Разработка классного часа «Как мы говорим, или понимают ли нас взрослые?»
методическая разработка
Для профилактики агрессивного поведения учащихся большое значение имеет: четкий и неуклонно соблюдаемый режим дня с продуманными мероприятиями, с организацией различных форм деятельности. Решающим фактором успешности профилактической работы с подростками является личность педагогов, которые непосредственно взаимодействуют с ними. От этих отношений в значительной степени зависит успех всей профилактической работы. Педагоги должны обладать умением владеть собой в различных, порой конфликтных ситуациях, а самое главное любить свое дело, любить этих обездоленных судьбой детей; организация условий для успешной адаптации.
Особенно важно с учетом характерологических особенностей выбрать наиболее подходящее занятие для каждого подростка, с тем, чтобы он мог максимально проявить свои способности и положительные стороны личности. Работа может быть успешной только при учёте индивидуальных особенностей подростков. Важной задачей является развитие стойкого и выраженного интереса к какому-либо виду деятельности, воспитание волевых черт личности, умения доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели и произвольно сдерживать себя при возникновении различных конфликтных ситуаций. На основании вышеизложенного был разработан классный час «Как мы говорим, или понимают ли нас взрослые?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 6.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как мы говорим, или понимают ли нас взрослые?»
Эпиграф:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,
этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками»
И.С.Тургенев.
Учитель: Что значит «беречь язык»? От кого его беречь? Разве у языка есть враги?
Ответы учащихся.
Учитель: Ежегодно 26 января отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. А для чего человеку нужен язык?
- Что значит найти общий язык?
Ответы учеников (передавать информацию друг другу, понимать друг друга).
Учитель: Известны ли вам из истории легенды, мифы или сказания о людях, которые не смогли найти общий язык между собой? К чему может привести такая ситуация?
Ответы учащихся.
(существует библейская легенда, которая говорит о том, что когда-то все люди говорили на одном языке и жили в одном месте после всемирного потопа. И когда людей (потомков Ноя) стало так много, что им необходимо было разойтись в разные стороны, они решили оставить о себе памятник, да такой, чтобы его вершина достигла неба. В наказание за такое дерзкое и гордое предприятие Бог смешал их языки и они престали понимать друг друга и поневоле рассеялись, не достроив город, которому дали название «Вавилон», что значит «смешение». Именно так произошли народы, говорящие на разных языках.)
- Люди на земле говорят на разных языках, но у всех языков одна задача – помогать людям понимать друг друга при общении.
- Ребята, язык - это не только слово, это строй мысли. Как вы думаете, что это значит «строй мысли»?
Ответы учащихся (когда человек произносит слово, то в голове рождаются ассоциации, образы, понятия).
- Какие ассоциации у вас возникают на слово «тарелка»?
Ответы учащихся. (Из тарелок ели, на худой конец, в них прилетали инопланетяне, но трудно представить, что теперь тарелка – это телевизионная антенна!)
- А теперь скажите, какие нормы общения приняты среди современной молодежи?
Ответы учащихся (молодежный сленг, жаргон)
- Что такое сленг? (набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях).
- А в каком возрасте чаще всего люди употребляют «сленговые» слова?
(12-30 лет), именно поэтому он называется «молодежный».
- За счет чего пополняется словарь молодежного сленга (иностранные языки, компьютерный язык, лексика отдельных объединений)
- Как вы считаете, зачем человеку нужны эти слова в речи?
Ответы учащихся (выразится, выделиться, самоутвердиться: Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди всех. Самый легкий способ — напустить на себя туману и говорить каким-нибудь непонятным, таинственным языком).
- Давайте обратимся к истории великого русского языка и посмотрим, какие значения имели слова, сейчас употребляющиеся как «сленг». Выбирайте только те пояснения, которые относятся к характеру человека.
Работа в группах: каково ваше понимание слов «крутой» и «матёрый»?
Словарь живого великорусского языка Даля.
1 группа ищет значение слова «матёрый»
2 группа ищет значение слову «крутой».
Ответы учащихся.
Учитель: Как оказалось, значение слова «матёрый» совсем не наглый, как многие могли подумать, а большой, плотный, здоровенный человек, или материк. Я думаю, что после того, как вы узнали истинный перевод слова «крутой», вам не захочется таковым быть, да и дружить с человеком взбалмошным, ветреным, разгульным, вспыльчивым тоже не желательно.
Учитель: Иногда, слушая речь молодых людей, взрослые оказываются в роли иностранцев, которые ничего не понимают. Предлагаю вам побыть в роли переводчиков.
Задание. Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще 50 лет назад:
1. Забить стрелку (назначить встречу).
2. Ловлю кайф (получаю удовольствие).
3. Мне фиолетово (мне все равно)
4. Смотри, какой перец пошел (смотри, какой парень пошел).
5. Оттянуться на тусовке (хорошо отдохнуть на вечеринке).
6. Мне в лом (мне неохота).
7. Комп полетел (компьютер не работает)
Несложным оказалось задание. Видно, все так накинулись на этот сленг, что он незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и перевести его на литературный язык нам проще простого.
Надеюсь, что подобный «словесный мусор», не слишком засоряет ваше общение. Потому что «болезнь сленга» — это все-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремиться стать не только взрослым, но и культурным…
Давайте, в качестве доказательства вашей культуры, попробуем выполнить творческое задание, будем работать в группах, а потом сравним, что у вас получилось. Я думаю, вы согласитесь с тем, что главное в общении – это язык, на котором общаются люди.
Задание: составить синквейн к слову «язык».
Правило составления синквейна:
Пример выполнения задания:
Язык
Великий, красивый
Звучит, воодушевляет, завораживает
Русский язык – это сила!
Речь.
Варианты групп.
Спасибо за работу.
Есть такое мнение: «У современной молодежи нет ничего святого. Подростки безразличны, бесчувственны как к радости, так и к горю других. Имея в запасе ограниченное количество слов для раскрытия своего внутреннего состояния, молодые люди оперируют сленговыми, нецензурными словами. Потому что в их памяти больше нет слов, которыми можно назвать то, что они увидели, услышали, почувствовали».
Думаю, что наше последнее задание опровергнет мнение об ограниченности вашего языка. В качестве домашнего задания я хочу вас
попросить придумать небольшой текст, стихотворение, частушки на тему «Я – за чистоту родного языка».
Я надеюсь, что вы будете теперь бережно относиться к тем словам, которые произносите.
Ведь…
Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова — словно раны, слова — словно суд —
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова — всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть ваши слова находят отклик в сердцах других людей, и ни вам, ни им никогда не потребуется переводчик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа на тему: «Я говорю с тобой из Ленинграда…»
Подготленное мероприятие способствует нравственно-патриотическому воспитанию студентов.Знакомит студентов с жизнью и подвигом жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.Воспитывает чу...
Разработка классного часа "Доброта- как мы ее понимаем"
Классный час подготовлен для учащихся 9 класса .Проходит в форме беседы о нравсткенных ценностях....
Методическая разработка классного часа для старшеклассников «ГОВОРИМ ЗДОРОВЬЮ – ДА!»
Данный материал будет полезен для классных руководителей и социальных педагогов. Может быть использован на классных часах....
Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"
План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Разработка классного часа "Учимся говорить о поступках" (профилактика суицида)
Разработка для классных руководителей при работе с детьми 5 класса...
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...