Статья "Нравственное воспитание подростков и молодежи (из опыта работы МЭШДОМ)"
статья

Черепанова Александра Владимировна

Статья посвящена опыту работы МЭШДОМ в деле нравственного воспитания подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_kgushki.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание подростков и молодежи

(из опыта работы МЭШДОМ)

Черепанова Александра Владимировна

педагог дополнительного образования,

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги,

структурное подразделение МЭШДОМ г.Калуга

Воспитание духовно-нравственной личности приобретает в современном обществе особую актуальность в связи со все более усиливающейся технократизацией общества в целом, стремительным процессом социальной, материальной и нравственной его поляризации, прагматизацией социального бытия людей, снижением уровня нравственных барьеров (запретов), масштабным глобальным экологическим кризисом и многими другими причинами.

Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство [1].

Нравственное воспитание - это усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. Осуществляется нравственное воспитание в ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников (в семье, на уроках всех учебных дисциплин, в общении со сверстниками, старшими и младшими людьми, в трудовой и общественной деятельности), а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков [2] .

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности»[3].

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает:

  • формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
  • ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
  • превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
  • формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
  • формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере, автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко[4].

Одной из задач дополнительного образования детей является воспитание в детях моральных качеств: патриотизма, духовных ценностей, любви к труду, уважению к старшим. Муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи (МЭШДОМ), структурное подразделение МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги в своей деятельности решает эту задачу. Сегодня в МЭШДОМе обучается более 500 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, но особенностью нашей школы является работа со старшеклассниками, которые могут выбрать одно из семи отделений: «Экологическая культура и природопользование», «Театральное творчество», «СМИ», «Дизайн», «Современная гитара», «Психология»,   «Инновационные технологии, история и право». Целью педагогического коллектива МЭЩДОМ является воспитание социально адаптированной личности с активной жизненной и гражданской позицией. Основные задачи школы:

  • профессиональная ориентация
  • основы научно-исследовательской и проектной деятельности
  • развитие творческого потенциала и организаторских способностей
  • воспитание активной жизненной и гражданской позиции.

Главные педагогические принципы  работы коллектива МЭШДОМ – теснейшая, органичная взаимосвязь (интеграция) образовательного и воспитательного процессов. Процесс нравственного воспитания осуществляется непосредственно через образовательную деятельность. Остановимся на направлениях, формах и методах работы с детьми и подростками подробнее.

  1. Образовательная деятельность: теоретические занятия, интерактивные формы и методы: Проектный метод, Кейс-метод, Исследовательский метод, Активные и пассивные практикумы в учреждениях, организациях и на предприятиях Калуги по профилю обучения в МЭШДОМ
  2. ШНОУ «Путь к познанию» (проектно-исследовательская деятельность): защита проектных, исследовательских и творческих работ учащихся на конкурсах, чтениях, конференциях и фестивалях различного уровня. Стоит отметить, что многие работы и проекты посвящены изучению истории, проблемам и перспективам Калужского края. Например, «Рынок ветеринарных услуг в Калуге: эффективность и социальная ответственность», «Развитие энергосберегающих технологий в Калуге» и др.
  3. Тематические вечера и традиционные праздники МЭШДОМ: концерты и театрализованные постановки, творческие вечера и встречи, театральные гостиные и т.д.
  4. Клубная деятельность: клуб интересных встреч (встречи с писателями, музыкантами, актерами, историками, политиками, экономистами, ветеранами ВС), команда КВН «Да, бро!», команда по игре «Что? Где? Когда?», волонтерский клуб «Мы разделяем», киноклуб, игровой клуб «Playmaster».
  5. Профильные и комплексные лагерные смены: применяются такие формы и методы как ролевые игры, тренинги, квесты, профориентационное тестирование, экскурсии, концерты и театральные постановки, спортивно-оздоровительные мероприятия, проектная деятельность, дискуссии, дебаты и т.д.
  6. Социокультурная деятельность: волонтерские, экологические, социальные акции. В рамках этого направления были проведены акции: «Герои-калужане», посвященная годовщине победы в ВОВ, «Чистая планета», проект «Лента памяти» (оформление стен лестницы МЭШДОМ портретами родственников учащихся и педагогов МЭШДОМ-участников ВОВ) и др.

Таким образом, эти и другие направления деятельности МЭШДОМ удовлетворяют социальный заказ родителей и государства, а именно: социализация подростков и молодежи, личностное самоопределение, нравственное, гражданское и правовое воспитание, формирование  экологического сознания граждан, формирование молодых граждан -  патриотов, воспитание духовно - нравственных основ личности и толерантного сознания, воспитание ответственности и развитие  социальной активности.

Общественно полезная деятельность, участие во внеурочных мероприятиях Центра помогает учащимся приобрести опыт нравственных отношений и поведения.

Библиографический список

  1. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. — Москва: Просвещение, 1985. — 208 с.
  2. Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 884-887.
  3. В.А. Сухомлинский: о воспитании. / сост. С.Л. Соловейчик.-М. .Политиздат,1975.- 228 с.
  4. Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого М.: РПА,1995.-604 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей образовательного учреждения как средство гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. (из опыта работы)

В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие гражд...

Клуб молодого избирателя в школе как средство гражданского образования молодежи (обобщение опыта работы).

Обобщение педагогического опыта «Клуб молодого избирателя в школе как  средство гражданского образования  молодежи». Представлен материал об организации и работе Клуба молодого изб...

«Лицейский центр профилактики» Программа прикладного характера в социально-культурной сфере, направленная на воспитание подростков и молодежи

Основная идея проекта – формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни через включение в активную исследовательскую деятельность посредствам ИКТ, а также объединение усилий уча...

Взаимодействие МАОУ СОШ №4 и АЖПР Советского района по работе с молодежью. Из опыта работы Цыдыповой С.А.

Совместная деятельность школы с Ассоциацией жертв политических репрессий позволяет раскрыть это духовное богатство народа и оказать влияние на формирование  нравственных качеств личности нашей мо...

Статья "Социальное партнерство в дополнительном образовании (из опыта работы МЭШДОМ)"

Статья посвящена актуальной в современных условиях проблеме социального партнерства. На примере школы дополнительного образования МЭШДОМ рассмотрено социальное партнерство как эффективная форма взаимо...

«Организация работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Описание работы по организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»...

Сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей среди молодежи: из опыта работы

Сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей среди молодежи: из опыта работы преподавателя русского языка и литературы...