21.05.2020 УД "Психология общения" Тема Интерактивная функция общения группа 315-ТП\17 преподаватель Ушакова О.А.
план-конспект

Ушакова Ольга Александровна

практикум

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и молодежной политики

Свердловской области

ГАПОУ СО «Ревдинский  многопрофильный  техникум»

        

ЭЛЕКТРОННЫЙ  ПРАКТИКУМ

Тема: Интерактивная функция общения

Учебная дисциплина «Психология общения»

для студентов группы 315-ТП/17, специальность  «Поварское и кондитерское дело»

Автор: Ушакова Ольга Александровна,

Преподаватель

 ГАПОУ  СО «Ревдинский многопрофильный техникум»

Городской округ Ревда

2020

Для конспектов завести отдельную тетрадь.

Фото конспектов и практических заданий  отправлять по почте или в личных сообщениях в контакте

группа 315-ТП/17

Задание сдать до 23.05.2020  включительно.

Преподаватель Ушакова  Ольга Александровна

В период дистанционного обучения все задания,  выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте  oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий.

Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/board163534796 и отчет о выполнении студентами  всех заданий. По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).  

Тема

Интерактивная функция общения

Содержание темы

  1. Понятие взаимодействия в общении.  
  2. Роль и ролевые ожидания.
  3. Виды социальных взаимодействий.

§1 (конспект)

Социальное взаимодействие – это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого.

На основе понимания партнера, сформированного в процессе перцепции, субъект выстраивает определенную стратегию взаимодействия, то же самое делает партнер, поэтому взаимодействие постоянно корректируется.

§2

В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам, положению в семье и т. д.). Роли усваиваются в процессе воспитания и социального взаимодействия.

Восприятие роли – это ваше понимание того, как вы должны вести себя. Ролевое ожидание – это то, какого поведения ждут от вас другие. Хорошо, если первое и второе совпадают. Но бывает так, что они расходятся, и в этом случае общение нарушается, а общество начинает применять к человеку определенные санкции – наказания. Санкции нужны, чтобы направлять поведение людей, делать его более прогнозируемым, чтобы люди могли понимать друг друга и действовать совместно.

Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Нарушение ролевых ожиданий воспринимается людьми как нетактичность.

Последствия нарушения ролевых ожиданий:

  • межличностные конфликты – если человек плохо исполняет свою роль,
  • внутриличностные конфликты – если человек неправильно понимает содержание роли или если ролевые ожидания разных актуальных ролей противоречат друг другу,
  • социальная изоляция – общество перестает поддерживать контакты с человеком, который не овладел необходимым набором ролей,
  • ролевая неопределенность – когда к человеку предъявляются невыполнимые или противоречивые ролевые ожидания.

§3

Задание: дополните таблицу видов социального взаимодействия примерами

Взаимодействия осуществляются на разных уровнях:

межличностное взаимодействие

личностно-групповое взаимодействие

межгрупповое взаимодействие

содержание

это контакты двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, установок, деятельности, отношения и т.д.

это взаимодействие индивидуального субъекта с множественным субъектом

это процесс взаимодействия множественных субъектов друг с другом, порождающий определенное отношение к группе, в которую включены эти субъекты

особенности

взаимные усилия,

доступность для наблюдения,

зависимость от сложившихся отношений,

осознанность

неравенство субъектов (группа может оказать на человека более сильное влияние, чем он на группу),

зависимость от статуса человека в группе, его групповой роли

отношение с отдельными членами группы может отличаться от отношения к группе в целом,

многочисленность контактов,

возможность общения через представителей

пример

дружеская беседа

убеждающая беседа лидера с группой

одна семья пришла в гости к другой

пример

?

?

?

пример

?

?

?

пример

?

?

?

пример

?

?

?

пример

?

?

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты