Методические материалы на тему: "Диагностика одаренности у детей, занимающихся в студии хореографии"
учебно-методический материал
Данный матерал содержит информацию о диагностике детей, занимающихся в студии хореографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horeografiya.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Центрального района города Кемерово |
Диагностика одаренности у детей,
занимающихся в хореографической студии
Кемерово 2020
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, а также быстрое достижение успехов в хореографии и танцевальном искусстве.
Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую и воспитывающую. Первая состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и связи с ним педагог имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учащихся.
Существует 2 способа выявления одаренных детей: при помощи медико-психологической диагностики и при помощи педагогической диагностики. Данная разработка посвящена педагогической диагностике выявления одаренных детей в хореографии и формам работы.
ля выявления одаренных детей в хореографии были разработаны критерии, формы выявления и диагностические задания. Не редко танцевальные способности детей раскрываются не сразу, а в процессе обучения на 2 и на 3 году обучения. Поэтому диагностические задания носят универсальный характер и предусмотрены для детей с 1 по 3 год обучения. Проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).
Диагностика хореографических способностей по методике Э.П. Костиной. Рекомендуемая методика предполагает общую систему оценки хореографических способностей по 3-балльной шкале:
- 3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
- 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
- 1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.
Высоким результатом хореографических способностей детей можно считать средний балл от 2,3 до 3. Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла. Низкий уровень 1,4 балла и ниже.
По результатам диагностики определяются дети, кому необходимы индивидуальные занятия по хореографии.
Мониторинг распределялся по оценочным таблицам. Результаты (высокий, средний, низкий) оценивались по показателям качества освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности:
- Интерес и потребность к восприятию музыки и движений
- Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений
- Наличие творчества в исполнении выразительности фиксированных движений игр и плясок.
Диагностические задания на проверку гибкости:
Оценка гибкости плечевого пояса.
Наиболее приемлемыми методами тестирования гибкости являются контрольные упражнения, не требующие специальных методик. Простейшим методом определения гибкости плечевого пояса является сгибание рук за спиной из положения одна рука вверху, другая внизу. При этом тестируемый не должен выполнять упражнения, превозмогая боль в плечевых суставах.
Контрольное упражнение выполняется в обе стороны (правая рука вверху, затем левая). Регистрируется лучший результат.
Оценка пассивной гибкости плечевых суставов
Следующий тест определяет пассивную гибкость плечевых суставов. Для тестирования понадобится обыкновенная сантиметровая лента, веревка или просто полотенце. Из положения руки вверху выполняется круговое движение назад в плечевых суставах. При этом руки должны оставаться прямыми. Движение выполняется одновременно двумя руками.
Минимальное расстояние между кистями в сантиметрах позволяет оценить гибкость. Допускается несколько попыток, фиксируется лучший результат- наименьшее расстояние между кистями.
Тесты проводятся в начале и конце учебного года. Результаты заносятся в сводную таблицу наблюдений.
Контроль подвижности позвоночного столба
Следующая группа тестов служит контролем подвижности позвоночного столба. Два из них - это наклоны в стороны из положения сидя на стуле и стоя. Помимо подвижности позвоночника они оценивают эластические свойства мышц туловища. Третий тест этой группы – наклон вперед, качество выполнения которого во многом зависит от эластичности мышц и связок задней поверхности бедра.
Диагностические задания на устойчивость и равновесие.
Тест Бондаревского
Стоя на одной ноге, руки на поясе, другую ногу согнуть в колене и развернув ее в сторону, прижать пятку к внутренней поверхности коленного сустава опорной ноги. Зафиксировать это положение, закрыть глаза и включить секундомер (лучше, чтобы время отмечал кто-нибудь другой, но можно это сделать и самому.) выключить секундомер тогда, когда начнете терять равновесие (опорная нога сдвинется с места, либо изменит положение согнутая нога). Зафиксировав время, в течение которого вам удалось простоять, сохраняя равновесие, сверьте его с таблицей.
Удовлетворительными считаются такие результаты:
Возраст | Время в секундах |
8 лет | 8,3 |
9 лет | 10,8 |
10 лет | 12,7 |
11 лет | 14,4 |
12 лет | 15,5 |
13 лет | 16,9 |
14 лет | 17,7 |
15 лет | 17, 8 |
Старше 15 лет | 20,4 |
Диагностические задания. Артистичность
Психологические упражнения (этюды)
Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Ниже приводится содержание этюдов, по одному на каждую эмоцию. Это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему. Можно, например, «проиграть» ситуацию, произошедшую в группе, из прочитанной сказки и т.д. Герои (мальчик, девочка) обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает то или иное упражнение, можно менять героя. Даже присваивая ему имя играющего ребенка.
Новая кукла (этюд на выражение радости)
Девочке подарили новую куклу. она рада, весело скачет, кружится. Играет с куклой.
Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть, а сама уснула. Проснулась, Аленушки нет-сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
Фокус (этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в чужой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Золушка (этюд на выражение печали)
Золушка возвращается с бала очень печальной- она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…
Один дома (этюд на выражение страха)
Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны всякие шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь.
Диагностические задания. Контроль координационных способностей
Визуальная экспресс-диагностика качества исполнения движения (пластические тесты).
Специальные упражнения на развитие координации, координационные тесты.
Вальсовый квадрат в координации с руками.
«Тройные» шаги в рисунке – вперед, в сторону, рядом - назад, в сторону, рядом. Одновременно с перешагиванием руки опускаются сверху – вниз, снизу - в стороны, со стороны- вверх.
Исходная позиция – 6 позиция ног, руки подняты верх.
1 – шаг правой ногой вперед, руки опускаются сверху вниз на бедра;
2 – шаг левой ногой влево, руки выводятся в стороны;
3 – правой ногой приставляется к левой ноге в 6 позицию, хлопок над головой;
4 – левой ногой шаг назад, руки опускаются с хлопком на бедра;
5 – шаг правой ногой в сторону, руки в сторону;
6 – левая нога приставляется к правой ноге в 6 позицию, руки с хлопком над головой.
Вальсовый квадрат в координации с руками и в повороте между углами зала.
Это более сложная форма исполнения, его принято называть «Большой вальсовый квадрат». Исполняется точно также как «Вальсовый квадрат в координации с руками», но в повороте на 2, 4, 6 и 8 точки хореографического класса.
Диагностика по выявлению одаренных детей в области хореографии была проведена в группах 1 и 2 года обучения. В каждой группе были выявлены способные дети и для них разработан индивидуальный план работы.
Индивидуальный план работы включает в себя: подбор усложненного репертуара, дифференцированного подхода на занятиях, включение сольных кусков в массовые хореографические постановки и отдельные сольные постановки.
Задача педагога при работе с одаренными детьми - воспитать в них стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Диагностика личностной успешности детей, занимающихся в кружках и творческих объединениях учреждения дополнительного образования
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта роль участников образовательного процесса существенно меняется. Методологической основой нового стандарта образования ...
Методическая разработка на тему: ВОСПИТАНИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ
Школьники, занимающихся боксом, имеющие высокий уровень развития силовых качеств показывают на соревнованиях более высокие спортивные результаты....
Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».
Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...
Методическая разработка на тему: ВОСПИТАНИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ
Школьники, занимающихся боксом, имеющие высокий уровень развития силовых качеств показывают на соревнованиях более высокие спортивные результаты...
Презентация на тему:" Развитее творческих способностей детей по средствам занятий хореографий"
Развитие творческих способностей детей по седствам занятия хореографии Через занятия хореографией дети учатся передавать свои чувства и свою индивидуальность посредством танцевальных движени...
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....