Разработка классного часа "Доброта- как мы ее понимаем"
классный час (9 класс) по теме

Шабаева Асия Миргазияновна

Классный час подготовлен для учащихся 9 класса .Проходит в форме беседы о нравсткенных ценностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon классный час в 9 классе 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное общеобразовательное учреждение

                       «Средняя общеобразовательная школа №7»

        Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

« Доброта  -  как мы ее понимаем»

              (классный час в 9 классе)

                                               Разработала учитель высшей категории

                                                              Шабаева Асия Миргазияновна

        

Цели и задачи:

- воспитывать нравственные качества учащихся;

- формировать умение аргументировать свой выбор;

- развивать коммуникационные компетенции.

Форма проведения: беседа

Подготовительный этап:

1) подобрать народные пословицы, поговорки о добре;

2) создать символику добра и зла и подготовить ее защиту;

3) написать эссе о добре и зле.

Оформление:

на доске ( или на экране) – тема беседы  и эпиграф

Оборудование:

текст песни Б.Окуджавы «Давайте восклицать…»;

пакет с заданиями; карточки ( или слайды) со словами «ДОБРО», «ЗЛО», «СПРАВЕДЛИВОСТЬ», «ГУМАННОСТЬ», «МИЛОСЕРДИЕ», «ВЕЛИКОДУШИЕ».

                                      Ход классного часа:

               

Эпиграф: «Ткань нашей жизни соткана из переплетенных нитий;

                  добро и зло соседствуют в ней». (Оноре де Бальзак)

        Звучит  в исполнении Б.Окуджавы  песня «Давайте восклицать…». У учащихся на столе текст песни.

Учитель:  Ребята, послушайте песню в исполнении самого автора, знаменитого советского поэта и барда Булата Окуджавы и подумайте, о чем он поет.

Песня:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно,

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не надо придавать значения злословью,

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая,

Тем более, что жизнь короткая такая.

Высказывания ребят о смысле этой песни.

Классный руководитель: Наша беседа посвящается теме «Доброта – как мы ее понимаем». Как научиться быть добрым? Для этого нужно понимать, что такое добро и что такое зло. Обратите внимание на эпиграф нашего занятия.

            Нет человека на Земле, которого не волновали бы эти два понятия. Всегда ли мы правильно понимаем, когда в отношении нас совершается добро, а когда – зло? Например, родители не пускают свою дочь вечером на день рождения к подруге, которая живет далеко в очень криминализированной части города. Дочь плачет, переживает, просит, но родители непоколебимы. Кто прав в этой ситуации?

           Родители по отношению к дочери совершают, на первый взгляд, зло. Они лишают ее общения со сверстниками. Но они любят своего ребенка и не хотят, чтобы с ней случилось что-то нехорошее. Что в этой ситуации выше6 зло или добро?

         Если бы дочь вошла в положение родителей, могла поставить себя на их место, переживаний было бы куда меньше, и она поняла бы, что они хотят ей только добра.

         Как человек делает выбор между добром и злом? Что определяет победу добра?

        Что нужно сделать, чтобы творить добро, - нужно понимать друг друга.

Граница между этими двумя понятиями очень тонка, особенно когда люди не понимают друг друга.

        Террористы засели в доме, сдаваться отказываются и на все предложения отвечают выстрелами. ОМОН подкатывает танки и начинает стрельбу прямой наводкой.

       Рассмотри ситуацию с позиции закона и порядка. С этой точки зрения террористы вне закона и подлежат суду, а если не сдаются – уничтожению. Тут добро на стороне правоохранительных органов.

       Теперь посмотри на ситуацию глазами террористов. Многие среди них борются за свои идеалы жизни, которые считают самыми верными.

      Где здесь граница между добром и злом?

Тут дело в использовании методов борьбы. Можно за свои идеи отстаивать в спорах, диалогах, политических действиях. За это вас никто наказывать не будет. Но если вы взялись за оружие и начали убивать людей, часто ни в чем неповинных, вы совершаете зло и должны быть наказаны.

        Из копилки мудрых мыслей:

«Добродетель и порок, моральное добро и зло – во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества и каждого человека». (Вольтер)

« Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То чего люди не любят во мне, - вот это и есть мои пороки». (старый китайский афоризм)

«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится». (Ч.Айтматов)

Ребятам предлагается    написать на доске однокоренные слова к словам «добро» и «зло». Данное задание выполняется двумя командами в соревновательном духе.

ДОБРО – та                                ЗЛО – намерение

              -  любие                                 -  радство

              -  порядочность                     - словие

              - душие                                   - деяние

              - сердечность                         - памятность

Классный руководитель:  Одна из причин появления зла – несправедливость. Почему одни не знают, куда девать деньги, покупают за границей дворцы, корабли, самолеты, а другие не знают, чем завтра будут кормить своих детей? Разве люди не родились одинаковыми и разве богатые не должны делиться с бедными?

         Справедливость порождает добро. Старайтесь быть всегда справедливыми в любых своих поступках. Чтобы творить добро, нужно любить! Каждый человек – личность, и у него есть что-то хорошее. Надо видеть в человеке хорошее и за это его любить. Это не значит, что нужно на улице бросаться к каждому встречному и целовать его. Тут любовь другая, основанная на уважении, понимании, милосердии, сочувствии и сострадании.

      В советское время, при всех недостатках той системы, люди были добрыми. Если тогда вы потеряли бы документы и деньги, а кто-то их нашел, он никогда не стал бы за их возвращение требовать вознаграждение. Сейчас редкий человек вернет вам потерянные документы даром.

     А.М.Горький отметил: «Любовь к людям – это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего».

Учащимся предлагается задание: собрать из отдельных слов текст пословиц и поговорок.

    Дружба да братство дороже всего богатства.

    Кто слишком любит себя, того не слишком любят другие.

    Сам себя губит, но других любит.

    Нет ничего более ценного, чем человеческая жизнь.

    В миру жить – добрым быть.

Классный руководитель: Ребята, у вас было домашнее задание: разработать символику добра и зла и защитить ее.

Защита  наиболее интересных работ.

Классный руководитель: А сейчас попробуйте решить этические задачи и аргументируйте свой ответ.

Задача 1. Тонут два человека: профессор и дворник. Кого надо спасать первым?

Задача 2. Какую позицию должен занять человек-гуманист, когда надо сказать неприятную правду в глаза другу?

Задача 3. Неожиданно при тебе друг оскорбил пожилого человека. Что ты предпримешь?

Задача 4. Можно ли считать родителей гуманными, воспитывающих своих детей по принципу «Чем бы дите ни тешилось, только бы не плакало»?

Задача 5. Мама любит смотреть по ТВ художественные фильмы, а сегодня по другой программе – моя любимая передача …

Задача 6. Впервые друг забыл поздравить меня с днем рождения. Скоро приближается и его праздник…

Задача 7. В трамвай вошла женщина с ребенком, который стал проситься к окошку. А я как раз сидел(а) у окна…

Задача 8. В день зарплаты мы с мамой пошли покупать давно обещанную гитару. Но на витрине универмага увидели туфли, о которых мечтала мама…

Классный руководитель: Кого можно назвать великодушным человеком?

( кто понимает другого человека; кто принимает его таким, каков он есть; кто легко прощает другому человеку его промахи, ошибки; кто гуманно относится к побежденному; кто творит добро «просто так»; кто не злопамятен; кто не способен на самопожертвование)

Классный руководитель: Разные бывают люди. Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега жалко зимой. А к какой категории людей вы относитесь сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим?

Вам поможет ответить на эти вопросы анкета:

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Проводится анкетирование.

Классный руководитель: Итак, мы разобрали, что значит быть добрым. Это отношение к другим людям, животным, к природе с пониманием, уважением, с чувством милосердия, любви, сочувствия и сострадания.

Предлагаю закончить наш классный час песней Булата Окуджавы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Классный час Всегда ли мы понимаем своих детей.

Вопрос взаимопонимания всегда волнует родителей. Надеюсь, этот материал поможет некоторыи родителям по-новому  взглянуть на своих детей....

Классный час "Родители меня не понимают"

Вспомним мудрые слова древнегреческого философа Фалеса Милетского:  «Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями»....

Разработка классного часа «Как мы говорим, или понимают ли нас взрослые?»

Для профилактики агрессивного поведения учащихся большое значение имеет: четкий и неуклонно соблюдаемый режим дня с продуманными мероприятиями, с организацией различных форм деятельности. Решающим фак...

Разработка теста для родителей по теме: «Понимаете ли Вы своего ребенка?»

Разработка тестадля родителей по теме:«Понимаете ли Вы своего ребенка?»...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...