Динамика психического и физического здоровья учащихся в системе дополнительного образования
методическая разработка на тему
Поговорим о здоровье, как о состоянии равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом здоровья) и, постоянно меняющимися, условиями среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Первомайская cредняя общеобразовательная школа»
(учебный корпус №3)
ДОКЛАД
Динамика психического и физического здоровья учащихся в системе дополнительного образования
Педагог
дополнительного
образования
Алымова Г.И.
2011-2012 уч. год
Динамика психического и физического здоровья учащихся в системе дополнительного образования
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Прежде чем говорить о динамике психического и физического здоровья, следует разобраться в терминологии этих понятий. Существует множество определений понятия «здоровье».
Всем нам известно определение: здоровье - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
Но, нам стоит поговорить о здоровье, как о состоянии равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом здоровья) и, постоянно меняющимися, условиями среды.
В соответствии с этой терминологией, здоровье — нормальное психосоматическое состояние, способность человека оптимально удовлетворять систему материальных, социальных и духовных потребностей. Здоровье человека в значительной степени зависит от него самого, а именно от образа жизни, морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, а также умения адаптироваться к социальной среде.
Следует помнить, что здоровье это не только отсутствие болезней или физических дефектов, это еще и нравственное и духовное благополучие.
Итак, связи с этим модель здоровья, в контексте педагогического определения, можно представить в виде его составляющих:
1) Здоровье физическое - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
2) Здоровье психическое - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
Задача педагога в системе образования, как основного так и дополнительного – создать оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества. В результате у ребенка формируется моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», происходит самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро - макросреды (семье, школе, социальной группе).
Необходимое условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни — это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста:
- физической — управление движением;
- физиологической — управление процессами в теле;
- психологической — управление своими ощущениями и внутренним состоянием;
- интеллектуальной — управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей.
Система дополнительного образования обладает рядом преимуществ по сравнению с общеобразовательной школой: во-первых, мотивированность детей к занятиям в системе дополнительного образования – воспитанники осуществляют свободный выбор деятельности по интересам; во-вторых, объем количества учебных часов, реализуемых по дополнительным образовательным программам незначителен (порядка 144, 216 часов в год); в-третьих, отход от классно-урочной системы в УДО позволяет использовать различные инновационные формы занятий, обеспечивающие максимальный комфорт воспитанников.
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников.
В решении этой задачи могут помочь здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе:
- Технологии, обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса;
- Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях педагогами дополнительного образования.
Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.
Технологии, обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса.
От правильной организации занятия, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние воспитанников в процессе учебной деятельности, возможность предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и преподавателя.
Критерии здоровьесбережения на занятиях, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности занятия представлены в таблице.
Критерии здоровьесбережения | Характеристика | |
Обстановка и гигиенические условия в кабинете | Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители | |
Количество видов учебной деятельности | Виды учебной деятельности: опрос, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, показ и т.д. | |
Средняя продолжительность и частота чередования видов деят-ти |
| |
Количество видов преподавания | Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа. | |
Чередование видов преподавания |
| |
Наличие и место методов, способствующих активизации | Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя и т.д.). Методы, направленные на самопознание и развитие (интел-та эмоций, общения, самооценки). | |
Поза учащегося, чередование позы | Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы | |
Наличие, место, содержание и продолжительность на занятии моментов оздоровления | Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и т.п. | |
Наличие мотивации деятельности учащихся на занятии | Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: | |
Психологический климат на уроке | Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт | |
Эмоциональные разрядки на уроке | Шутка, улыбка, поучительная картинка, поговорка, музыкальная минутка т.п. | |
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности | Момент наступления утомления и снижения учебной активности | |
Темп окончания урока |
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Снятие эмоционального напряжения. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в занятие исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Создание благоприятного психологического климата на занятии. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт воспитанников во время занятия. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на занятии, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание воспитанника выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной и практической деятельности, уместный юмор — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. В процессе такого занятия не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда воспитанник с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность группы заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании занятия дети уходят с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Проявления гуманного отношения к детям, такие как любовь к ним, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС – формирование положительной Я-концепции личности подростка.
Динамика психического и физического здоровья учащихся не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, психически, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Подводя итог своему выступлению, хочется сказать: есть проблемы, в общем и дополнительном образовании, каждому педагогу они известны. Следует помнить, что образовательные учреждения должны стремиться стать социальными институтами, где происходит усвоение ценностей здоровьесбережения, приобретение знаний, умений и навыков, направленных на ответственное отношение к своему здоровью, на овладение приемами сохранения здоровья.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская деятельность учащихся в системе дополнительного образования. НОУ «Первые шаги в науку»
Учебно-исследовательская деятельность учащихся в НОУ...
"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы
Аннотация Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...
Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся в системе дополнительного образования"
Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрашения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении....
Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного образования
Экологическое воспитание детей...
Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе
Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе...
Правила нравственного воспитания учащихся в системе дополнительного образования
Предметом нравственного воспитания является изучение условий развития и раскрытия способностей в личностной структуре ребенка, способствующих социальному развитию общества.Предметом социал...
Статья по теме: "Формирование мотивации аффилиации и развития коммуникативных навыков учащихся в системе дополнительного образования"
Один из важных элементов образования и воспитания детей – система дополнительного образования. Именно здесь эффективнее всего реализуется индивидуальный подход к обучающимся, расширяются образов...