Сообщение к методическому объединению в рамках работы по самообразованию
материал
В материале в сжатой форме раскрываются основные идеи теории П.Ф. Лесгафта о воспитании и его типология личности. Текст может быть полезен как педагогам дополнительного образования, так и педагогам среднего звена школ, а также классным руководителям и родителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа город Выкса
МБУ ДО «ДЮЦ «ТЕМП»»
Теория формирования нравственных основ личности П. Ф. Лесгафта.
Материал к заседанию методического объединения
педагогов дополнительного образования
Подготовил:
Шаронова О.А.
Выкса
2018 г
Каждый ребёнок, родившийся без патологии, может вырасти в высоконравственную личность, если ему будут созданы условия воспитания и самовоспитания, приближённые к норме.
Термины Лесгафта:
Мудрый - способный предвидеть последствия своих и чужих поступков.
Трудолюбивый - получающий удовольствия от труда на общее благо.
Воспитание- это процесс усвоения ребёнком опыта предыдущих поколений через контакт с окружающей средой.
Самовоспитание- это процесс выработки самим человеком стереотипов своего поведения.
Собственные нравственные основания-это внутренний нравственный закон человека, отступить от которого он не может ни при каких обстоятельствах. Это его личные представления о добре, правде, справедливости, свободе как плод его собственной напряжённой мыслительной деятельности.
Аксиомы Лесгафта:
Аксиома 1.
Важнейший орган человека- кора головного мозга- к моменту рождения ещё не полностью сформировалась. Процесс формирования полей новой коры продолжается до 12-14 лет.
Эта аксиома лежит в основе теории Лесгафта.
Аксиома 2.
Каждый ребёнок, родившийся здоровым, наделён от природы инстинктами любознательности, впечатлительности и имитации, свободное проявление которых обеспечивает максимальное раскрытие и развитие всего заложенного в него природой потенциала «человека разумного», высоконравственной личности.
Аксиома3.
В первые 12-14 лет, которые только и могут быть названы периодом воспитания, окружающая среда целиком определяет процесс формирования человеческой личности.
Инстинкты любознательности, впечатлительности и имитации заставляют ребёнка упорно трудиться, осваивать окружающий мир, язык и поведение взрослых. Именно эти инстинкты являются движущей силой возможного умственного и нравственного развития.
Основным этапом развития рассудка является период дошкольного развития.
Важнейшее положение теории Лесгафту состоит в том, что вновь сформировавшиеся участки коры головного мозга могут включиться в общую работу мозга, а могут и не включиться.
Примерно в возрасте 5 лет начинают созревать самые сложные поля коры головного мозга. С их включением в работу может начаться нравственное развитие ребёнка.
К 7 годам дети уже сильно различаются по уровню физического, умственного, и нравственного развития. И, как правило, эти различия в дальнейшем мало меняются.
Нормальные условия воспитания по Лесгафту:
- Атмосфера любви и уважения в окружающей ребёнка среде.
- Постоянное присутствие высоконравственного, любящего ребёнка воспитателя, у которого никогда слова не расходятся с делом, и который постоянно готовит всё необходимое, чтобы ребёнок, закончив одно дело, мог сам найти себе новое занятие.
- Регулярный общественно-значимый труд в присутствии ребёнка.
- Отсутствие прибавочных раздражителей (укачивание, ношение на руках, лакомства, наряды, табак, наркотики, роскошь, беспорядочная еда, нищета, голод, наказания, телевидение и ПК).
- Соблюдение принципа постепенности и последовательности.
- Соблюдение принципа гармоничного развития.
- До 7 лет- отсутствие контактов с безнравственными, ленивыми и лживыми людьми.
- Разумный уровень санитарно-гигиенических и экономических условий.
- Высоконравственный 1-й учитель.
Если нормальные условия обеспечить, то ребёнок обязательно вырастет высоконравственной личностью. В противном случае ребёнок будет обречён нести клеймо умственной отсталости и нравственной порчи.
Классификация нравственных типов личности.
В процессе воспитания в норме у человека должны быть развиты три сферы:
- Разум,
- Рассудок,
- Духовно-нравственная.
I.Типы, у которых развитие разума даже не начиналось:
1. Лицемерный тип.
Он бессознательно, инстинктивно меняет своё поведение, только чтобы понравиться окружающим.
К себе: абсолютно не способен относиться критически. Любит лакомства, украшения, всякую блестящую мишуру. Понравившуюся вещь может украсть и тут же надеть на себя.
К другим: всегда подлаживается под окружающих. Чувств к людям никаких не имеет. Подхалим. Охотно ябедничает.
К делу: от любого дела стремится поскорее отделаться. Ленив.
Условия возникновения: ребёнок подолгу оставался без всякого внимания взрослых, был свидетелем и участником застолий, пьяных перебранок, злословий.
2.Мягко-забитый тип.
К себе: в зависимости от обстоятельств, или горько жалуется на судьбу, или с важностью поучает окружающих, как надо жить. Неопрятен. Много и неразборчиво ест.
К людям: перед теми от кого зависит, заискивает и лебезит. Тех, кто от него зависит, с важностью поучает. Привязывается к сильным людям. Любви, дружбы, порядочности проявить не может. Может предать.
К правде: Лжёт только под страхом наказания за проступок. Труслив.
К делу: ни одного дела не может самостоятельно начать, и довести до конца. Если его чему-то научили, готов всех с важностью поучать. Новой работы боится. Ленив.
Условия возникновения:: Мать ограждала от малейших забот и затруднений. Неразумная любовь забивает ребёнка сильнее, чем розги.
