ПРОЕКТ СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка по физкультуре на тему
В настоящем проекте содержится опыт работы по реализации технологии силовой подготовки, которая прошла апробацию и внедрена в условиях образовательной школы с детьми 14-16 лет в системе внеклассной работы по физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
silovaya_podgotovka.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ
ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Попов В.И., Нижний Новгород
В настоящем проекте хотелось бы поделиться достаточно позитивным опытом работы по реализации технологии силовой подготовки, которая прошла апробацию и внедрена в условиях образовательной школы с детьми 14-16 лет в системе внеклассной работы по физической культуре.
Одним из важнейших физических качеств, позволяющим повысить успешность освоения техники двигательных действий, а также решать задачи базовой физической подготовки, является сила. Развитие силовых способностей осуществляется на основе специфических закономерностей, связанных с учетом возрастных особенностей, последовательностью этапов и периодов подготовки. Существует большое многообразие методик силовой подготовки. С учетом представленных положений предлагается рассмотреть один из вариантов-проектов силовой подготовки, адаптированный для школьников в системе дополнительных (секционных) занятий. Подробно рассмотрены вопросы проектирования нагрузки.
Представленная в данном проекте технология проектирования занятий силовой подготовкой имеет определенную этапность. Первый шаг проектирования занятий по силовой подготовке связан с подбором средств. Основными средствами для силовых тренировок являются физические упражнения с отягощениями, которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Средства бывают нескольких видов:
- Упражнения с весом внешних предметов: штанги, гири, гантели.
- Упражнения, отягощённые весом собственным весом: подтягивания, отжимания и т.д.
- Упражнения с использованием тренажёрных устройств: силовая скамья, тренажёр «универсал».
При работе с отягощениями величину отягощения дозируют или весом поднятого груза, или количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином повторный максимум ПМ. В первом случае вес может быть минимальным (30 – 50% от максимума), малым (60 – 70% от максимума), средним (70 – 80% от максимума), большим (80 – 90% от максимума) и максимальным (от 90% и более). Во втором случае вес может быть:
- Предельным 1 ПМ
- Околопредельным 2-3 ПМ
- Большим 4-7 ПМ
- Умеренно большим 8-12 ПМ
- Малым 15-25 ПМ
- Очень малым 30 и более ПМ
По характеру воздействия на мышцы все упражнения делятся на три основные группы: глобального, регионального и локального воздействия. К упражнениям глобального воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвуют 2/3 общего объёма мышц, регионального – от 1/3 до 2/3, локального – до 1/3 всех мышц.
Тренировки рекомендуется проводить три раза в неделю. На первом этапе упражнения общеразвивающего характера выполняются с весом собственного тела. В дальнейшем комплексы выполняются с отягощениями и с использованием тренажёрных устройств.
При планировании средств мы используем следующую схему: на первом и втором этапах тренировочного цикла – средства глобального воздействия, на третьем и четвёртом этапах упражнения носят региональный характер воздействия. На пятом и шестом этапах, в основном, упражнения локального воздействия. При этом, упражнения на различные группы мышц, усложняются постепенно, а характер упражнений плавно переходит из одной группы воздействия на мышцы, в другую.
Второй шаг представляемой к рассмотрению технологии – это определение нагрузки тренировочных заданий. В данной программе упражнения преимущественно направлены на увеличение мышечной массы и силы для всех групп мышц.
Тренировочные нагрузки определяются следующими показателями:
- характером упражнений;
- интенсивностью работы;
- объёмом (продолжительностью) работы;
- продолжительностью интервалов отдыха между упражнениями.
В таблице № 1 приведены виды направленностей упражнений и содержание нагрузки. Исходя из этих данных, регулируется нагрузка в тренировочном процессе в зависимости от цели тренировки.
