Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творчество мастеров"
рабочая программа
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Творчество мастеров»
Возраст, на который рассчитана программа – 9 - 10 лет
Количество часов: всего в год: 72 часа
Срок реализации программы – 9 месяцев.
Образовательная направленность – художественная
Цель и задачи программы.
Цель: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к
техническому и художественному творчеству.
Задачи:
Образовательные:
- Ознакомление с видами прикладного творчества, основанного на природном материале;
- Познакомить учащихся с основными приемами и навыками декоративной стилизации, фито дизайна, технологиями заготовки сырья, сушки растений, составления композиций.
- Научить детей правильно строить свою речь, излагать свои творческие
замыслы, идеи.
Развивающие:
- развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся;
- формирование и развитие культуры труда, воображения, наблюдательности, мышления, художественного вкуса;
- формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
- развитие образного и логического мышления;
- Развивать творческое мышление, творческую активность, кругозор, эстетический вкус, моторику рук, внимание.
Воспитательные:
- Воспитание трудолюбия, аккуратности,
- бережное отношение к природе,
- целеустремленности, правильно оценивать работу своих товарищей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_masterov_19-20_72_chasa.docx | 712.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта программы
1. Учреждение | МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки» |
2. Название программы | «Творчество мастеров» |
3. Сведения об авторах: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Панова Екатерина Александровна, педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база | 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); 3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008; 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 6. Устав МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки» |
4.2. Область применения | дополнительное образование |
4.3.Направленность | художественная |
4.4.Тип программы | общеразвивающая |
4.5. Вид программы | модифицированная |
4.6. Возраст учащихся по программе | 9-10 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 9 месяцев |
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Одна из задач образования - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: листке, травинке, камушке, кусочке ткани, перышке.
Творчество, является неотъемлемой характеристикой современного образования. Оно рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, которое позволяет наиболее эффективно проявлять себя в обществе. Формированию мышления у детей, навыков исследовательской деятельности и изобретательской работы, конечно же, способствует творческая деятельность.
Чем раньше дети будут вовлекаться в творческую деятельность, тем лучше. У них будет развиваться гибкость мышления и пытливость ума, способность к оценке, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.
Становясь старше, у ребёнка появляется больше собственных представлений о том, чем он хочет заниматься. У одних детей могут быть явные способности, другие хотят посещать кружки за компанию с друзьями. Занятия в кружке для подростков даже могут перерасти в профессию. Все это заслуживает поддержки со стороны педагога.
Работа в кружке расширяет кругозор учащихся, повышает общую культуру, позволяет выявить способности и таланты, приучает к труду.
Целью реализации новой политики в образовании России актуальна разработка общеобразовательной общеразвивающей программы «Творчество мастеров», объединения дополнительного образования «Фантазеры» МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки».
Направленность программы – художественная.
Актуальность данной программы «Творчество мастеров» в том, что она, является комплексной по набору техник работы с природным материалом, это помогает овладеть основами разнообразной творческой деятельности, а также дает возможность каждому учащемуся открывать для себя мир декоративно-прикладного творчества. Дает возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями флориста, дизайнера, художника - оформителя, художника, швеи. Воспитанники фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Творчество мастеров» направлена на развитие творческих способностей - процесс, который проходит все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Мир природы является поистине волшебным. Каждая веточка, каждый листочек таят в себе непередаваемое очарование. Но не только это характеризует живую природу. Из материала, который она нам дарит, можно сделать чудеса своими руками. Достаточно только увидеть, какая тайна кроется в каждом листочке, и подарить миру чудо. Изучение отдельных видов прикладного творчества привело к построению программы «Творчество мастеров». Структура программы разработана с учетом возрастной психологии детей и их интересов. Одним из средств эстетического воспитания школьников, является искусство цветочной аранжировки. Трудно переоценить воспитательное значение флористики, особенно для детей. Материалы, используемые в программе для работы, природного происхождения.
Природа и культура - это диалектические противоположности. С одной стороны, культура противостоит природе, поскольку это искусственная, а не естественная среда обитания человека. С другой стороны, культура находится в единстве с природой, поскольку в основе ее лежит природный элемент. К этому следует добавить, что природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. Природная среда оказывает влияние на характер занятий, способы деятельности человека, характер бытовой культуры, своеобразие искусства. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.
Экологическое воспитание неотъемлемая часть общего образования детей. Именно поэтому в программе разработан раздел «Эко дизайн».
Новизна дополнительной образовательной программы «Творчество мастеров» состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных природных материалов.
Практическая значимость программы заключается в следующем: в основе программы кружка лежит художественный фито дизайн, т. е. конструирование из природного материала:
1. Художественная флористика, как аппликация из природного материала,
представляет собой картины, панно, пейзажи, орнаменты из засушенных
листьев, цветов, трав, мха, бересты, семян.
2. Аранжировка - это составление объемных композиций.
Особое назначение - это экологический стиль. Главная идея: все, что дарит природа - бесценно.
Цель и задачи программы.
