27.04. Психология общения Тема Общение – основа человеческого бытия группа 315-ТП/17 Ушакова О.А.
план-конспект

Ушакова Ольга Александровна

Вводный практикум

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и молодежной политики

Свердловской области

ГАПОУ СО «Ревдинский  многопрофильный  техникум»

        

ВВОДНЫЙ ПРАКТИКУМ

Тема: Общение – основа человеческого бытия

Учебная дисциплина «Психология общения»

для студентов группы 315-ТП/17, специальность  «Поварское и кондитерское дело»

Автор: Ушакова Ольга Александровна,

Преподаватель

 ГАПОУ  СО «Ревдинский многопрофильный техникум»

Городской округ Ревда

2020

Пояснительная записка к практикуму

Цель изучения учебной дисциплины «Психология общения» - раскрыть цели, функции и виды общения.

Задачи «Психологии общения»:

- научить технике и приемам эффективного общения в профессиональной деятельности;

- научить приемам саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Предметом «Психологии общения» являются проблемы культуры коммуникаций.

Для конспектов завести отдельную тетрадь.

Фото конспектов и практических заданий  отправлять по почте или в личных сообщениях в контакте

группа 315-ТП/17

Задание сдать до 28.04.2020 включительно.

Преподаватель Ушакова  Ольга Александровна

В период дистанционного обучения все задания,  выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте  oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий.

Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/board163534796 и отчет о выполнении студентами  всех заданий. По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).  

Тема 1: Общение – основа человеческого бытия.

Цели:   создание доброжелательной атмосферы в группе;   знакомство с разными видами общения на практике;   проработка вербальных и невербальных элементов общения.

Приобретаемые умения и навыки: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности.

Литература:

1 Ильин Е. П.  Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2012. — 576 с.

2 Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения.- М.,2012.-416 с.

3  Психология общения: учебное пособие / Т.Б. Захараш; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте. Филиал в г. Ростове-на-Дону. [Электронное издание]. – М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. – 116 с.

Интернет-источники:

http://www.psychology.ru

http://www.psychologies.ru

http://studentam.net/

http://www.gumer.info/

Форма отчетности и контроля: конспект, ответ на вопрос, тестирование (самодиагностика)

Теория (краткий конспект)

Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Оба ряда отношений человека – и общественные, и межличностные – реализуются именно в общении.

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий). С не меньшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся. Связь с другими людьми является естественным способом существования человека, а сам человек становится человеком только в общении.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. 

Термин коммуникация имеет латинское происхождение и означает «общее», «объединяющее», «совместное». В широком смысле термин «коммуникация» обозначают любую связь между людьми, способы социальных связей и взаимосвязей. Коммуникативные действия - действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей. В общении они:

        передают друг другу разнообразную информацию:

        обмениваются мнениями, суждениями, знаниями, убеждениями, идеями, результатами своей деятельности;

         заявляют о своих потребностях, интересах, целях; приобретают практические умения и навыки;

         усваивают нравственные принципы и правила этикета, обычаи, обряды, традиции;

        ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей и проблем;

        принимают коллективные решения.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. Общение бывает непосредственным, когда взаимодействие людей осуществляется лицом к лицу и опосредованным, реализуемым через деловые письма, приказы, распоряжения, отчеты, телефонную, радио- и телевизионную связь.

         В процессе непосредственного общения его участники (субъекты) имеют возможность не только передавать информацию друг другу, обмениваться мнениями, суждениями и планами, но и следить за реакцией собеседника, видеть, как информация воздействует на поведение и поступки людей. Иными словами, между участниками общения при непосредственном контакте устанавливается постоянная обратная связь.

При опосредованном общении постоянная обратная связь отсутствует. Например, при переписке она ограничена, а в процессе телефонного разговора собеседники имеют возможность обмениваться информацией в форме диалога, но при этом не могут видеть выражения лица и других телодвижений, которые иногда говорят больше, чем слова. Однако в опосредованном общении есть свои преимущества. Это, прежде всего, возможность общаться, находясь далеко друг от друга, что обеспечивает большой выигрыш во времени и средствах.

В общении устанавливаются контакты между отдельными личностями, группами людей, а также между личностью и группой (организацией, фирмой).

Группу в общении представляют, ее руководители или лидеры. Как между личностями, так и между группами формируются и развиваются определенные психологические и этические отношения, которые в значительной степени определяют культуру делового взаимодействия.

Задание 1. Какое из понятий является более общим: “коммуникация” или “общение”?

Задание 2: Самодиагностика   Тест «Умеете ли вы слушать?»

Отметьте ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком, будь то ваш товарищ, сослуживец, начальник или случайный собеседник.

1 Собеседник не дает мне высказаться, постоянно прерывает меня во время беседы.

2 Собеседник никогда не смотрит на меня во время разговора.

3 Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.

4 Собеседник никогда не улыбается.

5 Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.

6 Собеседник старается опровергнуть меня.

7 Собеседник вкладывает в мои слова другое содержание.

8 На мои вопросы собеседник выставляет контрвопросы.

9 Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

10 Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

11 Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

12 Собеседник делает выводы за меня.

13 Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

14 Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая.

15 Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.

16 Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

17 Собеседник переигрывает, показывая,.что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

18 Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

19 Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

20 Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?».

Подведем итоги. Итак, количество ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение, составляет:

14—20— вы плохой собеседник и вам необходимо кропотливо работать над собой и учиться слушать.

8—14— вам присущи некоторые недостатки, вы критически относитесь к высказываниям, но вам еще не достает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

2—8 — вы хороший собеседник. Но иногда отказываете партнеру в полном понимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте время высказать свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

0—2 — вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»

Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....

Обобщение опыта проведения уроков литературы по творчеству Л.Н.Толстого в 6 классе: «Образ дома как основа человеческого бытия».

В последние годы учителя-словесники сталкиваются с тем, что современные дети не хотят читать художественную литературу. Они предпочитают телевизор, видео, компьютерные игры. Как же приблизить кн...