Методическое пособие для педагого ДО "Новые информационные технологии. Их развивающие возможности в обучении и воспитании"
методическая разработка
- Введение
2. Общие понятия
3. Современные образовательные технологии как способ обеспечения нового
качества образования, развития и воспитания:
3.1. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
3.2. Использование ИКТ в организации воспитательно-образовательного
процесса
4. Заключение
4.1. Результат использования информационно-компьютерных технологий
5. Список литературы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комитет образования Гатчинского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Методическая пособие
для педагогов ДО
«Новые информационные технологии.
Их развивающие возможности в обучении и воспитании.»
Автор: Демьянов Игорь Викторович
педагог дополнительного образования
высшая категория
Сиверский
Апрель 2020
План
- Введение
2. Общие понятия
3. Современные образовательные технологии как способ обеспечения нового
качества образования, развития и воспитания:
3.1. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
3.2. Использование ИКТ в организации воспитательно-образовательного
процесса
4. Заключение
4.1. Результат использования информационно-компьютерных технологий
5. Список литературы
- Введение
Сейчас четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но все же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными способами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.
Одним из важных направлений решения названных проблем является разработка и внедрения новых педагогических технологий. Переход учебных заведений от авторитарной (традиционной) педагогики к адаптивной предполагает как минимум два последовательно осуществляемых этапа внедрения личностно-ориентированных технологий образования и воспитания и перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.
Актуальность. В настоящее время 70-80% всей информации школьник получает уже не от учителя и не в школе, а на улице, от родителей и в процессе наблюдения за окружающей жизнью, из средств массовой информации, а это требует перехода на качественно новый уровень. Такой переход возможен лишь с развивающими процедурами обучения, личностно ориентированными технологиями, информационно-коммуникационными технологиями. Они основываются на таких направлениях модернизации традиционной системы:
- гуманизация и демократизация обучения;
- активизация и интенсификация познавательной деятельности;
- эффективность организации и управление учебным процессом;
- методическое и дидактическое реконструирование учебного материала.
Источник: Сальникова Т.П. Педагогические технологии. Москва: Творческий Центр СФЕСС, 2010. 46 с.
Информатизация сферы образования в условиях меняющегося мира, постоянного развития и усложнения технологий имеет фундаментальное значение.
Информационные технологии становятся удобным инструментом для освоения других дисциплин. ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем внедрение ИКТ в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации. Они связаны также с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа; электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети; информационно-поисковые и информационно-справочные системы и т.п. Модели ИКТ в настоящее время разрабатываются, а часть из них успешно применяется при исследовании систем образования.
Источник: http://psihdocs.ru/lekciya-1-informacionno-kommunikacionnie-tehnologii-v-obrazova.html
Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию воспитательно-образовательного процесса.
Тем не менее, большинство специалистов по информатике не склонны преувеличивать и абсолютизировать возможности новых средств информатизации и коммуникации в обучении. Педагогически не регулируемое мощное наступление современных информационных и коммуникационных средств уже приводит к падению грамотности, культуры речи и общей культуры, отлучению от книги, отходу от духовности у значительной части детей и молодежи. Широко используя телевизор и Интернет, дети и подростки нередко выбирают далеко не лучшие образцы для удовлетворения и развития духовных потребностей. Односторонняя технологизация учебного процесса чревата серьезными потерями для общей культуры, духовной жизни, способности к созиданию и творчеству.
Источник: \https://studme.org/47399/pedagogika/razvivayuschie_vozmozhnosti_novyh_informatsionnyh_tehnologiy
- Общие понятия
Информацио́нные техноло́гии, также — информационно-коммуникационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki
Термин "Информатика" произошел от двух французских слов "Автоматика" и "Информация". Иными словами - это автоматизированная переработка информации.
Информатика - это наука, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров (электронно-вычислительных машин или ЭВМ).
Информа́тика — наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Она включает дисциплины, так или иначе относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования.
Три взаимосвязанные части информатики. В узком смысле информатику можно представить, как состоящую из трех взаимосвязанных частей: технические средства (Hardware), программные средства (Software), алгоритмические средства (Brainware).
Развитие информатики привело к возникновению и широкому внедрению новых информационных технологий (НИТ) в различные области человеческой деятельности.
Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Новая информационная технология - это информационная технология, использующая компьютеры и телекоммуникационные средства.
Источник: http://sdamzavas.net/1-62441.html
Воспитание — в широком смысле слова — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта. В узком смысле — планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду. Организация В. связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общечеловеческих ценностей, инициативности и самостоятельности. Воспитание способствует решению задач: выявление психологией законов развития личности, характера ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом объективных и субъективных факторов.