Цель: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к
техническому и художественному творчеству.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомление с видами прикладного творчества, основанного на природном материале;
- познакомить учащихся с основными приемами и навыками декоративной стилизации, фито дизайна, технологиями заготовки сырья, сушки растений, составления композиций;
- научить детей правильно строить свою речь, излагать свои творческие
замыслы, идеи.
Развивающие:
- развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся;
-формирование и развитие культуры труда, воображения, наблюдательности, мышления, художественного вкуса;
- формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
- развитие образного и логического мышления;
- развивать творческое мышление, творческую активность, кругозор, эстетический вкус, моторику рук, внимание.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, аккуратности,
- бережное отношение к природе,
- целеустремленности, правильно оценивать работу своих товарищей.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, общественной активной личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, которые представлены следующими компонентами: мотивационно-целостными (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); операциональными (умения, навыки); эмоционально- волевыми (самооценка, эмоциональное отношение к достижению);
- учебно – познавательного интерес к Декоративно-прикладному искусству;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные результаты:
- усвоение учащимися способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и навыков;
- развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Предметные результаты:
- развитие интереса к предмету, включение в познавательную деятельность;
- приобретение определенных знаний, умений, навыков, освоенных учащимися в ходе изучения предмета;
- уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;
- понимать образную сущность искусства;
- выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- создавать средствами бумагопластики и природного материала выразительные образы природы, человека, животного.
Обучающиеся должны знать/ понимать:
- бумагу, виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой (складывание, сгибание, вырезание, скручивание, склеивание);
- жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
- основы композиции, формообразования, цветоведения;
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
- историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
- общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, асимметрия, стилизация, раппорт;
- понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
- понятие «оригами» и «Модульное оригами», их отличия.
Обучающиеся должны уметь:
- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики каждой изученной техники программы;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
- моделировать с помощью трансформации форм новые образы;
- понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира
- называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;
- наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
- подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом;
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль.
Отличительные особенности программы:
- раннее приобщение к техническому и декоративно-прикладному творчеству, включение ребенка в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей;
- учет интересов обучающихся, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации;
- свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно-волевых качеств;
- функция педагога заключается в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей обучающемуся выбор деятельности, которая соответствует его интересам и имеет развивающий характер.
Программа способствует:
- повышению внутренней мотивации ребенка;
- появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий;
- возникновению желания добиться планируемого результата;
- приобретению навыка самостоятельной работы;
- развитию тонких движений пальцев рук;
- созданию творческой атмосферы в группе учащихся на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
- показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бумаги и природного материала.
Педагогическая целесообразность программы «Творчество мастеров» опирается на три группы педагогических приёмов:
Организационные:
Хорошо организованная, продуманная деятельность педагога помогает ребёнку быть инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.
Ценностные:
- проведение занятий на природе развивает наблюдательность, учит не только смотреть, но и видеть и примечать подробности и детали, которые потом отображаются на картинах.
- формирование уважительного отношения не только к своим, но и чужим работам способствует усилению созидательного начала детей.
- групповые задания служат как для формирования навыков коллективного творчества, так и для развития коммуникативных способностей детей.
Содержательные:
технология изготовления флористических картин по данной образовательной программе основана на использовании необычных для аппликации материалов: засушенные растения, листья, семена, перья, камушки и другие природные материалы, а также вторичное использование пластиковых бутылок, компьютерных дисков и другого бросового материала. Из этих материалов дети создают настоящие картины, пейзажи, портреты. "Картины без кистей и красок" называют такие произведения, т.к. традиционные краски - масляные, акварель, гуашь - с успехом заменяет богатая палитра и разнообразная фактура природного материала.
Возрастные особенности детей 9 – 10 лет
Детям в этом возрасте нравится исследовать все, что незнакомо. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество. «Золотой возраст памяти». Любят коллективные игры. · Интересы постоянно меняются. Пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг.
Адресат программы. Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 9-10 лет.
Возрастные особенности. В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Девочки стараются красиво выглядеть, дарить подарки «не так как у всех». Стремление выглядеть и поступать неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных изделий. Это вызывает у окружающих чувство восхищения, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. В возрасте 9-10 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.
Продолжительность обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Творчество мастеров» составляет один год.
Объем программы: всего 72 часов.
Срок реализации: 9 месяцев.
Режим занятий: для обучающихся занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, длительность занятий составляет 45 минут.
Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Творчество мастеров»: беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и практические работы, мастер - классы для сверстников и взрослых.
Особенности организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, т.к. каждый обучающийся может проходить программу свои темпом (в зависимости от своих личностных способностей и частоты посещения занятий).
Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:
− краткое повторение пройденного материала;
− знакомство с новой темой (технологией);
− вводный инструктаж;
− практическая работа;
− уборка рабочего места.
В образовательной программе используются следующие формы занятий:
− экскурсии и прогулки в парковых зонах с целью сбора материала и наблюдения за природой;
− беседы, рассказы, объяснения;
− показ технических приёмов;
− демонстрация художественных альбомов, фотографий и готовых работ из природного материала;
− практическая работа;
− мастер - классы для сверстников и взрослых;
− экскурсии на выставки.
При обучении по данной программе используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- проектный;
- исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения учащимися навыков и умений, и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, решении конкретных задач.
