"Работа над эссе как личностно ориентированным жанром школьного сочинения"
статья (5, 6, 7 класс)

Статья посвящена анализу языковых и структурных особенностей эссе как жанра школьного сочинения на основе концептов, актуального для успешной сдачи выпускных экзаменов, а также образцам-моделям занятий в системе дополнительного образования в 5-7 классах, основанных на изучении и обобщении особенностей разновидности эссе - сочинения в форме этюда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_esse.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тимохина Ирина Вячеславовна

Педагог дополнительного образования

ГБОУ гимназии №205 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

«Работа над эссе как личностно ориентированным жанром
школьного сочинения»

Методические разработки моделей уроков (занятий в системе дополнительного образования) в 5-6 классах основаны на изучении и обобщении особенностей эссе как жанра ученического сочинения, актуального
для успешной сдачи выпускных экзаменов.  

В методической литературе описано множество жанров школьного сочинения – рецензия, размышление, отзыв, письмо, дневниковая запись и др. В условиях современной модели образования  эссе представляется наиболее востребованным, и не только на занятиях в системе дополнительного образования и на уроках русского языка и литературы, но и на уроках, интегрированных в курс гуманитарного образования: МХК, истории, музыки, истории Санкт-Петербурга. Цель статьи – проанализировав жанровые особенности эссе, дать рекомендации по внедрению его в практику обучения сочинению на кружковых занятиях
по русскому языку и литературе с 5 класса.

Написание эссе – один из самых частых видов работы на занятиях, развивающих  речевые умения и навыки.

Главный из законов эссе – полная свобода творчества автора. Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо
не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово
о чём-либо, т.е. оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, о чём угодно
и как угодно, ведь эссе – это личное размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного. На первом плане эссе – личность автора, его мысли, чувства, отношение
к миру. Между тем, написать эссе совсем непросто, ведь необходимо найти оригинальную идею, нестандартный взгляд на какую-либо проблему.

Специфика жанра эссе:

  1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.
  2. Свободная композиция жанра эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать среди размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.
  3. Если в обычном школьном сочинении должно преобладать разумное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе на первом месте – ярко выраженная авторская позиция.

В новом государственном образовательном стандарте сформулирована одна из основных целей изучения русского языка – «формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности». Сам же учебный предмет «русский язык» определяется как предмет духовный, мировоззренческий, призванный, с одной стороны, помочь обрести ценностные ориентации, осуществить развитие ученика как человека культуры и целостной личности, с другой стороны, поддержать его индивидуальность и творческую самобытность. Педагог должен создать «проблемное поле» для самостоятельных поисков и размышлений, выработки самостоятельной позиции, ориентации на нестандартное, продуктивное, поисковое мышление, обеспечивающее диалог формирующейся личности с миром и социумом.

По мнению Мишатиной Н.Л.(6), достичь этого можно с помощью концептуальной методики, обеспечивающей формирование лингвокультурологической компетенции.
В данной методике развития речи на концептуальной основе эссеистический тип текста рассматривается как ведущий жанр школьного сочинения, т.к.:

1.Эссе – интегративный жанр, включающий разные способы человеческого освоения мира.

2.Эссе – жанр объяснительный, правило жанра – развёртывать конкретную тему максимально широко, не упуская ни одной из возможных точек зрения, со-мнений или сомнений.

3.Эссе – личностно-ориентированный жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный
и читательский опыт ученика, выявляется индивидуальный взгляд автора на предложенные «культурные темы», осуществляется поиск индивидуального стиля, отбор определённого арсенала художественных средств.

4.Эссе – жанр междисциплинарный, поэтому входит в школьную систему как речевых, так и литературных жанров.

Встречаются литературно-критические, философские, историко-биографические, публицистические и другие эссе.

В «Словаре литературоведческих терминов» (1) даётся следующее определение эссе: «Прозаическое произведение небольшого объёма, передающее субъективные впечатления
и размышления автора по тому или иному поводу и изначально не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы». Эссе является индивидуальным, своеобразным прочтением, интерпретацией произведения, если именно текст становится поводом для размышлений. Эссе выявляет особенности личностного восприятия. Для эссе как жанра характерны свободная композиция (последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связи между частями текста часто носят ассоциативный характер), особый синтаксис (множество неполных предложений, вопросительных и восклицательных конструкций и т.п.), образность
и афористичность, непринуждённая манера изложения, элементы разговорной речи.

Эти особенности эссе как жанра даются в рабочей тетради по русскому языку для 8 класса (2), а также -  отрывок из книги Ю. Олеши «Ни дня без строчки» в качестве образца эссе. Упражнения для ознакомления с жанром эссе даны в разделе «Проба пера» после изучения темы «Однородные члены предложения».

