). Изготовление оригами (зайчик, пёсик).

Форма контроля: тестирование.

Тема 2. Изготовление объемных изделий из бумаги, нетрадиционного и природного материала. (32 часа)

Теория. (4 часа)

Рассматривается последовательность выполнения работ. Рассматривается достоинства нетрадиционных материалов. Определяются способы соединения деталей. Обращается внимание на точность складывания оригами и киригами в работе с нетрадиционными материалами (фантики, обёрточная бумага и т.п.).

Практическая работа. (28 часов)

  • Игрушки из бумажных полосок.
  • Объёмные изделия в техниках оригами и киригами (юла, замок из сыра, мышки).
  • изделия из природного материала (крокодил, лягушка).
  • изделия из нетрадиционного материала (мельница, гусеница). «Банки со снегом».
  • Художественные образы из готовых форм.
  • Папье маше с добавлением нетрадиционных материалов (ватное папье маше).

Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.

Тема 3. Разработка и изготовление плоских изделий из бумаги, картона. (16 часов)

Теория. (2 часа)

Знакомство с техникой складывания бумаги «оригами». Акцентируется внимание на сочетание цветов, симметрию деталей, выбор способов соединения элементов игрушки. Определяется последовательность работы.

Практическая работа. (14 часов)

  • изготовление из модулей оригами (звезда, тюльпан). Киригами - складывание и вырезание (ворон, причёска). «Клоун с гармошкой». Симметричное вырезание (деревья, фрукты).
  • изготовление изделий из картона и бумаги по шаблонам (пингвин, гномик, скворечник, улитка и т.д.)

Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.

Тема 4. Изготовление аппликации из различных материалов. (16 часов)

Теория.(2 часа)

Рассматриваются различные виды аппликации. Определяется последовательность выполнения аппликации. Изучаются основные свойства и достоинства различных материалов, способы их обработки, склеивания.

Практическая работа. (14 часов)

  • Обрывная аппликация (возможные варианты аппликаций: ваза, букет, бабочка).
  • Аппликация из фольги, ваты, бумаги («Деревенька в снегу»).
  • Объёмная аппликация из скрученной бумаги (цветы).
  • Объёмная аппликация (возможные варианты аппликаций: роза, корова, кот, цветы, роза, рыбка, лилия, корова, лебеди, «Я парикмахер», вывеска).
  • Аппликация из карандашных стружек (клумба). Аппликация из природных материалов (возможные варианты аппликаций: лес, машина, человечек). Аппликация-мозаика (ваза).
  • Аппликация из пластилина (обычная и обратная).
  • Аппликация из ладошек (возможные варианты аппликаций: зайчик, петух, павлин, снеговик, ёлочка и т.д.).
  • Папье маше (послойное наклеивание маленьких кусочков мокрой бумаги на приготовленную модель)
  • Декупажная работа по готовой форме из папье-маше или другой поверхности

Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.

Тема 5. Изготовление подарков, сувениров, ёлочных украшений из различных материалов. (44 часа)

Теория. (6 часов)

Выполнение изделий к праздникам: День учителя, День матери, Новогодние праздники, День защитника отечества, Международный женский праздник, Пасха, 9 мая и др. Определяется последовательность работы. Выбор материалов для работы. Рассматриваются способы обработки различных материалов. Производится выбор вида крепления, способа нанесения рисунка.

Практическая работа. (38 часов)

  • Изделия из бумаги (снежинки, игрушки из бумажных полосок, подарочные упаковки, полумаски).
  • Изделия из фольги (бусы на ёлку).
  • Гипсовые игрушки на ёлку.
  • Изделия из различных материалов (перо, дед мороз, удочка с рыбками, жираф, картина-аппликация «Ёлочка»).

Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.

Тема 6. Изготовление композиций из различных материалов. (28 часов)

Теория. (2 часа)

Учитывая навыки, полученные ранее при изготовлении разных видов изделий, для изготовления плоских и объёмных композиций из различных материалов подготавливаются отдельные фрагменты. Работа выполняется последовательно с учётом объединения их в единую композицию. В ходе занятий рассматриваются основные свойства материалов, занятых в композиции.