Формы обучения – основной формой учебной работы является групповое занятие.
В процессе освоения программы используются комбинированные, теоретические, практические, диагностические, типы занятий.
Занятия проводятся в различных формах, таких как: практическое занятие, беседа, выставка, мастер-класс, презентация, консультация, наблюдение, открытое занятие и т.д.
Формы аттестации (контроля)
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творчество мастеров» применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических - творческих работ. Анализируются отрицательные и положительные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога дополнительного образования (тесты, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они стимулируют работу учащихся.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: конкурс-выставка работ.
Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творчество мастеров» будет осуществляться по 4 направлениям.
Оценка и контроль знаний
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Оценка овладения обучающимися каждого вида техники работы с материалом (после прохождения соответствующего блока)
- проведение выставок работ, обучающихся;
- участие в краевых, районных и городских выставках, интернет-конкурсах;
- тестирование, собеседование;
- каждое направление – это соответствующий блок личностных качеств.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
1.Организационно-волевые качества 1.1. Терпение 1.2. Воля 1.3. Самоконтроль | Способность переносить нагрузки в течение определенного времени. Способность активно побуждать себя к практическим действиям. Умение контролировать свои поступки. | - терпения хватает меньше чем на половину занятия; - терпения хватает больше чем на половину занятия; - терпения хватает на все занятие; - волевые усилия побуждаются извне; - иногда самим ребенком; - всегда самим ребенком; - постоянно находится под воздействием контроля извне; - периодически контролирует себя сам; - постоянно контролирует себя сам | 1 2 3 1 2 3 1 2 3 | Наблюдение |
2.Ориентационные качества 2.1. Самооценка 2.2.Интерес к занятиям | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | - завышенная; - заниженная; - нормальная (адекватная); - интерес к занятиям продиктован извне; - интерес периодически поддерживается самим ребенком; - интерес постоянно поддерживается самим ребенком | 1 2 3 1 2 3 | Тестирование Анкетирование |
3.Поведенческие качества 3.1. Тип сотрудничества. Отношение к общим делам Т/О | Умение воспринимать общие дела как свои собственные | - избегает участия в общих делах - участвует при побуждении извне; - инициативен в общих делах | 1 2 3 | Наблюдение |
4.Творческие способности | Креативность в выполнении творческих работ | - начальный уровень; - репродуктивный уровень; - творческий уровень | 1 2 3 | Анкетирование |
Критерии оценки личностного развития:
10 – 12 баллов – низкий уровень развития;
13 – 21 балл – средний уровень развития;
22 – 30 баллов – высокий уровень развития
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел I. Введение в программу. | 4 | 2 | 2 | ||
1 | Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ. | 2 | 1 | 1 | Анкетирование, опрос, наблюдение |
2 | Экскурсия «Радужная осень». | 2 | - | 2 | Опрос, наблюдение |
Раздел II. Работа с бумагой и картоном. | 16 | 4 | 12 | ||
3 | Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов). | 2 | 2 | - | мультимедийная презентация, наблюдение, опрос |
4 | Знакомство с техникой «мозаика» | 2 | 2 | - | мультимедийная презентация, творческая работа, опрос |
5 | Мозаика «Воспоминание о лете». | 2 | - | 2 | Выполнение творческих заданий, опрос, наблюдение |
6 | Изготовление аппликации «Осенний лес». | 4 | - | 4 | Выполнение творческих заданий, опрос, наблюдение |
7 | Изготовление поздравительных открыток по замыслу учащихся. | 4 | - | 4 | Выполнение творческих задание, опрос, наблюдение |
8 | Оригами. Изготовление розы из бумаги. | 2 | - | 2 | Наблюдение, выполнение творческих работ, опрос |
Раздел III. Флористика. | 10 | 1 | 9 | ||
9 | История флористики. Инструменты. Подготовка материалов. | 1 | 1 | - | Опрос, наблюдение, творческая работа |
10 | «Осенний букет» составление композиции. | 2 | - | 2 | творческая работа, наблюдение, опрос |
11 | Изготовление цветов «Собираемся на бал». | 2 | - | 2 | мультимедийная презентация, наблюдение, опрос |
12 | Творческие работы «Увидеть чудо в лепестке». | 2 | - | 2 | Наблюдение, творческая работа, опрос |
13 | Композиция «Березы». | 3 | - | 3 | творческая работа, опрос, наблюдение |
Раздел IV. Работа с природным материалом. | 10 | 1 | 9 | ||
14 | Знакомство с разнообразием природного материала и его использования в ДПИ. | 1 | 1 | - | мультимедийная презентация, наблюдение, опрос |
15 | Изготовление композиций из засушенных листьев. | 2 | - | 2 | творческая работа, наблюдение, опрос |
16 | Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа). | 4 | - | 4 | Наблюдение, творческая работа, опрос |
17 | Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев). | 3 | - | 3 | Выполнение творческих работ, опрос, наблюдение |