Опираясь на возрастные и индивидуальные особенности учащихся, Мишатина Н.Л.(6) определяет этапы обучения сочинения в жанре эссе.

1 этап – пропедевтический (11-12 лет) – «На пути к эссе»: овладение малыми жанрами творческих письменных работ на базе социально-духовных и этических концептов как первый шаг на пути к созданию эссеистического текста (этимологический этюд, этюд
об имени, этюд на основе культурных ассоциаций, рассказ на основе фразеологизма или метафоры-пословицы, народно-поэтический портрет России, сказка-притча и т.д.). Этап предполагает овладение метафорическим инструментарием, включающим разные модели построения метафоры (образной аналогии) как способа формирования картины мира
и развития стиля творящей личности.

2 этап – «инструментальный» (12-14 лет) – «Первый эссеистический опыт» - предварительное знакомство с эссе как жанром литературного произведения и видом творческой работы (страничка из дневника, письмо иностранному другу, беседа, слово, речь, портреты и т.д.). Этап предполагает нахождение и отработку основных приёмов, на которых строится эссеистический текст: цитация, риторические вопросы, антитеза, ассоциативные «отступления», сравнения, моделирование диалогической ситуации и т.д.

Данные приёмы помогут организовать разнообразный (жизненный, литературный, философский, языковой и т.п.) материал в эссеистический текст. Приём цитации (чаще всего частичной) даёт примеры афористической отточенности мысли. Приём риторических вопросов помогает раскрыть предположительность многих точек зрения по проблеме. Образность сравнений поможет ярче и точнее выразить мысль. Приём антитезы раскроет ход авторской мысли. Приём ассоциативных «отступлений» позволит совершать переходы из образного ряда в понятийный, из отвлечённого в бытовой. Может быть смоделирован диалог с самим собой или с воображаемым собеседником.

3 этап – исполнительский (14-17 лет) – «Эссе: нечто обо всём» - индивидуально-авторское решение темы. Этап предполагает овладение жанровой моделью эссе (выбор стратегии смыслового развития текста и способов и способов его организации).

В программе по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана в разделе «Литературное творчество» в 5 классе предполагается написание этюдов, а в 7 классе вводится термин «эссе»: эссе «Тайны природы и судьбы человека», «Образы моей родины». 8 класс – эссе
«О времени и о себе». В  9 классе в качестве одного из основных умений называется умение писать сочинение-эссе на этико-философские темы по проблематике изучаемых произведений и предлагается десять тем для написания эссе:

● «Подлинное и мнимое искусство»

● «Об истинном назначении человека»

● «Что в современном рассказе заставит его услышать и в 21 веке?»

● «Мир мечты в живописи и литературы»

● «Над чем не властно время?»

● «Что сильнее: обстоятельства или чувства?»

● «Что я люблю и чего не люблю в людях, жизни, искусстве?»

● «Метафорический мир Есенина»

● «Но кто нас защитит от ужаса, который бегом времени когда-то наречён?»

● «Гений и злодейство – две вещи несовместные»

Приведу примеры некоторых занятий кружка «В мире русского слова».

Занятие 1. Написание этюда «Об имени...»

Работа над этюдом «Об имени...» строится в два этапа. На одном из предыдущих уроков проводится работа с текстом и даётся домашнее задание.

Текст:

Об одном имени...

«Мне дали имя при крещении – Анна» – это слова Анны Ахматовой.

Имя Анна означает «благодать» (с древнееврейского) и на Руси любимо и почитаемо
с давних пор. Перед революцией оно занимало в России третье место, уступая лишь Марии
и Александре. Анна – имя, овеянное высокой духовностью, ведь оно принадлежало матери Богородицы... Первой носительницей этого имени на Руси была сестра греческих императоров Василия и Константина – Анна, которую они отдали в жёны киевскому князю Владимиру при одном условии: он должен был принять христианство. Княгиня Анна подарила мужу сыновей Бориса и Глеба, ставших одними из первых русских святых. Анной звали и дочь Ярослава Мудрого, которая стала женой короля Генриха I и королевой Франции. Была в России императрица Анна Иоанновна; умом, красотой, образованностью выделялась среди современников вторая дочь Петра I – Анна Петровна.

    И, наконец, удивительное стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» посвящено Анне Петровне Керн...

(Из журнала «Русская речь»)

Домашнее задание: Узнай, имеет ли какое-либо значение твоё имя, кто из носителей такого имени оставил след в истории, в литературе, почему родители дали тебе это имя и т.д. Запиши кратко материалы.