Практическая работа. (26 часов)

  • композиция из цветной бумаги в разных техниках (яблонька, зимняя улица, корзина с весенними цветами)
  • композиция в технике оригами (аквариум, бабочки на цветах, петушок).
  • изготовление композиций из пластилина, картона, трубочек, бусинок (дно морское).

Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.

Тема 7. Заключительное занятие. (4 часа)

Подведение итогов работы объединения. Итоговая выставка.

Практическая работа. (4 часа)

  • Подготовка и отбор работ для выставки.

Форма контроля: выставка.

Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения

Тема 1. Вводное занятие: повторение первоначальных графических знаний и умений. (4 часа)

Теория. (1 час)

Обобщение полученных знаний за прошлый год об инструментах и материалах используемых в работе. Отмечаются их основные свойства, преимущества. Правила пользования и правила безопасности работы. Правила пользования с трафаретами и шаблонами. Повторяются правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Изучается изготовление отдельных деталей из бумаги, картона, ткани и способы сборки изделий.

Практическая работа. (3 часа)

  • Изготовление аппликаций из бумаги и картона по осеннему сюжету.
  • Изготовление аппликаций по шаблону (фрукты, деревья, цветы).
  • Изготовление оригами (гвоздика, птицы).

Форма контроля: тестирование.

Тема 2. Изготовление объемных изделий из бумаги, нетрадиционного и природного материала. (32 часа)

Теория. (4 часа)

Рассматривается последовательность выполнения работ. Рассматривается достоинства нетрадиционных материалов. Определяются способы соединения деталей. Обращается внимание на точность складывания оригами и киригами в работе с нетрадиционными материалами (фантики, обёрточная бумага и т.п.).

Практическая работа. (28 часов)

  • Изделия из бумажных полосок.
  • Объёмные изделия оригами и киригами.
  • Изделия из природного материала.
  • Изделия из нетрадиционного материала. Художественные образы из готовых форм.
  • Папье-маше с добавлением нетрадиционных материалов (ватное папье-маше).

Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.

Тема 3. Разработка и изготовление плоских изделий из бумаги, картона. (16 часов)

Теория. (2 час)

Повтор и изучение новых базовых форм в технике складывания бумаги «оригами». Обращается внимание на сочетание цветов, симметрию деталей, выбор способов соединения элементов игрушки. Работа по шаблонам. Определяется последовательность работы.

Практическая работа. (14 часов)

  • Изготовление из модулей оригами (виноград). Киригами - складывание и вырезание (одуванчик, деревья).
  • Симметричное вырезание (листья и др.).
  • Изготовление изделий из картона и бумаги по шаблонам (птицы, цветы, деревья и т.д.)

Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.

Тема 4. Изготовление аппликации из различных материалов. (16часов)

Теория. (2 часа)

Рассматриваются различные виды аппликации. Определяется последовательность выполнения аппликации. Изучаются основные свойства и достоинства различных материалов, способы их обработки, склеивания.

Практическая работа. (14 часов)

  • Обрывная аппликация (кошка в окошке).
  • Аппликация из фольги, ваты, бумаги (космонавт, домик зимой).
  • Объёмная аппликация из скрученной бумаги (дерево).
  • Объёмная аппликация (георгины, астры, подснежники).
  • Аппликация из карандашных стружек (испанка). Аппликация из природных материалов (берег реки, лев). Аппликация-мозаика (бабочка).
  • Аппликация из пластилина (обычная и обратная).
  • Аппликация из ладошек (сова, лилии и т.д.).
  • Папье-маше (послойное наклеивание маленьких кусочков мокрой бумаги на приготовленную модель)
  • Декупажная работа по готовой форме из папье-маше или другой поверхности

Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.

Тема 5. Изготовление подарков, сувениров, ёлочных украшений из различных материалов. (44 часа)

Теория. (6 часов)

Беседа о праздниках. Определяется последовательность работы. Выбор материалов для работы. Рассматриваются способы обработки различных материалов. Производится выбор вида крепления, способа нанесения рисунка.

Практическая работа. (38 часов)

  • Изделия из бумаги
  • Изделия из фольги
  • Изделия из различных материалов (из скорлупы, из упаковки от киндер сюрприза, из цилиндров от бумажных полотенец, из пластилина)

Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.