Раздел V. Аппликация из текстильных материалов. | 10 | 1 | 9 | ||
18 | Беседа о разновидностях ниток. Аппликации из нарезанных ниток. | 1 | 1 | - | мультимедийная презентация, опрос, наблюдение, творческая работа, |
19 | Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года». | 6 | - | 6 | Наблюдение, опрос, выполнение творческих заданий |
20 | Аппликация из ткани. «Кошка». | 3 | - | 3 | Опрос, наблюдение, творческая работа |
Раздел VI. Работа с тканью | 10 | 2 | 8 | ||
21 | Знакомство с профессией дизайнера. | 2 | 2 | - | мультимедийная презентация, опрос, наблюдение |
22 | Техника выполнения шва «потайной». Тренировочные упражнения. | 2 | - | 2 | творческая работа, наблюдение, опрос |
23 | Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг». | 3 | - | 3 | творческая работа, наблюдение опрос |
24 | Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная) | 3 | - | 3 | творческая работа, наблюдение, опрос |
Раздел VII. Эко дизайн. | 12 | 1 | 11 | ||
25 | Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах. | 1 | 1 | - | мультимедийная презентация, наблюдение, опрос |
26 | Горшочек с цветами из коктейльных соломинок «Парад цветов». | 2 | - | 2 | творческая работа, наблюдение, опрос |
27 | Прозрачные игрушки, гирлянды из пластиковых бутылок. | 2 | - | 2 | творческая работа, наблюдение, опрос |
28 | Подсвечники для праздника из компьютерных дисков. | 2 | - | 2 | творческая работа, наблюдение, опрос |
29 | Творческая работа «Волшебная шкатулка». | 2 | - | 2 | творческая работа, наблюдение, опрос |
30 | Эко сумки. | 2 | - | 2 | мультимедийная презентация, наблюдение, опрос |
31 | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | - | 1 | защита творческих проектов |
Итого | 72 | 12 | 60 |
Содержание программы
Раздел I. Введение в программу (4часа).
Тема 1. Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ.
Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Техника безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте. Знакомство с детьми, их интересами.
Практика: Игры на знакомство («Давай-ка познакомимся», «Назови себя, назови меня», «Телефон доверия», «Интервью»). Работа на выявление уровня начальной подготовки обучающихся: проведение анкетирования «Мои увлечения».
Тема 2: Экскурсия «Радужная осень».
Теория: Мир вокруг нас. Формирование представления о процессе изменения в природе, об объектах живой и неживой природы, представления у учащихся о деревьях и отличий между ними. Формирование умений наблюдать и видеть сезонные изменения в природе; развитие бережного отношения к природе.
Практика: экскурсия «Радужная осень». Собрать подготовительный материал для изготовления творческих работ (листья, веточки, каштаны, желуди и т.п). Способы заготовки материала. Место и время сбора. Методы сушки цветов и листьев. Хранение засушенного материала. Опрос, наблюдение.
Раздел II. Работа с бумагой и картоном (16часов).
Тема 1. Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику с использованием мультимедийных продуктов.
Теория: Виды бумаги и картона их применение. История создания бумаги и ее обработки. Исследование видов бумаги и исследование свойств бумаги, сравнение свойств бумаги разных видов. Обсуждение необходимых инструментов для создания поделок.
Практика: Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов). Демонстрация видов бумаги (цветная бумага, бумага для принтера, гофрированная бумага) и картона (цветной картон, гофрированный, бархатный). Показ презентации. Обсуждение.
Тема 2. Знакомство с техникой мозаика.
Теория: Что такое мозаика. Виды мозаики: стеклянная, смальтовая, керамическая, нетрадиционные материалы. Мозаичная аппликация. Технология работы в техники мозаика.
Практика: Просмотр презентации «Чудеса мозаики».
Тема 3. Мозаика «Воспоминание о лете».
Теория: Познакомить с техникой аппликации «мозаика». Показ приёмов выполнения.
Практика: Нарезка квадратиков. Цветовое решение. Расположение на шаблоне. Выполнение творческой работы «Воспоминание о лете» Обсуждение работ.
Тема 4. Изготовление аппликации «Осенний лес».
Теория: Знакомство с жанрами искусства. Пейзаж. Демонстрация репродукций осеннего пейзажа.
Практика: Нарезка квадратиков. Цветовое решение. Расположение на шаблоне. Выполнение творческой работы «Осенний лес» Обсуждение работ.
Тема 5. Изготовление поздравительных открыток по замыслу учащихся.
Теория: Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Практика: Изготовление необходимых элементов для создания открытки. Использование приемов: скручивание, складывание, сгибание, разрезание, приклеивание, обрывание, склеивание. Творческая работа «Открытка на день учителя».
Тема 6. Оригами. Изготовление розы из бумаги».
Теория: Искусство складывания бумаги. Знакомство с техникой оригами. Что такое модуль. Демонстрация приемов: сгибание, складывание.
Практика: Поэтапное изготовление Розы в технике оригами.
Раздел III. Флористика (10 часов).
Тема 1. История флористики. Инструменты. Подготовка материалов.
Теория: История флористики. Инструменты. Подготовка материалов. Особенности засушивания цветов, хранение. Стили и техники. Коротко о колорите.
Практика: Демонстрация приемов и видов флористики. Опрос.