Ход занятия.

  1. Запись темы занятия и определение его цели.
  2. Работа над текстом стихотворения И.Северянина.

Серебристое имя Мария

Окариной звучит под горой.

Серебристое имя Мария –

Как жемчужин летающий рой.

Серебристое имя Мария

Говорит о Христе, о кресте...

Серебристое имя Мария

О благой говорит красоте.

Серебристое имя Мария

Мне бессмертной звездою горит.

Серебристое имя Мария

Мой висок серебром серебрит...

Окарина – духовой глиняный или фарфоровый итальянский народный инструмент, звуком напоминающий флейту.

  1. Задание: запишите своё имя, произнесите его несколько раз про себя, вслушайтесь в звучание. Каким оно вам слышится? Какие картины, образы вам представляются? Какие ассоциации возникают? Запишите их.
  2. Пользуясь записями и домашними материалами, напишите этюд
    «Об имени...».
  3. Социализация.
  4. Рефлексия.

Занятие 2. Рассказ на основе фразеологизма.

Ход занятия:

  1. Работа с текстом (может проводиться на предыдущем занятии).

Задание: прочитайте текст, в котором обыграны фразеологизмы со словом ветер. Выделите их. Как они помогают раскрыть характер короля Фанфарона? Какое отношение они имеют к оценке, данной ему в первом предложении?

Король Фанфарон был человек крайне легкомысленный. Он ходил расфранченный
в пух и прах и в конце концов пустил своё состояние на ветер. И в народе стали говорить, что у короля ветер в голове, король – болтун и, что ни скажет, - всё на ветер. Поэтому ветры всего света решили, что Фанфарон – самый подходящий для них, самый ветреный в мире король. Они слетелись на остров и стали хозяйничать в стране... Всем жителям было приказано поставить на крышах флюгера, чтобы всем и каждому было видно, откуда ветер дует...

(Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки»)

Для справки: фанфарон – тот, кто хвастливо выставляет напоказ свои мнимые достоинства, бахвал, хвастун.

  1. Запишите слова-ассоциации к слову «ветер». Социализация.
  2. Запишите определения, какой он – ветер? Социализация.
  3. Запишите словосочетания «ветер + глагол». Социализация.
  4. Поработаем с фразеологическим словарём. Прочитаем словарные статьи о фразеологизмах, в которых употребляется слово «ветер», выпишем фразеологизмы.
  5. Просмотрев материалы, напишите рассказ о ветре.
  6. Рассказы пишутся на отдельных листах, развешиваются для прочтения и обмена мнениями.
  7. Рефлексия.

Занятие 3. Создание этюда на основе сказочных ассоциаций.

Россия: «в чём угадаю лик любимый?..» (В.Набоков)

Цель данного урока, как и предыдущих, - развитие творческого воображения
и образно-ассоциативного мышления.

Перед уроком развития речи даётся домашнее задание – придумайте и запишите предложения со словами Русь, русский, Россия, россиянин.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. Постановка темы и цели урока.
  2. Вспомните и запишите героев русских народных сказок. Социализация.
  3. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Кто она, Россия?..», опираясь на знание русских народных сказок.
  4. Социализация. Вопросы по формулам «Правильно ли я понял...» и «Не кажется ли тебе...». Обсуждение индивидуального восприятия лика России.
  5. Чтобы активизировать исследовательский подход учеников к анализу сказочных образов, в которых, с их точки зрения, воплощается лик России, предлагаем им следующие вопросы:
  • Почему образ России имеет женский лик? (Образ России как образ матери исходит из народно-поэтической традиции: Мать-Земля, «мать земля сырая», Россия-матушка, Родина-мать)
  • Проснулась ли Россия?
  • Кто разбудит (спасёт) Россию?
  1. Опишите современного Ивана-царевича по следующим вопросам:
  • Бросает ли он вызов судьбе или покорно принимает её?
  • Действует ли самостоятельно или безропотно подчиняется чужой воле?
  • Доверяет своему разуму или надеется на чудесную силу?
  • Предпочитает жить в мире Мечты и Красоты или в мире реальной действительности?

 Лексико-семантическая работа, которая поможет учащимся сформулировать свои мысли в самостоятельном высказывании:

  • Подберите слова с противоположным значением к прилагательным, на которых «печать» мужественности: активный - ...; волевой - ...; ответственный - ...; энергичный - ….
  • Какова смысловая разница между двумя словосочетаниями: обручён с Россией
    и обречён на служение России?
  • В каких народных пословицах и поговорках нашли отражение взаимоотношения человека и судьбы?