Тема 6. Изготовление композиций из различных материалов. (28 часов)

Теория. (2 часа)

Учитывая навыки, полученные ранее при изготовлении разных видов изделий, для изготовления плоских и объёмных композиций из различных материалов подготавливаются отдельные фрагменты. Работа выполняется последовательно с учётом объединения их в единую композицию. В ходе занятий рассматриваются основные свойства материалов, занятых в композиции. Согласуется расцветка деталей, фон, размер.

Практическая работа. (26 часов)

  • композиция из цветной бумаги, объединяющая несколько техник работы с бумагой
  • композиция в технике оригами
  • изготовление композиций из различных материалов

Форма контроля: педагогический анализ по результатам просмотра работ.

7. Заключительное занятие. (4 часа)

Подведение итогов работы объединения. Итоговая выставка.

Практическая работа. (4 часа)

  • Подготовка и отбор работ для выставки.
  • Оформление выставки.

Форма контроля: выставка.


1.4       Планируемые результаты

Личностные результаты:

 будет сформировано ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в области декоративно прикладного творчества;

дети приобретут коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности;

будет сформирована ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоены  правила индивидуального и коллективного безопасного поведения.

-формирование высоких эстетических норм в отношениях между людьми и в отношении человека к природе.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные:

-способствование взаимному сотрудничеству педагога с учащимися и их родителей;

- у обучающихся будет более развито умение вступать и вести диалог;

- дальнейшее развитие кругозора и устной речи;

Регулятивные:

 будет сформировано умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

 будет сформировано умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

будет сформировано умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.

- дети приобретут навык взаимодействия в группе,

Познавательные:

- у обучающихся будет развита устойчивая мотивация к освоению различных техник декоративно-прикладного творчества;

- будет сформирована потребность в саморазвитии и к творческой самореализации;

- дети научатся строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Предметные результаты:

По окончании первого года обучения, обучающиеся будут знать

-правила техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами;

-правила личной гигиены;

-названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

-правила организации рабочего места;

уметь

-правильно организовывать свое рабочее место;

-пользоваться инструментами и приспособлениями, применяя приобретенные навыки на практике;

-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

-выполнять операции по обработке бумаги и картона;

По окончании второго года обучения, обучающиеся будут знать

-как планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-как принимать и сохранять учебную задачу;

уметь

-соблюдать технику безопасности труд и личной гигиены;

-вырезать точно по намеченным линиям.

-размечать, сгибать тонкий картон.

Учащийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

-вести здоровый образ жизни;

-проявлять психологическую и физическую готовность к реализации приобретенных знаний на практике.

Раздел № 2.

Комплекс организационно-педагогических условий

2.1  Календарный учебный график

- количество учебных недель: I полугодие – 16 недель, II полугодие – 20 недель;

- продолжительность каникул – 90 дней.

Содержание и материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы творческой студии художественной направленности «Мастерилка» дифференцирован в соответствии со следующими уровню сложности:   1-й год обучения,  2-й год обучения.

Календарный учебный график программы составляется в соответствии с годовым календарным учебным графиком Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Волгоградской области «Центр «Славянка» (приложение 1).

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие следующих составляющих.

-Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям с инструкциями по технике безопасной работы с инструментами.

-Рабочее место для каждого учащегося.

-Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка», рабочая программа, календарный учебный график.

-Учебные пособия по технологии изготовления различных изделий.

Специальное оснащение и оборудование

Минимально требуется.

- Материалы и инструменты (цветная бумага, цветной картон, гофрированная бумага, ткань, проволока, нитки, верёвки, природный материал, гипс и др., ножницы, клей, линейки, шило, формы для гипса и др.).

- Образцы некоторых изделий.

Максимально требуется.

- Материалы и инструменты (цветная бумага, цветной картон, гофрированная бумага разной толщины, фоамиран разной толщины, ткань, проволока, нитки (шерстяные, хлопок, мулине, джут, капроновые), верёвки, природный материал, гипс и др., ножницы, клей, линейки, шило, формы для гипса, термопистолеты, резиновые перчатки, утюг и др.).