Тема 2. «Осенний букет» составление композиции.
Теория: Композиционное построение картины. Виды используемых материалов.
Практика: Составление букета из предложенных природных материалов.
Тема 3. Изготовление цветов «Собираемся на бал».
Теория: Гофрированная бумага виды, приемы работы.
Практика: Демонстрация презентации «Искусство создания цветов». Составление «сладкого букета» из гофрированной бумаги. Цветы: тюльпан, роза, астра на выбор учащихся. Коллективная работа.
Тема 4. Творческие работы «Увидеть чудо в лепестке».
Теория: Плоскостная аппликация из листьев. Цветовые сочетания. Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт, портрет, пейзаж.
Практика: творческая работа из природного материала (листьев). Демонстрация примеров: «Девушка осень. Портрет», «Пушкинская осень. Пейзаж», «Корзина фруктов. Натюрморт».
Тема 5. Композиция «Березы».
Теория: Повторение изученного материала. Техника работы с природных материалов. Компоновка, планы.
Практика: творческая работа из природного материала (листьев). Композиция «Березы».
Раздел IV. Работа с природным материалом (10 часов).
Тема 1. Знакомство с разнообразием природного материала и
его использование в ДПИ.
Теория: Декоративно-прикладное искусство России. Виды и характерные особенности. Декоративно-прикладное искусство Курского края. Знакомство с работами мастеров и умельцев народного искусства. Инструменты и материалы. Подготовка материала к работе.
Практика: Демонстрация презентации: «Народные промыслы России», «Мастера родного края». Опрос.
Тема 2. Изготовление композиций из засушенных листьев.
Теория: Как подготовить материал, сбор, сушка, выкраска. Техника безопасности работы с ножницами, клеем, утюгом.
Практика: Составление композиции из засушенных листьев. Применение шишек и каштанов.
Тема 3. Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа).
Теория: Работаем в команде. Правила поведения и работы с инструментами. Стилизация животных. Техника ошикана, прессованная флористика. Техника и приемы работы.
Практика: Составление композиции из природных материалов «Животные нашего края».
Тема 4. Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев).
Теория: Орнамент: растительный, геометрический. Понятие раппорт. Стилизация растений.
Практика: Составление Мозаики «Веселые узоры».
Раздел V. Аппликация из текстильных материалов (10 часов).
Тема 1. Беседа о разновидности ниток. Аппликация из нарезанных нитей.
Теория: Как появилась нить. Окрашивание. Изделия из нитей. Виды аппликации из нитей.
Практика: Просмотр презентации «Аппликация из нитей».
Тема 2. Аппликация и нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».
Теория: Повторение изученного материала и закрепление в практической работе.
Практика: Работа над панно «Времена года». Сезон (лето, осень, зима, весна) на выбор учащихся. Техника смешанная.
Тема 3. Аппликация из ткани «Кошка».
Теория: Разновидности ткани. Правила и приемы работы. Фактура, текстура. Стилизация животного (кошки).
Практика: Выполнение работы аппликация из ткани «Кошка».
Раздел VI. Работа с тканью (10 часов).
Тема 1. Знакомство с профессией дизайнер.
Теория: Профессия дизайнер. Разновидности профессии (дизайн одежды, интерьера, ландшафта, эко дизайн, WEB-дизайнер, Фуд-дизайнер). История профессии, особенности. Что делает дизайнер?
Практика: Просмотр презентации «Я в дизайнеры пойду». Опрос.
Тема 2. Техника выполнения шва «потайной» Тренировочные упражнения.
Теория: «Потайной шов» цели и назначение, техника исполнения. Правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами.
Практика: Просмотр карты стежков и презентации «Основные швы». Выполнение шва на картонке.
Тема 3. Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг».
Теория: Демонстрация игрушек ручной работы. Повторение техники безопасности при работе с ножницами и иглами. Конструкция. Шаблон.
Практика: Перевод шаблона в выкройку. Вырезание деталей кроя. Соединение деталей в изделие, наполнение синтепоном, зашивание игрушки. Демонстрация поделки.
Тема 4. Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная работа).
Теория: Работа в команде. Правила безопасной работы с инструментами. Аппликация плоскостная, объемная.
Практика: Коллективная работа над панно «Домик в деревне». Разработка эскиза, перевод рисунка на основу, вырезание и приклеивание деталей, оформление работы.
Раздел VII. Эко дизайн (12 часов).
Тема 1. Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах.
Теория: Что такое отходы, и какой они приносят вред природе. Отходы с пользой. Вторая жизнь старых вещей.
Практика: Просмотр презентации «Вторая жизнь старых вещей». Опрос. Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах.
Тема 2. Горшочек с цветами из коктейльных соломинок «Парад цветов».
Теория: Для чего нужны коктейльные соломинки. Нетрадиционное применение материала из пластика. Строение цветка астры.
Практика: Подготовка материалов к работе. Изготовление из коктейльных соломинок вазы с цветами астр.
Тема 3. Прозрачные игрушки, гирлянды из пластиковых бутылок.
Теория: Вторая жизнь пластиковой бутылки. Просмотр иллюстраций. Беседа о бережном отношении к природе. Техника безопасности работы с ножницами и пластиком.