II. Типы, у которых не получила развития духовно-нравственная сфера:
3. Честолюбивый нравственный тип.
К себе: очень аккуратен, заботится о своём внешнем виде. Постоянно говорит о своих
Достоинствах, знаниях, связях, знакомствах. Стремиться командовать, стремиться получить свою награду. Ошибки признать не способен.
К людям: не терпит соперников. Стремиться от них избавиться любой ценой. Старается использовать людей. Любви, дружбы не знает, но может изобразить.
К правде: Может солгать для пользы дела. Часто лицемерит. Демагог.
К делу: там, где предполагает отличиться, работает страстно, самозабвенно. Может прослыть трудоголиком. Уверен, что для достижения цели все средства хороши. К другим делам равнодушен. Ленив.
Условия возникновения: взрослые заботились о других детях, а к нему были равнодушны. В нём как протест росло страстное желание доказать своё превосходство. Или, наоборот, постоянно восхваляли, награждали ребёнка, демонстрировали его успехи родным и знакомым.
4.Злостно-забитый тип.
К себе: мало заботится о своём внешнем виде. Болезненно реагирует на унижение своего достоинства. Состояние апатии может смениться бурной (чаще разрушительной) деятельностью.
К людям: С людьми своего типа дружит, делится тем, что имеет. К остальным относится подозрительно или презрительно. Слабого может защищать или жестоко над ним издеваться.
К правде: Лжёт только отрицанием. По отношению к «своим» честен и отзывчив.
К делу: всегда озабочен тем, чтобы не сделать лишнего. Для удовлетворения своей прихоти готов горы свернуть, в остальных случаях ленив.
Условия возникновения: атмосфера злобы, грубости, недоверия, обвинений, наказаний, запретов и оскорблений. От ребёнка требуют того, что он ещё не в состоянии исполнить, а потом наказывают за неисполнение требований. В ответ в нём растут злоба и ненависть.
III.Типы, у которых в процессе воспитания развиты все три сферы:
5. Добродушно-нравственный тип.
К себе : О своём внешнем виде не заботится, но опрятен. Развитое чувство собственного достоинства, самоконтроля и самооценки, самоанализа. Не любит украшений, наград, поощрений.
К людям: Ко всем относится ровно, вежливо, внимательно. Проявляет сильные чувства любви, дружбы, патриотизма. От лицемерия и лжецов стремится отстраниться. За обиженных несправедливо бросается в бой безрассудно.
К правде: никогда не лжёт и не лицемерит. Не терпит этого у других. Если не может отстраниться, карикатурно их изображает.
К делу: ищет дело, которому сможет отдать себя целиком. На избранном поприще работает целеустремлённо, привлекает сотрудников. Достижения радуют его и стимулируют к новой деятельности. Неудача вызывает самокритику и новую энергию. Иногда бросает дело и уходит в мир фантазии. К физическому труду слабо подготовлен.
Условия возникновения: Достаток, но не роскошь. Постоянное общение с любящим, высоконравственным воспитателем на лоне природы, в крайнем случае, в маленьком скверике среди шумных городских улиц. Отсутствие каких-либо угнетающих условий. Большой выбор интересных развивающих занятий и игр со сверстниками. Недостаточная возможность трудовой деятельности.
6. Трудолюбивый нравственный тип.
К себе: аккуратен. Есть чувство собственного достоинства. Чрезмерно скромен. Не знает за собой никаких особых способностей. Личные потребности минимальны.
К людям: заботится о всех , кто нуждается в заботе. Ко всем внимателен. Проявляет сильные чувства любви, дружбы, патриотизма. От людей непорядочных отстраняется.
К правде: никогда не лжёт и не лицемерит. Всегда поддерживает борца за правду. Первым выступать стесняется.
К делу: никогда не бывает без дела. Постоянно трудится. Охотно помогает другим. При неудаче руки не опускает, ищет причину прежде всего в себе. К масштабному планированию, широким обособлениям считает себя неспособным.
Условия возникновения: Необеспеченность семьи. Постоянный и упорный труд родителей на глазах у ребёнка. Любовь и забота друг о друге в семье. Участие ребёнка в общем труде с самого раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»
Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»...
Сообщение на методическом объединении учителей гуманитарно-эстетического цикла по теме: «Система работы по развитию описательно - повествовательной речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках чтения».
Уроки чтения – важнейшее средство осуществления воспитательно – образовательных задач в работе школы.Чтение формулирует у детей знание о жизни общества и природы, обеспечивает нравственное воспитание ...
Сообщение к методическому объединению педагогов "Показательные выступления как компонент педагогического сопровождения подготовки мотокроссменов"
В материале отражено понимание показательных выступлений мотокроссменов как компонента педагогического сопровождения подготовки спортсмена технической направленности. Текст дополнен презентацией.Матер...
Сообщение на методическом объединении учителей русского языка
Обучение написанию глухих школьников сочинений-описаний природы....
Сообщение на методическом объединении МБОУ "Лицей №2" "Роль кроссвордов в школьном учебном процессе."
В настоящее время мы живем в динамичном обществе, в котором исчезают и появляются десятки профессий, меняются рынок труда и требования к молодым специалистам. Чтобы быть успешным в профессиональной де...
Сообщение на методическом объединении МБОУ "Лицей №2" "Использование техники "Ниткография" для развития творческого потенциала у обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности."
В настоящее время существует большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точност...
Сообщение на методическом объединении МБОУ "Лицей №2" "Роль комнатных растений в жизни человека"
С давних времен люди стремились украсить свои жилища разнообразными растениями. Они служили не только для создания уюта. Это были своеобразные талисманы, защищающие дом от злых духов, болезней, несчас...