27.04. Психология общения Тема Общение – основа человеческого бытия группа 315-ТП/17 Ушакова О.А.
план-конспект
Вводный практикум
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ГАПОУ СО «Ревдинский многопрофильный техникум»
ВВОДНЫЙ ПРАКТИКУМ
Тема: Общение – основа человеческого бытия
Учебная дисциплина «Психология общения»
для студентов группы 315-ТП/17, специальность «Поварское и кондитерское дело»
Автор: Ушакова Ольга Александровна,
Преподаватель
ГАПОУ СО «Ревдинский многопрофильный техникум»
Городской округ Ревда
2020
Пояснительная записка к практикуму
Цель изучения учебной дисциплины «Психология общения» - раскрыть цели, функции и виды общения.
Задачи «Психологии общения»:
- научить технике и приемам эффективного общения в профессиональной деятельности;
- научить приемам саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
Предметом «Психологии общения» являются проблемы культуры коммуникаций.
Для конспектов завести отдельную тетрадь.
Фото конспектов и практических заданий отправлять по почте или в личных сообщениях в контакте
группа 315-ТП/17
Задание сдать до 28.04.2020 включительно.
Преподаватель Ушакова Ольга Александровна
В период дистанционного обучения все задания, выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий.
Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/board163534796 и отчет о выполнении студентами всех заданий. По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).
Тема 1: Общение – основа человеческого бытия.
Цели: создание доброжелательной атмосферы в группе; знакомство с разными видами общения на практике; проработка вербальных и невербальных элементов общения.
Приобретаемые умения и навыки: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности.
Литература:
1 Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2012. — 576 с.
2 Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения.- М.,2012.-416 с.
3 Психология общения: учебное пособие / Т.Б. Захараш; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте. Филиал в г. Ростове-на-Дону. [Электронное издание]. – М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. – 116 с.
Интернет-источники:
http://www.psychology.ru
Форма отчетности и контроля: конспект, ответ на вопрос, тестирование (самодиагностика)
Теория (краткий конспект)
Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Оба ряда отношений человека – и общественные, и межличностные – реализуются именно в общении.
В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий). С не меньшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся. Связь с другими людьми является естественным способом существования человека, а сам человек становится человеком только в общении.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.
Термин коммуникация имеет латинское происхождение и означает «общее», «объединяющее», «совместное». В широком смысле термин «коммуникация» обозначают любую связь между людьми, способы социальных связей и взаимосвязей. Коммуникативные действия - действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей. В общении они:
передают друг другу разнообразную информацию:
обмениваются мнениями, суждениями, знаниями, убеждениями, идеями, результатами своей деятельности;
заявляют о своих потребностях, интересах, целях; приобретают практические умения и навыки;
усваивают нравственные принципы и правила этикета, обычаи, обряды, традиции;
ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей и проблем;
принимают коллективные решения.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. Общение бывает непосредственным, когда взаимодействие людей осуществляется лицом к лицу и опосредованным, реализуемым через деловые письма, приказы, распоряжения, отчеты, телефонную, радио- и телевизионную связь.
В процессе непосредственного общения его участники (субъекты) имеют возможность не только передавать информацию друг другу, обмениваться мнениями, суждениями и планами, но и следить за реакцией собеседника, видеть, как информация воздействует на поведение и поступки людей. Иными словами, между участниками общения при непосредственном контакте устанавливается постоянная обратная связь.
При опосредованном общении постоянная обратная связь отсутствует. Например, при переписке она ограничена, а в процессе телефонного разговора собеседники имеют возможность обмениваться информацией в форме диалога, но при этом не могут видеть выражения лица и других телодвижений, которые иногда говорят больше, чем слова. Однако в опосредованном общении есть свои преимущества. Это, прежде всего, возможность общаться, находясь далеко друг от друга, что обеспечивает большой выигрыш во времени и средствах.
В общении устанавливаются контакты между отдельными личностями, группами людей, а также между личностью и группой (организацией, фирмой).
Группу в общении представляют, ее руководители или лидеры. Как между личностями, так и между группами формируются и развиваются определенные психологические и этические отношения, которые в значительной степени определяют культуру делового взаимодействия.
Задание 1. Какое из понятий является более общим: “коммуникация” или “общение”?
Задание 2: Самодиагностика Тест «Умеете ли вы слушать?»
Отметьте ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком, будь то ваш товарищ, сослуживец, начальник или случайный собеседник.
1 Собеседник не дает мне высказаться, постоянно прерывает меня во время беседы.
2 Собеседник никогда не смотрит на меня во время разговора.
3 Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.
4 Собеседник никогда не улыбается.
5 Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.
6 Собеседник старается опровергнуть меня.
7 Собеседник вкладывает в мои слова другое содержание.
8 На мои вопросы собеседник выставляет контрвопросы.
9 Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
10 Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
11 Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
12 Собеседник делает выводы за меня.
13 Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
14 Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая.
15 Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.
16 Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
17 Собеседник переигрывает, показывая,.что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
18 Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
19 Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.
20 Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?».
Подведем итоги. Итак, количество ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение, составляет:
14—20— вы плохой собеседник и вам необходимо кропотливо работать над собой и учиться слушать.
8—14— вам присущи некоторые недостатки, вы критически относитесь к высказываниям, но вам еще не достает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
2—8 — вы хороший собеседник. Но иногда отказываете партнеру в полном понимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте время высказать свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.
0—2 — вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»
Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....
Обобщение опыта проведения уроков литературы по творчеству Л.Н.Толстого в 6 классе: «Образ дома как основа человеческого бытия».
В последние годы учителя-словесники сталкиваются с тем, что современные дети не хотят читать художественную литературу. Они предпочитают телевизор, видео, компьютерные игры. Как же приблизить кн...