Практика: Изготовление игрушки или гирлянды из пластиковой бутылки, на выбор учащихся.
Тема 4. Подсвечники для праздника из компьютерных дисков.
Теория: Что такое подсвечник, как он появился и для чего нужен. Разнообразие форм и цвета.
Практика: Изготовление подсвечника их компьютерных дисков. Применение различных техник декора.
Тема 5. Творческая работа «Волшебная шкатулка».
Теория: Бросовый материал и как с ним работать. Техника безопасности с инструментами.
Практика: Изготовление шкатулки из бросового материала.
Тема 6. Эко сумки.
Теория: Эко сумки для чего они нужны. Роспись по шаблонам.
Практика: Показ презентации «Сохраним планету». Роспись «Эко сумки» с применением шаблонов на свободную тему.
Тема 7. Итоговое занятие. Выставка работ.
Теория: Правила оформления работ. Тб при работе с инструментами.
Практика: Оформление работ к выставке.
Материально-техническое обеспечение программы:
для реализации данной программы необходимо иметь:
- помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;
- столы для обучающихся – 8 шт;
- стулья – 15 шт;
- стол – тумба – 1 шт;
- мольберты- 8 шт;
- доска – 1 шт;
- шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов;
- дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы, схемы, книги, видео презентации по темам;
- оборудование занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.
- оборудование: ноутбук.
Методическое обеспечение программы
Тема | Форма организации занятий | Методы, приемы | Средства обучения | Формы контроля |
Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ. | Занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Игры на знакомство («Давай-ка познакомимся», «Назови себя, назови меня», «Телефон доверия», «Интервью»). | Анкетирование, опрос, наблюдение |
Экскурсия «Радужная осень». | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Собираем камушки, листочки, веточки, шишки | Опрос, наблюдение |
Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов). | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Цветная бумага, гофрированная, бумага А4, цветной картон, бархатный картон | мультимедийная презентация, наблюдение, опрос |
Знакомство с техникой «мозаика» | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Стеклянная, керамическая, аппликация | мультимедийная презентация, творческая работа, опрос |
Мозаика «Воспоминание о лете». | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Цветная бумага, картон, клей, шаблоны | Выполнение творческих заданий, опрос, наблюдение |
Изготовление аппликации «Осенний лес». | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Цветная бумага, картон, клей, шаблоны, ножницы | Выполнение творческих заданий, опрос, наблюдение |
Изготовление поздравительных открыток по замыслу учащихся. | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Цветная бумага, картон, клей, шаблоны, бумага А4 | Выполнение творческих задание, опрос, наблюдение |
Оригами. Изготовление розы из бумаги. | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Бумага А4, клей, ножницы, фломастеры | Наблюдение, выполнение творческих работ, опрос |
История флористики. Инструменты. Подготовка материалов. | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Сухие листья, картон, клей, сухие цветы | Опрос, наблюдение, творческая работа |
«Осенний букет» составление композиции. | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Сухие листья, шишки, веточки, клей, картон, ножницы | творческая работа, наблюдение, опрос |
Изготовление цветов «Собираемся на бал». | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Гофрированная бумага, клей, ножницы, шаблоны, проволока | мультимедийная презентация, наблюдение, опрос |
Творческие работы «Увидеть чудо в лепестке». | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Природный материал, клей, картон, ножницы, краски гуашь, кисти | Наблюдение, творческая работа, опрос |
Композиция «Березы». | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Природный материал, клей, картон, ножницы, краски гуашь, кисти | творческая работа, опрос, наблюдение |
Знакомство с разнообразием природного материала и его использования в ДПИ. | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Природный материал, клей, картон, ножницы, краски гуашь, кисти | мультимедийная презентация, наблюдение, опрос |
Изготовление композиций из засушенных листьев. | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Природный материал, клей, картон, ножницы, краски гуашь, кисти | творческая работа, наблюдение, опрос |
Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа). | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Природный материал, клей, картон, ножницы, краски гуашь, кисти | Наблюдение, творческая работа, опрос |
Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев). | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Природный материал, клей, картон, ножницы, краски гуашь, кисти | Выполнение творческих работ, опрос, наблюдение |
Беседа о разновидностях ниток. Аппликации из нарезанных ниток. | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Нитки, картон, клей, ножницы | мультимедийная презентация, опрос, наблюдение, творческая работа, |
Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года». | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Нитки, картон, клей, ножницы | Наблюдение, опрос, выполнение творческих заданий |
Аппликация из ткани. «Кошка». | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Лоскутки ткани, клей, ножницы, картон | Опрос, наблюдение, творческая работа |
Знакомство с профессией дизайнера. | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Журналы с профессиями, бумага А4, карандаши, фломастеры | мультимедийная презентация, опрос, наблюдение |
Техника выполнения шва «потайной». Тренировочные упражнения. | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Нитки, иголка, ножницы, ткань | творческая работа, наблюдение, опрос |
Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг». | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Выкройки, нитки, ножницы, игла | творческая работа, наблюдение опрос |
Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная) | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Цветная бумага, клей, ножницы, картон, шаблоны, карандаши | творческая работа, наблюдение, опрос |
Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах. | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Бумага А4, карандаши, фломастеры | мультимедийная презентация, наблюдение, опрос |
Горшочек с цветами из коктейльных соломинок «Парад цветов». | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Клей, ножницы, трубочки из под сока, гофрированная бумага | творческая работа, наблюдение, опрос |
Прозрачные игрушки, гирлянды из пластиковых бутылок. | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Ножницы, пластиковые бутылки, нитки | творческая работа, наблюдение, опрос |
Подсвечники для праздника из компьютерных дисков. | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Компьютерные диски, клей, пластилин | творческая работа, наблюдение, опрос |
Творческая работа «Волшебная шкатулка». | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Бросовый материал, клей, ножницы | творческая работа, наблюдение, опрос |
Эко сумки. | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Роспись по шаблонам, краски гуашь, баночки с водой, кисти | мультимедийная презентация, наблюдение, опрос |
Итоговое занятие. Выставка работ. | Комбинированное занятие, мастер класс, занятие практикум | Словесные, наглядные, практические | Бумага А4, фломастеры, карандаши | защита творческих проектов |
- бумага; - клей; - картон; - шаблоны; - нитки; - проволока; - картон: - пластилин; - ножницы; - природные материалы.