Таблица №1
Направленность упражнений | Содержание компонентов нагрузки | ||||
вес отягощения (%от максимума) | кол-во повторений упражнения | количество подходов | отдых (мин.) | темп выполнения | |
Развитие максимальной силы | до 100% и более | 1 - 3 | 2 - 5 | 2 - 5 | произвольный |
Развитие максимальной силы с незначительным приростом мышечной массы | 90 – 95% | 5 - 6 | 2 - 5 | 2 - 5 | произвольный |
Одновременное увеличение силы и мышечной массы | 85 – 90% | 5 - 6 | 3 - 6 | 2 - 3 | средний |
Преимущественно увеличение мышечной массы и силы | 80 – 85% | 8 - 10 | 3 - 6 | 2 - 3 | средний |
Совершенствова- ние силовой выносливости | 50 – 70% | 12 - 30 | 3 - 6 | 3 - 6 | высокий |
Максимальн6ый вес – это вес, с которым атлет сможет технически правильно выполнить одно повторение. Исходя из этого показателя, высчитывается рабочий вес отягощения в упражнениях. В начале тренировок атлетизмом, когда максимальный вес спортсмена ещё неизвестен, упражнения с отягощением выполняются с весом, который атлет сможет выполнить в 10- 12 повторений в упражнении. Этот вес будет рабочим.
Под интенсивностью в силовой подготовке понимают вес отягощений, чем больше вес, тем выше интенсивность. Интенсивность, как и нагрузка, увеличивается постепенно и в небольших количествах. Желательно наращивать вес небольшими порциями в 1 – 2 кг.
С точки зрения динамики нагрузки, мы на тренировках применяем I форму ступенчато – восходящую, повышая объём и интенсивность еженедельно. При тренировках, когда в недельном цикле имеются тренировки большой интенсивности, средней и малой, может быть применена II форма волнообразно – восходящая, т.е. первая тренировка «тяжёлая» по объёму нагрузки и интенсивности, вторая – «средняя» и третья – «лёгкая».
Последний, третий шаг данной технологии проектирования занятий – распределение тренировочных заданий во времени. Здесь необходим учет определенной цикличности в связи с последовательным чередованием комплексов и соответствующих параметров нагрузок. В процессе тренировки используются упражнения разной продолжительности (от этого зависит продолжительность занятий). При расчёте времени тренировки во внимание берётся количество подходов в упражнениях, время отдыха между ними и темп выполнения упражнений. В этой программе количество подходов увеличивается от 1 доз, кроме V этапа, темп выполнения упражнений средний, отдых 1 – 2 мин. Количество повторений в упражнениях изменяется с увеличением веса отягощения. Чем больше вес, тем меньше повторений, затем, в процессе тренировок, доводим количество повторений до запланированного, снова повышаем вес и т.д. В итоге, объем и интенсивность нагрузки систематически повышается, что в свою очередь не даёт мышцам привыкать к однотипным нагрузкам. В результате, за 2 – 3 подхода мы нагружаем мышцы не менее эффективно, чем за 4 – 6 подходов.
На V этапе начинается работа над приростом силы и количество подходов увеличивается до 5, но уменьшается количество повторений до 3 – 5, за счёт этого мы не затрачиваем время больше, чем на остальных этапах.
Представленная в данной статье технология силовой подготовки прошла апробацию в условиях образовательной школы с детьми 14-16 лет в течение полугодичного цикла (6 этапов по одному месяцу). Получены положительные результаты с перспективами дальнейшего внедрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы"
В педагогическом проекте изучено и проанализировано состояние проблемы в психолого-педагогической и учебно-методической литературе, установлен исходный уровень развития мотивации личн...
ПОЛОЖЕНИЕ о системе единого ведения программно-методической документации педагогов дополнительного образования
ПОЛОЖЕНИЕ о системе единого ведения программно-методической документации педагогов дополнительного образования подробно знакомит педагогов с перечнем материалов и сроков сдачи пакета документов...
Технологическая карта итогового занятия-экскурсии на проекте «По зеленой тропе в глубины истории» отделения дополнительного образования «Гиды – переводчики»
Данное занятие является итогом работы учащихся 8а класса над проектом «Создание эколого-краеведческого маршрута по микрорайону школы №403». В течение месяца ...
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...
Система социальных практик в Муниципальном казённом учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Курчатова Курской области
В статье представлен опыт МКУДО "ДДТ" по реализации социально-профессиональных, нравственно-ориентированных, проектно-исследовательских, социально-культурных практик развития гражданских ини...
Родительское собрание «Дополнительное образование: занятия в детских объединениях - кружках. Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка»
Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка...
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района)
Кернасовская Владислава ВалерьевнаМартынова Марина Владимировна,методисты методического отдела государственного бюджетного учреждения дополнительного образованияДворца детского (юношеск...