ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья
В статье рассматриваются вопросы технологической подготовки учащихся в системе дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_podgotovka_uchashchihsya_v_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гармоничное развитие личности учащегося подразумевает воспитание молодого человека, способного эффективно трудиться на современном производстве, умеющего видеть как закономерности, так и перспективы общественного развития. Современный этап развития человечества тесно связан с технологической революцией, охватившей все виды деятельности. Область применения технологии резко расширяется, технологический подход проникает во все сферы общественной жизни, оказывая огромное влияние и на образование.
Технологическая подготовка занимает значимое место в общем и профессиональном образовании любого человека. Стремительно меняющиеся запросы социума требуют переосмысления понятия технологической подготовки в образовательном учреждении, роли последней в общем образовании. Проблемы технологической подготовки учащихся рассматривались как отечественной, так и зарубежной педагогикой с момента возникновения потребности в квалифицированных рабочих кадрах, обусловленных социально-экономическими и политическими потребностями развития России еще при Петре I. На разных этапах развития педагогической науки и школы отмечалась необходимость технологической подготовки в рамках политехнического образования. Технологическая подготовка ставит перед собой цель ознакомления учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, профессионального самоопределения в условиях рынка труда.
Обучение школьников на занятиях в системе дополнительного образования строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Изучение материала, независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается по следующим сквозным образовательным линиям: технологическая культура; получение, обработка, хранение и использование информации; культура и эстетика труда; основы черчения, графики, дизайна; знакомство с миром профессий, построение планов профессионального образования и трудоустройства; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники; проектная деятельность. Учитывая образовательные потребности социума, личности учащегося и его семьи, достижений педагогики и психологии, учебный материал для включения в программу отбирается с учетом следующих положений:
- распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
- выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения индивидуальных, групповых или общественных потребностей;
- возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
- возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов. Основной принцип реализации программы технической направленности - обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию.
Использование активных методов обучения на занятиях системы дополнительного образования, способствует формированию ключевых компетенций личности ученика, необходимых для успешной самореализации.
При изучении основ наук учащиеся должны ознакомиться в теории и на практике с основными научными принципами современного производства, особенностями общественных отношений. Важнейшими элементами современной научно-технической революции являются переход к кибернетическим системам управления, автоматизации производственных процессов. Автоматизация в корне меняет функции человека, его роль в технологических процессах, в производстве. Освобождаясь от выполнения многих двигательных операций, деятельность человека переходит на более высокий уровень, где приоритетное направление приобретают интеллектуальные, творческие способности личности.
Современные тенденции в развитии науки, техники, производства оказывают влияние на построение системы школьного образования, показывая учащимся связь между преподаваемыми в школе предметами и их применением в современном развивающемся обществе. Содержание курсов «Робототехники», «3D-моделирования и прототипирования» в средней школе способствует раскрытию многих технологических вопросов, необходимых для решения задач общего и политехнического образования. Современный рабочий должен сам уметь определять алгоритм действий, который связан с анализом сложных технических систем и требующий развивающегося творческого мышления и постоянного самообразования, что обусловлено постоянно меняющимися и все более совершенствующимися средствами труда.
Приоритетной задачей на современном этапе в работе образовательного учреждения является создание комфортной среды для развития каждого школьника с учетом его индивидуальных особенностей, способного глубоко анализировать явления; имеющего навыки самостоятельной работы и стремление получать новые знания. Развитие личностных качеств ученика, его мышления и творческих способностей рассматриваются как важнейшие предпосылки для творческого продуктивного труда в период самостоятельной работы.
Таким образом, на современном этапе развития общества технологическая подготовка школьников становится шире по своим целям, содержанию и выполняемым функциям в отличие от политехнической подготовки. Технологическую подготовку необходимо рассматривать как базовую составляющую в системе непрерывного образования человека, являющуюся таким же самостоятельным элементом общего образования, как гуманитарная и естественнонаучная подготовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская деятельность учащихся в системе дополнительного образования. НОУ «Первые шаги в науку»
Учебно-исследовательская деятельность учащихся в НОУ...
"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы
Аннотация Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...
ПРОЕКТ СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящем проекте содержится опыт работы по реализации технологии силовой подготовки, которая прошла апробацию и внедрена в условиях образовательной школы с детьми 14-16 лет в системе внеклассной ра...
Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся в системе дополнительного образования"
Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрашения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении....
Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного образования
Экологическое воспитание детей...
Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе
Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе...
Динамика психического и физического здоровья учащихся в системе дополнительного образования
Поговорим о здоровье, как о состоянии равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом здоровья) и, постоянно меняющимися, условиями среды....