Список литературы
для педагога:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4).
2. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой учёный. — 2015. — №15. — С. 567-572.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.
5. Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей [Текст] : метод. пособие / Д. Ш. Багаутдинова, Т. В. Кондикова, И. А. Костева ; под общ. ред. И. А. Костевой. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 36 с.
6. Азбука эффективных форм внеурочной деятельности [Текст] : слов.-справ. / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. –72 с.
7. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. – М.: «Аким», 1995 г.
8. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: «Литера», 1997г.
9. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. СПб: «Кристалл», 2002 г.
10. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. – СПб: «Химия», 1995 г
11. Букин М., Букина С. Квиллинг. Практикум для начинающих. – М.: Феникс, 2013 г. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992 г.
12. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002 г.
13. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - СПб: Детство-Пресс, 2007.
14. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007
15. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс, 2004 г
16. Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.
17. Миловский А. Песнь Жар-птицы. - М.: Искусство, 1987.
Москва. Просвещение. 1991г.
18. Некрылова А. Круглый год. - М.: Просвещение, 1991.
19. Николаенко Н. Икебана. - М.: «Кладезь»1988
20. Задворная Т. Аранжировка цветов. - М.: Искусство, 1994.
21. Новикова Е. Вдохновение. - М.: Искусство, 1994.
22. Программы. Культура быта. - М.: Просвещение, 1986
23. Пропп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963.
24. Саркисова Л. Искусство букета. - М.: Искусство, 1970.
25. Субботина Т. Все хотят быть счастливыми. - М.: Просвещение, 1991.
26. Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987.
27. Юдин Г. Птица Сирин и всадник на белом коне. - М.: Детская литература, 1991
для обучающихся:
1.Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
2.Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
4.Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
5.Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
6.Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
7.Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
8.Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
9.Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)
10. Ж. Юный художник. - М.: 1979 № 9, 1985 №8,10, 1988 №7.
11. Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.
12. Николаенко Н. Икебана. - М.: «Кладезь»1988.
13. Проп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963. Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987
14. Лаврентьев А. Н. История дизайна. - М.: 2006 г.
15. Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. – М.: «Университет», 2000 г
Приложение №1
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творчество мастеров»
Объединение «Фантазеры» 1-2 группа вт, чт
№ | Дата | Форма занятия | Кол-во часов | Тема Занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 17.09 | Индивидуальная и групповая работа | 2 | Вводная диагностика. Вводный инструктаж по ТБ. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Анкетирование |
2 | 19.09 | Тренировочное занятие | 2 | Экскурсия «Радужная осень». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, наблюдение |
3 | 24.09 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов). | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
4 | 26.09 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов). | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
5 | 01.10 | групповая работа | 1 | Знакомство с техникой «мозаика» | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Беседа Викторина |
6 | 03.10 | групповая работа | 1 | Знакомство с техникой «мозаика» | МБУДО «ДДТ р.п Озинки | Опрос, беседа Выставка детских работ |
7 | 08.10 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Мозаика «Воспоминание о лете». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
8 | 10.10 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Мозаика «Воспоминание о лете». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
9 | 15.10 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Изготовление аппликации «Осенний лес». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
10 | 17.10 | Индивидуальная и групповая работа, дискуссия | 1 | Изготовление аппликации «Осенний лес». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
11 | 22.10 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Изготовление аппликации «Осенний лес». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
12 | 24.10 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Изготовление аппликации «Осенний лес». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
13 | 29.10 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Изготовление поздравительных открыток по замыслу учащихся. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
14 | 31.10 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Изготовление поздравительных открыток по замыслу учащихся. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
15 | 05.11 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Изготовление поздравительных открыток по замыслу учащихся. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
16 | 07.11 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Изготовление поздравительных открыток по замыслу учащихся. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Беседа, выставка детских работ |
17 | 12.11 | Тренировочное занятие | 1 | Оригами. Изготовление розы из бумаги. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
18 | 14.11 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Оригами. Изготовление розы из бумаги. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
19 | 19.11 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | История флористики. Инструменты. Подготовка материалов | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Беседа, опрос |
20 | 21.11 | групповая работа | 1 | «Осенний букет» составление композиции. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Беседа, опрос |
21 | 26.11 | групповая работа | 1 | «Осенний букет» составление композиции. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Беседа, опрос |
22 | 28.11 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Изготовление цветов «Собираемся на бал». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
23 | 03.12 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Изготовление цветов «Собираемся на бал». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Беседа, выставка детских работ |
24 | 05.12 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Творческие работы «Увидеть чудо в лепестке» | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Выставка детских работ |
25 | 10.12 | Индивидуальная и групповая работа, дискуссия | 1 | Творческие работы «Увидеть чудо в лепестке» | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
26 | 12.12 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Композиция «Березы». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
27 | 17.12 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Композиция «Березы». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