7. Опираясь на готовые модели предложений и используя структуру доказательного суждения (Современный герой должен во-первых, во-вторых,
в-третьих...), дайте аргументированный ответ на вопрос: «Каким вам представляется современный Иван-царевич?» Социализация.

8. Рефлексия. Постановка собственных вопросов.

Итак, работа над методической темой при обучении детей 10-12 лет, то есть на первом этапе обучения сочинению в жанре эссе, без употребления ещё самого термина эссе, позволила сделать следующие выводы:

  1. Поскольку эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма
    и свободной композиции, выражающее индивидуальные
    впечатления и соображения
    по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее
    на исчерпывающий ответ, сочинение, в основе которого
    впечатление, на чьей основе
    и выстраиваются раздумья и размышления о жизни, о событиях, по поводу прочитанного
    и просмотренного, то поводом к написанию эссе может быть любое сильное впечатление
    от стихотворного произведения, например, от короткого стихотворения А.С.Пушкина:

«Всё моё!» - сказало злато,

«Всё моё!» - сказал булат.

«Всё куплю!» - сказало злато,

«Всё возьму!» - сказал булат.

Задание – напишите коротенькое эссе, отвечая на вопросы: на какие мысли вас наталкивает пушкинское стихотворение, актуальны ли эти строки и сейчас; что вкладывал в это четверостишие поэт начала 19-го века и как вы через 200 лет понимаете идею этого произведения; изменилось ли внутреннее содержание этих строк
за 2 столетия?

Может быть создана система небольших письменных работ в жанре эссе
на занятиях кружка или на уроках литературы.

  1. Написание эссе и этюдов в 5-6 классах требует развёртывания «веера» не только личных, но и культурных ассоциаций. Но откуда эти культурные ассоциации возникнут? Здесь большую роль может сыграть работа над учебными проектами «Создание словаря чувств открытого типа», которые включают в себя разработку структуры и содержания работы над учебным проектом «Создание словаря чувств открытого типа», осознание актуальности учебного проекта (через ряд лингвокультурологических заданий), осознание потребности адекватно выражать
    в устной и письменной форме свои чувства, на реализацию которой направлен данный проект, создание творческой мотивации. Необходимо и создание списка необходимых для работы словарей:

1) толковые словари (В.И.Даля, Д.Н.Ушакова, С.И.Ожегова, С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, БАС в 17-ти томах, МАС в 4-х томах и др.

2) словари синонимов

3) словари антонимов (М.Р.Львова)

4) фразеологические словари

5) «Словарь русских пословиц и поговорок» В.П.Жукова

6) «Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения» Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной

7) словари сочетаемости (П.Н.Денисова и В.В.Морковкина)

8) словари эпитетов («Словарь эпитетов русского литературного языка» К.С. Горбачевича и Г.П. Хабло)

9) словарь сравнений русского языка (В.М. Мокиенко)

10) словообразовательные словари (З.А. Потихи, А.Н.Тихонова и др.)

11) этимологические словари (Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой, М. Фасмера)

12) энциклопедические словари: «Словарь сюжетов и символов в искусстве» Д.Холла, мифологический словарь под ред. Мелетинского Е.М. и другие словари-справочники.

Ход работы над проектом:

  • Формулирование требований к создаваемому словарю.
  • Определение ключевой идеи проекта.
  • Определение цели как запланированного результата и задач как путей их достижения
  • Планирование программы конкретных действий по достижению запланированного результата.
  • Технологическая проработка идеи
  • Подготовка к презентации.
  • Презентация проекта.

4. Значительную роль в обучении написания сочинения в жанре эссе в системе развития речи учащихся играют учебные пособия по литературе и развитию речи под ред. Нелькина А.Г.

Список источников:

1.Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет,2006

2.Брусина А.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку.8 класс. – СПб.: Паритет,2010

3.Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе.9-11 класс. – М.,2001

4.Маранцман В.Г. Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. – СПб.,2009

5.Мишатина Н.Л. Образ человека, в Слове явленный: освоение концептов русской культуры. – СПб.: «САГА»,2005

6.Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5-11 классах. – СПб: «САГА», «Наука», 2004

7.Свидинская Н.Т. Эссе: ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо,2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Метод групповой работы учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения.

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи пр...

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы по повышению эффективности историко-обществоведческого образования школьников на основе личностно-ориентированного подхода"

Система работы учителя – это специальное, организованное, целенаправленное, компетентностное взаимодействие педагога и обучающихся, направленное на решение образовательных, воспитательных и разв...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...