Развитие личности — изменение ее количественных и качественных свойств.
Р.Л. — это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Различают ряд ступеней в индивидуальном развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой. Психические изменения в личности нельзя объяснять только механическим взаимодействием двух факторов — биологического и социального. Историко-эволюционный подход рассматривает взаимодействие между природой, обществом и личностью.
Источник: Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск: Харвест, 2000. 73 с., 343 с.
3. Современные образовательные технологии как способ обеспечения нового качества образования, развития и воспитания
В стратегических документах развития образования на протяжении последних лет особое внимание уделяется обеспечению современного качества образования обучающихся. Приверженность достижению этой цели отражена и в документах, определяющих стратегические приоритеты развития образования на ближайшие годы.
В основных направлениях государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей в рамках Государственной программы «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» в качестве ведущего направления деятельности названо «обеспечение равенства доступа к качественному образованию и обновление его содержания и технологий образования (включая процесс социализации) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития».
Источник: Жуковицкая Н.Н. Технология проектирования как способ интеграции программ общего и дополнительного образования в условиях внеурочной деятельности СПб.: ГАУ ДПО «ЛОИРО», 2013. 6 с
3.1 Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.
Источник: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: 1998. https://studfiles.net/preview/5765122/page:25/
3.2. Использование ИКТ в организации воспитательно-образовательного процесса
Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Используется текстовый редактор, составляется и оформляются воспитательно-образовательные, календарные и перспективные планы - это наиболее удобный, быстрый и современный способ.
С помощью программы Power Point, создаются презентационные материалы при подготовке к непосредственно-образовательной деятельности. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно- образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.
Использование компьютерных технологий помогает в работе:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- формировать информационную культуру у детей;
- активизировать познавательный интерес;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Таким образом, преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:
• позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;
• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала;
• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
• при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
Источник: https://multiurok.ru/files/sieminar-ispol-zovaniie-ikt-v-dopolnitiel-nom-obra.html
4. Заключение
4.1. Результат использования информационно-компьютерных технологий
Итоги использования компьютерных технологий таковы:
— повышение эффективности обучения (развитие интеллекта обучающихся и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);
— осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно);
— расширение объема предъявляемой учебной информации;
— обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
— повышение качества контроля знаний обучающихся и разнообразие его формы;
— включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;
— повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала преподавателя и обучающегося;
— включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата.
Использование современных информационных технологий на занятиях делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только педагог может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Источник: Киселев Г.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник. Москва: Дашков и К, 2013. 308 c.
5. Список литературы
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь справочник. Минск: Харвест, 2000. , 73с., 343 с.
- Жуковицкая Н.Н. Технология проектирования как способ интеграции программ общего и дополнительного образования в условиях внеурочной деятельности. Санкт-Петербург: ГАУ ДПО «ЛОИРО», 2013. 6 с.
- Киселев Г.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник. Москва: Дашков и К, 2013. 308 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии:учебное пособие. Москва: 1998
- Сальникова Т.П. Педагогические технологии. Москва: Творческий Центр СФЕСС, 2010. 43 с.
Интернет - ресурсы
http://psihdocs.ru/lekciya-1-informacionno-kommunikacionnie-tehnologii-v-obrazova.html
https://studme.org/47399/pedagogika/razvivayuschie_vozmozhnosti_novyh_informatsionnyh_tehnologiy
http://sdamzavas.net/1-62441.html
https://studfiles.net/preview/5765122/page:25/
https://multiurok.ru/files/sieminar-ispol-zovaniie-ikt-v-dopolnitiel-nom-obra.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...
Доклад «Новые информационные технологии – невозможное становится возможным!»
Доклад «Новые информационные технологии"...
«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»
laquo;ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯЦель исследования ‑ анализ, п...
Статья "Реализация практико-ориентированного обучения информационным технологиям в системе среднего профессионального обучения"
В рамках научного марафона "Дорогой знаний", посвященного 210-летию со дня рождения Н.И. Пирогова, состоялась заочная научно-практическая конференция «Пироговские чтения - 2020»....
Методические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных пособий (плакатов) «Информатика и информационные технологии» 5-6 классы
Отечественная дидактика, исходя из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, служит в...
Методическая разработка на тему: «Использование информационных технологий в обучении китайскому языку»
Методическая разработка на тему: «Использование информационных технологий в обучении китайскому языку»...