Методическая разработка внеклассного занятия
план-конспект занятия (5 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Введение
В настоящее время проблема экологии Земли стоит на первом месте среди всех остальных проблем. Стали активно уничтожаться запасы пресных вод, вырубаться леса, загрязняться атмосфера. Человечество уже столкнулось с последствиями своей деятельности – озоновые дыры, перепады температуры, таяния ледников, различного рода болезни и многочисленные эпидемии. Сейчас нужно твердо ставить вопрос о восстановлении экологического равновесия планеты Земля. И это должны понять все люди, каждый человек. И в первую очередь начать необходимо с экологического воспитания детей.
Внеклассное мероприятие по экологии «Экология моей Земли» предназначено для учащихся 5-6 классов.
Для проведения мероприятия необходимо собрать 2 команды по 6 человек в каждой. Остальные учащиеся могут присутствовать в качестве болельщиков и, если это потребуется, помощников. Ведущие – 2 человека, жюри
Домашнее задание для команд: придумать название команды, девиз и приветствие соперникам в соответствии с темой мероприятия, собрать походный рюкзак.
Цель: Создать условия для формирования ответственного отношения к природе.
Задачи:
Способствовать восприятию любви к природе;
Познакомить с правилами поведения на природе;
Пополнить знания учащихся по экологии.
Форма проведения: экологическая игра-конкурс.
Оформление:
Плакаты экологического содержания;
Таблички с правилами экологии;
Карточки с ребусами (если необходимо будет произвести замену задания или останется свободное время);
Жетоны;
Музыкальное сопровождение: «Звуки природы», «Голоса птиц», и др.
Памятки «Экологические правила»;
Презентация;
Структура занятия:
Организационный момент;
Вступление;
Приветствие команд;
Этап 1 «Берегите растения»;
Этап 2 «Берегите животных»;
Этап 3 «Убирайте мусор» (конкурс капитанов, проверка походных рюкзаков);
Заключение;
Подведение итогов;
Исполнение песни «Пока планета еще жива».
Ход работы
- Здравствуйте, дорогие друзья!
Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства Земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном отношении.
- Все, что нас окружает, мы должны научится любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.
Итак, начнем! В игре принимают участие две команды по 6 человек в каждой. За каждое правильно выполненное задание команды будут получать жетоны. В конце игры мы определим команду-победителя, набравшую наибольшее количество жетонов.
- Как вы знаете, ни одна игра не проходит без приветствия команд. И первый этап нашего конкурса – «Приветствие команд».
(команды дома готовят название, девиз и приветствие соперникам, за это получают по 1 жетону).
- «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни» - Так писал замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин.
А сейчас мы посмотрим, насколько вы знаете и любите природу.
Я буду задавать каждой команде по очереди вопросы, а вы должны отвечать на них. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон.
1) В белом сарафане
Под платком зеленым
Тужит на поляне
Стройная Алена. (береза)
2) Сушенные ягоды и листья этого растения незаменимы при простуде. Они быстро сбивают высокую температуру). (малина)
3) Отвар из корней этого растения успокаивает нервную систему. Его еще очень любят кошки. (валериана)
4) Цветки белые кистями,
Плоды черные с костями. (черемуха)
- Ребята, о чем были данные загадки? (о растениях)
А как вы думаете, почему мы заговорили именно о растениях?
Верно, ребята! Растения играют важную роль в природе и жизни человека. Сейчас каждая команда по очереди будет называть роль, которую растения играют в природе и жизни человека. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон.
(команды начинают по очереди отвечать)
- На нашей планете насчитывается около 320 тыс.видов растений. За 200 лет площадь лесов, которые являются легкими планеты, уменьшилась вдвое. В год исчезает 11 млн. гектаров лесов. Уничтожено 40% тропических лесов Америки, 50% - Африки. Около 25% площади растительного покрова Земли нарушено. Каждый год огромное число видов попадают в Красную Книгу. Если ничего не предпринять, то все растения на планете исчезнут. Ребята, а что нужно сделать, чтобы избежать этого?
(дети должны сделать вывод об охране растений)
- Какие растения растут в нашей республике? Какие растения Калмыкии занесены в Красную Книгу?
- Молодцы!
(на доску вешается лист с надписью «Правила экологии», затем лист с надписью «Правило 1: Берегите растения»).
- Земля… какая она? Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны, облака и их тени; принимает все дожди, снега и туманы; раскрывается жерлами дымных вулканов; пускает птиц в поднебесье и по всем лесам – быстроногих зверей.
Следующий конкурс называется «Живая буква»
(на расстоянии от команд приготовлены плакаты с таблицами на разные буквы, например:
| С |
Насекомое | Саранча |
Птица | Снегирь |
Рыба | Сазан |
Животное | Сайгак |
Конкурс проводится по принципу эстафеты. По сигналу 2 первых участника с маркерами вместо эстафетных палочек добегают до таблиц и записывают название насекомого на заданную букву и передают маркер следующим участникам, вторые 2 участника записывают название птицы и т.д. побеждает команда правильно первой заполнившая таблицу. Команда-победитель получает 1 жетон).
- Ребята, за последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают в основном по вине человека. Усиленно идет «облысение» планеты.
Для многих животных и птиц лес – родной дом. Значит они обречены на гибель. Ребята, а нам нужны животные, птицы, рыбы и насекомые?
А зачем они нам нужны?
- В настоящее время учёными описано более 2 млн видов животных. По данным экологов, каждый год гибнет около 100 видов животных. На грани уничтожения находятся около 50 тыс. видов животных. Красная книга, опубликованная Международным союзом охраны природы, в которую включены исчезающие виды только млекопитающих и птиц, представляет собой два объемистых тома. Огромный вред наносит подпольная торговля редкими животными. Она приносит доходы около 6 млрд. долларов в год. Браконьерство принимает организованные формы, в него активно включается мафия. Латентность этого вида преступлений превышает 70%.
Ребята, а мы можем сохранить животных?
Как мы можем это сделать?
Таким образом, мы пришли ко второму правилу экологии, которое звучит так: «Берегите животных!».
(на доску вешается второе правило)
Конкурс капитанов
- А пока проходит конкурс капитанов, мы посмотрим, как команды подготовили д/з. (один ведущий работает с командой, а другой – с капитанами команд). Дома вы должны были приготовить походные рюкзаки. Давайте посмотрим, что у вас есть в рюкзаках?
(ребята показывают содержимое рюкзаков).
Молодцы, походные рюкзаки собирать умеете! А, когда вы будете возвращаться с похода, у вас в рюкзаках останется все то же, или появится что-то новое?
(дети должны сделать вывод о том, что они заберут с собой мусор).
(Второй ведущий в это время проводит конкурс капитанов в форме игры «Своя игра»).
Верно, ребята! Всегда, возвращаясь с похода, мы должны забирать с собой мусор. И это третье правило экологии.
(на доску вешается лист с надписью: «Правило 3 – Убирайте мусор!»)
- Ребята, мы о многом сегодня сказали. Что-то вы уже знали, о чем-то услышали сегодня впервые. Какие выводы мы можем сделать?
(дети приходят к выводу о бережном отношении к природе)
Верно, ребята! Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг.
Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Пришвина:
«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину…»
И если каждый человек будет охранять свою Родину, то в целом мы сохраним свою планету по имени Земля.
- Ну а сейчас подведем итоги нашего мероприятия и посмотрим, кто стал победителем.
(подсчитывается количество жетонов у команд, выбирается победитель. Подписываются грамоты, проходит награждение команд. При награждении каждому участнику раздается памятка «Экологические правила»).
- И в завершение нашего мероприятия мы все вместе исполним песню «Пока планета еще жива».
«Пока планета еще жива»
1) Пока планета еще жива,
Пока о солнце мечтают весны,
На жизнь предъявим свои права,
Пока не поздно, пока не поздно!
Припев:
Рядом, рядом радость и беда.
Надо, надо твердый дать ответ:
Солнечному миру – «ДА, ДА, ДА!»,
Ядерному взрыву – «НЕТ, НЕТ, НЕТ!»
2) Все злее атом и все страшней,
Все ближе ужас разрывов грозных.
Еще немного ночей и дней –
И будет поздно, и будет поздно!
Планета крикнет: «Укрой меня
От этой тучи, от смертоносной!
Укрой от грозной волны огня,
Пока не поздно, пока не поздно!»
Припев:
3) Так поклянемся, что мы спасем
И это небо в надеждах звездных!
Спасем планету – наш добрый дом,
Пока не поздно, пока не поздно!!!
Припев:
В2: На этом наше мероприятие окончено. Всем спасибо за внимание! До свидания, до новых встреч!
Районный тур республиканского конкурса методических разработок
Секция «Прометод»
Номинация «Мероприятия по экологическому воспитанию школьников»
Название: Игра –соревнование «Экология моей Земли»
Год и место разработки: 2019, п. Элвг
Возрастная категория: 5-6 классы
Автор: Шовгорова Альмана Зулаевна
заявка
- Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Элвгинская средняя общеобразовательная школа"
- Секция «Прометод»
- Номинация «Мероприятия по экологическому воспитанию школьников»
- Шовгорова Альмана Зулаевна
- 12.05.1975
- Яшкульский район, п. Элвг, 359161
- 89275963591
- МКОУ «Элвгинская СОШ»
- Учитель русского языка и литературы
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г № 152 –ФЗ «О персональных данных» даю согласие организаторам Конкурса в течение 5 лет использовать мои перечисленные персональные данные для составления списков участников Конкурса, опубликования списков на сайте, создания и отправки наградных документов Конкурса ,рассылки конкурсных материалов, для расчета статистики участия в Конкурсе, организации участия в выставках.
Подпись участника конкурса: /А.З.Шовгорова/
Подпись руководителя ОО: /Н.Л.Шунгурциков/
Дата заполнения 18.02.2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию. План-конспект. Правовой турнир «Знатоки права». Автор Подшивалова Г.А.
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию.План-конспект....
Методическая разработка внеклассного занятия "Вера в народной жизни"
В данной разработке рассматривается вопрос веры в народной жизни, влиянии православия на быт и традиции кубанских казачьих семей....
Методическая разработка внеклассного занятия "Проводы казака на службу"
В данной разработке рассказывается о традиции проводов казака на службу....
Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству «Мир глазами художника» для учащихся 1 класса.
С самого раннего возраста необходимо приучать детей работать с красками, знакомить их с богатством цветовой палитры, с разнообразием бесчисленных оттенков, получаемых при см...
Методическая разработка внеклассного занятия по истории «Турнир знатоков истории российской культуры первой половины XIX века»
Материалы содержат полный сценарий мероприятия. В приложениях даны вопросы и задания. Турнир проводится с использованием проектора, но возможно и без технического оснащения. Содержание вопросов ...
Методическая разработка внеклассного занятия по английскому языку урока-спектакля «Путешествие по волшебной стране английских звуков».
В концепции модернизации Российского образования воспитание определено как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений. Сказка является прекрасным материалом для решения развивающ...
Система работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» во 2 классе. Методическая разработка внеклассного занятия «Где найти витамины весной?»
Второй год в гимназии воспитателем в группе продленного дня Максимовой Ириной Николаевной проводятся внеурочные занятия с обучающимися 1 ступени образования по программе «Разговор о правильном питании...