  • Ноутбук.
  • Экран для презентаций.
  • Колонки к ноутбуку.
  • Презентации к различным занятиям на флешке.
  • Образцы некоторых изделий.

Информационное обеспечение

  • инструкции по технике безопасности работы с инструментами
  • компьютер или ноутбук с подключенным интернетом
  • флеш карта с презентациями, видео

Список интернет-сайтов, рекомендуемых для посещения

  1. https://vk.com/club126869985 интернет страница студии «Мастерилка»
  2. https://vk.com/centr_slavyanka_volgograd  интернет страница «Центр «Славянка»
  3. http://www.slavyanka-school.ru сайт «Центр «Славянка»
  4. http://stranamasterov.ru сайт Страна Мастеров — сайт учебный, дидактический
  5. http://krokotak.com сайт Крокотак (мастер-классы для детей)

Кадровое обеспечение.

  • педагог, прошедший курсы повышения квалификации по дополнительному образованию детей
  • педагог, имеющий педагогическое образование

В реализации данной программы с обучающимися работает один педагог  Лосева Лада Анатольевна, педагог высшей квалификационной категории

2.3. Формы аттестации.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: педагогический анализ по результатам просмотра детских работ,  грамоты, дипломы, сертификаты, полученные учащимися за участие в профильных конкурсах и выставках; статьи и методические разработки педагога.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки и конкурсы творческих работ на профильных мероприятиях городского, областного, всероссийского и международного уровней; мастер — классы.

2.4. Оценочные материалы:

- тесты для определения уровня знаний и освоения учебного материала (приложение 2);

- положение конкурсов (приложение)

2.5. Методические материалы.

Исходя из особенностей очного обучения целесообразно использование следующих методов обучения и воспитания:

- методы словесной передачи и смыслового восприятия (объяснение, рассказ, беседа);

- методы наглядной передачи (наблюдение, показ образца, предметов, иллюстраций, способа действия, использование видеофильмов);

- методы степени творческой самостоятельности (организация репродуктивной и поисковой деятельности);

- методы формирования интереса к учению (создание ситуаций занимательности, создание ситуаций успеха);

  • методы формирования чувства долга и ответственности (предъявление требований, поощрение, порицание).

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая.

Формы организации учебного занятия.

При реализации программы на занятиях (в зависимости от критериев) применяются такие формы, как:

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей —  беседы,  конкурсы, «мастер-класс», творческие задания.

по дидактической цели — вводное занятие, практическое занятие, по углублению знаний, по обобщению и систематизации знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Педагогические технологии:

- технологии развивающего обучения, заключающейся в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию;

- технология проблемного обучения, предполагающая выдвижение познавательных задач, решая которые дети активно усваивают знания (проблемный рассказ, проблемная беседа, самостоятельное исследование);

- здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся (правильная организация занятия, использование различных каналов восприятия информации, учёт зоны работоспособности учащихся, распределение интенсивности умственной деятельности);

- групповые технологии, предполагающие организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь (групповая работа над изделием).

Алгоритм учебного занятия.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Практическая часть способствует закреплению и обобщению полученных знаний, умений и навыков.

Структура занятия включает в себя:

1. Организационный момент.

2. Теоретическая часть.

3. Практическая часть

4. Подведение итогов занятия.

  1. Список литературы для педагога

Нормативно-правовое обеспечение программы.

  1. Об образовании: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ.
  3. О пожарной безопасности: федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ.
  4. Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей: федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ.
  5. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1493.
  6. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196.
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14.

