Диагностика личностной успешности детей, занимающихся в кружках и творческих объединениях учреждения дополнительного образования
статья по психологии на тему

Деханова Ольга Вячеславовна

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта роль участников образовательного процесса существенно меняется.  Методологической основой нового стандарта образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания. А это ценностно-смысловая сфера личности,  способной к ценностному самоопределению, нравственной рефлексии, саморазвитию и пониманию своей самобытности.  В связи с этим возникает необходимость диагностики эффективности образовательного процесса и личностной успешности детей в учреждениях дополнительного образования.  В этой работе я сделала попытку создать методику, позволяющую наблюдать формирование личностной успешности детей, занимающихся  в кружках Дома детского творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика

личностной успешности детей,

занимающихся в кружках и творческих объединениях

 учреждения дополнительного образования


        Началось всё неожиданно: почти через 19 лет успешного существования в нашем районе закрыли психологический центр. От всего штата остались две ставки — педагога-психолога и социального педагога, которые передали дому детского творчества. Так я стала психологом в учреждении дополнительного образования.

         Передо мной встала конкретная задача: психологическое сопровождение образовательного процесса. Как правило, в подобных учреждениях ставки психолога не предусмотрены. Атмосфера там обычно доброжелательная, дети заняты творчеством, и отрывать их от занятий для проведения психологических методик некорректно.  

        Я стала изучать документы, анализировать литературу. Рассуждала так: если главное направление работы учреждений дополнительного образования – создание благоприятных условий для оптимального развития детей, то целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его гармоничного развития. В реальной работе это: предупреждение возникновения проблем развития; помощь и содействие  в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; развитие психолого-педагогической компетентности детей, родителей, педагогов; психологическое обеспечение образовательных программ.

        С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта роль участников образовательного процесса существенно меняется.  Методологической основой нового стандарта образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания. А это ценностно-смысловая сфера личности,  способной к ценностному самоопределению, нравственной рефлексии, саморазвитию и пониманию своей самобытности. 

        В связи с этим возникает необходимость диагностики эффективности образовательного процесса и личностной успешности детей в учреждениях дополнительного образования. Литературы на эту тему крайне мало, а методического инструментария практически нет.

       В каждой из образовательных программ прописано то, чему должны научиться дети в течение учебного года. Но оценок в дополнительном образовании не бывает. В конце года по результатам прохождения программ проводятся мониторинги, но критерии оценивания там не стандартизированы.

       Поэтому мною была разработана  диагностическая методика «Карта наблюдений за деятельностью обучающихся кружков и творческих объединений». В основу её легло включенное наблюдение педагога за детьми в течение учебного года по следующим параметрам.  

  1. Развитие умений и навыков.  
  2. Коммуникативность (особенности общения).
  3. Способность к обучению.
  4. Мотивация.
  5. Творческие возможности.

      Таким образом, методика основана на экспертных оценках руководителей творческих объединений. Им предлагается вести наблюдение за детьми и оценивать их личностные качества по трёхбалльной системе, где 1 балл —высшая оценка, 2 балла—средняя, 3 балла—низшая. Трёхбалльная система мною выбрана потому, что в условиях дополнительного образования, где главным результатом является не оценка, а включенность ребёнка в общий процесс, она является более удобной в использовании и достаточно информативной.

       Перед началом учебного года я провела с педагогами консультации по работе с методикой. Через месяц после начала занятий и в конце учебного года руководители кружков и творческих объединений должны были заполнить приведённую ниже карту. Инструкция к ней такова: «Оцените, пожалуйста, личностные качества детей  по трёхбалльной шкале».

Карта наблюдений за деятельностью обучающихся

Фамилия, имя

Дата рождения

Умения и навыки

Коммуникативность (особенности общения)

Способность к обучению

Мотивация

Творческие возможности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 Для оценки деятельности детей были определены следующие критерии:

Примерные критерии оценки к Карте наблюдений

  1. Умения и навыки
  1. Активность на занятиях, инициативность (1 балл).
  2. Деятельность по просьбе педагога, отсутствие личной инициативы (2 балла).
  3. Пассивность, недоведение дела до конца, при удобном случае уклонение от участия (3 балла).
  1. Коммуникативность (особенности общения)
  1. Умение создавать и поддерживать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми (умеет оценивать свои поступки) (1 балл)
  2. Неровность в отношениях со сверстниками, иногда бывает источником конфликтов (нужна помощь, чтобы оценить свои поступки) (2 балла).
  3. Частая конфликтность, осложнённое общение с окружающими (свои и чужие поступки оценивает неверно, непризнание своей неправоты) (3 балла).
  1. Способность к обучению
  1. Легко усваивает материал, испытывает положительные эмоции от работы. Помощь педагога не нужна или минимальна (1 балл)
  2. Положительно относится к учебным заданиям, но иногда требуется дополнительное разъяснение. Нужна помощь педагога при затруднениях (2 балла).
  3. Безразличие к содержанию, процессу и результату занятий. Если трудно—сразу готов прекратить работу. Нуждается в постоянной помощи педагога (3 балла).
  1. Мотивация
  1. Высокая мотивация, выраженный интерес к занятиям (1 балл).
  2. Положительное отношение к занятиям, но они привлекают второстепенными сторонами деятельности (общением со сверстниками) (2 балла).
  3. Мотивация отсутствует, посещает занятия неосознанно либо по принуждению взрослых (родителей или классного руководителя)(3 балла).
  1. Творческие возможности
  1. Постоянно предлагает новые идеи, отличается богатым воображением (1 балл).
  2. Идеи выдвигает редко, но отличается исполнительностью (2 балла).
  3. Своих идей не выдвигает, работает по шаблону, ориентируется на других (3 балла).

