Диагностика личностной успешности детей, занимающихся в кружках и творческих объединениях учреждения дополнительного образования
статья по психологии на тему
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта роль участников образовательного процесса существенно меняется. Методологической основой нового стандарта образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания. А это ценностно-смысловая сфера личности, способной к ценностному самоопределению, нравственной рефлексии, саморазвитию и пониманию своей самобытности. В связи с этим возникает необходимость диагностики эффективности образовательного процесса и личностной успешности детей в учреждениях дополнительного образования. В этой работе я сделала попытку создать методику, позволяющую наблюдать формирование личностной успешности детей, занимающихся в кружках Дома детского творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика
личностной успешности детей,
занимающихся в кружках и творческих объединениях
учреждения дополнительного образования
Началось всё неожиданно: почти через 19 лет успешного существования в нашем районе закрыли психологический центр. От всего штата остались две ставки — педагога-психолога и социального педагога, которые передали дому детского творчества. Так я стала психологом в учреждении дополнительного образования.
Передо мной встала конкретная задача: психологическое сопровождение образовательного процесса. Как правило, в подобных учреждениях ставки психолога не предусмотрены. Атмосфера там обычно доброжелательная, дети заняты творчеством, и отрывать их от занятий для проведения психологических методик некорректно.
Я стала изучать документы, анализировать литературу. Рассуждала так: если главное направление работы учреждений дополнительного образования – создание благоприятных условий для оптимального развития детей, то целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его гармоничного развития. В реальной работе это: предупреждение возникновения проблем развития; помощь и содействие в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; развитие психолого-педагогической компетентности детей, родителей, педагогов; психологическое обеспечение образовательных программ.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта роль участников образовательного процесса существенно меняется. Методологической основой нового стандарта образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания. А это ценностно-смысловая сфера личности, способной к ценностному самоопределению, нравственной рефлексии, саморазвитию и пониманию своей самобытности.
В связи с этим возникает необходимость диагностики эффективности образовательного процесса и личностной успешности детей в учреждениях дополнительного образования. Литературы на эту тему крайне мало, а методического инструментария практически нет.
В каждой из образовательных программ прописано то, чему должны научиться дети в течение учебного года. Но оценок в дополнительном образовании не бывает. В конце года по результатам прохождения программ проводятся мониторинги, но критерии оценивания там не стандартизированы.
Поэтому мною была разработана диагностическая методика «Карта наблюдений за деятельностью обучающихся кружков и творческих объединений». В основу её легло включенное наблюдение педагога за детьми в течение учебного года по следующим параметрам.
- Развитие умений и навыков.
- Коммуникативность (особенности общения).
- Способность к обучению.
- Мотивация.
- Творческие возможности.
Таким образом, методика основана на экспертных оценках руководителей творческих объединений. Им предлагается вести наблюдение за детьми и оценивать их личностные качества по трёхбалльной системе, где 1 балл —высшая оценка, 2 балла—средняя, 3 балла—низшая. Трёхбалльная система мною выбрана потому, что в условиях дополнительного образования, где главным результатом является не оценка, а включенность ребёнка в общий процесс, она является более удобной в использовании и достаточно информативной.
Перед началом учебного года я провела с педагогами консультации по работе с методикой. Через месяц после начала занятий и в конце учебного года руководители кружков и творческих объединений должны были заполнить приведённую ниже карту. Инструкция к ней такова: «Оцените, пожалуйста, личностные качества детей по трёхбалльной шкале».
Карта наблюдений за деятельностью обучающихся
№ № | Фамилия, имя | Дата рождения | Умения и навыки | Коммуникативность (особенности общения) | Способность к обучению | Мотивация | Творческие возможности | ∑ |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 |
Для оценки деятельности детей были определены следующие критерии:
Примерные критерии оценки к Карте наблюдений
- Умения и навыки
- Активность на занятиях, инициативность (1 балл).
- Деятельность по просьбе педагога, отсутствие личной инициативы (2 балла).
- Пассивность, недоведение дела до конца, при удобном случае уклонение от участия (3 балла).
- Коммуникативность (особенности общения)
- Умение создавать и поддерживать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми (умеет оценивать свои поступки) (1 балл)
- Неровность в отношениях со сверстниками, иногда бывает источником конфликтов (нужна помощь, чтобы оценить свои поступки) (2 балла).
- Частая конфликтность, осложнённое общение с окружающими (свои и чужие поступки оценивает неверно, непризнание своей неправоты) (3 балла).
- Способность к обучению
- Легко усваивает материал, испытывает положительные эмоции от работы. Помощь педагога не нужна или минимальна (1 балл)
- Положительно относится к учебным заданиям, но иногда требуется дополнительное разъяснение. Нужна помощь педагога при затруднениях (2 балла).
- Безразличие к содержанию, процессу и результату занятий. Если трудно—сразу готов прекратить работу. Нуждается в постоянной помощи педагога (3 балла).
- Мотивация
- Высокая мотивация, выраженный интерес к занятиям (1 балл).
- Положительное отношение к занятиям, но они привлекают второстепенными сторонами деятельности (общением со сверстниками) (2 балла).
- Мотивация отсутствует, посещает занятия неосознанно либо по принуждению взрослых (родителей или классного руководителя)(3 балла).
- Творческие возможности
- Постоянно предлагает новые идеи, отличается богатым воображением (1 балл).
- Идеи выдвигает редко, но отличается исполнительностью (2 балла).
- Своих идей не выдвигает, работает по шаблону, ориентируется на других (3 балла).
Для стандартизации этой методики была проведена следующая работа: произвольно выбрана группа детей одного из кружков в количестве 12 человек. Затем по описанным выше критериям произведена педагогическая оценка и получены результаты:
Первичные оценки
Таблица 1
Номер испытуемого | Баллы |
1 | 5 |
2 | 9 |
3 | 11 |
4 | 8 |
5 | 8 |
6 | 11 |
7 | 5 |
8 | 11 |
9 | 11 |
10 | 8 |
11 | 9 |
12 | 8 |
Затем найдено среднее арифметическое по группе. Оно равно 9 баллам.
Чтобы полученные данные были грамотно обработаны, необходимо использовать стандартное отклонение. Его вычисляем следующим образом:
Вычисление стандартного отклонения
Таблица 2
Ученик | Балл | x1 - x̄ | (x1 - x̄)2 |
1 | 5 | -4 | 16 |
2 | 9 | 0 | 0 |
3 | 11 | 2 | 4 |
4 | 8 | -1 | 1 |
5 | 8 | -1 | 1 |
6 | 11 | 2 | 4 |
7 | 5 | -4 | 16 |
8 | 11 | 2 | 4 |
9 | 11 | 2 | 4 |
10 | 8 | -1 | 1 |
11 | 9 | 0 | 0 |
12 | 8 | -1 | 1 |
Сумма | 52 | ||
Стандартное отклонение | 2.1 |
В первой колонке—порядковые номера детей, во второй—сырые баллы, полученные по методике, в третьей—разность между конкретным индивидуальным результатом и средним арифметическим в группе, в четвёртой—квадрат этой разности. Внизу—сумма квадратов разности, ещё ниже—стандартное отклонение. Оно высчитывается по формуле
s=
Для того, чтобы результаты, полученные по данной методике, можно было сопоставить с результатами других тестов, мы должны её стандартизировать. Основой любой стандартной шкалы являются Z-оценки. Для того, чтобы их получить, необходимо выразить индивидуальный показатель как долю стандартного отклонения. Z-оценки вычисляются по формуле:
Z=,
где
—среднее значение показателя в группе,
Полученную нами шкалу мы преобразовываем в стандартную шкалу станайнов. Станайн в переводе с английского — стандартная девятка. Эта шкала обычно используется в случаях, когда результаты исследования проходили на недостаточно большой группе испытуемых, и надёжность и валидность методики не являются высокими.
Перевод сырых баллов в шкалу станайнов
Таблица 3
Ученик | Балл | x1 - x̄ | Z=(x1 - x̄)/2 | Z s | Z s +5 | Станайн |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 5 | -4 | -2 | -4 | 1 | 1=9 |
2 | 9 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5=5 |
3 | 11 | 2 | 1 | 2 | 7 | 7=3 |
4 | 8 | -1 | -0,5 | -1 | 4 | 4=6 |
5 | 8 | -1 | -0,5 | -1 | 4 | 4=6 |
6 | 11 | 2 | 1 | 2 | 7 | 7=3 |
7 | 5 | -4 | -2 | -4 | 1 | 1=9 |
8 | 11 | 2 | 1 | 2 | 7 | 7=3 |
9 | 11 | 2 | 1 | 2 | 7 | 7=3 |
10 | 8 | -1 | -0,5 | -1 | 4 | 4=6 |
11 | 9 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5=5 |
12 | 8 | -1 | -0.5 | -1 | 4 | 4=6 |
Итак, мы берём сырые баллы (вторая колонка), получаем разность между конкретным индивидуальным результатом по методике и средним арифметическим в группе (третья колонка), делим эту разность на 2 (округлённое стандартное отклонение нашей методики) и получаем z-оценки каждого испытуемого ((четвёртая колонка), затем z-оценки умножаем на 2—стандартное отклонение шкалы станайнов (пятая колонка), далее к этим показателям прибавляем 5— это среднее арифметическое шкалы станайнов (шестая колонка). И наконец, получаем баллы по шкале станайнов (седьмая колонка). Поскольку наша трёхбалльная шкала, по которой мы начисляли сырые баллы—«перевёрнутая», т.е. за самый высокий результат начисляется самый низкий балл, то переводя результат в стандартные баллы по шкале станайнов мы его тоже «переворачиваем»: 1 балл соответствует 9 по шкале станайн, 2-8, 3-7 и так далее.
В нашей методике 11 оценок: от 5 до 15. Чтобы перевести «сырые» баллы в станайны, руководствуемся следующим алгоритмом………..
Интерпретация шкалы станайн
(таблица перевода)
Таблица 4
Сырые баллы по Карте наблюдений | Станайн | Уровень |
15 | 1 | Очень низкий |
13-14 | 2 | Низкий |
12 | 3 | Ниже среднего |
9-11 | 4 | Средний |
9-11 | 5 | Средний |
9-11 | 6 | Средний |
8 | 7 | Выше среднего |
6-7 | 8 | Высокий |
5 | 9 | Очень высокий |
Литература
- Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1. М., 1982.
- Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды. М., 1997.
- Федеральный государственный образовательный стандарт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В КРУЖКЕ «ВЕСЁЛЫЕ КРАСКИ» педагогом дополнительного образования учителем ИЗО и черчения Стышневой Р.Г.
ТЕМА УРОКА: «Следствие ведут знатоки». Создание портрета человека по предложенному описанию в технике аппликации с...
Методические рекомендации «Диагностика образовательного процесса и его результатов в вокально-хоровых объединениях дополнительного образования детей"
В данной работе дано теоретическое представление о проблеме диагностики образовательного процесса и его результатов и предлагается один извозможных подходов к решению проблемы оценки образовательных р...
Диагностика и развитие мотивационной сферы личности детей в условиях системы дополнительного образования.
Педагогика и психология музыкального образования: прошлое, настоящее, будущее. Материалы IX научно-практической конференции с международным участием. - М., 2010.-С.254-257....
Методические материалы на тему: "Диагностика одаренности у детей, занимающихся в студии хореографии"
Данный матерал содержит информацию о диагностике детей, занимающихся в студии хореографии....
«Развитие творческой одарённости детей на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования»
Каждый ребёнок уникален, и правы те родители, которым удаётся не только угадать его желания, но и вовремя заметить и развить всевозможные таланты.Очень важно, как поведут себя родители, когда обнаружа...
Методическое пособие "Практикоориентированные подходы к организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования (из опыта работы МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым)"
В настоящем пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и под...
Внешняя рецензия на методическое пособие "Практикоориентированные подходы к личностному и профессиональному самоопределению детей и подростков в системе дополнительного образования
Внешня рецензия на методическое пособие по личностному и профессоинальному самоопределению детей и подростков...