Список основной учебной литературы:

  1. Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1-4 классах» 2003г.
  2.  Гирндт С. «Разноцветные поделки из природного материала» 2003г.
  3. Горичева В., Филипова Т. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок» 2003г.
  4. Гусева И. «Солёное тесто» 2005г.
  5. Долженко Г. «100 поделок из бумаги» 2002г.
  6. Журнал «Аппликация для малышей» 2006г.
  7. Журналы «Коллекция идей» 2004-2007г.
  8. Журналы «Мастерилка» 2005-2006г.
  9. Журналы «Поделки своими руками» 2004-2005г.
  10. Журналы «Растём и развиваемся» 2005-2006г.
  11. Журналы «Сделай сам» 2004-2006г.
  12. Каченаускайте Л. «Аппликация» 2003г.
  13. Конышева Н. «Технология» 1-3кл. 2003-2005гг.
  14.  Кошелев В. М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем» 1999г.
  15. Лебедева Е. «Простые поделки из бумаги и пластилина» 2005г.
  16. Лоф С. «Весёлые поделки из природного материала» 2005г.
  17. Морган С. «Научись лепить подарки» 2003г.
  18. Нагибина М. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» 2000г.
  19. Острун Н., Лев А. «Оригами. Динамические модели» 2005г.
  20. Перевертень Г. «Самоделки из бумаги» 1983г.
  21. Петрова И. «Волшебные полоски» 2004г.
  22. Петрова И. «Кукольная комната» 2006г.
  23. Петрова И. «Объёмная аппликация» 2004г.
  24. Петрова И. «Оригами для дошкольников» 2006г.
  25. Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская» 4кл. 2004г.
  26. Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства» 3кл. 2003г.
  27. Пудова В., Лежнева Л. «Игрушки из природного материала» 1998г.
  28. Салагаева Л. «Чудесные скорлупки» 2005г.
  29. Сержантова Т. «365 моделей оригами» 2000г.
  30. Силаева К. «Солёное тесто» 2003г.
  31. Соколова С. «Сказка оригами» 2003г.
  32. Соколова С. «Театр оригами» 2005г.
  33. Соколова С. «Школа оригами» 2003г.
  34. Соколова-Кубай Н. «Узоры из бумаги» 2006г.
  35. Спичли Г. «Чудеса своими руками» 2003г.
  36. Цамуталина Е. «100 поделок из ненужных вещей» 2003г.
  37. Цирюлик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки» 1кл. 2005г.
  38. Цирюлик Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества» 2кл. 2003г.
  39. Чернова Н. «Волшебная бумага» 2005г.
  40. Черныш И. «Забавные поделки к празднику» 2004г.
  41. Шевалье М. «Цветы из бумаги» 2002г.

Список электронных источников и Интернет-ресурсов:

1. https://vk.com/club126869985 интернет страница студии «Мастерилка»

2. https://vk.com/centr_slavyanka_volgograd  интернет страница «Центр «Славянка»

3. http://www.slavyanka-school.ru сайт «Центр «Славянка»

4. http://stranamasterov.ru сайт Страна Мастеров — сайт учебный, дидактический

5. http://krokotak.com сайт Крокотак (мастер-классы для детей)

Список наглядного материала:

 «План эвакуации», «Правила пользования инструментами»

Список литературы для детей и родителей

  1. Журнал «Аппликация для малышей» 2006г.
  2. Журналы «Коллекция идей» 2004-2007г.
  3. Журналы «Мастерилка» 2005-2006г.
  4. Журналы «Поделки своими руками» 2004-2005г.
  5. Журналы «Растём и развиваемся» 2005-2006г.
  6. Журналы «Сделай сам» 2004-2006г.
  7. Пудова В., Лежнева Л. «Игрушки из природного материала» 1998г.
  8. Салагаева Л. «Чудесные скорлупки» 2005г.
  9. Сержантова Т. «365 моделей оригами» 2000г.
  10. Силаева К. «Солёное тесто» 2003г.
  11. Соколова С. «Сказка оригами» 2003г.
  12. Соколова С. «Театр оригами» 2005г.
  13. Соколова С. «Школа оригами» 2003г.
  14. Соколова-Кубай Н. «Узоры из бумаги» 2006г.
  15. Спичли Г. «Чудеса своими руками» 2003г.
  16. Цамуталина Е. «100 поделок из ненужных вещей» 2003г.
  17. Цирюлик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки» 1кл. 2005г.
  18. Цирюлик Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества» 2кл. 2003г.
  19. Чернова Н. «Волшебная бумага» 2005г.
  20. Черныш И. «Забавные поделки к празднику» 2004г.
  21. Шевалье М. «Цветы из бумаги» 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»

quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...