28 | 19.12 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Композиция «Березы». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
29 | 24.12 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Знакомство с разнообразием природного материала и его использования в ДПИ | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
30 | 26.12 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Изготовление композиций из засушенных листьев. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
31 | 31.12 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Изготовление композиций из засушенных листьев. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа, Выставка детских работ |
32 | 09.01 | Тренировочное занятие | 1 | Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа). | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
33 | 14.01 | Индивидуальная и групповая работа | 11 | Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа). | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
34 | 16.01 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа). | МБУДО «ДДТ р.п Озинки | Опрос, беседа |
35 | 21.01 | групповая работа | 1 | Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа). | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
36 | 23.01 | групповая работа | 1 | Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев). | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
37 | 28.01 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев). | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
38 | 30.01 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев). | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
39 | 04.02 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Беседа о разновидностях ниток. Аппликации из нарезанных ниток | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
40 | 06.02 | Индивидуальная и групповая работа, дискуссия | 1 | Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
41 | 11.02 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
42 | 13.02 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Беседа, выставка детских работ |
43 | 18.02 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос беседа |
44 | 20.02 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос беседа |
45 | 25.02 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Беседа, выставка детских работ |
46 | 27.02 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Аппликация из ткани. «Кошка». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
47 | 03.03 | Тренировочное занятие | 1 | Аппликация из ткани. «Кошка». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
48 | 05.03 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Аппликация из ткани. «Кошка». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
49 | 10.03 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Знакомство с профессией дизайнера. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, Беседа, Выставка детских работ |
50 | 12.03 | групповая работа | 1 | Знакомство с профессией дизайнера. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
51 | 17.03 | групповая работа | 1 | Техника выполнения шва «потайной». Тренировочные упражнения | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
52 | 19.03 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Техника выполнения шва «потайной». Тренировочные упражнения | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
53 | 24.03 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
54 | 26.03 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
55 | 31.03 | Индивидуальная и групповая работа, дискуссия | 1 | Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Собака мой друг». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
56 | 02.04 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная) | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
57 | 07.04 | Тренировочное занятие | 1 | Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная) | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
58 | 09.04 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная) | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
59 | 14.04 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Беседа, опрос |
60 | 16.04 | групповая работа | 1 | Горшочек с цветами из коктейльных соломинок «Парад цветов». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
61 | 21.04 | групповая работа | 1 | Горшочек с цветами из коктейльных соломинок «Парад цветов». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
62 | 23.04 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Прозрачные игрушки, гирлянды из пластиковых бутылок. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
63 | 28.04 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Прозрачные игрушки, гирлянды из пластиковых бутылок. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
64 | 30.04 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Подсвечники для праздника из компьютерных дисков. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
65 | 07.05 | Индивидуальная и групповая работа, дискуссия | 1 | Подсвечники для праздника из компьютерных дисков. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, Беседа, Выставка творческих работ |
66 | 12.05 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Творческая работа «Волшебная шкатулка». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
67 | 14.05 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Творческая работа «Волшебная шкатулка». | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
68 | 19.05 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Эко сумки. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
69 | 21.05 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Эко сумки. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, беседа |
70 | 26.05 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | Итоговое занятие. Выставка работ. | МБУДО «ДДТ р.п Озинки» | Опрос, Беседа, Выставка творческих работ |
Итого | 72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Мастер-класс "Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы журналистики»"
Материал представляет собой конспект мастер-класса с приложениями. Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реали...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные мастера»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные мастера» (далее программа «Юные мастера) — это первичное погружение в творческую атмосферу, возможность попро...
Методическая разработка мастер-класса по теме «Гимнастика чувств. Эмоциональная свобода. Сценическая импровизация» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мультимедийный театр «Сфера»
Данный мастер-класс создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, направлен на снятие эмоциональных барьеров в общении, создаёт ситуацию успеха, позволяя участникам проявить себя. Цель за...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Силуэт-мастер"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Силуэт-мастер"для детей прошедших обучение по программам "Силуэт 8-11 лет", "Силуэт 12-13 лет", "Силуэт...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «МАСТЕР»
Занятия декоративно – прикладного творчества приобщают к прекрасному, будят творческое начало, воспитывают трудолюбие, помогают овладе...