        Для стандартизации этой методики была проведена следующая работа: произвольно выбрана группа детей одного из кружков в количестве 12 человек. Затем по описанным выше критериям произведена педагогическая оценка и получены результаты:

Первичные оценки

                                                                                           Таблица 1

Номер испытуемого

Баллы

1

5

2

9

3

11

4

8

5

8

6

11

7

5

8

11

9

11

10

8

11

9

12

8

Затем найдено среднее арифметическое по группе. Оно равно 9 баллам.

Чтобы полученные данные были грамотно обработаны, необходимо использовать стандартное отклонение. Его вычисляем следующим образом:

Вычисление стандартного отклонения

Таблица 2

 

Ученик

Балл

x1 - x̄

(x1  - x̄)2  

1

5

-4

16

2

9

0

0

3

11

2

4

4

8

-1

1

5

8

-1

1

6

11

2

4

7

5

-4

16

8

11

2

4

9

11

2

4

10

8

-1

1

11

9

0

0

12

8

-1

1

Сумма

                                                                                52

Стандартное отклонение

                                                                               2.1

В первой колонке—порядковые номера детей, во второй—сырые баллы, полученные по методике, в третьей—разность между конкретным индивидуальным результатом и средним арифметическим в группе, в четвёртой—квадрат этой разности. Внизу—сумма квадратов разности, ещё ниже—стандартное отклонение. Оно высчитывается по формуле

s=

Для того, чтобы результаты, полученные по данной методике, можно было сопоставить с результатами других тестов, мы должны её стандартизировать. Основой любой стандартной шкалы являются Z-оценки. Для того, чтобы их получить, необходимо выразить индивидуальный показатель как долю стандартного отклонения. Z-оценки вычисляются по формуле:

Z=,

где

—среднее  значение показателя в группе,

Полученную нами шкалу мы преобразовываем в стандартную шкалу станайнов. Станайн в переводе с английского — стандартная девятка. Эта шкала обычно используется в случаях, когда результаты исследования проходили на недостаточно большой группе испытуемых, и надёжность и валидность методики не являются высокими.

Перевод сырых баллов в шкалу станайнов

Таблица 3

Ученик

Балл

x1 - x̄

Z=(x1 - x̄)/2

Z s

Z s +5

Станайн

1

2

3

4

5

6

7

1

5

-4

-2

-4

1

1=9

2

9

0

0

0

5

5=5

3

11

2

1

2

7

7=3

4

8

-1

-0,5

-1

4

4=6

5

8

-1

-0,5

-1

4

4=6

6

11

2

1

2

7

7=3

7

5

-4

-2

-4

1

1=9

8

11

2

1

2

7

7=3

9

11

2

1

2

7

7=3

10

8

-1

-0,5

-1

4

4=6

11

9

0

0

0

5

5=5

12

8

-1

-0.5

-1

4

4=6

           Итак, мы берём сырые баллы (вторая колонка), получаем разность между конкретным индивидуальным результатом по методике и средним арифметическим в группе (третья колонка), делим эту разность на 2 (округлённое стандартное отклонение нашей методики) и получаем z-оценки каждого испытуемого ((четвёртая колонка), затем z-оценки  умножаем на 2—стандартное отклонение шкалы станайнов (пятая колонка), далее к этим показателям прибавляем 5— это среднее арифметическое шкалы станайнов (шестая колонка). И наконец, получаем баллы по шкале станайнов (седьмая колонка). Поскольку наша трёхбалльная шкала, по которой мы начисляли сырые баллы—«перевёрнутая», т.е. за самый высокий результат начисляется самый низкий балл, то переводя результат в стандартные баллы по шкале станайнов мы его тоже «переворачиваем»:  1 балл соответствует 9 по шкале станайн, 2-8, 3-7 и так далее.

       В нашей методике 11 оценок: от 5 до 15. Чтобы перевести «сырые» баллы в станайны, руководствуемся следующим алгоритмом………..

 

 Интерпретация шкалы станайн

(таблица перевода)

                                                                                                 Таблица 4

Сырые баллы

 по Карте наблюдений

Станайн

Уровень

15

1

Очень низкий

13-14

2

Низкий

12

3

Ниже среднего

9-11

4

Средний

9-11

5

Средний

9-11

6

Средний

8

7

Выше среднего

6-7

8

Высокий

5

9

Очень высокий

Литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1. М., 1982.
  2. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды. М., 1997.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В КРУЖКЕ «ВЕСЁЛЫЕ КРАСКИ» педагогом дополнительного образования учителем ИЗО и черчения Стышневой Р.Г.

ТЕМА  УРОКА:  «Следствие  ведут  знатоки». Создание  портрета  человека  по  предложенному  описанию  в  технике  аппликации  с...

Методические рекомендации «Диагностика образовательного процесса и его результатов в вокально-хоровых объединениях дополнительного образования детей"

В данной работе дано теоретическое представление о проблеме диагностики образовательного процесса и его результатов и предлагается один извозможных подходов к решению проблемы оценки образовательных р...

Диагностика и развитие мотивационной сферы личности детей в условиях системы дополнительного образования.

Педагогика и психология музыкального образования: прошлое, настоящее, будущее. Материалы IX научно-практической конференции с международным участием. - М., 2010.-С.254-257....

Методические материалы на тему: "Диагностика одаренности у детей, занимающихся в студии хореографии"

Данный матерал содержит информацию о диагностике детей, занимающихся в студии хореографии....

«Развитие творческой одарённости детей на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования»

Каждый ребёнок уникален, и правы те родители, которым удаётся не только угадать его желания, но и вовремя заметить и развить всевозможные таланты.Очень важно, как поведут себя родители, когда обнаружа...

Методическое пособие "Практикоориентированные подходы к организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования (из опыта работы МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым)"

В настоящем пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и под...